Несостоявшееся путешествие в Африку

В школьные годы многие мальчишки мечтают о путешествиях. Из маленькой деревеньки, в которой я рос, мечты влекли меня в далекие страны, к пальмам, носорогам и обезьянам. Пока я шел в школу и из школы домой (а до школы было семь километров), в моем воображении возникали яркие картины, со мной происходили необыкновенные приключения. Я плавал на фрегатах по безбрежным морям, открывал неведомые земли, прогуливался по улицам несуществующих портовых городов. Особенно почему-то мне хотелось побывать в Африке. Не могу объяснить, почему именно в Африке.

Прошли школьные годы. Приехал я в Москву и поступил в медицинский институт. Но детские грезы о далеких странствиях навсегда остались глубоко в душе.

И вдруг эта тяга в неведомое снова пробудилась. К тому времени я окончил институт и стал работать врачом. Вел самый оседлый образ жизни. Однако все чаще ловил себя на мысли, что без Африки мне чего- то не хватает. Может быть, ощущения полного счастья. И я решил во что бы то ни стало побывать в этой сказочной части света.

Врачи везде нужны. На каждом корабле обязательно есть врач. И для врача путешествие — хоть в Африку, хоть в Антарктиду — дело очень даже простое. Я пошел в Министерство морского флота, написал заявление, что, мол, мне совершенно необходимо побывать в Африке. И стал ждать, когда пришлют вызов на корабль.

Вызов пришел через несколько месяцев. Ведь не так просто было подобрать корабль, на котором почему-либо не оказалось врача, да еще и такой корабль, который плывет не куда-нибудь, а в Африку. Но за эти месяцы мои планы неожиданно изменились, произошло нечто такое, что совсем отвлекло меня от мыслей об Африке. Я должен был извиниться перед людьми, приславшими мне вызов, уступил место корабельного врача другому доктору, А сам отправился не в далекое плавание, а самолетом — в Бухару.

Собственно, ничего особенного на первый взгляд и не случилось. И все-таки жизнь моя потекла совсем иначе. Я много путешествовал. И даже сделал кое-какие (пусть маленькие) открытия. Да-да! Оказывается, и в наше время еще есть неведомое, и не только в космосе, не только в далеких краях. И если мне не довелось открыть новый остров, то кое-что разыскать все же посчастливилось. Однако расскажу по порядку.

Незадолго до того, как пришел вызов из Министерства морского флота, меня послали в Ленинград, на съезд врачей, где я должен был прочитать доклад об одном редком заболевании.

Когда я приезжаю в Ленинград — по делу или просто навестить старых друзей, — мой первый день в этом городе всегда начинается с Эрмитажа. Я хожу по бесконечным анфиладам музея без заранее намеченного маршрута, бреду вроде как во сне, и для меня всякий раз бывает приятной неожиданностью встреча с Сезанном и Рембрандтом, Тицианом и Леонардо да Винчи. Каждый раз я открываю для себя, будто впервые увидел, что-нибудь новое: то «малых голландцев», то лиможские эмали, то портрет работы Эль Греко.

Таким открытием были на этот раз узбекские игрушки XII века. Меня захватила невиданная простота и пластическая (скульптурная) завершенность глиняных зверушек из археологических раскопок. В самолете, возвращаясь домой, я то и дело вспоминал эти игрушки, сетуя, что не прихватил с собой фотоаппарат. И еще одна мысль застряла в голове: «Где- то я уже видел почти такие же!»

И вдруг я вспомнил, что действительно видел что-то очень похожее у одного из друзей.

На другой день я отправился к своему приятелю, художнику, в мастерскую. Он в недоумении пожал плечами, когда я прямо с порога бросился в переднюю, где на полке рядом с глиняными кувшинами и расписными прялками сразу же увидел игрушки, удивительно напоминавшие узбекскую керамику из Эрмитажа. Правда, эрмитажные игрушки потеряли окраску; у некоторых музейных зверят не хватало хвоста или уха (дети не слишком берегут свои игрушки, да и время — восемь столетий — беспощадно). Глиняные звери на полке у моего приятеля были совершенно целыми и смеялись яркими, веселыми красками.

— Где ты взял это? Кто их сделал?

— Тебе пора в отпуск, — улыбнулся приятель, — ты переутомился и ведешь себя странно. Вместо того чтобы рассказать о поездке в Ленинград, скачешь по мастерской и, кажется, хочешь разбить мои любимые игрушки. А я ведь не скоро снова соберусь в гости к бабушке Хамро.

Когда приятель рассказал об узбекской крестьянке-художнице Хамро Рахимовой, я решил, что в ближайший отпуск отправлюсь в Бухару. Я совсем забыл, что еще недавно собирался в Африку. Скорее бы поехать в Узбекистан, к Хамро Рахимовой, привезти эти великолепные фигурки, способные своей нехитрой красотой доставить столько радости!

И вот я лечу в Узбекистан. Бухара. Город-сказка. Город-музей. Еду на автостанцию, сажусь в автобус Бухара—Гиждуван. Приветливые пассажиры рассказывают, что кишлак Уба, в котором живет Хамра Рахимова, находится сразу за Вабкентом.

Моему внезапному приезду никто в семье Рахимовой не удивился. Гости из Москвы, из Риги, из Ленинграда часто приезжают к прославленной мастерице. Рахимова показала свои игрушки, по-узбекски «хуш-пуляк». Она лепит их из белесой лёссовидной глины. После обжига глина становится почти совсем белой.

Х. Рахимова. Шер (Лев). Глина. 1966 УаССР
Х. Рахимова. Шер (Лев). Глина. 1966 УаССР

На моих глазах Хамро вылепила несколько игрушек. Сначала она раскатала кусок глины так, что получилось что-то вроде гриба с двумя шляпками. Из одной «шляпки» она сделала передние ноги, шею, голову игрушечного зверька, из другой — задние ноги и хвост. Все, казалось бы, очень просто. И я попробовал повторить операцию под дружный незлобивый хохот окружающих. Смех этот был вполне заслуженным. Ничего у меня не получилось.

Игрушки Рахимовой изображают животных, причем животных сказочных, фантастических, если даже и называются они львами, барашками, слонами, конями. У рахимовского льва хвост короткий и торчит вверх серпом, уши похожи на рога, морда скорее собачья, чем львиная. Это целая глиняная сказка!

Раскраска рахимовских игрушек незатейлива: красные и синие пятна с горошину по желтому фону да что-то наподобие уздечки и сбруи. На спине у ее слонов, баранов и львов сидит маленький барашек или торчит нечто похожее на кувшин. Теперь трудно решить, что означает эта деталь. Если ее снять — игрушка теряет свою законченность. «Кувшин» на спине игрушечных зверей напоминает о сосудах-водолеях в форме животных. Жидкость наливается в них через горлышко на спине, а выливается через открытую пасть. Такая керамика в прошлом была распространена в различных уголках земли.

Рахимова смотрит на свое занятие скорее как на забаву. Она даже немного удивляется, что приезжают серьезные взрослые люди со всех концов страны и, как дети, приходят в восторг, увидев ее безделушки.

Я возвратился в Москву счастливым обладателем целой дюжины рахимовских игрушек. Нет, я не жалел, что отказался от путешествия в Африку. Ходил в библиотеку, рылся в книгах по декоративному искусству. Хотелось поехать в новые места, где сохранились промыслы игрушки. Однажды мне попалась статья об игрушечниках из кишлака Кара- таг. В первый же день следующего отпуска я со своим приятелем отправился в Таджикистан, не подозревая, что во время этой поездки мне посчастливится сделать свое первое маленькое открытие.

Оказалось, к большой нашей радости, что в экспозиции историко-краеведческого музея Душанбе прекрасно представлена каратагская пластика. Сотрудники музея охотно рассказывают, как добраться до кишлака Каратаг — родины этого своеобразного искусства. Шестьдесят километров на автобусе по асфальтированному шоссе, и мы у цели.

Было время обеда. В керамических мастерских задержался лишь один мастер — молодой гончар Манной Кадыров. Он сказал, что мастерские изготовлением игрушки не занимаются. Здесь делают только глиняную посуду. Но дома сам Маннон и его учитель Саид Расулов иногда лепят глиняных зверят. Расулов и Кадыров и выполнили заказ душанбинского музея, и кое-что из той партии обжига у них осталось.

М. Кадыров с сыном. 1976 г. ТаджССР.
М. Кадыров с сыном. 1976 г. ТаджССР.

Усто (мастер) Саид — дядя Маннона, и живут они рядом. Пока старый мастер угощал нас чаем и занимал беседой, Маннон принес несколько глазурованных игрушек. После первого обжига и раскрашивания они припудриваются порошком пережженного свинца и подвергаются вторичному обжигу. При этом свинец превращается в блестящую стекловидную корочку — глазурь. Такие игрушки воды не боятся, и роспись с них уже не смоешь.

Сюжеты довольно однообразны: шер (лев) да аспак (конек). Но ни один лев не похож на своего собрата. И коньки все разные. Горбомордые, с большими то ли глазами, то ли ноздрями; на голове — гребешок вроде петушиного или уши, похожие на рога. Да и львы рогатые!

М. Кадыров. Шер (Лев). Глина. 1967. ТаджССР
М. Кадыров. Шер (Лев). Глина. 1967. ТаджССР

О том, что кони — это кони, можно, пожалуй, догадаться только по седлу на спине. В остальном же ничего общего с конями в фантастических глиняных фигурках нет. Разве только что у них четыре ноги!

Расписаны необычные звери в одну-две краски, чаще чередующимися зелеными и синими полосками по молочно-белому фону. Цвет росписи сдержан, краски подобраны с тонким чувством гармонии. Вылеплены игрушки просто, но изящно. В каждой работе чувствуется рука подлинного художника, рука мастера, прекрасно знающего технологию работы с материалом.

Полные светлых впечатлений, мы возвратились в Душанбе с тяжелым грузом глиняных игрушек. Коллекционерские страсти разгорались. На наши расспросы, нет ли в Таджикистане других центров производства народной игрушки, искусствоведы краеведческого музея рассказали, что когда-то мастера-игрушечники были в Ура-Тюбе, близ Ленинабада. Там лепили свистульки «уштак», но делают ли их сейчас — неизвестно.

Отправляясь в Ура-Тюбе, мы полагались только на удачу. Мы ходили по улицам этого спокойного, нешумного городка и выспрашивали у каждого встречного, где живут кулоли (гончары). Так мы разыскали нескольких мастеров, но все они занимались изготовлением глиняной посуды. Игрушек никто не лепил. Называя имена игрушечников, наши собеседники проводили при этом ладонью по подбородку. Характерный жест означал: мастера нет в живых. Однако все упоминали имя ныне здравствующего усто Гафура Халилова. Но никто не знал его адреса.

Поздно вечером, потеряв надежду разыскать усто Гафура, мы натолкнулись на его дальних родственников, которые дали нам в провожатые двух проворных мальчишек. Оказалось, что дом Халилова стоит в пригороде Ура-Тюбе — кишлаке Бафой.

Г. Халилов со своим внуком. 1976 г. ТаджССР.
Г. Халилов со своим внуком. 1976 г. ТаджССР.

Мастер расставил на ковре небольшие свистульки — глиняных зверушек и птиц сантиметра по четыре длиной и высотой, расписанных в две-три краски полосками по белому фону, как игрушки из кишлака Каратаг. Игрушки Гафура Халилова традиционны. Такие же фигурки делали в глубокой древности. Но у него нет ни одной игрушки, которая повторяла бы другую. Он бесконечно варьирует один и тот же мотив, то добавляя, то убирая какие-то детали. Таким образом, о Гафуре Халилове можно говорить не только как об искусном хранителе традиционных форм, но и как о художнике яркой творческой индивидуальности.

Г. Халилов. Глиняные игрушки. 1967. ТаджССР
Г. Халилов. Глиняные игрушки. 1967. ТаджССР

Когда-то мастер делал к праздникам и более крупные игрушки. Но сейчас никто в Ура-Тюбе больших игрушек не лепит. Спрос на них упал.

Мы попросили мастера сделать для нас несколько крупных игрушек, и наутро усто Гафур слепил великолепных коньков, козлов, барашков, фантастических драконов.

Мы были в Таджикистане в 1967 году. С тех пор я совершил немало путешествий по Литве, Молдавии, Белоруссии, побывал на Украине, объездил почти все области России.

Так, замечательные игрушки узбекских и таджикских мастеров, положили начало моему увлечение традиционной скульптурой народов нашей страны.

Геннадий Блинов
«Чудо кони, Чудо птицы»


См. также:
Глиняные игрушки из Узбекистана и Таджикистана (семейная коллекция)


Категория: Чистый источник   Теги: Глиняная игрушка   Автор: Блинов Геннадий


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*