Перуница
 

» » Пожелание смерти в колыбельных: о загадке русского детского фольклора (фрагменты)

Этнография » 

Пожелание смерти в колыбельных: о загадке русского детского фольклора (фрагменты)

'Пожелание

"Безусловно справедливо утверждение Г.А. Барташевич, что "в основе колыбельной поэзии лежит первобытный рационализм". Более ста лет вызывает споры учёных мотив пожелания смерти ребенку в некоторых колыбельных песнях. В 70-х годах 19 века реакционная публицистика использовала этот мотив, чтобы доказать отсутствие нравственного начала у русского крестьянства. Против этого резко выступил Н. Л-ий (очевидно, Левицкий). /.../

И дальше он объясняет "отсутствие" переживаний у крестьянина: "Ему просто некогда страдать и убиваться, завтра же могут голодать остальные дети, если он сейчас не оставит всё и не возьмётся за работу." /../ Анализ колыбельных песен привёл его к выводу: "Что народ любит и ценит детей - это уже доказывается тем, что он посвятил им целую особую поэзию" (Харьковский сборник, 1888, с.189-190).

Теми же причинами объясняли появление данного мотива О.И. Капица, Е.В. Гиппиус, Э.В. Померанцева, Г.Г. Шаповалова. Н.М. Элиаш видела в мотиве пожелания смерти ребенку "отзвуки древних представлений, древних поверий об искупительной силе детского страдания и смерти". Генетическим родством с заговором объясняет этот мотив В.П. Аникин. Он утверждает, что таким образом матери боролись за жизнь и здоровье своих детей, старались как бы обмануть злые силы. АН. Мартынова, ставя под сомнение утверждение С.М. Соловьёва, что на Руси не было обычая убивать слабых, увечных и "лишних" детей, полагает, что именно таким и незаконнорожденным детям матери желали смерти, что продиктованы "эти песни были гуманными чувствами, желанием избавить ребенка от мук болезни и голода". Она утверждает: "Анализ текстов показывает, что пожелание смерти выражено вполне определённо, почти всегда устойчивыми традиционными формулами, и не может быть истолковано как иносказание".

Исследовательница за основу берет близость колыбельной песни к заговору. Следовательно, и под "традиционными формулами" имеет в виду заговорные формулы. Для колыбельной более характерна импровизированность, а не формульность. Приведенные её примеры ("Бай да люли, хоть сегодня помри", "Бай, бай, бай, хоть сегодня умирай", "Спи-ко, Тоня, на два дни, а на третьем на дровни") даже стилистически далеки от заговоров. В них нет даже императивной формы, характерной для заговорной лексики, не говоря уже о более тонких отличиях. Во многих песнях этой группы зримы игровое начало, юмористическая и даже сатирическая направленность."

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.:Просвещение,1987. с.22-24.
--

Колыбельная песня отражает и другое настроение матери. Раздраженная криком непокойного*/*=неспокойного, устаревшее выражение - д.д./ ребенка, мать сулит ему колотушки:

Баю-баюшки, баю,
Колотушек надаю,
Колотушек двадцать пять,
Будет Ваня лучше спать.

В тяжелых условиях крестьянской жизни, когда женщина обременена заботами и работой, нередко грудной ребенок даёт мало радости, особенно если дети часты и их много, как это бывает нередко в крестьянских семьях.

Спи, дитя моё мило,
Будет к осени друго,
К именинам третьё,

жалуется крестьянка и продолжает:

Седни Ванюшка помрет,
Завтра похороны,
Будем Ваню хоронить,
В большой колокол звонить.

/Записано Калинниковым в Архангельской губ., Онежском уезде. 1912 г./

Картинно изображаются похороны ребенка в следующей песне:

Бай, бай да люли,
Хоть сегодня умри.
Сколочу тебе гробок
Из дубовых досок.
Завтра мороз,
Снесут на погост.
Бабушка-старушка,
Отрежь полотенце,
Накрыть младенца.
Мы поплачем, повоем,
В могилу зароем.

/Бессонов П. Детские песни. 1868./

Нужно отметить ещё колыбельные песни, в которыхотразилось религиозное настроение матери: на ребенка призывается благословение бога, ангелов и святых, а пожелание смерти облекается в иную форму, спрашивается: "Нет ли местечка в раю?" (для ребенка).

/.../

Пугать шаловливого, непослушного ребенка - это приём мало, быть может, педагогический, но у всех народов издавна вошедший в обычай. Пугают ребенка в русском крестьянском быту и "серым волком", и "букой" и другими страшными для ребенка существами:

Придет серерький волчок,
Схватит Катю за бочок,
Утащит её в лесок,
Закопает в песок,
Станут Катеньку искать
По болотам, по мохам,
Всё по ракитовым кустам.

/Добряков Г. Колыбельные песни. // Вестник Европы, 1914, №8. с.145-156./

Приводим для параллели моравско-силезскую колыбельную:

Баю, дитятко,
Качаю тебя,
Чтоб ты спало,
Не плакало
И матушке
Покой дало.
Бросим тебя в пруд,
В Дунай реку,
Хватай его водяной.

Капица О.И. Детский фольклор. Л.: "Прибой",1928. с.41-42, 48-49.
--

43.
Баю, бай да люли,
Хоть теперь умри,
Завтра у матери кисель да блины, -
То поминки твои.
Сделаем гробок
Из семидесяти досок,
Выкопаем могилку
На плешивой горе,
На плешивой горе,
На господской стороне.
В лес по ягоды пойдём,
К тебе, дитятко, зайдём.

44.
Баю, бай,
Хоть завтра помирай.
Пирогов напечём,
Поминать пойдём,
К тебе дитятко, зайдём.

45.
Ой, люли, люли, люли,
Ты сегодня умри,
Завтра похороны,
На погост понесём,
Пирогов напекём,
Со малиной,
Со гречневым крупам,
Будем Шуру поминать,
Себе брюхо набивать.

46.
Баюшки, баю!
Колотушек надаю.
Бай да люли!
Хоть ныне умри.
У нас гречиха на току,
Я блинов напеку,
Я тебя, дитятку,
На погост поволоку.
Завтра мороз,
А тебя на погост,
Я соломы насеку,
Я блинов напеку.
Пойду дитятку поминать,
Попу брюхо набивать.

47.
Баюшки, баю!
Не ложися на краю.
Заутро мороз,
А тебя на погост!
Дедушка придёт,
Гробок принесёт,
Бабушка придёт,
Холстинки принесёт,
Матушка придёт,
Голосочек проведёт,
Батюшка придёт,
На погост отнесёт.
Баюшки, баю,
Колотушек надаю!

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.:Просвещение,1987. с.163-164.

На мой вгляд, "пожелание смерти" больше похоже на угрозу, принуждение к послушанию. Угрожать "серым волком" это почти тоже, что говорить "ты завтра умрёшь". Это сейчас для нас волк - забавное существо из мультиков.

Но сам феномен, несомненно, удивительный. Сочетание в колыбельной смерти и жизнерадостности поминок, успокоения (баюшки-баю) и угрозы, шутки и серьёзности - всё это просто не может не удивлять. Тут без серьёзных исследований не обойтись. Для меня пока что это просто загадка без явных отгадок :)

http://drevniy-daos.livejournal.com/192834.html

http://www.perunica.ru/etnos/2853-pozhelanie-smerti-v-kolybelnyx-o-zagadke-russkogo.html  



Пожелание смерти в колыбельных: о загадке русского детского фольклора (фрагменты)

Категория: Этнография

<
  • 90 комментариев
  • 10 публикаций
19 августа 2010 22:02 | #1

Велета

+4
  • Регистрация: 19.11.2009
 
А, быть может, такие "похоронные" мотивы нужны были для того, чтобы "обмануть" злых духов? Мол, нечего тут вам делать: ребёночка нет. mail

--------------------

<
  • 98 комментариев
  • 0 публикаций
19 августа 2010 23:04 | #2

Беляна

0
  • Регистрация: 8.03.2010
 
Всё равно мороз по коже, бррр.
Я думала, что серенький волчок схватит именно потому, что рабёнок лежит на краю, и может скатиться. А не потому, что ему желают смерти...
А насчёт оберега - это разумно. так же, как и мена давали обереговые младенцам - нелюб, неждан, некраса, чтобы Смерть, придя за ребёнком, обманулась.
А те, кто ребёнка не хотел (мне рассказывали), поили кислым молоком, клали в сырую борозну, а если духу хватало - сразу подушку на новорожденного...
Страшно подумать, но было и такое...

<
  • 65 комментариев
  • 2 публикации
20 августа 2010 22:02 | #3

Яровитязь

+1
  • Регистрация: 25.07.2010
 
Я так думаю, это из-за того, что детская смертность в РИ была очень высока, и матери переживая за очередного ребёнка, таким образом отгоняли от себя дурные мысли. В этих песнях скорее всего выражается скрытый страх за новоржденного. Жить-то продолжать надо было, а смертность повторяю была очень высокой, но и рождаемость впрочем тоже!

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
21 августа 2010 19:32 | #4

Борвирус

0
  • Регистрация: --
 
Цитата: Яровитязь
Я так думаю, это из-за того, что детская смертность в РИ была очень высока
Сейчас смертность гораздо выше, но гибнут детки не от голода, холода, болезни, а по "доброй" воле своих матерей и отцов, так и не услышав колыбельных.

<
  • 6 комментариев
  • 0 публикаций
22 августа 2010 01:51 | #5

travkin

+1
  • Регистрация: 8.12.2009
 
засыпая - мы умираем. проснувшись - оживаем вновь. всё просто.

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
22 августа 2010 20:09 | #6

DemonId

0
  • Регистрация: --
 
Цитата: Борвирус
Сейчас смертность гораздо выше, но гибнут детки не от голода, холода, болезни, а по "доброй" воле своих матерей и отцов, так и не услышав колыбельных.

Сейчас смертность уже во многих регионах не превышает среднеевропейскую. И Яровитязь прав, еще в начале 20-го века профессор Быстренин писал:
В Норвегии и Швеции процент детской смертности едва достигает 8-9, в России он поднялся, в среднем, почти до 30, достигая в некоторых губерниях, например, Пермской и Саратовской, выше 40. Достаточно указать, что в России ежегодно умирает не достигших конца первого года жизни 1 200 000 детей
Это, насколько помню, относится к 1912 году. Есть и исследования смертности грудных детей, за 1908-1910 года, согласно которым смертность в Центральной России составила свыше 30% (и это только грудные!).
Понятно, что смерть ребенка была рядовым явлением и возможно эти колыбельные были нечто вроде оговора (скажешь одно, а по известному закону произойдет прямо противоположное, т.е. ребенок будет жить). Есть ведь такое неписанное правило - не говорить о своих надеждах, пока они не сбудутся, иначе накликаешь беду.

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
23 августа 2010 00:25 | #7

Борвирус

0
  • Регистрация: --
 
Цитата: DemonId
Есть и исследования смертности грудных детей, за 1908-1910 года, согласно которым смертность в Центральной России составила свыше 30% (и это только грудные!).


В 2001 году в России родились 1 млн 320 тыс. детей, а зарегистрированных абортов было произведено 1 млн 800 тыс.
Проценты считайте сами.

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
24 августа 2010 16:22 | #8

DemonId

+1
  • Регистрация: --
 
Борвирус, не нужно подменять понятия, аборты никак не связаны со смертностью грудных детей. Или объяснить, что означает слово "грудной"?

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
27 августа 2010 13:32 | #9

romirin

-2
  • Регистрация: --
 
Самое смешное - я ни чего отрицательного в этих колыбельных не вижу !!
по поводу каждой можно развернуть реальную дискуссию - например в 46- открыто поется что мать все переделает, и по морозу поедет с ребенком, а вот попа она накормит ради того - что бы помянуть "ДЕТЯ" - возможно это вообще поется про уже умершего !
Я думаю все дело в интонации и произношении - каждый из нас угрожал коту - типо ползет гад к мясу - а ему хозяин нежным голосом - иди, иди я тебя щас огрею валенком, да так - что ты гад запомнишь на всегда - и ведь кошак понимает что его не хвалят а угрожают - хотя интонация мягкая ! А сколько у нас в языке слов - которые можно произносить по разному - и смысл меняется вмиг !
Я не говорю про песни советского времени - например "Ой ты Галю" - там вообще поется как казаки надругались над девушкой, привязали к дереву и сожгли - а ведь поют все.. и ни кто не бьет тревогу - мол эти песни не для наших детей !
Все дело в при поднесении информации - мы видем отрывок, так сказать четверостишие колыбельной, а колыбельные бывают больше чем 4 четверостишия - это как пословицы - их нам тоже обрезали:
например - кто старое помянет - тому глаз долой ( а кто былое забудет - тому оба)
ударили по правой щеке - подставь левую ( и не дай ударить )
оперировать куском - сложно - нужно искать полный источник и анализировать !

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
30 октября 2010 16:00 | #10

Ненаглядная Красота

+1
  • Регистрация: --
 
Жутко как-то... ai

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
21 ноября 2010 01:29 | #11

sturmand

-2
  • Регистрация: --
 
Мне кажется, о смерти тут упоминаеться, как о состоянии полного / максимального покоя.
Либо второй вариант, пожелание ребенку скорого завешения земного круга, и перехода в другой мир. А телу почтение.

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
21 ноября 2010 02:24 | #12

Борислав-2

+1
  • Регистрация: --
 
Цитата: DemonId
возможно эти колыбельные были нечто вроде оговора

А может наоборот нечто вроде наговора? А отсюда и высокая детская смертность. Ктото утку подкинул людям в виде таких вот "веселых" колыбельных.
Бред натуральный! Человек только пришел в этот мир, только живым стал а ему про смерть. bad

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
19 февраля 2011 15:46 | #13

Nikolayy

-1
  • Регистрация: --
 
Это делалось для того что бы человек понимал что смерть это то от чего уйти или убежать не возможно!!!....С осознанием того что ты умрешь,и исправить тут ничего нельзя пересматриваются духовные и материальные ценности...задумайтесь-если Вам скажут что завтра день последний-что бы вы сделали??? О чем бы вы думали??? Какое воспоминание о себе захотели бы оставить?.....

<
  • 30 комментариев
  • 0 публикаций
19 февраля 2011 19:25 | #14

4esnok

+1
  • Регистрация: 11.02.2011
 
Чего только не прочитаеш! Для славян не было смерти как нет ее и сейчас для тех кто верит! Страшно не умереть-страшно жить. Колыбельные такие первый раз тут прочел-хотя у меня и бабушка и мама пели в свое время и ...где такое поется вообще? Нормальная адекватная мать такого петь не будет-ведь известно что новорожденный еще очень близок к другому миру! Бред полный эти ваши песенки-практически на 100% уверен что это подлог-может вот отсюда то и высокая смертность! Алиены как только не пытались уничтожить Белую Расу, а мы всё живем. Кто там писал про убийство детей? Бред бредовый!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.