Перуница

» » Макошь

Боги » 

Макошь

Макошь

Посвящается всем, имеющим русскоязычные "ники"
Сим чтением ставлю им защиту и установку на удачу


Из сизого тумана прошлого то, появляясь, то, исчезая молча смотрит на своих детей мудрая многая Макошь…

Она родилась так давно, что даже летописцы древней Руси не помнили, как правильно писать её имя: Мокошь, Макешь, а может быть Макрешь или Макуша?

Великая Мать… как её не называй, она была, есть и будет вездесущей, а потому имеющей много имён и воплощений. Для одного она прабабка из семейных легенд, для другого - любимая тёща, для кого – то, клочок земли в садовом товариществе, страстно желаемый и бережно возделываемый или река, или родной дом, деревня, город, всё то, что способно вместить в себя сердце…

Каждый день она помогает своим детям. Каждую ночь – оценивает их труд.

Каждую неделю она проявляет себя пятницей, днём шумного, весёлого торга, на котором плоды труда оцениваются наличием спроса.

В каждом месяце средь четырёх пятниц одна главная, та, которая предшествует основному празднику месяца.

В каждом из времён года, праздничная неделя, а то и 12 дней перед солнечной фазой не обходятся без её участия.

Раз в году в череде 12 пятниц – сестриц, одна старшая. Чествуют её в конце осени и начале зимы, устраивая совместные пиры – братчины, на Руси – в конце октября, начале ноября, у южных и западных славян в начале декабря. У белорусов в эти дни проводится озорное игрище «свадьба» Божьего Коваля – кузнеца Демьяна.

Куры да каша – Макоши нашей!
Над чугунами девки колдуют:
Макошь могучая, сделай как лучше нам,
Что бы отведавший варева нашего,
Больше к соседским невестам не хаживал.
Да будут с нами, нас пусть целуют!
Кушайте кашу – будете наши!


Облик её, как и имя – изменчив. Судя по вышивкам, Макошь может явиться статной, высокой женщиной с натруженными, длинными руками, в рогатой кичке и с маленьким хвостиком. Судя по фольклорным данным, может приковылять горбуньей на гусиных лапках, может померещиться лохматой, дёрганой кикиморой, путающей пряжу, ломающей вещи. Иногда она невидимкой хлопочет по хозяйству, а иногда беснуется невидимым «шумным духом». Людям она является в том виде и качестве, какой они заслужили. Как общей Матери, ей до всего и до всех есть дело.

Она прародительница, но у неё нет мужа. Ей нет пары, потому что нет ровни. На русских вышивках она одинока в своей огромности, и этот факт нисколько не смущал наших предков, живших в патриархальном обществе. Так же как и мы, они уважали своих пращуров, и не отвергали, хуля и осмеивая их мировоззрение, но помнили и бережно сохраняли его, искусно вплетая в ткань новой, современной им жизни.

В те далёкие времена, когда роль мужчины в продолжение рода ещё не осознавалась, когда считалось, что дети появляются от съеденной горошины или рыбы, люди не славили богов, потому что Боги ещё не родились.

Среди упырей, берегинь, вил, русалок, леших и домовых была только одна богиня – Великая Мать, Ма – Дивия, Де Метра, Ма- Кошь. Её не славили, ей внимали благоговея, с ней делились и она защищала, кормила и учила своих детей.

Вспомните, вы сами часто хвалите (славите) свою мать? Хвалить, оценивать, это дело родителей, а не детей.

Идеальная мать строга, но справедлива, а когда дети идут по кривой дорожке может стать и не милостивой. Именно такой стала Макошь во времена забвения веры предков. Тогда то и появилась поговорка « бог не Макешь, чем ни будь да потешит».

А были времена, тешила Макошь!

Матерью сырой Землёй была она для детей своих. Кормила и поила живых, принимала в своё лоно умерших.

Она научила людей прядению и ткачеству. На льняную, с её помощью вытканную пелёнку, принимали новорождённого, льняную да посконную (из конопли) одежду носили всю жизнь, в лучших, льняных нарядах хоронили умерших.

Своих детей Макошь наделяла судьбою. Любимчиков - личным обаянием и удачливостью - Сречей. Про таких говорили: «кого Среча любит, у того и петухи несутся», и, наоборот: « Несреча тонко прядёт», а где тонко, там и рвётся…

Если её, знатную повитуху, забывали позвать на родины, приходила сама в образе злобной старухи Недоли и желала новорождённому что ни будь в духе сказки «Спящая красавица»: - вырастит девочка, будет умницей и красавицей, да уколется веретеном и умрёт!». Но добрая сторона Макоши – Доля, Среча, Удача давала шанс: «заснёт вечным сном, но сможет проснуться, если…».

Тем, кто не унывает, трудолюбив и обычаи чтит, вроде Золушки или Попелышки, приводит она на помощь своих помощников. Муравьи, сверчки и тараканы, лягушки, жабы и ужи, мыши, птицы, кошки, козы - вся мелкая живность, находящая приют в человеческом жилище, у неё под началом.
В словенской и хорватской сказках волшебница Мокошка, умеющая превращаться в птицу, змею или красную девицу, живёт среди топей на краю болота, куда осенью спускается Солнце. Там, у Мокоши, Солнышко и проводит все долгие зимние ночи. Волшебница заботится об ослабевшем зимнем Солнце, лечит его целебными травами и заговорами, и к весне оно опять становится сильным и могучим .

Древность её проявляется ещё и в том, что охраняет она гороховые поля от налётов ребятишек и птиц, а по хлебным нивам бегает безумной Полудницей, не охраняя, но, только пугая, тех, кто не чтит послеобеденный отдых. Ведь горох и жёлуди, травы да коренья были «бабьим взносом» в общественные закрома до появления земледелия, когда мужчины охотились, а женщины занимались собирательством.

Иногда её, распорядительницу жизни и смерти так и называли – Жива, жизнь и Мора, смерть.

Тёмная сторона Мокоши может явиться к нерадивым людям кикиморой, что значит волосатая, лохматая Мора, издающая птичьи крики . Она месяцами не даёт дошить рубаху, спрясть пряжу. Тем, кто во время «цветения» не соблюдает древних запретов, сквасит что не надо, и, наоборот, пивное сусло не забродит, капуста не скиснет, тесто не подымится. В Словакии верят, что она может забрать непослушных детей обратно в брюхо . Когда мы в шутку говорим: - мама, роди меня обратно, мы понимаем, что нашей маме это не по силам, и потому, не боимся. А Макошь творила такие чудеса, особенно перед зимним солнцеворотом, когда случается наибольшее количество преждевременных смертей.

Может насыпать в голову кострики, в глаза песку и они будут болеть до тех пор, пока Макешь не сжалится и даст своей живой воды для исцеления.

В летний солнцеворот, на Купалу, опускает она свои длинные руки к земле и тянет из неё обильный урожай, людям на радость. А в Коляду, когда солнце поворачивает на лето, а зима на мороз, поднимает руки к небу и ворожит, чтобы солнце разгоралось сильнее, чтобы поглотило оно избыток тьмы. В эти холодные дни является она серой гусыней неуклюже ковыляющей на оранжевых лапках по замёрзшим водам и шепчет: «иду, иду, ночи выпью! Свет ночи выпьет! Да будет поровну и того и другого!» Долго взывает она….Но вот, услышав её, летят из - за моря перелётные птицы, приносят на крыльях Весну. С треском вскрываются реки и вслед за уходящими льдинами, плывёт она белой лебёдушкой, радуя глаз приветствующих её людей, стоящих по крутым берегам.

Наши предки верили, что каждая женщина являет собой образ и подобие прародительницы Макоши. В незатейливой на первый взгляд народной потешке отразились эти представления:

«Как Матрёшка ходит по дорожке?
- Переулочком – сизой уточкой,
А по улице идёт - белой лебедью плывёт!»


Причин, вызывающих такую резкую перемену походки у Матрёны может быть, по крайней мере, две: наличие большего количества зрителей на улице чем в переулке, то есть желание покрасоваться и труднопроходимость переулков заросших летом и особенно, заваленных зимой снегом, по сравнению с более или менее утоптанной улицей. К стати, выступать павой на улице было в старину не личной, индивидуальной инициативой той или иной женщины, но обязательной нормой поведения, которая подчеркивала и подтверждала сакральность многолюдья. Об этом же говорят пословицы: «на миру и смерть красна», «в тесноте да не в обиде» и обычай принародного покаяния. По той или иной причине, но женщины в старину меняли походку, так же, как Макошь, особенно зимой, в тяжёлой одежде; народ заметил этот факт и отметил его в своём творчестве.

Имя героини рассматриваемой потешки - Матрёна - это латинское имя Матронна, то есть знатная женщина, Матёрая, Матерь. В восточнославянском фольклоре немного случайного. Заменяя исконные имена героев на христианские, народ понимал их внутреннее значение. В сказках царевна, олицетворение весны, называлась Анастасией, что значит воскресение, возрождение или Василисой, что собственно, и есть царица, царевна.

В начале ХХ века «божественность» хромающей походки почувствовал и отразил в своём творчестве И. Мандельштам:

К пустой земле невольно припадая,
Неравномерной сладкою походкой
Она идёт ….
Её влечёт стеснённая свобода
Одушевляющего недостатка.
И, может статься, ясная догадка
В её походке хочет задержаться –
О том, что эта вешняя погода
Для нас – праматерь гробового свода,
И это будет вечно начинаться.

Есть женщины, сырой земле родные.
И каждый шаг их – гулкое рыданье,
Сопровождать воскресших и впервые
Приветствовать умерших – их призванье.
И ласки требовать от них преступно,
И расставаться с ними непосильно.
Сегодня – ангел, завтра – червь могильный,
А послезавтра только очертанье…
Что было поступь – станет недоступно…
Цветы бессмертны, небо целокупно,
И всё, что будет, - только обещанье.


Поэт, используя христианские термины и образы, по сути, нарисовал образ древнейшей языческой богини – Матери и сопоставил его с обычной женщиной – хромоножкой. Три строчки народной «прибаутки» лаконично и ёмко говорят нам о том же.

Давно замечено, что гениальные поэты очень тонко чувствуют мифологические основы. В стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» «архетипическая конструкция отчётливо просвечивает сквозь напластования как фольклорного, так и литературного материала…» . « Вслед за описанием шумного буйства «бури» упоминается о «старушке», приумолкнувшей за прялкой в тёмной «лачужке», - эта коллизия удивительным образом напоминает о непосредственном соседстве противопоставленных друг другу бога погоды/ ветра/ вихря и женского божества в текстах, посвящённых славянскому язычеству » . Пушкин, обращаясь к дремлющей старушке настойчиво подчёркивает, что она – свой человек («ты, моя старушка», «ты, мой друг»). А. Ф. Белоусов предполагает, «…что это вызвано стремлением стряхнуть с себя наваждение зимнего вечера: в приумолкнувшей собеседнице поэту вдруг почудились чужие и страшные черты богини судьбы…» , так как существует поверье: если пряхи дремлют, а веретено вертится, то говорят, что за них пряла Мокуша, а если привидится кикимора с прялкой на прередней лавке, быть в той избе покойнику. Выявляется так же… «связь «старушки» с «водой», любовью и браком и, наконец, с «горем»/ несчастием «добрая подружка б е д н о й юности моей»)… «старушка» из «Зимнего вечера» соответствует славянской богине Мокоши» .

Взрослели дети Великой Матери и начинали понимать, что у всех и у каждого есть ещё и отец. Образ вездесущей самодостаточной Макоши, вскармливающей землю своим грудным молоком – дождём, распался на две равные части и верхнюю половину занял отец, а нижнюю - мать. Мир стал мыслиться как союз божественной пары Небо- Отца и Матери- Земли, а дождь стал пониматься не как питание, но как оплодотворение.

Но Макошь наши предки не забыли, не отправили её в тартар, не превратили в злобного демона, как часто случалось со старыми богами у других народов. Макошь стала, в некотором смысле, частным представителем Матери Сырой Земли.

В древнем имени Ма – кошь (мать удачи, урожая) , стали слышать Мок-ошь – мокрота, влага. Для земледельца одно не противоречило другому. Зодиакальное созвездие Водолей на Руси назвали Макрешь, а в родственном индоевропейском языке санскрит сохранился термин «мокош», означающий истекание души из тела.

Стала Мокошь заведовать родниками, озёрами, колодцами, всей влагой земной. Но опять же в двух ипостасях. Добрая земля сырая а не мокрая, переизбыток влаги это плохо, это болото. Огромное количество солёной воды непригодной для питья и полива называют словом «море» однокоренным со словом «смерть». Из этой же компании и кикимора, носящая в фольклоре эпитет «болотная».

Жизнь зарождается во влаге, но это не просто оптимальное количество воды. Влага должна быть кисловатой, солоноватой, иметь вкус. В ней должна присутствовать некая закваска, солод, она должна быть живой, то есть бродить. И тогда может произойти волшебство: из молока получится сыр, из воды пиво, из муки и воды тесто для хлеба, из мёда пенная медовуха - сурья. А Земля, получив такую влагу, станет Сырой и сможет родить.

А ещё в имени Макошь люди слышали МАКошь и, возможно, связывали его с растением мак. То, что у богов имелись любимые цветы – символы известно давно. В славянской традиции цветком Громовержца был ирис, перуника. В греческой – к Венере, день которой, как и у Макоши – пятница, относились розы.

Вплоть до 14 века европейский климат был значительно теплее и, следовательно, зона распространения мака была шире. Растёртые маковые зёрна применяли в качестве добавки улучшающий вкус выпечки, на них делали настойку - сонное зелье, из них выжимали масло, а так же зёрна самосейного мака считались сильнейшим оберегом от ходячего покойника и домового. В. Даль сообщает, что «иконописцы пишут на маковом масле». Для растирки мака использовали большой широкий горшок, называемый макитра, макотра. Такую форму горшка можно назвать мисообразной. Термин «чародейство», объясняется как гадание на воде налитой в чару. Но чародейство это действие с чарой – мисой, а в ней может быть и мак. Возможно, что растирание мака, как и замес теста, например, воспринималось как волшебство, ритуальное действо, чародейство.

Растёртый мак смешивали с мёдом, формировали лепёшки и засушивали, полученный продукт назывался пряники- маковники. Это десертное блюдо славянской кулинарии, наше исконное, возможно ритуальное лакомство не заслужено забыто.

Мак использовали как оберег от ходячего покойника: завязанное в льняную тряпицу маковое семя клали под голову умершего; сыпали семена в ямку, вырытую на могиле; осыпали поверхность могилы; насыпали круг около погребения; вокруг дома, в который приходит покойник; сыпали в доме на пол; сыпали в люльку к ребёнку.

Имя Макошь точно не этимологизируется. Нет даже единого мнения о правильном произношении и написании его. Возможно, это говорит в пользу глубокой древности слова. И слово мак окружено туманом. Предполагается, что это «древнее средиземноморское слово», или родство с латинским macto – «колю». Это вполне оправдано тем, что стебель мака покрыт маленькими мягкими иголочками.

Академик В.Н. Топоров выводит Мокошь из «мокрый». Он связывает её с культом Матери - сырой Земли, где сырая не только влажная, но и кислая, острая, солёная, то есть имеющая вкус, смачная и связана с сурьей, алкогольным напитком, а также с индоевропейским корнем *su – «рождать», «производить на свет».

Доктор филологических наук, профессор М.М. Маковский в своём «Сравнительном словаре мифологической символики в индоевропейских языках» отмечает, что слова со значением мокроты, жидкости, сока могут восходить к словам со значением сна. Связь Макоши с влагой известна, следовательно, опираясь на исследования Маковского, выходим на возможность связи Макоши со сном и опьянением, вызывающим сон.

Академик Рыбаков считает наиболее приемлемой формой произношения и написания Макошь и объясняет ее как Ма-кошь, мать урожая, богиня счастливого жребия и всё внимание уделяет доказательствам этих аспектов. Лишь мельком в одном небольшом абзаце приводит древнерусские письменные свидетельства о связи Макоши со сном, сновидениями, их толкованием, астрологией и гаданием .

Мак удивительно подходит под эти характеристики – он дает опьяняющий напиток, порождает множество семян, которые применяются для придания еде и питью вкуса. Я думаю, что наши предки не могли не заметить этих параллелей. «Народно-психологическое чутье» могло синкретизировать образ Макоши и мака.

Связать мак «растение силы» с могущественной Макошью можно по внешним признакам. Спелый мак имеет крупную по сравнению с тонким стеблем головку – маковку, увенчанную как бы короной, Макошь в народном представлении имеет вид женщины с большой головой и длинными руками. Учитывая всё выше изложенное, можно с большой долей вероятности считать мак цветком Макоши.В древнерусской традиции венок из маков, вышивка с его изображением несли определенную семантику, понятную тогда, но сейчас нами забытую и воспринимаемую только с эстетической точки зрения.

Мощная, чёрная передо мною
Мокошь явилась Землёю сырою.
Добрая Мокошь мать урожая
Зелень и злаки исправно рожает.
В сладкую дрёму маком опоенных
Белая Макошь уводит спокойно.
Сны разноцветные, Макешь - магиня,
Не разгадаю. Ты помоги мне.
Льны наливает влагой и силами
Синяя Мокошь с девами Вилами.
Лета макушка годы отмерит
Пёстрой кукушкой – Макоши верят.
Красит ланиты ладушек наших
В буйный цвет маков алая Макошь
Балует деток сбоиной маковой -
Липким комком смачным и лакомым.
В пятницу Макешь, бабья заступница,
Отдых даёт от стана и ступицы.
В льны разодета, в кичке богатой
Макошь приходит, как прялка рогата.
Из подола видны утицы лапки -
Макошь хромает походкою сладкой.
Чуешь? Неведомой силой неслышной
Мышек на помощь ведёт Попелышке.
И по ночам, ясновидя, как кошка,
Мокушка пряжу сучит понемножку.
Только радивым. Не пряхам, не ткахам
В голову кострику сыпет неряхам.
Знамо, бездельников Макошь не тешит.
И тех, кто на вере заморской помешан.



Источники:

Белоусов А.Ф.. Возвращаясь к «Зимнему вечеру»: мифологический аспект стихотворения. В сборнике «Политропон» к 70-летию В.Н.Топорова. М., 1998.

Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа. Сборник «Балто – славянские исследования. 1982».

Иванов В.В., Топоров В. Н. Мифологические географические названия … Сборник Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. М. Наука. 1976.

Разаускас Д. Мать Майя. Размышления по поводу двух литовских ононимов: moja «мать» и moja «мах». Сборник «Балто – славянские исследования. XV. М., 2002

Славянский и балканский фольклор. Сборник. М., 2000.

Судник Т. М., Цивьян Т. В. Мак в растительном коде основного мифа. Сборник «Балто – славянские исследования. 1980.

Судник Т. М., Цивьян Т. В. О мифологии лягушки. «Балто – славянские исследования. 1981.

Топоров В. Н. Ещё раз о балтийских и славянских названиях божьей коровки в перспективе основного мифа. Сборник «Балто – славянские исследования 1980».

Топоров. В.Н. К реконструкции балто-славянского образа Земли-Матери *Zemia & *Mate (Mati). Сборник «Балто – славянские исследования. 1998-1999. М., 2000.

Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы. Сборник. М., 1995.

http://www.perunica.ru/bogi/5132-makosh.html  





Макошь

Категория: Боги   Теги: Праздники

<
  • 169 комментариев
  • 0 публикаций
7 сентября 2011 09:08 | #1

ASTR 17

0
  • Регистрация: 22.08.2011
 
В предъидущей статье про Макош я оставил коммент и хочу дополнить в связи с титульной картинкой этой статьи. Не знаю кто автор, но стилизованное изображение совершенно адекватное в связи с характерными преобладаниями фиолетовых цветов. Я просто сравниванию виденную мной лет 15 назад богиню Кали - она была именно в черно-фиолетовых тонах, ее роскошное платье и головной убор и виденную мной Макош около 2х недель назад, но в серых тонах, так как я уже забросил свое ясновидение. На Макоши и Кали был головной убор похожий на фотографии в предъидущей статье на деревянном идоле. Интересно и некоторое лингвистическое совпадение в именах - Кали Ма и Ма Кош, при этом из цитаты_____
____Имя Макошь точно не этимологизируется. Нет даже единого мнения о правильном произношении и написании его. Возможно, это говорит в пользу глубокой древности слова. И слово мак окружено туманом. Предполагается, что это «древнее средиземноморское слово», или родство с латинским macto – «колю». ________
______выводится смысл - колю, созвучное с Кали, но перевод Кали - как черная. При этом черная не значит злая, а именно черный цвет ее самой. Из своего опыта изучения ментального мира, могу сказать что он так же семеричен как и цветовая палитра радуги, плюс два переходных цвет черный и белый. Фиолетовый цвет соответствует высшему слою ментального мира, переходящего в черный. Высший слой это слой соответствующий ультрафиолету, с соответствующей по аналогии высокой частотой колебания световой волны. Нижний слой - соответствует красному цвету с меньшей частотой колебаний и большей длиной волны в световой аналогии. Миры также пересекаются как и световые волны, свободно проходя друг через друга.
Люди у которых есть особенное отношение к фиолетовым цветам являются подсознательными адептами Макоши и Кали, на них будет их большее влияние. В вызове этих богинь черно-фиолетовые цвета играют очень важную роль. В настоящее время фактического безверия и духовной нищеты, все Боги скучают без дел и заинтересованы в своих поклонниках, это также естественно как и тысячи лет назад. Совершенно неправильно судить о злом характере богини Кали по культам известным в истории. Все культы любых Богов, с течением небольшого времени обрастают корой непонимания первоначального смысла, богам начинают придавать значение которое желают сами люди и боги выполняют просьбы за повышенную плату, если эти просьбы слишком завышены. Не надо просить многого и не придется много платить. Богиня Макош и сейчас жива и здорова как прежде и как в будущем и ждет своих поклонников и готова им помогать.

--------------------

<
  • 3 комментария
  • 1 публикация
21 ноября 2011 21:53 | #2

amvrosina

0
  • Регистрация: 20.11.2011
 
У меня фамилия Мокшина yarilo

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
22 ноября 2011 10:14 | #3

волхва Пятница

+1
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: amvrosina
У меня фамилия Мокшина
good

--------------------

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
2 февраля 2012 09:34 | #4

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
У картинки нашёлся автор - Ульяна Ulis! Она мне написала:"этот гобелен когда-то сплела я, а фотографии хорошей нет. Очень удивилась когда увидела такую качественную фотографию". Прошу Ульяну написать о своих замечательных работах!

--------------------

<
  • 73 комментария
  • 1 публикация
13 июля 2013 10:49 | #5

Timkina

+1
  • Регистрация: 26.02.2013
 
Вот подумалось - а Интернет, связывающий людей разных городов и стран в единую сеть, не Макоши ли подчиняется?

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
17 июля 2013 10:34 | #6

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Timkina
Интернет, связывающий людей разных городов и стран в единую сеть, не Макоши ли подчиняется?

На счёт интернета я в статье "Перун и его роль в современной жизни" свои соображения изложила. Если кратко то, комп без электричества невозможен, что говорит о присутствии Силы Перуна, а информация интернета на мой взгляд, относится к Велесу. Связь людей через комп. по моему достаточно слабая, без особых привязанностей, Макошь тут лишь слегка маячит, но несомненно, присутствует! Спасибо за вдумчивое чтение! brave .

--------------------

<
  • 73 комментария
  • 1 публикация
22 июля 2013 20:48 | #7

Timkina

+1
  • Регистрация: 26.02.2013
 
Ну, я бы не сказала, что связь слабая. Именно через Интернет я нашла женщину, которая сыграла громадную роль в моей жизни. Хотя вот скорее не Интернет сам по себе, а именно система социальных сетей. Сайты типа ВКонтакте, одноклассников... В моем случае был Стихи.ру.

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
23 июля 2013 22:46 | #8

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Timkina
связь слабая. Именно через Интернет.

Слабая. Помех много. Кому то от них удается отстроится. Инет это даже не Связь. Это Канал связи, ниточка. А по "ниточкам" главные у нас Макошь с Долей и Недолей. Есть Воля,Цель и Желание - Макоша с Долей помогут.
щ
Цитата: волхва Пятница

Мне тут сегодня в ухо попало, что у нас есть парикмахерская "Макошь' Думаю пока отложить на пару дней опыты с чавелами и посмотреть кто там чего стрижет и плетет
;

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
24 июля 2013 22:40 | #9

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Квака
у нас есть парикмахерская "Макошь'
Бре-е-ешешь!? Квака, купить тебе фотик? Такие курские диковинки выкладывать надо народу.

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
25 июля 2013 11:20 | #10

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: волхва Пятница

Сказал же пару дней на проверку того, что в ухо попало.
"Макошь"
И на Садовой,3 (Центр города) сей обьект расположен на первом этаже и имеет один вход с парикмахерской. На Дейнеке соседствует с такой. И ателье и парикмахерские принадлежат одной владелице, которая в Курске не живет.
Кроме того на Садовой, 3 там же еще есть ювелирная мастерская "Vasilisa Прекрасная" (Именно так называется)

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
26 июля 2013 00:10 | #11

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
good Во дают, куряне! И как грамотно, вот ведь не парикмахерская Макошь, а ателье по пошиву и перепошиву одежды! дело в том, что у Макоши (по фольклорным данным) причёска так себе - враспустень волосы, часто нечёсаные. А вот пошить ниточками чего - это она мастерица da .

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
26 июля 2013 00:21 | #12

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Дают. Иногда хоть стой хоть падай... Курский ЛВЗ выпускает водку "Золотой Велес". Сплошные Аномалии.

<
  • 73 комментария
  • 1 публикация
26 июля 2013 16:42 | #13

Timkina

0
  • Регистрация: 26.02.2013
 
Волхова Пятница, у меня еще вопрос насчет Макоши... Земля чувствуется явно, но ведь и Луна тоже. Не зря же рогатой ее иногда изображают, а рога - символ Луны. Вообще, второй аркан Таро. Праматерь... Лада больше похожа на третий аркан, она лишена сумрачных и хтонических черт.

Извините, невольно исказила ваш ник - Волхва.

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
26 июля 2013 22:20 | #14

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Timkina
рога - символ Луны. Вообще, второй аркан Таро.

УУУУ куда приехали... в арканы Таро... ну тады так... Рога это символ Велеса... кому хочешь наставит и забодает... mda

<
  • 267 комментариев
  • 5 публикаций
26 июля 2013 23:23 | #15

Крепислав

0
  • Регистрация: 4.11.2010
 
Цитата: волхва Пятница
На счёт интернета я в статье "Перун и его роль в современной жизни" свои соображения изложила. Если кратко то, комп без электричества невозможен, что говорит о присутствии Силы Перуна, а информация интернета на мой взгляд, относится к Велесу. Связь людей через комп. по моему достаточно слабая, без особых привязанностей, Макошь тут лишь слегка маячит, но несомненно, присутствует! Спасибо за вдумчивое чтение! brave .

Перуново электричество, Велесово любомудрие и Макошина сеть - стройная система. Пожелаем каждому встраивающемуся в нее здравомыслия и чувства лада.

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
27 июля 2013 09:46 | #16

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Timkina
у меня еще вопрос насчет Макоши

А вопрос-то где?
Я не интересуюсь Таро, связи с славянским пантеоном у них не прослеживаю. Вообще, общее можно найти где угодно, было бы желание. Важно не распыляться, но и не замыкаться, адекватность в этом деле -умение найти рамки в которых уметь удерживаться. Мои рамки - фольклор, этнография и религия славян и их окружения в наиболее древний период. Таро - не из этой "серии".

--------------------

<
  • 73 комментария
  • 1 публикация
27 июля 2013 16:59 | #17

Timkina

0
  • Регистрация: 26.02.2013
 
Извините, что съехала на Таро, просто трудно объяснить ощущения... Вопрос в следующем: как по-вашему, связана ли Макошь с Луной? То есть не просто богиня плодородия, судьбы и покровительница женщин. Но еще и Ведунья, хранительница сокровенных и потаенных знаний...

<
  • 154 комментария
  • 1 публикация
27 июля 2013 23:15 | #18

Якорень

0
  • Регистрация: 22.07.2012
 
Цитата: Timkina
Вопрос в следующем: как по-вашему, связана ли Макошь с Луной? То есть не просто богиня плодородия, судьбы и покровительница женщин. Но еще и Ведунья, хранительница сокровенных и потаенных знаний...


Мне кажется, что в зарисовке на эти вопросы так или иначе отвечено. Макошь, Великая Мать, ТА, которая была, когда еще не было богов.

Прочтите внимательно и подумайте. За этим персонажем скрывается не какое-то отдельное знание, а знание ВСЕГО МИРА. Она несла ответственность и знание обо всем.

Кстати, Великая Мать присутствует в обязательном порядке практически во всех известных ныне древних верованиях. Начало начал, так сказать. Она и родительница, и хранительница, и воспитательница, и...и...и.... А уж кто и с чем ее связывал (связывает) - имеет отношение всего лишь к тем или иным особенностям среды обитания того или иного народа и, конечно же, определенное сглаживание и нивелирование, которое я бы отнесла, прежде всего, к проблемам языковой передачи. Т.е. в любом случае применение литературного "выглаженного" языка обязательно ведет к потере целого образного ряда. Мне так думается...

--------------------

<
  • 73 комментария
  • 1 публикация
28 июля 2013 13:36 | #19

Timkina

0
  • Регистрация: 26.02.2013
 
Спасибо, Якорень! Вы лучше меня выразили то, о чем я думаю... Великая Праматерь, чьи образы вырезали из бивня мамонта... Богиня времен матриархата, когда судьба племени зависела от мудрости и знаний старейших женщин. На сломе эпох, когда власть захватили мужчины, жаждавшие войн, грабежа и наживы, ее святилища были разрушены, ее жрицы были убиты или изгнаны в дикие леса... Но она не оставила людей, ведь мать не отвергает даже непослушных детей. Раз за разом ее образ возрождался, у разных народов, под разными именами.

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
28 июля 2013 14:14 | #20

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Богиня времен Матриархата? Боги существуют вне Времен. Отуда вобще взялись слова Матриархат, Патриархат... не от Патриархов ли? Ну уж потом "наука" расстаралась превратить гипотезы в теории и аксиомы.

<
  • 154 комментария
  • 1 публикация
28 июля 2013 19:06 | #21

Якорень

0
  • Регистрация: 22.07.2012
 
Цитата: Квака
Боги существуют вне Времен.


Верно! Но я уж не стала отвечать на это. Просто тема то о Макоши. А горизонтальные социальные "обзывалки" к ней не имеют НИКАКОГО отношения.

--------------------

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
30 июля 2013 21:34 | #22

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Timkina
связана ли Макошь с Луной?
Да, конечно, как любая женская сущность tender
Цитата: Квака
Боги существуют вне Времен.
Боги существуют в тесной связи со временем ded

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
31 июля 2013 03:36 | #23

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: волхва Пятница
Боги существуют в тесной связи со временем

Не возражаю. Так оно и есть. Они ведь Временем и управляют.

<
  • 154 комментария
  • 1 публикация
31 июля 2013 08:14 | #24

Якорень

0
  • Регистрация: 22.07.2012
 
Не хочу показаться буквоедкой-занудой, но...

Цитата: Квака
Боги существуют вне Времен.


Цитата: волхва Пятница
Боги существуют в тесной связи со временем


Цитата: Квака
Они ведь Временем и управляют.


А ВРЕМЯ и ВРЕМЕНА - это одно и тоже???Ась? В нашем языке каждое слово несет СВОЮ неповторимую нагрузку, потому и язык так богат.)))
Можно ли управлять временем? Безусловно. Это и есть те рамки, в которых властвует то или иное проявление божества.
А вот, что такое ВРЕМЕНА?

Так что, дорогой Квака, я на Вашем месте не стала бы так легко отказываться от своего первоначального и верного....

Цитата: Квака
Боги существуют вне Времен.


А вообще-то, то, что ушло с языка легко, то и есть сущное (слово - не воробей, вылетит - не поймаешь!)

Наши Боги вне времен царствуют над временем...

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
31 июля 2013 09:40 | #25

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Якорень


Наши Боги вне времен царствуют над временем...

ВО! Точнее не скажешь.

<
  • 141 комментарий
  • 8 публикаций
12 августа 2013 13:38 | #26

НОРАЯНА

0
  • Регистрация: 30.10.2011
 
Я со своим комментарием ох как сюда опоздала, но напишу. МАКОШЬ Богордица Древняя, но вот почему то последний день недели у неё - пятница, а ведь не надо в древность уходить, чтоб вспомнить, что последний день трудовой недели это седьмица, а пятница середина недели, стало быть надобно что то пересмотреть. А её ли цифра пять? Ведь ежели она в свой день, то бишь в конце недели проверяет труды и т.д. то по не так уж и древнему это ну никак не пятница. Да и весь её уклад, как проматери всех Богов(как указано в фольклоре), не предполагает ли,что она должна была во всём держать равновесие? И вот тут, я думаю, хиневич ( как бы он мне не нравился),но ближе к истине.Все эти " источники" мифологии славно потрудились, взвалив на Макошь непомерный груз. А ещё очень понравилось вот такое открытие
Цитата: ASTR 17
люди не славили богов, потому что Боги ещё не родились.
Но если людям и так жилось не плохо, без Богов, так с чего бы им их славить после их рождения? А если люди были а Богов не было ещё, то кто Боги? Неужели Макошь сначала породила людей. а потом Богов.К информации из фольклора надо подходить осторожно и не брать за основу, я так думаю. свою точку зр. никому не навязываю. Я бы сказала так, что Макошь даже не древняя Богиня, а Богиня ИССТАРИ. А вот Калима действительно Древняя. но среди Древних довольно молодая, а посему стоит пред Светлыми Богами.

--------------------

<
  • 100 комментариев
  • 17 публикаций
13 августа 2013 06:58 | #27

polakgen

0
  • Регистрация: 26.03.2011
 
К сведению Норояне. Завершающий день недели в славянском календаре (Коляды дар) называется НЕДЕЛЯ. Это девятый день при 40 или 41-дневном месяце. Стало быть пятница как раз в середине. Будьте здоровы!

<
  • 141 комментарий
  • 8 публикаций
14 августа 2013 17:06 | #28

НОРАЯНА

0
  • Регистрация: 30.10.2011
 
Цитата: polakgen
К сведению Норояне. Завершающий день недели в славянском календаре (Коляды дар) называется НЕДЕЛЯ. Это девятый день при 40 или 41-дневном месяце. Стало быть пятница как раз в середине. Будьте здоровы!

ТАК а я об этом и написала. Я всего лиш христианскую пятниц " спрэцировала" т. с. на Славянскую, но не дописала, что неделя вся заканчивается днём9, т. е. именно неделей. А указала, что перед выходными днями идёт седьмица, показав этим так называемую "древность" данного мифа. Вообще , всё написанное после христианизации о Богах. о Народе Славянском надо делить на 40, а остаток подвергать сомнению и тщательной обработке. С позиции правильного христианина Родовое всё есть нечистое, демоническое, из ада пришедшее и про это забывать не надо. А уж их сказочники постарались такие "сказочки" писать, что их взрослому на ночь читать страшно.Уж что что а мозг выносить оне мастера. а как не напугать. если вся их религия на страхе держится. А я вот очень хорошо помню. как у нас (в сибирской деревне) осенью, когда копали картофель, вдруг из леса через все поля( а землю для посадки карт. давали всем за деревней, и копали почти все в один день т. к. колхоз машину для вывоза карт. давал) вышел большой медведь, и прямо по дороге пошел в сторону деревни. Так вот никто не побежал за ружьём, не орали как дикие, а стороной сопровождали его,при этом мужики говаривали:" Хозяин идёт". А он прошёл через деревню. да и переплыл через реку на другой берег. Нашёлся правда один дебил и догнал его, пристрелил, так ему мужики так наваляли, на всю жизнь наука. Так вот я так думаю, что никогда мужик не бил "хозяина" без острой надобности, и не только медведя. Понимания правильные были пока сов.власть вообще мозги не вытравила. Может я тут с примером своим и не в тему, но к мифам. Глаза большие уши большие, вот мифы и гуляют по этим просторам.

--------------------

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
15 августа 2013 11:12 | #29

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: НОРАЯНА
Ведь ежели она в свой день, то бишь в конце недели проверяет труды и т.д. то по не так уж и древнему это ну никак не пятница.
Вы упускаете из виду тот факт, что в древности неделя была пятидневной.

Цитата: НОРАЯНА
Может я тут с примером своим и не в тему, но к мифам.
Замечательный пример вы привели. Но это не миф и не сказка - это рассказ в жанре быличек.
Цитата: НОРАЯНА
К информации из фольклора надо подходить осторожно и не брать за основу
Предположим, "народную мудрость" (перевод слова "фольклор") - мы похерим (термин навеян вашей картинкой в теме "Волхвы" n1ha ). А что возьмём за основу, личные ощущения?

--------------------

<
  • 100 комментариев
  • 17 публикаций
15 августа 2013 13:13 | #30

polakgen

0
  • Регистрация: 26.03.2011
 
Уважаемая волхва Пятница, не откажите в любезности представить ссылку на источник о пятидневной неделе у наших предков.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера