Перуница
 

» » Макошь и её роль в современной жизни

Боги » 

Макошь и её роль в современной жизни

Макошь и её роль в современной жизни

МАКОШЬ древнейшая богиня славян, покровительница плодородия и материнства, дома и женских работ. Как все древнейшие боги полигамна. Её число – 5, её время – лето и осень.

Точное произношение и написание ЕЁ имени доподлинно неизвестно. Из всех вариантов (Мокошь, Мокушь, Мокуша, Мокушка, Макошь, Макешь), наиболее древним является, скорее всего, вариант с корневым «А», так как «оканье» в индоевропейских языках явление позднее. Корневое «О» появилось, видимо, с возрастанием роли земледелия, где так важна влага, и созвучия с глаголом «мочить»

Олицетворение Матери - Сырой Земли, в этом образе супруга Неба. В качестве покровительницы воды, влаги, источников - супруга Велеса. В своей отрицательной ипостаси – Кикимора, проживает в доме совместно с домовым, вместе с ним вредит нерадивым хозяевам. Доброй или злой Мокошь делают личность и поведение каждого конкретного человека, т. е. Она наблюдатель и оценщик и весьма строгий (см. пословицу: «бог не Макешь, чем – ни будь да потешит»).

Макошь имеет не ровную, качающуюся походку как у гусыни или утки, для подчёркивания этой характерной черты её описывали, изображали на гусиных лапках, иногда Макошь хрома и горбата, простоволоса, а когда является в гневе - лохмата, молчалива, строга. Судя по русским вышивкам – рогата и с небольшим хвостиком, что роднит её с иранской Ардви – Сурой Анахитой. Наиболее часто атрибутами М. являются прялка, веретено и метла с конской головой (черепом).

В психологии известен тест: испытуемого просят нарисовать голого человечка. Если у изображения большая голова – значит, испытуемый решает какую то проблему или просто любит общаться. Гипертрофированно изображённое причинное место говорит о соответствующих особенностях пациента, и т. п. Макошь традиционно изображается с большой головой (много дум), длинными руками (всеохватность), огромными ладонями (трудолюбие), и эти её качества являются так же характерными чертами русского народа .

Макошь связана со всей мелкой «домашней» фауной: козами, курами, кошками, мышами, тараканами, сверчками, летучими мышами, лягушками, муравьями и т. д. Фея, в сказке о Золушке – Макошь.

Божия коровка, называемая у западных славян «берушкой», т. е. овечкой – одно из воплощений М. Она носит на себе метку – память о пожаре, опалившем её спинку, а чёрные пятна – её сгоревшие дети. Весь этот ужас – следствие гнева Перуна, который наказал таким образом свою первую неверную жену. А она и не могла быть верной, так как появилась задолго до возникновения института брака, не собиралась меняться и, кажется, переживёт распадающиеся на наших глазах традиционное супружество…

Связана с коноплёй, крапивой и, в последнюю очередь, которую только и оставило Пятнице христианство, со льном, как растениями дающими волокно для прядения и ткачества. С этой стороны связана с овечьей шерстью и козьим пухом. Обобщая, можно сказать, что М. Имеет отношение ко всему, что можно скрутить, свить в верёвку, нить. Связывать, плести, ткать, а так же развязывать, расплетать, распускать – одно из её дел.

Памятуя, что в старину деревенская община называлась «вервь» (верёвка, связь), а так же учитывая такие устойчивые словосочетания, как «связь времён», «связь поколений», которые возникают как бы сами собой из архитипических представлений, можно сделать вывод о том, что М является древнейшей социально - родовой устроительницей.

В отличие от Рода, являющего собой вертикаль (например, власти), накладывание, иерархию, переход от низшего к высшему (например, взросление, ведь речь идёт о доклассовом устройстве общества), Макошь являет собой горизонталь, которую символически легче всего обозначить верёвкой, ведь её не поставишь вертикально (индийские факиры не в счёт).

В фольклоре явственно проступают такие нюансы. Женщина подводит коня за узцы, то есть тянет за верёвку. Мужчина седлает коня, то есть кладёт на него седло и сверху садиться сам. С этой точки зрения возведение дома из брёвен или камня вотчина Рода, а сооружение плетня или хаты – мазанки, имеющей в своей основе тот же плетень – Макоши.

Говоря современным арго, Род – это круто, в смысле не полого. А Макошь это широко, то есть открыто, протяжённо, свободно. И это отсылает нас к общепризнанному определению души русского народа, как души широкой, щедрой, свободолюбивой.

«Там русский дух, там Русью пахнет…», это там, где просторно, широко, свободно. Это там, где незримо присутствует Макошь.

Недаром Владимир – князь, укрепляя государственность Киевской Руси, из всего многообразия славянских богинь выбрал именно Макошь, образ которой соответствовал и народной ментальности, и широте далеко идущих политических интересов правящей верхушки.

В связи со своей горизонтальностью Макошь связана с Матерью Сырой Землёй, а через неё с необходимой земле сыростью ( водой). В связи со своей водной сущностью и женским началом, Макошь связана с «течением времени».

Все мы на свете временны
Жизней наших холсты
Женщины беременные
Связывают как мосты.


Осознание родовой связи, привязанность к локусу обитания, понимание ценности воды появились значительно ранее возникновения земледелия, следовательно, Макошь «старше» аграрных праздников, хотя и «приняла их под свой контроль».
Пятница перед каждым большим праздником народного календаря посвящена Мокоши, 12 пятниц в году наиважнейшие. (Более подробно об этом читай у Б. А. Рыбакова).

Время Макоши не летняя или зимняя морозная сухость, её время – дождливый конец лета и сырая осень: Распутица, разрывающая родовые и торговые связи между селениями. Дожди, связывающие по рукам и ногам свободу передвижения и собирания даров природы. Свадьбы, семейные узы , посиделки с прядением и играми, молчаливое ткачество (бранное тканьё заставляет считать «в уме»), шитьё тёплой одежды для выросших за лето, починка крыш, первая топка печи для тепла, а не для приготовления пищи…

Пятница, Пятница, Святая, наречённая!
Мы тебя, Пятницу ждали – дожидали,
Неделю всю,
Зиму холодну, Весну – красну, всё Лето то тепло,
Осенью богатой едва дождалися!


Кульминация женских осенних праздников – чествование 9 и 10 Пятниц, которые разделены одной неделей, (приблизительно конец октября, начало ноября, христианские Параскева, Кузьма – Демьян и Микола зимний) в беларусской традиции происходило так.

«…во время осеннего праздника «Кузьмы – Демьяна» в некоторых сёлах молодёжь ладила вечорки, на которых из соломы делали чучело Кузьмы – Демьяна, одевали его в мужскую одежду, приделывали большой фаллос, скрученный из красной материи, сажали этого «хлопца» на почётном месте за столом, угощали его, угощались сами. Рядом с чучелом садилась девушка и их «женили, гуляли веселье», во время которого исполняли припевки, касающиеся эротичного места. В конце посиделок парни выносили чучело за село, снимали с него одежду, а солому сжигали. Довольно распространенными были карнавальные обходы ряженых на праздники зимних Николы и Юрия». (Т.И. Кухаронак. Маски в календарной обрядности Белоруссии. Минск, 2001. С. 135-136. На беларусском языке. Перевод цитат - мой).

А ранее, первого сентября всей «громадой» справлялся праздник «женитьба камина», то есть свадьба печки, знаменовавший собой начало отопительного сезона.. В некоторых местах всей деревней зажигали новый, живой огонь, добытый трением. «… Цветами, освещенными в церкви на Иванов день, украшали печь, при этом пели специальные обрядовые песни. Спевши, девушки с приглашенными парнями начинали скакать разудалые пляски, среди которых выделялась «Цярэшка»» (Там же. С. 134). «В конце вечера молодежь, попросивши благословения у старшего, пела жениху-камину специальную свадебную песню:

Ой пришли ж ночи долгеньки,
Посвети нам, камин беленький,
Мы ж тебя цветами убрали,
Барвиночками, рутой перевязали.
Параша наша девка гарнинька
Полюбить камина раднинька.
Мы ж тебя будем женити,
Горилочку, пиво пить.
Свети же каминочек ясьненько;
Шить, прясть, ткать молодым,
А подарочки забирать старым.
Каминочек, ты нам помогай,
Кручу, вярчу и бури прогоняй,
Дым и сажу неси врагам,
Свет, охоту и радость неси нам.
Хозяюшка наша, поглядай,
Горилочки и меда подливай»
(Там же. С. 134).

То есть осенью, помимо настоящих свадеб игрались свадьбы потешные, а вернее ритуальные в фарсовой форме. «Выход замуж» хозяйки за свой камин (печь), в своей основе вполне серьёзен. Тяга к домашнему очагу является архитипичной характеристикой женской психики. Вспомним смешной рекламный ролик, в котором женщина пытается заняться приготовлением пищи на кухне – экспозиции торгового центра и её с трудом оторвав от этого дела, выносят охранники.

Не совсем чётко прослеживаемая в русской и украинской традиции связь Макоши со свадьбами в частности и с эротикой вообще со всей очевидностью вырисовывается в белорусских обрядах. Впрочем, в украинском фольклоре есть одна песня, вызывающая у исследователей сомнения о её подлинности, где Макошь представлена разгульной: «…или Бог наш Посвист спал, или с Макошью гулял?»

Кроме того, М. связана с коноплёй и маком как растениями «силы», дающими опьянение и вещие сны, их семена – сильнейшие обереги.

Как строгая, но справедливая богиня, связана с псевдо колючими растениями: маком («волосатый» стебель), лиственницей.

Связана с «влажными» деревьями (ель, осина, ива) и с любым деревом, выросшим у святого источника или колодца.

Её наказания: портит зрение, насыпает в голову сор, отчего голова болит, наводит обморочный сон, щекочет детей, путает пряжу, колет веретеном, дает невыполнимые задания, морит кур, насылает тараканов, устраивает полтергейст.

Её помощь: лечит зрение и головные боли, убаюкивает детей, способствует закваске теста, выпечке хлеба, незримо моет посуду, прядёт и ткёт, охраняет кур, хранит дом от насекомых.

В пятницу, день Макоши, существовал запрет не только на прядение и ткачество, но и на большинство женских работ вообще. Мытьё полов, купание детей, замес теста не имели места в этот день.

В пятницу можно было торговать. В древности купля – продажа происходила в виде взаимовыгодного обмена результатов своего труда. Вырисовывается образ Макоши дающей и берущей, Макоши – оценщицы и считальщицы.

Удручает «упёртость» некоторых исследователей на льно – прядильно – ткаческих функциях Макоши. Поле её деятельности значительно шире.

Конечно, последние несколько тысяч лет этот вид индивидуальной женской деятельности (прядение и ткачество) был весьма популярен, но в наши дни он постепенно сходит на нет. И ранее, в течение сотен тысяч лет женщины тянули жилы (буквально), нанизывали на них раковины, зубы, косточки, выделывали и сшивали шкуры, а не ткали ...А боги и богини уже были.

Я считаю, что основная функця Макоши – создание протяжённости (пространства, времени, жизни, рода, семьи, всего, что имеет продолжение и состоит из череды сходных элементов) и воля её разрывать.

В этом смысле однотипные «дамские романы», телесериалы, пасьянсы, вязание, ежедневные маршруты: дом – детсад - работа – магазин – детсад – дом, еженедельная генеральная уборка квартиры, традиционное весеннее мытьё окон, отмечание дней рождений, праздников, обрядов (а шире – верчение годового кола) – есть сегодняшняя юрисдикция Макоши. Возможность переносить эту тягомотину нам даёт она же. Дублирование, создание однотипных клише, например, книгопечатание или биологическое клонирование – тоже сегодняшние дела Макоши.

Я пишу эти строки, группируя буквы в протяжённые ряды, стараясь связно выразить свои мысли, я ращу детей, продолжая свой род, я «делаю жизнь», и мне, современной женщине, вовсе не надо уметь прясть, чтобы почувствовать благославляющее присутствие Макоши.

Пример современного обращения к Макоши:

Великая, многая Макошь – Дива!
Прекрасная Дева, матёрая Баба, мудрая Старуха!
Я, твой потомок, стою перед тобой весь открытый,
на льняном ни разу не стираном холсте.
Славлю тебя, Великая Мать,
как славили Тебя все мои предки с незапамятных времён,
пусть и под разными именами: Гекаты, Деметры, Параскевы – Пятницы.
Мощью твоей заклинаю:
Как русская женщина, вырастившая этот лён,
Мявшая, трепавшая, чесавшая его,
Спрявшая эту нить и соткавшая этот не стираный холст
Отдала ему часть своей силы,
Так и я отдаю ему часть себя: свои горести, неудачи и болезни.
И как женщина, сделавшая этот не стираный холст,
Получила от него радость созидания,
Так и я получаю от него счастье, удачу, здоровье.
Да будет так!
Как проточная, очищающая вода смоет с этого холста Сырую Землю,
Так смою я с этого холста все мои горести, неудачи, болезни.
Да будет так!


Как постиранный холст сохраняет в себе
память о руках, его создавших,
Так сохранит этот постиранный холст в себе
Моё счастье, удачу, здоровье,
данные Волей твоей, могучая Макошь!
Слово моё ключ и замок. Да будет так!
Стираный холст, становится после обряда оберегом.

http://www.perunica.ru/bogi/5121-makosh.html  



Макошь и её роль в современной жизни

Категория: Боги   Теги: Праздники

<
  • 41 комментарий
  • 1 публикация
4 сентября 2011 20:09 | #1

Serp

0
  • Регистрация: 8.06.2010
 
Макошь или Лада Богородица или С-А-Ра-Сва-Ти.

Женский аспект сознания нашей Галактики. Мать ковша - чертога Макоши - созвездия Малой Медведицы или семи Риши / семи Мудрецов.

Мужской аспект сознания нашей Галактики - СваРог или Брахма.

Любви да РАдости.

<
  • 267 комментариев
  • 5 публикаций
4 сентября 2011 20:15 | #2

Крепислав

0
  • Регистрация: 4.11.2010
 
А то, что на картинке, - это точно ли Макошь?
Изваяние какое-то, на мой взгляд, неправильное. Скуластое чересчур и с приподнятыми наружными углами глаз. Сибирячка, да и только. Метиска.
Хвостик - бог с ним, дело сакральное. Но монголоидные черты нашим богиням едва ли подобают.

<
  • 233 комментария
  • 0 публикаций
4 сентября 2011 21:12 | #3

lyut

0
  • Регистрация: 16.05.2010
 
Татьяна Эдуардовна, и правда, как заметил Крепислав, Чур имеет весьма выраженные фино-угорские черты. Надо сказать, они прямо таки преобладают.
Как понимать, поясните пожалуйста?

<
  • 25 комментариев
  • 0 публикаций
4 сентября 2011 21:19 | #4

милослава

0
  • Регистрация: 30.03.2010
 
Благодарю за статью. Какраз вчера закончила вышивать Макошь.

<
  • 106 комментариев
  • 24 публикации
4 сентября 2011 22:27 | #5

PartyZan

0
  • Регистрация: 26.08.2009
 
Цитата: милослава
вышивать Макошь.
А покажи

<
  • 28 комментариев
  • 0 публикаций
5 сентября 2011 09:33 | #6

neyromant

0
  • Регистрация: 17.11.2010
 
Т.е. сейчас - конец лета, наступило время Макоши?

--------------------

<
  • 856 комментариев
  • 191 публикация
5 сентября 2011 16:35 | #7

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
neyromant, да сейчас Её время. С 11сентября - бабье лето.
Для зрителей картинки: читайте текст, он написан мною и за него я отвечаю; чура резала не я, ничем помочь не могу. Но на мой взгляд, типично рязанский женский лик.

--------------------

<
  • 233 комментария
  • 0 публикаций
5 сентября 2011 17:13 | #8

lyut

0
  • Регистрация: 16.05.2010
 
Эрьзя значит?
Зачем они здесь? Я понимаю, тоже язычники и огню небесному и земному поклоняются. Да только, у них свои боги.
При чем здесь Макошь?
Помимо самого, выраженного не славянского лика, на голове не славянский головной убор. Если бы резчик хотел изобразить образ Русской Богини Макоши, то и на голове должна бы быть кичка, символ материнства.
Татьяна Эдуардовна, конечно каждый волхв волен по своему волховать, но все таки до определенного предела. Зачем такие фото здесь размещать?
Вы, быть может, оскорбить кого-нибудь ненароком можете. Подобными сопоставлениями.
Я например, серьезно к подобным вещам отношусь. И если для, Вас, это всего лишь картинка, как Вы выразились для зрителей. То это не означает, что так есть для всех остальных.

За, статью благодарю.

<
  • 856 комментариев
  • 191 публикация
5 сентября 2011 17:41 | #9

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Сынок, утомил. Потрудись, уважь Татьяну Эдуардовну - найди подходящую картинку, в правильной кичке (ведь ты, я вижу дока в женских головных уборах), а мы всё это обсудим. Рязанцы, надеюсь, откликнуться.

--------------------

<
  • 233 комментария
  • 0 публикаций
5 сентября 2011 17:47 | #10

lyut

0
  • Регистрация: 16.05.2010
 
Спасибо Вам, Татьяна Эдуардовна.
Не стану Вас более утомлять.
Пайду, тагда на улицу, с пацанами в мячик паиграю.

<
  • 267 комментариев
  • 5 публикаций
5 сентября 2011 18:07 | #11

Крепислав

0
  • Регистрация: 4.11.2010
 
Статья и правда ценная, написанная, как и всё у Пятницы, с научных позиций.
Мне вот что интересно: может ли быть связано с именем Макоши мужское имя Маслав, которое носил легендарный вождь антихристианского восстания в Польше в 10в.?
У эллинов, вроде бы, были мужские имена, производные от имен богинь: Деметрий, Афинодор.
Или Маслав - это просто "Матерью славный", мол, мать его знатнее отца, и всё?

<
  • 856 комментариев
  • 191 публикация
5 сентября 2011 20:07 | #12

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Крепислав, будь ласков, ссылку по поводу Маслава! К стыду своему ничего об этом не знаю. Щас полезу в свои книжки, если найду, проанализирую и, может выдам чего нибудь раздражающее степенью своей свободы metla .

--------------------

<
  • 267 комментариев
  • 5 публикаций
5 сентября 2011 20:36 | #13

Крепислав

0
  • Регистрация: 4.11.2010
 
http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9Xs7e_DEZHQ5

W95_yvpQttK3-iKbagU49Sy8Gm5dLs63a1e1d1yur-eyMSrgHcyL-tLtjJJfrLJcInPJKpKx-AfO-IOA

T7qqOhUcv7KDs9A_VNxMlCDX8O8aoiyI_uA_HJo?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxcEplVEl

3aERuVVBPU3ZRQjFmUTlFekUxX1JsN1RuTzA0TzVjZGZ2T2lEdlVPSE55b2tHUGxzR2ZGR2NuS2xvMjV

EUlRHTGxOUkZJUVVuNjN2TmtuVXBLbWNLZ1FIU0pZQ1NFc0UtOTJYMDhURndXc0pMZnItTQ&b64e=2&s

ign=4fd9f36909feae541b9316a770d48652&keyno=8&l10n=ru&mc=0&i=9

Такая вот ссылка получилась о бытовании имени Маслав в Польше.
Вообще-то я историю о вожде восстания почерпнул из книги Л.Прозорова "Язычники крещеной Руси", почему, собственно, и назвал поименованного персонажа легендарным.
Между прочим, моя майская попытка прогуглить Маслава была более результативной, чем сегодняшняя. Тогда , в мае, сыскался еще какой-то роман какого-то беллетриста о восстании, который я не стал читать.
Но имя-то существует...

<
  • 169 комментариев
  • 0 публикаций
6 сентября 2011 06:52 | #14

ASTR 17

0
  • Регистрация: 22.08.2011
 
Очень хорошая статья. Буквально чуть более недели назад, первый раз увидел эту богиню мельком выше пояса, настоящая славянская, темнорусоволосая с черными бровями красавица. Дала мне очень ценный совет по колдовской практике, которой я пока не занимался. Уровень ее восприятия не астральный, а довольно высоко-ментальный. На этом уровне духовные существа имеют свойства трансформеров, и являют разные свои лики и образы для каждого адепта индивидуально, но в зависимости от культурных традиций и темы обращения к ним самим. Поэтому и возможны различные исторические каноны из разных времен и частей света. Любые Божества универсалы, но конечно имеют свои личные предпочтения, и поэтому можно делать неожиданные открытия по поводу их помощи и личных вмешательств и проявлений.

--------------------

<
  • 856 комментариев
  • 191 публикация
6 сентября 2011 09:13 | #15

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Крепислав, увы! имя Маслав есть сокращение от Мецлав, Мечислав, и к Макоши прямого отношения не имеет. Но Польское языческое восстание в 30х годах 11века это круто! и книга нашлась в поиске. Может Збручский Идол, найденный "на востоке Польши" (так гласит современная надпись в Краковском Археологическом Музее!), есть результат и свидетельство именно этого восстания. Попробую узнать об этом восстании у польской подружки.

--------------------

<
  • 267 комментариев
  • 5 публикаций
6 сентября 2011 11:56 | #16

Крепислав

0
  • Регистрация: 4.11.2010
 
Да, Пятница, Озар в своей книжке перепутал имена. Вождем восстания был Мецлав, самопровозглашенный князь Мазовецкий, и поиск по этому имени дает немало ссылок.

<
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
7 сентября 2011 07:27 | #17

nata2011

0
  • Регистрация: 14.06.2011
 
В разных источниках разные созвездия называются созвездием Макоши: или Большую Медведицу называют или Малую, при этом каждый как -то обосновывает. Кто - нибудь знает, как правильно? Пожалуйста, расскажите..

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
20 августа 2014 14:24 | #18

WELADIMIR

0
  • Регистрация: 29.07.2014
 
А как она связана с Коляды Дар?

<
  • 856 комментариев
  • 191 публикация
20 августа 2014 20:15 | #19

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: WELADIMIR
А как она связана с Коляды Дар?
Никак. Это параллельные вещи: Макошь персона так сказать историческая, упомянутая в письменных источниках и фольклоре. А коляды Дар - относительно современное фэнтэзи

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.