Народные художественные промыслы России

Народные художественные промыслы России

«Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что от мастера доброго»
____________

Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами — одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие каменных храмов, и создатели народных песен и сказок, и вышивальщицы, и кузнецы, и гончары, и резчики по дереву, и живописцы... В творчестве своем они отражали чаяния и мечты крестьянина, его видение мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала. Потому-то их работы не утратили ценности и по прошествии многих лет.

У некоторых видов народного искусства счастливая судьба. Это устюжская чернь по серебру, дымковская игрушка, палехская и холуйская миниатюры, жостовские подносы, хохлома... Но богатство художественного творчества народа не исчерпывается известными ремеслами. Многие самобытные промыслы почти было заглохли, иные вовсе не дожили до наших дней. Не секрет, что старые мастера покидают эту землю и порой некому подхватить их дело.

Страницы, на которых вы сейчас находитесь, рассказывают об истинных подвижниках, не давших погибнуть многим старинным ремеслам, о характерах и судьбах увлеченных своим трудом людей, о мастерах, посвятивших любимому делу всю жизнь и много сделавших для сохранения самобытного искусства.

Народные промыслы складывались на протяжении столетий. Поэтому особое место отведено биографии старинных ремесел, истории возникновения и нелегким путям их развития. От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство. И в каждом ремесле за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления.

Здесь есть очерки и об энтузиастах, которых вроде бы нельзя причислить к народным мастерам. Но эти люди так много сделали для спасения народного искусства, что им следует низко поклониться. Это и Владимир Иванович Поветкин — реконструктор древних музыкальных инструментов, остатки которых археологи находят в новгородских раскопах. Это и лесовод Сергей Николаевич Багаев, возродивший карельскую березу. Благодаря его подвижническому труду не погиб знаменитый вятский каповый промысел. Это и Иван Данилович Самойлов — землеустроитель, спасший уникальные росписи уральских изб и создавший в деревне Нижняя Синячиха народный музей.

Отрадно, что свой вклад в восстановление угасающих промыслов вносит и молодежь. Тут вы прочтёте о замечательных молодых мастерах, не только продолжающих дело отцов, но и идущих своим путем в искусстве.



Конон Лебедев городецкий художник, 1991
Фото: Николай Мошков

В русских сказках славилось перо жар-птицы. Его волшебный свет наполнял мир красотой и радостью. Не в сказке, а наяву красоту и радость творили руки народных умельцев. Все, к чему они прикасались, преображалось:береста с обломленной бурей березы превращалась в очаровательный туесок, а ком глины - в веселый печной горшок, в праздничную кринку, в забавную игрушку-свистульку.

В народном искусстве непроизвольно и любовно воплощались нравственная чистота и душевная красота людей.

«Необходимые в быту вещи: ковши, братины, рукомои, рубеля, прялки, полотенца, мужской и женский костюм, - когда их касалась рука безымянного крестьянского художника, превращались в подлинные произведения искусства, не теряя присущей им простоты и выразительности», - писал известный советский искусствовед В. М. Василенко, отмечая коренную особенность творчества крестьянского умельца. «В основе народного искусства всегда лежала глубокая связь с материалом, тонкое понимание его художественных качеств и свойств. Можно утверждать, что вне материала не существует декоративного искусства. Декоративность, по существу, и есть, прежде всего, полное раскрытие красоты материала как изначальной, так и той, которая возникает в результате разнообразной художественной обработки».

Русские умельцы отменно знали материал и использовали его, достигая естественной слитности красоты и прочности, декоративности и уместности каждой вещи в крестьянском быту. Все здесь ладило друг с другом - и отлично выкованная коса, и резной наличник.

Понимание искусства, владение навыками ремесла передавалось от дедов к правнукам. Целые деревни и села славились как горшечники, резчики, вышивальщицы, игрушечники. Здесь складывались промыслы. Крестьяне возами везли на базары и ярмарки то, что делалось по избам длинными зимними вечерами под девичью песню, под дедушкину сказку, под мужицкую поговорку.

Эти промыслы частенько становились собственностью владетельных бояр, монастырей. Хозяева «крещеной собственности» порой заводили свои производства - ювелирные, литейные. Но и в них неизменно проявлялись народное представление о красоте и гармонии, тонкое чувство материала, изумительное владение им. 

Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной. Искусство нередко искажалось в угоду низким вкусам заказчиков и покупателей, в безжалостной конкурентной борьбе оно пыталось имитировать промышленные изделия. Благородные и героические усилия одиночек интеллигентов, стремившихся помочь народному творчеству, приносили лишь частные и кратковременные результаты, хотя, по-своему, и замечательные.

Подлинное возрождение народного творчества началось при Советской власти. Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила в народе творца, широко открыла богатства культуры, накопленные человечеством, и сделала трудящихся их настоящим хозяином.

Мастера ряда промыслов объединились в 1920-1930-е годы в артели, их изделия вошли в экспозиции крупнейших отечественных и зарубежных выставок, нашли путь к новому народному покупателю и ценителю, пополнили музейные коллекции, стали предметом всестороннего и систематического научного исследования.

На основе этих артелей в дальнейшем были созданы фабрики, продолжалось также развитие художественных производств, связанных с изделиями ювелирного искусства, керамики, художественного литья, художественной обработки камня.

И ныне в разных уголках России живут и работают умельцы, чьи произведения чаще всего создаются для души - для подарка знакомым, на радость детишкам и по заказам Союза художников. В последнее время подобных самодеятельных гончаров, резчиков, игрушечников, вышивальщиц, плетенщиков становится все больше. Это и пенсионеры, нашедшие доброе занятие на старости лет, и люди среднего возраста, и молодежь, что особенно отрадно.

Если представить себе художественную карту России, то, пожалуй, она засверкает, как чудотворные перья сказочной жар-птицы. О художественной промышленности республики, о современном народном искусстве, о творчестве самодеятельных умельцев-художников написаны научные труды и многочисленные специальные исследования, им посвящены и популярные издания.

Наш сайт не ставит своей задачей дать строго систематизированное представление о художественной промышленности и народных художественных промыслах Российской Федерации или подробно рассказать о некоторых из них, родственных друг другу по виду изобразительного искусства, материалу. Он знакомит нас лишь с несколькими из них.

Откуда приходит к нам красота, кто и как ее создает - вот главные вопросы, которые попытаемся здесь рассмотреть.

Швейка. Фрагмент. Середина XIX в. Вологодская губерния
Швейка. Фрагмент. Середина XIX в. Вологодская губерния


Образец вышивки. Вторая половина XIX в. Калужская губерния
Образец вышивки. Вторая половина XIX в. Калужская губерния


Конец полотенца. Вторая половина XIX в. Вологодская губерния
Конец полотенца. Вторая половина XIX в. Вологодская губерния


Туес. Начало XIX в. Северная Двина
Туес. Начало XIX в. Северная Двина


М. И. Пеленкин. Квасник. 1971. Рязанская область, г. Скопни
М. И. Пеленкин. Квасник. 1971. Рязанская область, г. Скопни


Игрушки «Барыни». Конец XIX в. Тульская губерния
Игрушки «Барыни». Конец XIX в. Тульская губерния


А. С. Гурьев. Кубок. 1958. Архангельская область, Холмогоры
А. С. Гурьев. Кубок. 1958. Архангельская область, Холмогоры


Набор ковшей. 1972. Горьковская область, г. Семенов
Набор ковшей. 1972. Горьковская область, г. Семенов


П. К. Мельников. Солонка. 1964. Ивановская область, Палех
П. К. Мельников. Солонка. 1964. Ивановская область, Палех


Гайтан (шейное украшение). Фрагмент. Конец XIX в. Смоленская губерния Махры (украшение в косу). Конец XIX в. Воронежская губерния
Гайтан (шейное украшение). Фрагмент. Конец XIX в. Смоленская губерния
Махры (украшение в косу). Конец XIX в. Воронежская губерния


В. П. Племянникова. Игрушка «Кормилка». 1970. г. Киров
В. П. Племянникова. Игрушка «Кормилка». 1970. г. Киров


Игрушка «Всадник». 1976. Игрушка «Солдат с уткой». 1965. Игрушка «Баба с уткой». 1965. А. Г. Карпова. Тульская область, Филимоново
Игрушка «Всадник». 1976. Игрушка «Солдат с уткой». 1965. Игрушка «Баба с уткой». 1965. А. Г. Карпова. Тульская область, Филимоново


Концы полотенца. Середина XIX п. Тверская губерния. Верхневолжские карелы
Концы полотенца. Середина XIX п. Тверская губерния. Верхневолжские карелы


Концы полотенца. Середина XIX п. Тверская губерния. Верхневолжские карелы
Концы полотенца. Середина XIX п. Тверская губерния. Верхневолжские карелы


Фото из книги Молотовой Л.Н. "Народное искусство РФ" 1981


Категория: Чистый источник


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*