МУЖЧИНА В КРУГУ СВОИХ ЖЕН (Многоженство на Русском Севере) Мороз А.Б.

'МУЖЧИНА

В Каргопольском р-не Архангельской обл. во время одной из экспедиций нам пришлось услышать рассказ о мужчине, у которого было одновременно несколько жен. В ходе разговора стало ясно, что дело происходило сравнительно недавно, что он не был мусульманином и был совершенно местным человеком. Дальнейшие расспросы жителей Каргополья дали неожиданный результат: в каждом селе, где бывала наша экспедиция (все цитируемые материалы записаны в Каргопольском районе Архангельской обл. и хранятся в архиве лаборатории фольклора экспедиции Российского государственного гуманитарного университета.) и задавался вопрос о случаях многоженства среди местного населения, удавалось записать несколько историй на интересующую тему. К настоящему времени в нашем собрании скопилось значительное вы число рассказов о многоженстве на Русском Севере. Сведения из других источников нам, к сожалению, неизвестны, и все изложенное основано только на наблюдениях над материалами нашего архива.

Первое, что бросается в глаза - это то равнодушие (а иногда и сочувствие), с которым рассказывается о многоженцах. Подобное явление не вызывает не только гнева или осуждения, но даже и удивления, а наш вопрос, были ли в селе мужчины, имевшие по несколько жен, воспринимается как должное. Речь, разумеется, идет не о мужчине, у которого помимо жены была (или были) еще любовница, к которой он наведывался время от времени, и не о вдовце или разведенном, женившемся вторично или третично. Всегда подчеркивается, что это, действительно, жены, жившие с ним одновременно, все в одном доме, одной семьей, с одним хозяйством. При этом обычно рассказывают, что мужик был женат, а потом привел в дом другую жену. Мотивируется это по-разному: он взял одну - она ему не родила, взял вторую - тоже, родила третья; «Первая жена она уж заболела тожо дак. Дак она как худа стала, умирать, он взял другую дак»; «...у него было много скотины. Две лошади было, две коровы было. Этих, два телёнка, да одна там не справляласи, старовата стала, а он-то ещё дебелый. Вот он на второй женился»; «Дядя , вот он был жонат на одной, а потом привёл к ей другую жену. Та уже постарше стала, помоложе навязалась просто».

Никогда не обращается внимание на то, были ли такие браки зарегестрированы (венчания или «записи» в сельсовете со второй, третьей и т. д. женой, можно предположить, не было), это не выделяется как непременное условие брака. В слово жена вкладывается постоянная совместная жизнь с мужем, а главное общее хозяйство, дом.

Подробности большинства историй о многоженцах направлены на описание совместной. хозяйственной жизни. Муж выступает прежде всего как большак, который следит за порядком, за тем, чтобы все работы выполнялись правильно, своевременно, четко. При этом между женами существует строгое распределение ролей, каждая из них знает свое место, отведенный ей круг обязанностей. «У меня они все работящие, одна в лес ездит, лошадка своя, это в лес по дрова, дрова возит. Другая по сено ездит, там не в один день, а через день, со скотиной ходит: корова, офцы - всё есть, двоё ходит со скотом - фсе при деле, фсе распределёны. Одна дома хлеб пекёт»; «Одна печку топила, кухарничала. Вторая за скотом ходила, а третья ходила уже баню топила, полы мыла да прочее»; «Старая, значит... коров по три - по две коровы держал. Вот так по хозяйству всё работала, значит. Это старая с коровами ходила. Молодая, значит, с ним занимается: и в баню с ним ходит, и баню топит, там бельё стирает, тодругое...»; «Одна жена обрежалася у печи, вторая ходила на колхозно поле и, так, на свою постать, как говорица...»; «Одна... корову держали, обыхажнвалисъ, а та уже по дому всё справляла».

По-разному описывается порядок сексуальных отношений между мужем и женами: по одним рассказам, муж жил по очереди со всеми женами («Спрашивают : "Как ты успеваешь спать-то?" - "Очередь веду"»), по другим, он спал только с одной, более молодой, что рассматривается как ее хозяйственная обязанность. Сексуальные отношения с мужем и деторождение равноценны в таких рассказах уходу за скотом, работе в поле, приготовлению пищи. В этом смысле при распределении ролей между женами соблюдается некоторое равенство: «Распорядок такой был: одна печку знала, вторая двор, а эта детей носила, значит эта знала детей»; «Одна была... за жену, а та за работницю, а эта приготовляла ись - все троё». Наконец, третий вариант взаимоотношений мужа с женами таков: когда первая жена уже стала больна и немощна, муж берет вторую, молодую. С ней он спит и рожает детей, а первая, если в силах, занимается хозяйством, если же нет, то в обязанности второй входит также уход за больной: «Первая жена она уж заболела тожо дак. Дак она как худа стала, умирать, он взял другую дак. Она ходила за ней, ухаживала»; «Вот разны были. Одна постарше, друга помоложе». «Ты с которой, Фёдор, спишь?» «Котора помоложе, с той сплю. А та, постарше, готовит нам, всё делаёт.. .».

Человек, имевший несколько жен, как правило, описывается как особенный, чем-то выдающийся. Примечательно, однако, что в народном сознании исключительным выглядит не факт наличия у мужика нескольких жен (это, как уже сказано, обычно не вызывает никаких эмоций), а совершенно иные вещи, связанные с его собственной персоной или с укладом его жизни.

Эта исключительность подчеркивается, в частности, обособленностью многоженцев от рассказчика или от людей вообще. Редко когда отмечается, что такие мужики жили именно в той деревне, в которой о них рассказывают: «Это у нас не заведёно было. Вот там по Няндомскому тракту Чащовка называлась»; « Как же бывают эти, которые как называются – блядуны, по-русски называются - блядуны. Да, у нас это - по Няндомскому тракту была Чащовка, ­Чащовка называлась. В общем, там был один домичек, и было три жены у мужчины». Один из героев, наиболее часто упоминаемый в рассказах о многоженцах, Пеша Хромой, вообще жил вне деревенского пространства: в лесу, на хуторе, у дороги - место его жительства определяется по-разному, но подчеркивается, что он жил один со своей семьей: «до Няндомы доезжать, мужик жил, одна-то изба стояла после школы-то ещё была . У нево две жены было»; «По Няндомскрму тракту была Чащовка - Чащовка называлась. В общем, там был один домичек, и было три жены у мужчины». Разумеется, здесь могут быть отражены реальные обстоятельства, но они влияют на формирование образа мужика-многоженца в целом как необычного человека. При этом следует иметь в виду, что в традиционной культуре чужой, посторонний человек всегда воспринимается как особенный, обладающий магическим знанием, связанный с потусторонними силам, вестник «того света»; так относились к нищим, странникам, случайным встречным и т. п. Интересно также, что упоминания о многоженцах, наряду с другими «демоническими персонажами», содержатся в заговорах-оберегах, направленных на защиту человека или скота вне «своего» пространства дома «...от всякого врага, враговицы, от всякого еретнка, еретицы, отвсякого злого, лихого человека, от мужика от черного, от мужика от белого, от мужика однозубого , от мужика двоезубого, от мужика троежоного.. от девки-простоволоски , от бабы китоволоски...».

Время действия тоже подчеркнуто удаленное - дело происходило когда-то, не сейчас: «Было... мама росказывала, у нас в Крецетове был однн... трёх жён имел...»; «Знаю, это самое, в какую-то вот, ну, может, вот в бабкины годы вроде так где-то в Сварозере был старик какой-то, говорят, был, што не одна жена была». На самом деле и расстояние, и временная дистанция не так уж велики: называется соседняя деревня и время, когда жили родители, а иногда сами рассказчики детьми видели своих героев, но, тем не менее, некоторая дистанцированность, наряду с другими признаками, характеризует многоженца как человека необычного.

В самом образе жизни таких людей есть особенные черты. Отмечается, что многоженцы богаты: «По две коровы, да по три коровы держал»; в Кречетове жил богатый мужик. Необычность многоженца может подчеркиваться его чудачествами. Про широко известного в Каргополье Пешу Хромого неоднократно рассказывали, как он сам себе заранее гроб приготовил: «Моево двоюродново брата он в гроб заколотил - не помнит, он маленький был - у нево там гроб наверху был, под крышей на верёвках повесил. Сам для себя гроб сделал: говорит, я не надеюсь. А он столяр был хороший. Сам себе доски обстрогал, всё, гроб соорудил: "Серёга, иди-ка сюда, я тебе покажу чёво я тут сотворил!" У нево в крышке четыре гвоздика забито, по углам гвоздики забиты, но не полностью: крышка сымаецца, всё... "Ну-ко, ложись, посмотри, как это мне тут лежать-то придёцца. Мне, - говорит, - долго лежать-то". Серёга лёг. Тот там орёт. "Во! Епона мать! А мне каково!?"» Иногда исключительность многоженца констатируется просто общими словами: «Такой видно был о т л и ц н ой».

Рассказывая о многоженцах, отмечают их старость или физические недостатки. Так, Пеша Хромой хром. Он, по рассказам, был ранен на войне: «У нево в японскую прострелили тут ногу, у нево она несгибалась, так и ходил». Далее традиция развивает этот признак, и Пеша становится безногим: «Вот там по Няндомскому тракту Чащовка называлась. Там безногий мужик был». Многоженец может быть старым: «Вон у нас был старик, уж он стариком был, его было пять жон имел»; «У старика было три жены»; «Пеша, Пеша там какой-то был Такой коршак». Хромой, безногий, старый при этом не значит немощный, наоборот - всегда подчеркивается, что он не только в силе, но и способен держать в повиновении нескольких жен (по оценкам рассказчиков, дело нелегкое).

В таких семьях всегда царили мир, согласие и порядок, обусловленные ролью мужа. Он держал в повиновении всех своих жен, и никто из них не смел противиться его воле. «Старик был такой строгий. Если жены раз спорят между собой, он всех подряд . Чтоб при нём было всё ладно, всё равно»; «И вот он держал двух жён. И жили они дружно, не руга­лися, ничево»; «Раньше народ не спорил, не скандалил. Теперь-ко на-ка, заведн-ка две жены, дак бабы придерутся в труху». Одна из особенностей такого образа жизни - то, что жены без согласия мужа и без надобности не выходили из дома: «И все сидели дома – ни одна никуда». Помимо строгого распределения ролей в семье существовала еще и иерархия между женами ­неукоснительно соблюдалось старшинство. Даже если хозяин спал не поочередно с разными женами, а с младшей, все же старшая почиталась за главную: «Он другу привёл, она матерью звала. Перву жену матерью звала. Ходили жали, она: - Мать поди убирать».

Не совсем ясна ситуация с детьми от такого брака. В тех немногих случаях, когда возникала эта тема, обычно говорится, что детей у них не было. Вместе с тем, одна из причин, по которым мужчина приводит в дом вторую жену, - это именно отсутствие детей.

Сейчас невозможно уверенно утверждать, лежат ли в основе сюжетов цитированных текстов реальные обстоятельства или мы столкнулись с чисто фольклорным явлением. Однако это несущественно, ибо в любом случае в этих рассказах отражены народные представления о браке, стереотипы женского и мужского поведения в нем. Одним из самых существенных моментов для брака является деторождение. это основная функция женщины поэтому и замужество рассматривается как обязательный и необходимый этап в ее жизни. Отсутствие детей в семье - нарушение нормы, причем оно воспринимается как кара за грехи. При этом в традиционной культуре считается, что дети в семье не рождаются исключительно по вине женщины. Но мужчине необходимо продолжение рода, и в этом контексте вполне логичным выглядит, что муж берет себе вторую, третью и т. д. жену.

С другой стороны, мужчина в семье не только муж и отец, но еще и хозяин. Это статус старшего мужчины в доме, и следует заметить, что все истории о многоженстве фиксируют именно это положение мужчины: нигде не упоминается, что он жил с родителями, старшими братьями и т.п. В обязанности хозяина, большака, в частности, входило распределение работ между членами семьи, поддержание порядка в доме. В нашем случае большак распоряжается своими женами, распределяя между ними работу по хозяйству. При этом, собственно брачные, сексуальные отношения между супругами могут рассматриваться как один из видов такой хозяйственной деятельности, наравне с уходом за скотом, сенокосом и проч., что также вполне логично: дети, как и скот и урожай рассматриваются традиционной культурой как явления одного порядка, как составляющие общего благополучия семьи, рода; ср. колядку:


я же сяду на порог

Дай лепешку и пирог,

Чтобы курочки водились,

Чтобы свинки поросились,

Чтобы коровушки телились,

Чтобы кобылки жеребились,

А молодые молодушки рожали

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что статус мужа и хозяина нескольких жен не только не противоречит стереотипам восприятия мужчины в традиционной культуре, но в известной степени выражает его суть.

Источник: Мороз А.Б. Мужчина в кругу своих жен (многоженство на Русском Севере). // Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. М., 2001.

(сканирование и подготовка – Дрягослав Берестов)


Категория: Этнография

<
4 мая 2010 09:04 | #1
VARULV
+1
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
ЛЮБОПЫТНЫЙ МАТЕРИАЛ, НО ОПИСЫВАЕМЫЕ СЛУЧАИ ПРОИСХОДИЛИ В ТЯЖЁЛЫХ УСЛОВИЯХ ДЕРЕВЕНСКОЙ ЖИЗНИ И ПРОДИКТОВАНЫ СКОРЕЕ БЫТОВОЙ ЖЕ НЕОБХОДИМОСТЬЮ.
НО ПО ХОДУ СИТУАЦИЯ СЕЙЧАС ТАКАЯ, ЧТО ГЕНОФОНД НАЦИИ ПОД УДАРОМ, ТАК ЧТО ИДИТЕ КО МНЕ ВСЕ КРАСАВИЦЫ БЕЛОКУРЫЕ, ЗА ХОРОШУЮ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ РУЧАЮСЬ,

<
  • 29 комментариев
  • 1 публикация
4 мая 2010 10:15 | #2
0
  • Регистрация: 15.01.2010
 
Сейчас читаю журнал "Мужская традиция" Хорошый.
Есть у кого нибудь в электронном варианте. очень хочется найти.
Если есть то выкиньте пожалуйста bayan

<
4 мая 2010 23:24 | #3
Рус-Словен
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Мужики пьют по-чёрному и вымирают . Вот их на всех баб и не хватает.

<
6 мая 2010 17:10 | #4
alexrus
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Всё правильно и именно иерархически выстроенная родовая семья.
Не связано это с обстоятельствами трудности - легкости бытия народа (голод - неголод нужен больший приплод - не нужен).
Просто так задумано Родом (один муж и четыре жены).
В миру именно так строилась ранее и должна строится родовая семья.
Как корни лезут из Земли, а после Ночи всегда будет День.
Уровень волхвов и жрецов должно быть строился по другим принципам.
Отступление от этого правила наблюдается, во всей крассе :), в виде измельчания мужика, как духовного стержня (Кол) семьи и физического проявления его (дохляк),
А у женщины снесением со всех мыслимых вертушек , как окоема (коло) пары Кол - Коло и полной потери ориентации в жизненном пространстве и своей предначертанной природой сути.
Дошло до того, что староверы не решаются в современной среде озвучивать эту незыблемую традицию предков. Основу всех родовых основ.
Ну это и понятно, нынешние Ведуны люди семейные по новой традиции, озвучка такой правды может разрушить, в том числе и их семейную гармонию, вернее оцивилизованную дисгармонию.
Многие из них и не ведают о такой традиции предков, т.к. вырезаться из мозгов она стала одной из первых, задолго до монархических времен.
Не порушив её, невозможно было уничтожить ни родовую семью, ни получить инструмент стирания смыслов и перенаправления целей.
У "пацанов" это получилось, знали ведь злодеи!
Оттого, что Женщина по Сути своей: Хранительница Традиций и Обрядов и Семьи и Общества.
Сними с Женщины это Предназначение и получится То, что Получилось. Видим в Яви результат тысячелетней селекции женской доли.
Мужчина дохляк, а Женщина взращивая гипертрофированное донельзя ЭГО, оказалась в порочном соревновании с жизненными обстоятельствами и с мужчиной, в том числе, пожирая его, т.к. шансов у мужчины то и нету, при таком раскладе.
Старшая жена, как раз и звалась той самой Берегиней (охранительницей судьбы), которая в индийской традиции совершала "обряд Сати", при уходе из Яви Мужа.

следует читать; ... корни лезут в Землю .... :)


Мужчина-дохляк следует понимать, как безотведственное духовно и немощное телесно создание, воспринимающее наказание, только ввиде физического воздействия,варна - нежественные, а в индийской традиции каст - шудры.
Согласитесь, Образ мужчины в глазах современной женщины именно таков, если не хуже.
Пародия на Творцов и наших Великих Предков.
И это результат вышеобозначенной темы.


Добра! Слава Богам и Предкам Нашим!

<
11 мая 2010 04:45 | #5
Военега
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
В семье не без урода... =) bm

Даешь рожать больше мальчуганов! ziga

А вообще-то, такая семья может иметь место, если у каждого из членов просто материалистично-деловой подход к семье. Но тут уже нет места любви как таковой (разве что как более абстрактному понятию, не заключающемуся в рамках семейных отношений), зато тут есть место холодному расчету. jew
Зато я знаю точно: введя такие правила в россии, население не увеличится из-за массовых женских самоубийств grabli =)

<
  • 66 комментариев
  • 0 публикаций
11 мая 2010 12:40 | #6
0
  • Регистрация: 27.01.2010
 
Славянин действительно имел право иметь до трех жен.
1) ЖЕНА ровестница когда подходил срок и влюблялись и женились.
2) жена обычно это жена погибшего брата. Его жена могла стать женой брата, а дети брата его детьми. хозяйство брата его хозяйством. продиктовано было тяжелой действительностью. необходимостью выживания Рода. Без мужика и сейчас и тогда в хозяйстве было не в мочь...
3) Жена обычно была молодуха, когда мужик лет 40 еще мог и хотел, а первая жена уже по женским причинам уже не могла... А первейшим был Род, он должен быть могуч и ветвист - многодетен.
Вот вам и три жены, кстате могла быть и та причина, что женщин в репродуктивном возрасте больше чем мужчин в том же возрасте.
Чем мифологически оправдывалось такое трехженство... Так первопредок наш ДаждьБог имел трех жен: Маю Златогорку, Маревну-Марью и Живу-Весну. Вот вам и три жены. Правда согласно мифологии это в конечном итоге одно и тоже лицо Мая Злотогорка, только её похищает Кощей и она становится Маревной и приводит к нисхождению за нею ДаждьБога-Ивана и выводом её из царства Кощея и преображение её в деву Живу-Весну...

Кстате Василий-Креститель имел 300 жен и 700 наложниц это не славянская традиция... Я припоминаю царя иудейского Соломона у того тоже было 1000 жен и наложниц... Так он Василий Креститель равинов сын Малки (хазарской иудейской царицы) был изначально вы-родок, по пьяне деланный...

<
  • 245 комментариев
  • 4 публикации
11 мая 2010 13:16 | #7
0
  • Регистрация: 11.12.2009
 
Цитата: Словен-Венед
Маю Златогорку, Маревну-Марью и Живу-Весну. Вот вам и три жены. Правда согласно мифологии это в конечном итоге одно и тоже лицо Мая Злотогорка, только её похищает Кощей и она становится Маревной и приводит к нисхождению за нею ДаждьБога-Ивана и выводом её из царства Кощея и преображение её в деву Живу-Весну...

Дак это годовой цикл описан. Весна-Лето-Осень-Зима(обычно без осени). Кощей(Змий) похитил солнце(сурью) и наступила ночь. А Перун или как в арийских текстах Индра идёт её спасать. Самое интересное что и в сказках змей трёхголовый и в арийских текстах он тоже трехголовый. Только вот не знаю почему. трехголовый змей. трехголовый змей в гробнице фараонов


<
  • 92 комментария
  • 2 публикации
11 мая 2010 20:10 | #8
+2
  • Регистрация: 21.02.2010
 
Многоженство – это способ семейной жизни далеко не для всех мужчин и женщин. А. Трехлебов в своих книгах проводит мысль о том, что это подходит только для людей достигших определенного - достаточно высокого ! - нравственно-этического уровня развития. В противном случае – это страдания, психические проблемы, нравственная деградация и откат в эволюции.
Здравый смысл в этом образе жизни, несомненно, есть. Но официальное многоженство - это не в российской культурной традиции. Неявное «многоженство» - по-моему, не секрет для многих - всегда было, есть и будет.
Совсем не обязательно создание второй ( или третьей) семьи основывается на материалистическом расчете. Это могут быть и чувства, обоюдное желание пары жить семьей, общими планами, рождение детей... Мне доводилось встречаться с такими семейными парами в жизни. По моим наблюдениям, в благополучном разрешении любовных треугольников нужна мудрость, душевное богатство и определенная духовная сила. Это дано не каждому, и далеко не каждый развивает в себе эти качества.

<
17 мая 2010 20:58 | #9
VARULV
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Цитата: матрешка
многоженство - это не в российской культурной традиции

вот и оглянись, к чему нас ЭТА культурная традиция привела.

<
  • 34 комментария
  • 2 публикации
16 декабря 2010 15:30 | #10
0
  • Регистрация: 12.12.2010
 
VARULV,
Учитывая реалии нашей (языческого прошлого)современной жизни. Могу заметить, что многоженство одно из решений многих бытовых и экономических проблем семьи. Это касается сексуальной жизни и здоровья, наших мужчин, а главным образом женчин. Часто у нас работают в семье и мужчина и женщщина. Вот и посудите какое может быть здоровье у жещины, если она наработовшись 8 часов, приходит домой, а дома не убрано, не сварено, не постирано, дети малые просят торт испечь и в игрушки с ними поиграть и она с ними играет, одновремено убирается и ужин готовит, а через час, с работы приходит муж, и смертным боем бьет свою жену, за то, что она, вместо его любимых помпушек, сготовила как всегда макороны по флотски. А в довершение муж застовляет измотанную жену, выполнять свой супружеский долг. МНОГИЕ БЫ СОГЛАСИЛИСЬ БЫ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ВТОРЫМИ, НО ДАЖЕ И ЧЕТВЕРТЫМИ ЖОНАМИ, ТОЛЬО БЫ НЕ ТЕРПЕТЬ ЭТО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО

<
  • 34 комментария
  • 2 публикации
18 декабря 2010 16:22 | #11
0
  • Регистрация: 12.12.2010
 
Хочу также напомнить, что возрождая традиции предков, не следует забывать, мы люди 21 века. И как не возможно войти в одну воду дважды (старая вода утекла), так и невозможно соблюдать старые традиции. Благо и традиций то не искаженных христианской хворью у нас почти нет. Да и если бы традиции на протижении веков ни как не менялись, мы бы и сейчас, по традиции каменными топорами бы пользовались. Но каменный век сменился на бронзовый, и если мы хотим не просто тупо существовать, а процветать и развиватся, то мы должны как можно быстрее создать новые традиции русского народа. Ибо евреи обложили нас христианскими и не только христианскими традициями, как охотники обкладывают стаю волков красными флашками, а потом всю стаю гонят на бойню. И только тот спасется из волков кто не испугавшись флажков трепещущих на ветру, через них перепрыгнет. Так и мы должны выйти за пределы общепринятых традиций, в этом залог нашего выживания и процветания. Евреи хотят разрушить семью, как ечейку общества, а мы укрепим семью многоженством с привеликим количеством детей. Я же буду первой в очереди, позволяющей стать второй женой в семье. По ряду причин я не могу быть первой женой, и единственой, но второй женой быть смогу, и смогу пренести семье не малую пользу.

<
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
14 января 2011 23:13 | #12
+2
  • Регистрация: 12.01.2011
 
Все это на гарем смахивает! одна жена готовит, вторая убирает, третья рожает. Удобно то как:) и бабы вроде пристроены и мужик при деле.
О какой духовности может идти речь?

--------------------

<
15 января 2011 00:58 | #13
Рассветная
+1
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Не смешите меня с вашими гаремами, очередной увод в блабла от истины
и ещё один путь духовно выродиться, sick
посмотрите в глаза четвёртой жены, и вся скорбь на вашей шее! Плюс ещё три остались и у каждой в сердце нож, хоть тайно, хоть явно
Человек- не кролик, размножение ставить выше души

Ещё и о русском севере. ev
Вы видели курганы захоронения семейных пар в русском севере? Супруги лежат лицом к друг другу, а то и обнявшись, даже после вмерти выражая этим великую любовь и нежность, и уважение семье своей. В ногах собака похоронена. Вот вам и ответ.
А пиарщики разжигатели и нездоровые люди, пусть на восток съездят, проверят гармонию многожёнства, там такой уклад под страхом смерти держится, не хочешь умри. А про духовность там тоже много говорят.

<
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
5 апреля 2019 00:05 | #14
0
  • Регистрация: 23.11.2018
 
У Энгельса в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" раскрыты механизмы формирования тех или иных видов брака под воздействием условий материального производства. Полегамный патриархальный брак есть форма усиления производительности на присвоенном куске земли или в мелком цеховом производстве, где дети рассматриваются, как работники. Больше детей- больше продукции и меньше расходов.

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
6 апреля 2019 09:26 | #15
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Иванов
тех или иных видов брака

Это чего такое?

<
  • 61 комментарий
  • 0 публикаций
10 апреля 2019 04:57 | #16
0
  • Регистрация: 10.05.2018
 
Цитата: Иванов
У Энгельса в "Происхождении семьи, частной собственности и государства"

Цитата: Квака
Это чего такое?


...Сдается мне, что эти оба "почитателей Энгельса" штудировали эту самую работу одинаково: смотрели в книгу, а видели в ней...собственные причиндалы. фигу.)))

--------------------


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*