Перуница

» » Душа лесов.

Боги » 

Душа лесов.

'Душа

Иже молятся огневи под овином, и вилам, и Мокоши, и Симарглу, и Перуну, и Роду, и Рожанице, и всем, иже суть тем подобны... И поклоняются дуплинам, убрусцам обвешивающе.


Жизнь лесовиков вся, до последнего уголка, была пропитана своей лесной верой, рождённой в свежем смолистом дыхании этих пустынь, где человек был так ничтожен, а Бог так близок и велик. Самой характерной, самой резкой чертой этой лесной веры была её безграничная свобода. В одном древнем писании есть прекрасное и глубокое место: всех языческих богов нельзя и перечесть, -- говорит летописец, -- каждый человек тогда своего бога имел .

Каждый человек и должен иметь своего Бога: зеркала душ из тайн мира вмещают в себя только то, что они вместить могут. И тогда это сказывалось особенно ярко. И до такой степени понимали тёмные лесовики эту необходимость свободы для человека в таинственной области веры, что у них не было даже никаких жрецов, которые всегда эту свободу превращают в неволю жестокую. У лесовиков перед лицо богов выступали только те, в чьём вещем сердце тайные голоса звучали особенно сильно.

Когда отдалённые потомки этих лесовиков оглядываются теперь назад, им кажется, что назади ничего, кроме грубых суеверий, не было. Но это очень наивное самообольщение: только прогрессивным парикмахерам да всезнающим газетчикам, увидавшим аэроплан, кажется, что они бешено идут вперёд. Понимать жизнь в её глубинах можно, только отказавшись от этих детских иллюзий. Люди думали и тогда, и часто их молодая, свежая, не засорённая мусором веков мысль, мысль не на продажу, мысль без горделивой подписи выносившего её, мысль для себя, мысль для мысли, была мыслью глубокой и животворной. И очень рано, ещё до всякой "истории", эти никому не ведомые мыслители в липовых лапотках почувствовали и поняли, что за извечной игрой мира стоит Тайна. И этой Тайне дали лесовики имя Сварога, Единого Бога, Бога богов, все освещающего, все животворящего, и, падши среди лесов и степей, они умилённо поклонились Ему...

Но этих лесных мыслителей и степных поэтов, в тиши своих пустынь открывших главное в жизни, постигла та же участь, которая через века и тысячелетия постигла других помазанников Божиих: их светлые откровения оказались непосильными для их собратьев-лесовиков. Их мысль, преломляясь в этих маленьких и робких душах, разбилась на многоцветные осколки, и вот рядом со Сварогом, Богом Единым, незримым Светом света, появились от Него исходящие боги-сварожичи, дети Его, более к людям близкие, более им понятные. По существу они были всё тот же Сварог, но их можно было видеть, слышать, осязать, и это роднило с ними, это было успокоительно и приятно. Как принести благодарственную или умилостивительную жертву незримому Богу Света? И вот ни в едином пергаменте, от сгоревших веков уцелевшем, нет ни единого слова о жертвоприношениях Сварогу. Он был, и этого было вполне достаточно, а разговаривал человек с исходящими от него сварожичами, Его воплощением для людей.

На первом месте среди многочисленных и часто смутных сварожичей стоял бог-солнце, Дажбог, или Хорс, ежегодно, сделав своё дело, умирающий и ежегодно же среди зимы восстающий из мёртвых, для того, чтобы снова оживить землю, согреть угасшую было в дыхании железных морозов жизнь. Блистая золотой колесницей своей, великий бог ежедневно совершал свой животворный объезд земли, а когда, случалось, злые духи, закутавшись в синие грозные тучи, пытались погубить его, тотчас же на помощь Хорсу являлся его брат-сварожич Перун и, грохоча золотой палицей своей так, что сотрясалась вся земля, и сыпля золотыми стрелами, разил направо и налево врагов Хорса, врагов жизни, в то время как третий сварожич, Стрибог, бог ветров, рвал их на части и уносил прочь. И старцы кудесники, вещуны, ведуны, исполненные знатной премудрости, волшебного ведания, вещьства, набожно склонялись перед силами божественными и истово шептали: "Высокий богови, великий, страшный, ходящий в грому, обладающий молниями, возводящий облаки и ветры от последних краёв земли, призывающий воду морскую, отверзающий хляби небесные, сотворяющий молнию, повелевающий облакам одождити дождь на лице земли, -- да изведёт нам, детям своим, хлеб в снедь и траву скотам..."

Рядом с этими внушающими священный ужас своим могуществом, но благодетельными человеку богами стоял сварожич Велес, бог скотий, высокий и великий Пастух, еженощно выгоняющий стада звёздные на небесные пастбища. Он был покровителем и стад земных, и торговли и, любя игру на гуслях яровчатых, благоволил к певцам, которым так охотно внимали лесовики и которых за великое искусство их величали внуками Велеса и были уверены, что певца добра милуют боги...

И жила в небесных обителях светлая Мокошь, богиня-луна, покровительница жён-родильниц, а через них рода. Женщины особенно чтили её и в нужное время ставили ей тайно трапезу. Особенно торжественно молили её, светлую богиню, женщины в начале осени, почему и получили эти последние золотые дни весёлое название "бабьего лета"...

И, кроме этих богов-сварожичей, было немалое количество иных, земных богов и божков: и Семарьгл, бог огня, и Ярило-Ладо, светлый бог весны, бог земной любви, и вилы, воздушные девы жизни, и берегини, мавки, русалки, в которых жили души умерших. В лесу жил зелёный, остроголовый леший, великий озорник, в полях -- дед-полевик, во дворе -- домовой, дух предков, дух рода, щур, пращур. Когда лесной человек строил себе новую избу, он первым делом благоговейно переносил в неё горящие уголья со старого очага и ласково приговаривал: "Милости просим, дедушка, на новое житьё..." И домовой с удовольствием следовал за ним...

И, чувствуя вокруг себя смущённой душой движение таинственных сил жизни, лесовик веровал и во всякую нежить, жуткую, безликую, безымянную, верил в оборотней зловещих, верил в души предков, незримо блюдущих над своим потомством. Но больше всего верил он в жизнь: на масленице первый блин выставлял он на слуховом оконце для своих покойничков, а при первой оттепели говорил: "Родители вздохнули". Теплом веяло в жизнь из родительских могилок, а не холодом. И чуть покажется на горах, на проталинках, -- он любил класть своих покойничков по высоким, "красным" местам, -- первая травка, все они спешили отнести им святой покорм Радуницы и там, на могилках, совершить эту весеннюю трапезу с родами родов. Это время так и называлось Красной Горкой. Красный не только в глубокой старине, но и тысячу лет спустя на народном языке значит не только прекрасный (красная девица), но и солнечный: те избы, которые в деревне смотрят окнами на солнце, зовутся и теперь красной стороной. А белорусы и до сей поры эти радостные вешние дни зовут Дедами. И старики закликали покойничков, призывая их пировать вместях, а молодёжь в это время воинскими играми сердце тешила, и кружилась яркоцветными хороводами на полях "межю селы", и пела песни светлому Ладу, богу любви и жизни, и добрый молодец под шумок умыкал ладу свою. А вокруг, по всей зазеленевшей земле, пели, шумели, любили, радовались прилетевшие из Ирья птицы, души покойничков. И не только в птицах малых были заключены души ушедших, но и в бабочке нарядной, и в жуке -- во всём. Всё было живое, всё было вещее, то есть знания тайного, невыразимого исполненное, всё было -- одно...

И если обозы гостей, приехавших торговать, и поленица удалая, пришедшая с князем за данью, незаметно вносили в эту жизнь неуловимые новые нотки, то в свою очередь и они, надышавшись лесными тайнами, подчинялись душой этим седым верованиям. Не всё в них было ясно и отчётливо, но в этом-то и была главная прелесть их: жизнь, слава богам пресветлым, не торговый счёт! Не веровать в тайну в лесах было невозможно: в пустынях этих звёздными ночами властно говорил в душу Тот, Кто живёт одновременно и над звёздами, и в глубине души человеческой, эти звезды созерцающей. Они сами, своими глазами видели между стволами могучего леса туманного лешего, слышали по лесным трущобам его свисты, его крики дикие, его плескание в ладоши, слышали, как он, все ломая, убегал от них чащобой. Не он ли, озоруя, сбил их раз с пути-дороженьки среди бела дня и завёл в ржавцы неоглядные, в дрягвы непроходимые?.. Они сами, своими глазами видели, как взвихривает, играя, воду дед-водяной, а вечером, после заката, в лунном сиянии они видели светлые хороводы русалок вкруг дремлющих камышей. И не кричал ли над их головами таинственный див [2], кличущий в верху древа-дуплины?.. Не творила ли им нежить на пути всякие споны и запятия?.. Не шептало ли им в душу ночью, у костра, на привале, волшвеное царство трав росистых, нерукодельное, но премудро устроенное? Не их ли очи слепил Перун громоносный своими золотыми стрелами, одним ударом сваливший на их глазах дуб многоохватный? И даже те из них, немногие, которые сами не знай зачем приняли эту новую несуразную веру в бога распятого, в такие минуты чувствовали власть богов старых. И потому, когда их соратники, веры иноземной не причастившиеся, склонив колени в тени векового дуба, у звонко гремящего студенца молили богов земли Русской, то и они, двоеверы, падали ниц вместе с ними...

[2] - Горе-злосчастье.

Наживин Иван Федорович
Глаголют стяги

http://az.lib.ru/n/nazhiwin_i_f/text_1050.shtml

http://www.perunica.ru/bogi/3223-dusha-lesov.html  





Душа лесов.

Категория: Боги

<
  • 98 комментариев
  • 0 публикаций
23 октября 2010 23:41 | #1

Беляна

0
  • Регистрация: 8.03.2010
 
На последних строчках мурашки по коже...
Замечательная статья. Как раз то, что я чувствую...

Маленькая поправочка, цитата:
"А белорусы и до сей поры эти радостные вешние дни зовут Дедами".
"Дзяды" - это осенью. Весной - "Радунiца".

<
  • 1 300 комментариев
  • 394 публикации
24 октября 2010 00:54 | #2

Искатель

0
  • Регистрация: 16.12.2009
 
Хорошая статья!
Предлагаю, по этой же тематике разместить интервью Ильи Маслова журналу “orb of Aradia” 30.06.06 Многим интересно будет.
Какой ЧЕЛОВЕК был...

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
24 октября 2010 20:23 | #3

spring

0
  • Регистрация: --
 
хорошая статья!

<
  • 104 комментария
  • 3 публикации
25 октября 2010 10:51 | #4

cjiaba

0
  • Регистрация: 20.09.2010
 
Согрело.

--------------------

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
28 октября 2010 23:45 | #5

Gonchar

0
  • Регистрация: --
 
Там Русский Дух,Там Русью пахнет.

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
29 октября 2010 20:57 | #6

Ненаглядная Красота

0
  • Регистрация: --
 
Ммм, очень понравилось.
Талантливо написано. good

<
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
20 июня 2011 16:24 | #7

архистротиг

0
  • Регистрация: 20.06.2011
 
Замечательная статья.
Только бог СВАРОГ (индоевропейское происхождение названия) был ещё богом огня. Богом начала мира согретого его тетлом.
В отличии от современного человека в старь люди жили в единстве с природой они посути были слиты с ней воедино, и в следствии этого они её просто знали и чувствовали. Естественно когда ты когото хорошо знаеш ты будеш обращаться к ниву по имени. Но не понемая устройство мира не зная его законов ты будеш своих знакомых обожествлять. В принципе так и должно быть, так было задумано на ранней стадия развития человечества, для того чтобы не повредился его не окрепший мозг. Человечество должно было понять МИРОЗДАНИЕ оно для этого было создано, но как всегда "увы и ах", оно пошло не по правельноиу пути, пути единства с природой, а стало цивилизацией циликом и полностью зависящей от машин и компьютеров, чам уадило себя от природы, от единтва нас с МАТЕРЬЮ ЗЕМЛЁЙ.
И нет теперь старых, правельных и мудрых богов, а есть ложные навязанные, ведущие всех НАС к утопии не свойственной природе.

<
  • 363 комментария
  • 6 публикаций
25 сентября 2011 17:00 | #8

Elol

0
  • Регистрация: 4.09.2011
 
"И не только в птицах малых были заключены души ушедших, но и в бабочке нарядной, и в жуке -- во всём. Всё было живое, всё было вещее, то есть знания тайного, невыразимого исполненное, всё было -- одно..."
Почему - было? И есть... только люди перестали это чувствовать. А мир как был - так и есть. Живой.
Так понимаю - лишь отрывок здесь?
Благодарю за встречу с автором. Буду искать все целиком теперь.

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера