Художественная соломка Белоруссии

Художественная соломка Белоруссии

Более чем за полувековой период Советской Белоруссии одни виды народного искусства, такие, как праздничная домотканая одежда и узорная набойка по холсту, почти исчезли, другие — вышивка и керамика — продолжают жить, ограничивая сферу своего бытования, третьи — узорное ткачество, резьба, роспись по дереву и полотну, художественная соломка — постоянно обновляются и получают новое рождение.

Традиции белорусского соломоплетения восходят к глубокой древности. В прошлом из соломки изготавливались преимущественно изделия утилитарного назначения — разнообразные емкости для хранения зерна, муки, соли; предметы домашнего обихода— сундуки, «шияны», севеньки, дорожные сумки, кублы; предметы одежды — шляпы, «коробочки» (головной убор), калёшы и многое другое. Приемы плетения выбирались самые простые. Жгуты золотистой соломы переплетались коричневыми прутьями лозы или белыми корнями ели (реже лутом из ореха или вяза, суровыми нитками), придававшими изделиям не только прочность, но и красоту архитектонично-четких и ясных форм. Художественная выразительность достигалась за счет декоративных возможностей самого материала.

Но, пожалуй, наиболее ярко и многообразно проявились художественные качества соломки в изделиях традиционно-обрядового характера: птицах и «пауках», конструкциях, которые подвешивали к потолку в красном углу избы, в церковных царских вратах. Именно царские врата из деревень Лемешевичи Пинского и Вавуличи Дрогичинского районов — вершина творчества белорусских народных мастеров соломоплетения XVIII— XIX веков. Здесь применен оригинальный, неожиданный и очень смелый прием — главная деталь резного деревянного иконостаса с иконами заменена ажурной декоративной перегородкой соломенного орнамента, состоящего из кругов, ромбов, крестиков. Прием, среди других европейских народов не отмеченный. Еще никто и никогда не использовал простую ржаную соломку в архитектурных целях и в подобных масштабах.

Обычная, но искусно выплетенная соломка в скромном интерьере сельской церквушки даже при тусклом свете лампады вдруг вспыхивала, искрилась, сверкала, словно само солнце-золото снизошло в храм людской, возвращая людям радость и тепло их труда.

Особой ажурностью и филигранностью узоров отличаются врата из Лемешевич (XVII век). Композиционное построение традиционно: две створки с полукруглым верхом покрывались жгутами витой плетенки, делившими каждую из них на две части. В центре полученных прямоугольников компоновались два разработанных узорчатых круга — своего рода символов солнца. Каждый круг образовывался из по-особому выплетенных круглых жгутов и плоско-сплетенных ромбиков различной величины. В центре кругов помещался слегка выпуклый плоско выплетенный ромб, обведенный жгутом круглой плетенки. От него расходились словно лучи, цепляясь углами, пары мелких ромбиков. Ромбы различной величины — основной орнаментальный мотив врат. Они везде. Как крупинки зерна в ювелирных изделиях древних мастеров маленькие ромбы осыпают большие, объемные жгуты круглой соломки. То как чеканные золотые пластины с цветными вкраплениями эмали выстраиваются они в ряды, которые разграничивают основные узорчатые части композиции, подчеркивая конструкцию и силуэт врат.

Единственным креплением и основанием ромбов, как и композиции в целом, являются тонкие прутики лозы и нитки. Не пользуясь никакими инструментами, чуткие руки народных мастеров из коротких (около 20 см), но равных по толщине соломинок создавали необычайно ажурные композиции, вспыхивающие при малейшем лучике света. Точно рассчитывая угол падения света, делая поверхность врат рельефной с мелкими вставками (инкрустацией) голубого, красного полотна или бархата, мастера умели извлекать отличные живописные эффекты из особенностей соломки.


Царские врата
XVIII в. Церковь дер. Лемешевичи

Искусство современного белорусского соломоплетения развивается как в виде домашнего художественного творчества, так и в виде художественных промыслов Управления художественной промышленности и Художественного фонда БССР. Оно продолжает традицию, выработанную многовековым коллективным творчеством, и вместе с тем обладает новыми чертами, привнесенными индивидуальным творчеством таких известных мастеров, как Гаврилюк В. И., Головацкая Л. Г., Кулак М. В., Русакович М. П., Ланцевич Я. Н., Артеменко Е. Г., Романюк А. Л. и другие. Многие их работы экспонировались на республиканских, всесоюзных, международных выставках и отмечены дипломами и медалями. Вера Ильинична Гаврилюк (р. 1901)—одна из старейших мастериц. Родилась и выросла в крестьянской семье, в удивительно живописном и таинственном уголке — Беловежской Пуще, в селе Высокое Каменецкого района Брестской области. С детства полюбила она незамысловатые соломенные куклы, фантастических птиц и «пауков». Хорошо зная жизненный уклад белорусской деревни, ее песни, обычаи и обряды, Вера Ильинична наполняет свои композиции персонажами народных сказок; животными, обитателями Беловежской Пущи; создает образы ушедшего крестьянского быта. Красочными и нарядными выглядят композиции «Колядки» (старинный обычай колядования), «Старинная белорусская свадьба», «Левон и Левониха» (персонажи популярного белорусского танца «Левониха») и многие другие. В создании сложных композиционных групп она использует не только разнообразные способы плетения, но и колосья, соломку в сочетании с цветными нитками, тканью, берестой.


Л. Г. Головацкая.
Олень. 1979

Наибольшей декоративной выразительности достигла Гаврилюк в создании фигурок зверей, птиц, бабочек, «пауков». В них она в полной мере раскрывает природную красоту самого материала, преобразуя его, делая драгоценным. Обычно туловище лошадок она создает из прямых соломок в виде снопиков, перевязанных в нескольких местах желтой ниткой, а гриву и хвост— из пышных, веерообразно собранных колосьев или из прямо торчащих соломинок, что прекрасно согласуется с природой соломки. Именно эта художественная условность — комбинирование элементов, сложенных из прямой соломки, — унаследована мастерицей от традиционного бытового плетения. Гаврилюк активно сотрудничает с Брестской фабрикой художественных изделий. Декоративные фигурки, разработанные ею, широко тиражируются здесь как сувениры. Несмотря на преклонный возраст, Вера Ильинична активно пропагандирует свое искусство на выставках, по телевидению и радио, участвует во всех республиканских и областных семинарах и конференциях. Она ведет множество кружков детского художественного творчества, имеет много талантливых последователей. Ее дочь Т. П. Агафоненко, мастер-надомник Художественного фонда БССР, выполнила ряд интересных заказов для Италии, Испании, Венгрии, Чехословакии, участвовала в оформлении общественных интерьеров Минска и Потсдама. Внучка Т. А. Павловская окончила прикладное отделение Белорусского театрально-художественного института и успешно разрабатывает эталоны соломенных сувениров в научно-экспериментальной лаборатории Управления художественной промышленности БССР.


Царские врата.
Церковь деревни Лемешевичи

Талантливой мастерицей соломоплетения в республике является также Лидия Григорьевна Головацкая. Когда в начале 70-х годов цех ручного узорного ткачества при художественно-производственном комбинате Художественного фонда БССР был ликвидирован, Агафоненко предложила Головацкой заняться соломкой. Попробовала, кое-что получилось. Сейчас Лидия Григорьевна с улыбкой вспоминает эти мучительные месяцы раздумий и волнений, но тогда... Это был выбор... «Сердцу не прикажешь,— добавляет она, — учуяло теплоту янтарного солнца и не смогло отпустить меня». Сегодня Головацкая не представляет свою жизнь без искусства художественной соломки. Как истинный народный мастер, она вся в своем творчестве, а ее изделия —внутренняя потребность. Она постоянно ищет, фантазирует, находит бесконечное разнообразие пластических качеств соломки.


Царские врата.
XIX в. Церковь деревни Вавуличи

Чтобы обычная соломка заговорила языком пластических форм, заиграла всеми переливами золотистого цвета, необходим длительный процесс ее заготовки и обработки.

Вначале осторожно жнут серпом, чтобы не поломать, затем режут от коленца до коленца, одновременно сортируя по толщине, связывают в небольшие пучки. Затем соломка запаривается кипятком или горячей водой, после чего она становится мягкой, эластичной и пригодной для плетения. Плетение производят по-разному. Например, жгуты круглой соломки, часто используемые для шкатулок, плетут по проволочному каркасу, а пучки прямой соломки просто перевязывают через определенные интервалы ниткой под цвет соломы. После высыхания по мере надобности дополнительно украшают изделие.

Фантазия мастера неисчерпаема. Казалось бы, при заметном однообразии изделий — фантастические птицы, павлины, буслы (аисты), козлята — Головацкая каждый раз находит новые композиционные решения. Загадочно-фантастические птицы то игриво поблескивают круглой плетенкой, то вспыхивают, переливаются, сверкают вроде граненого кристалла косыми срезами упругой соломки. Чтобы так увидеть красоту простой соломки в образе птицы, одним золотистым цветом передать зрителю воздушность и обаяние образа, нужны абсолютный вкус, виртуозная техника. Мастерица никогда не вводит в свои композиции, как это часто делает Гаврилюк, другие материалы. Компонуя плетеную, крученую, дробленую соломку с прямой соломкой, колосьями или коленцами, она добивается большого фактурного разнообразия и светотеневой игры, поэтому о монотонности цвета нет и речи.


Л. Г. Головацкая. Пава. 1979

Головацкая в основном выполняет две группы соломенных скульптурок. Маленькие, около 10—15 сантиметров высотой, фигурки-игрушки и крупные, около 30—90 сантиметров, декоративные скульптуры. Маленькие фигурки плетет быстро и упрощенно, выявляя декоративную ритмичность силуэта. Природные качества материала здесь выступают открыто и натурально. Обычный пучок соломы, перевязанный в нескольких местах и согнутый по концам, превращается в лошадку, козленка, аиста и так далее.

Фактически здесь сам материал диктует форму и требует от мастера исключительной творческой интуиции. Непосредственность исполнения придает этому ряду фигурок выразительность, может быть, большую, чем тем торжественным и нарядным, которые обычно изготовляет мастерица для музеев и выставок. Как настоящая народная игрушка, образцы мелкой пластики согреты юмором, полны простосердечия и наивности.

Несколько иначе подходит Головацкая к «поведению» соломки в крупных изделиях. В них она демонстрирует виртуозные технические приемы и способы декорировки. Часто сочетает прямую соломку с колосьями, аппликацией и плетением. Кроме витушки, туловище посыпается «сечкой» — мелко нарезанной соломкой, фактуру оперения птиц имитируют маленькие пучки раздробленной или косо срезанной соломы. Длинные стебли — перья хвостов, усыпаются пушистыми кружками «глазков» из раздробленной соломки или заполняются коленцами. Весьма эффектны новые приемы украшения хвостов птиц — зубчатая плоско сплетенная или прямая с частыми перевязями соломка.


Т. И. Агафоненко. Пава. 1978

Выразительность композиции построена на гармонии цвета и фактуры материала. Благодаря исключительной осязаемости художественных качеств соломки, ее структуры, мастерица создает произведения большой гармонической завершенности. Художественно-пластические качества соломки — легкость, упругость, жесткость, воспринимаемые не только глазом, но и касанием пальцев, подсказывают идею. Материал дает творческий заряд мастеру, определяет образ и форму. Как пальцы народного резчика или гончара, касаясь ствола дерева или теста глины, нащупывают творческой интуицией спрятанные художественные импульсы фактур, так и пальцы Головацкой находят в соломке ее богатые выразительные возможности.

Удачей Головацкой являются также сплетенные из соломки головы народных типажей для манекенов традиционной национальной одежды, экспонируемой в Музее народных художественных промыслов Белоруссии в Заславле. Здесь мастерица исходила из принципов плетения, которыми руководствовались народные мастера в начале XX века при изготовлении образов персонажей рождественских празднеств.

По-своему развиваются традиции народной соломки в творчестве мастеров, постоянно живущих в сельской местности. К новогодним праздникам во многих деревнях Гродненщины и Витебщины женщины пожилого возраста делают традиционных птиц и «пауков», сундуки («куфэрки») и шкатулки. Птицы Г. И. Ермакович из деревни Заозерье Глубокского района Витебской области впечатляют предельной простотой формы, продиктованной пластическими качествами соломки. Их нельзя поставить на плоскость, у них четко выражены грани крыльев, туловища, в силуэте преобладают горизонтальные линии. Они подвешиваются к потолку крестьянской избы или дополняют украшение «паука». Такие птицы связаны с древней традицией, ибо постоянно фигурировали в верованиях и обрядах белорусов. Например, в представлениях белорусского крестьянина млечный путь — это «птушачая дорога» (птичья дорога), по которой птицы летят на зиму в «вырай» (на юг).


К. М. Русакович.
Мастерица из деревни Рухово

Особенно широко используется плоскораспрямленная соломка в аппликации и инкрустации. Даже трудно перечесть все изделия, изготовляемые народными мастерами белорусской деревни. Но наиболее самобытно и творчески многообразно это искусство выразилось в оформлении рамок для фотографий и «дыванов» (ковров). Например, в деревне Рухово Стародорожского района Минской области целая группа женщин занимается изготовлением соломенных ковров. Почти в каждом доме этой и окрестных деревень можно встретить такие ковры над кроватями, на видных местах стен крестьянской избы. Не фабричным и даже не домотканым коврам, более утилитарным и долговечным, отдают предпочтение местные жители. И на вопрос, зачем нужно тратить столько времени на соломку, отвечают просто: «Это красивее, веселее». Причин этого предпочтения много, и цель данной статьи не в раскрытии их, а в доказательстве живучести и преемственности традиций художественной соломки в современном быту, в неиссякаемости творческих способностей и эстетических потребностей жителей села в ручных изделиях.

Композиционное и орнаментальное решение руховских соломенных ковров близко к решению узорнотканых ковров, но главный, центральный мотив, заключенный в венок цветов, тот же, что и в рассмотренной соломенной скульптуре. Стилизованные птицы или звери, обращенные друг к другу головами, восседают на ветках фантастических растений, вокруг которых— узорочье звезд, цветов, листьев. Все это вырезается из плоской соломки и наклеивается на черную льняную или хлопчатобумажную ткань, натянутую на прямоугольный подрамник.


К. М. Русакович.
Ковер. 1976

Простота, особое чутье ритмики соломенного узора свойственно работам К. М. Русакович. Ее ковры обладают исключительной цельностью. Птицы или зверюшки в центре ковра напоминают не столько декоративную соломенную пластику, сколько резьбу «вильчаков» (охлопней крестьянских домов) или фигуры, украшавшие в прошлом местные ковши и солонки.

Сегодня, кроме однотонных золотистых, руховские мастерицы К. М. Русакович, Н. М. Пилюк, М. М. Русакович и другие делают полихромные ковры. Соломку красят в яркие цвета: зеленый, желтый, красный, добавляют золотистую фольгу, белую бумагу. Эти ковры во многом теряют ту привлекательность и рукотворность, которая характерна для неокрашенных ковров. В них появились черты жанровости, они выглядят несколько пестро, а подчас и крикливо.

Искусство белорусской соломки находится сейчас на новом этапе своего развития и продолжает традиции крестьянского искусства прошлого, хотя и перестает создаваться исключительно сельскими мастерами. Наряду с мастерами, прошедшими школу традиционного соломоплетения и аппликаций с детства, здесь работают мастера, получившие навыки в среднем возрасте в городе. Наблюдается усиление декоративного начала, тяготение к сюжету, к чисто декоративным формам. Меняется ассортимент соломенных изделий, круг сюжетов и образов не только в творчестве разных мастеров, но и в работах одного и того же мастера. Многое зависит от места, где живет мастер (город или деревня), условий труда, возраста. Традиция художественной соломки живет и заметно развивается.

М. Ф. Романюк
1985 г.


Категория: Чистый источник   Теги: Беларусь

<
  • 30 комментариев
  • 0 публикаций
7 ноября 2011 09:15 | #1
0
  • Регистрация: 29.10.2011
 
"нужны абсолютный вкус, виртуозная техника."


Изделия поражают своей красотой а посмотришь на мастера - обыкновенная скромная женщина .

<
  • 287 комментариев
  • 1 публикация
7 ноября 2011 14:01 | #2
0
  • Регистрация: 22.09.2011
 
Цитата: oprishko-si
а посмотришь на мастера - обыкновенная скромная женщина .

Светским львицам только водку жрать, да нос кокой нюхать. Все дела делают - обычные люди, а гламурная шушера - ничего за всю жизнь не делает.

<
  • 30 комментариев
  • 0 публикаций
8 ноября 2011 20:03 | #3
0
  • Регистрация: 29.10.2011
 
"обычные люди," говоришь? так ты со мной согласен ?


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*