Перуница

» » Навязанные стереотипы о «народном» бизнесе: что гложет ремесленника?

Чистый источник » 

Навязанные стереотипы о «народном» бизнесе: что гложет ремесленника?


Глиняные плошки, деревянные украшения, расписные пряники, сотканные из натуральных волокон материи, – эти и другие продукты народных промыслов поначалу люди создают для себя, а потом становятся творческими предпринимателями. Зачем регистрировать такой бизнес? Нужна ли в Архангельске ремесленная палата? Кого считать главным покупателем? Критические вопросы порождают стереотипы, которые мы попытались разрушить.


Стереотип №1: из хобби бизнес не слепить

Мастера народных художественных промыслов, дизайнеры и ремесленники – именно эти люди, продвигая свои очередные творения, сохраняют культурно-исторический колорит Поморья и создают новые бренды нашего региона. Как использовать потенциал местных созидателей для развития родной территории, обсудили участники и спикеры конференции проекта «Сила творчества», которая прошла в Архангельске по инициативе Партнерства Северного измерения в сфере культуры, Совета Министров Северных Стран при поддержке министерства культуры Архангельской области и музея деревянного зодчества Малые Корелы.

По данным министерства культуры на 1 января 2016 года, в Архангельской области проживают 722 народных ремесленника. Что любопытно, только 25% из них – мужчины. Возможно, мужские ремесла уходят, потому что семейные кормильцы выбирают более стабильные и прибыльные варианты дохода. Как показывает статистика, в пятерку объектов самых богатых на умельцев и промыслы входят Каргопольский, Красноборский, Мезенский, Шенкурский район и столица Поморья. В пятерке популярных направлений промыслов – лоскутное шитье, ткачество, народные росписи, изготовление кукол, художественное ручное вязание. В основном так на жизнь зарабатывают люди старше 50 лет. То ли на пенсии у северян появляется больше свободного времени, то ли с возрастом осознается особая причастность к родной культуре.

Как отмечают эксперты минкульта, уровень предпринимательской инициативы среди индивидуальных мастеров и ремесленников в Поморье довольно низок: в обществе бытует стереотип, что промыслы и ручная работа – это не выгодно и бесперспективно, тяжелым кажется налоговое бремя, «неуютным» для бизнеса – законодательство. Однако есть смысл регистрировать такой бизнес, поскольку сегодня существует много способов его поддержки. Правда, без активного информирования о субсидиях и грантах, а также льгот и преференций, которые могли бы предусмотреть для творческих бизнесменов в нашем министерстве экономического развития, – продвигать продукт на региональном и федеральном уровне весьма непросто.

Тем не менее, случаи успешного творческого предпринимательства в Поморье есть, и немало. Взять хотя бы Михаила Бронского с его производством иван-чая в пакетах с северными росписями – нашего земляка заметили не только в России, но и за рубежом, он победил в международном конкурсе «Creative Business Cup». Еще один помор, известный за пределами Архангельской области – народный мастер Александр Шутихин из Котласа, автор книги «Доброе ремесло», один из создателей сайта «Северная береста. История берестяных ремесел».

– Хобби становится бизнесом, когда человек не только любит и знает свое дело, но и может стать для себя самого культурным менеджером и стратегом по продвижению своих изделий, – комментирует Александр Владимирович. – Если это сильно отвлекает от рукотворного процесса, есть смысл переложить эти обязанности на наемного человека. С 1991 года я занимаюсь берестяным ремеслом, изучаю историю этого дела, общаюсь с искусствоведами, мастерами, краеведами. Веду свою страницу в Интернете и социальных сетях – подготавливаю, просвещаю аудиторию, а вот продавать не умею, поэтому всеми продажами занимается наемный человек, а я не отвлекаюсь от того, что люблю и умею.


Стереотип №2: иностранным туристам нужна «клюква»

Чтобы творческие индустрии развивались, творческое производство должно быть экономически эффективным, а, значит, востребованным и конкурентоспособным. А для кого, по большей части, все это вяжется, лепится и шьется?

С этого вопроса началась конференция проекта «Сила творчества». Ведущий образовательных программ МШУ «Сколково» Дмитрий Судаков заинтересовался мероприятием «Устьянская сыпчина», которое разрекламировал заместитель министра культуры Архангельской области Алексей Павлов – наш земляк из местного минкульта. Судаков зашел на сайт фестиваля, однако ресурс оказался «сломанным».

– Она из современных стратегий развития – глокализация. У людей из разных городов обостряется интерес к локальным отличиям культур, традициям глубокой древности, диалектам других регионов. У меня такой интерес появился, захотелось приехать в Устьянский район, но теоретически вы потеряли меня как гостя, – резюмировал Дмитрий Судаков. – Нужно использовать информационные технологии в привлечении аудитории извне региона, тогда и «Устьянская сыпчина», и любой другой фестиваль будут жить и развиваться. Любое местечковое мероприятие при грамотном менеджменте и маркетинге можно сделать привлекательным для иностранцев.

И это не значит, что в угоду иностранным стереотипам нужно выставлять на прилавки востребованную, к сожалению, «клюкву», это значит, что надо стать пиарщиком и продавцом особенностей поморской аутентичности. Прививать вкус. Популяризировать северную культуру. Простой пример: этим летом в Кенозерье на Успенской ярмарке рядом с вырезанными из дерева птицами счастья и вышивкой соседствовали пластиковые брелоки, кружки с фотопечатью и ложки с непонятными фабричными росписями… Так не должно быть. Все мы в путешествиях приобретаем что-то местное, самобытное и новое для себя, поэтому продукты архангельского художественного промысла будут интересны туристам больше, чем какой-то сувенирный китч. А как сделать продукцию востребованной для местных жителей? Это возможно, если народное и местное станет модным.


Стереотип №3: русское народное – это не модно

Народную культуру не надо консервировать, переосмысление народного творчества неизбежно, и это нормально, пусть и останутся люди, которых всякий раз будет потряхивать от любой современной интерпретации русского народного. Каждый мастер – и хранитель прошлого, и немного футурист, он должен смотреть в будущее и мыслить глобально, чтобы быть успешным предпринимателем. Конечно, одному человеку сложно соревноваться с фабриками, да и надо ли? Вязаные вещи и деревянные серьги, плетеные пояса, шитые игрушки и миски из керамики, – это надо уметь продвигать, аккуратно переводить культурное наследие в контекст современности.

В конце концов, в ближайшем будущем, когда всю рутинную работу возьмут на себя машины, особенно цениться будет ручная работа и креатив.

Как показывает опыт Марью Матсин и Терезы Остлинг – это дизайнеры из Швеции, которые приехали в столицу Поморья на конференцию проекта «Сила творчества» – при желании модной может стать даже москитная сетка!


Девушки выпустили ограниченный тираж воздушной одежды из этого материала и стали продавать ее в своем магазинчике, который расположился в старинном здании. Пытаешься перенести их опыт на архангельские реалии, и ничего больше в голову не приходит, как взять зеленые сетки, которыми покрывают наши старинные здания – «затерянные места» Архангельска, и сшить из них ответную коллекцию нарядов.


Только так можно «использовать» пивзавод Суркова, который уже давно мог стать лофтом, где продвигали бы свои изделия местные рукодельники.


Стереотип №4: бывшая промзона не может стать креативным центром


Крупных предприятий народных художественных промыслов, способных делать тиражи более 500 экземпляров, в Поморье не так много, однако не обязательно брать масштабами производства, чтобы, к примеру, открыть креативный центр, гораздо важнее – найти единомышленников. А как объединяться? Прозвучала на конференции мысль о создании в Архангельске ремесленной палаты, только в зале между собой многие участники поделились скепсисом в духе: «Зачем нам еще одна безжизненная организация? Если уже есть "Дом народного творчества", толку от которого не так много…»

– В крупных городах России сейчас активно развиваются креативные пространства и кластеры, и как мы узнали, в Архангельске нет таких творческих зон, какие действуют сегодня, например, в Санкт-Петербурге, – комментирует Ксения Кузьмина, НИУ Высшая Школа Экономики. – Такие территории открывают новые возможности перед творческими предпринимателями. Здесь люди могут не только устраивать выставки, презентации своих работ и реализовывать свои товары, здесь потенциальный покупатель вовлекается в процесс создания изделия – это могут быть курсы или мастер-классы по гончарному искусству, изготовлению глиняной игрушки и многое другое. Здесь же может быть гастрономическая зона, которая может приоткрывать двери в традиции местной кухни.

То есть под одной крышей могут соседствовать мастерские, дизайнерские студии, творческие магазины и шоу-румы, студии красоты – все это и многое другое сосуществует в рамках одного пространства, при этом арендная ставка в подзабытых всеми зданиях, как правило ниже, что делает эту площадь доступнее, и дает новую жизнь пустующему зданию с историей.


Стереотип № 5: молодежь в ремеслах и промыслах не нужна

Один из важных вопросов, поднятых на конференции – преемственность опыта. На нашем сайте мы уже писали об уникальном ювелире Юрии Моисееве, который, несмотря на обещания властей, так и остался без мастерской и учеников, хотя мог бы передать свой необыкновенный навык молодому поколению. Оказывается, эту проблему ощущают многие мастера и не только.

– Не каждый творческий человек может сам продать свои работы, поэтому я сегодня выступаю неким посредником между мастером и покупателем, – объясняет Мария Врачева, индивидуальный предприниматель, владелица сувенирной лавки из Шенкурска. – Сложности в работе появляются из-за сезонности нашего бизнеса, основной спрос на продукцию – летом, но ассортимент лавки не всегда широк, и в какой-то степени это происходит от нехватки компетентных мастеров. Считаю, необходимо создать образовательные учреждения или хотя бы ввести какие-то программы в традиционное обучение, чтобы подготовить кадры для этой сферы. Нам нужна молодежь. Творческая, умелая, но сложно привлечь ее, когда престиж профессии остается на таком низком уровне, информационная деятельность о выставках и предстоящих мероприятиях слабая, а местная администрация недопонимает экономической значимости изготавливаемых в нашем районе ремесленнических изделий.


«Сила творчества» собрала самых неравнодушных созидателей Поморья – они не конкуренты друг другу, когда речь идет об устойчивом развитии Архангельской области. Их успешный опыт и проблемы, плюс практика единомышленников из других уголков России и Северных стран наводит на единый тезис – чтобы быть успешным, нужно оставаться собой. Так можно говорить не только о людях. Так можно говорить о регионах, городах и целых странах. Только когда мы сохраняем свое культурное лицо, чтим историю, ищем в себе лучшие стороны и не пытаемся кому-то подражать, движемся вперед.

http://www.perunica.ru/chistiy_ist/9094-navyazannye-stereotipy-o-narodnom-biznese-chto-glozhet-remeslennika.html  



+2


Навязанные стереотипы о «народном» бизнесе: что гложет ремесленника?

Категория: Чистый источник

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера