Перуница

» » ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ

Этнография » 

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ
о. Рюген
Вопрос о том, что было «на самом деле» —
не всегда дань наивному эмпиризму.
Академик Топоров


Предисловие.

Предлагаемая читателю работа имеет в основе своей труды выдающегося русского языковеда Олега Николаевича Трубачёва (1930—2002). Цитаты будут приводиться из его монографии «INDOARIKA в Северном Причерноморье» М., 1999 (далее — IА).

В любой науке большие открытия случаются нечасто, а уж в лингвистике — тем более. Не всякое открытие бывает замечено и признано современниками. На долю Олега Николаевича выпало счастье или несчастье совершить именно такое, почти не замеченное широкой публикой открытие. Удивительно, но его можно описать тремя словами: ЯЗЫК ПРИЧЕРНОМОРСКИХ ИНДОАРИЕВ.

А более развёрнуто можно сказать следующее. Большинство исследователей сходятся во мнении, что великий арийский раздел (на иранцев и индийцев) имел своё начало в районе Северного Причерноморья. До сих пор считалось, что ВСЕ индоарии ушли с прародины на юго-запад (Митанни) и юго-восток (Индостан), и в Северном Причерноморье остались только скифы — иранцы. Особую роль в незаслуженном преувеличении роли иранского элемента в данном локусе сыграли напористость и личное обаяние другого выдающегося учёного — Абаева, многие постулаты которого теперь придётся пересмотреть.
Открытие Трубачёва убедительно доказывает: ушли не все, часть осталась. Трубачёв буквально по крупицам выявил, методично собрал и стройно систематизировал остатки языка индийцев. Он доказал, что до первого тысячелетия новой эры на юге Украины и России сохранялся язык индоариев и их самобытная, отличная от скифов-иранцев культура, с которой контактировали славяне антской группы. На фоне этого открытия становится невозможным объявлять фантазией многочисленные фольклорные данные типа: «Подъезжают они к одному царству — к индейскому королю...» (Народные русские сказки А. Н. Афанасьева , № 136).

Пафос моей работы состоит в том, чтобы показать, что этнос Причерноморских индийцев оставил многочисленные следы в восточнославянском устном народном творчестве. Трубачёв в своей работе «Из балто-славянских этимологий: янтарь» (Этимология 1978. М., 1980. С. 3–18) привёл только один пример такого индо-славянского культурно-языкового контакта, отразившийся в фольклоре: камень Алатырь. С него и начнём.

Глава 1. Где найти камень Алатырь?

Этот вопрос и по сей день задают себе пытливые умы. Однако ответ ищут преимущественно в области духовной. Или объявляют им любой камень-объект языческого поклонения, сравнивают с алтарями. А ведь он, наверное, был вполне конкретным и единственным, этот бел-горюч камень, на него вползали погреться змеи, к нему прилипали остатки освящаемой чёрной шерсти... Впрочем, судите сами.

Дадим слово самому Трубачёву: «исследования А. Н. Веселовского и его школы, вскрывшие и связавшие с алатырем в первую очередь христианский пласт преданий и представлений о чудесном камне в основании Сионской церкви, ... оттеснили на задний план то древнее значение и употребление этого слова, которое поддаётся определённой идентификации и даже географической локализации...» И далее проводится этимологический анализ всех вариантов этого слова, который показал, что речь идёт о янтаре (IА. С.129).

И действительно, в одном из заговоров от укуса змеи Алатырь прямо назван Янтарём:
Если не возьмёшь свой яд, пойду на море-океан, возьму из белого Янтаря-камня огня, у петуха — крови и выжгу, и выпеку весь твой яд... (Завьялова М. В. Проблема возможных взаимовлияний литовских и славянских заговоров на балто-славянских пограничных территориях // Славянская языковая и этноязыковая системы в контакте с неславянским окружением. М., 2002. С. 536).

На Руси существовало два слова для обозначения этого камня, а вернее, окаменевшей смолы: собственно янтарь, от др.-инд. yantar — «сдерживающий, притягивающий», то есть электролизирующий, и Алатырь, от alak-tar — «сияющий, жгучий». Обратите внимание, янтарь действительно может сиять на солнце, может быть нагрет и сожжён. То есть устойчивое русское словосочетание «бел-горюч» является точным переводом иностранного слова alak-tar. И это не единичный пример, а тенденция русского языка. Фольклорная «трава-мурава», просторечное «красная рожа» — из этой же серии, ведь мурава — это «трава» по-древнеиндийски, а корень рож-, руж-, ред- — означает красный цвет во многих индоевропейских языках, в слове «чародейство» первый корень чар родственен др.-инд. kar — универсальному обозначению делания, совершения обряда, а второй корень — его перевод (Топоров С. 24). Все эти языковые «штучки» в виде иностранного, индоарийского слова и его объяснения, видимо, вошли в моду в славяно-антской среде как результат контактов наших предков с древними Причерноморскими индийцами.

Слово янтарь было как бы техническим термином, и означало любой янтарный камушек, а Алатырь был один. По крайней мере, так нельзя было назвать простой кусок янтаря. Это был культовый термин. В похожей (но не аналогичной) ситуации находится ещё один минерал: каждый бриллиант есть алмаз, но не каждый алмаз — бриллиант.

Из устного народного творчества мы знаем, что Алатырь располагался на острове среди моря:

В окиян-море пуп морской;
На том морском пупе —
Белый камень Олатырь;
На белом камне Олатыре
Сидит белая птица... (Обрядовая поэзия. Книга 2. М., 1997. С. 17).

Иногда этот остров называется «Буяном». В научной среде нет единого мнения о том, в каком море находился этот остров. Б. А. Рыбаков считал, что это остров Березань Чёрного моря. Академик Лихачёв достаточно убедительно доказал, что Буян это остров Рюген (Руян) в Балтийском море. Однако слово «буян» означает применительно к острову – «место с высокими, крутыми берегами», то есть многие острова можно назвать буяном, и нам не стоит тут же обращать свои взоры к янтароносной Балтике. Дело в том, что янтарь добывался не только там. Плиний (II век н.э.) приводит в своих трудах несколько сортов янтаря из Скифии, имеются сообщения «о находках крупных кусков белого янтаря по Днепру, в районе порогов вплоть до начала Х1Х в.» (IA. С. 134), а минералоги говорят о единой Балтийско-Днепровской янтароносной провинции, включая в неё и Южный Буг. Многие фольклорные данные указывают на то, что Буян находился в «тёплом», «синем», «Чёрном» море.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ
белый янтарь

Янтарь в Причерноморье был, но где же собственно Алатырь? Заговоры указывают точно:

...И лежит он у моря тёплого
На восточном устье Волгском... (IА. С. 131).

Не будем вспоминать те допотопные времена, когда Волга впадала в Чёрное море, а лучше обратим «внимание на старые названия: мыс "Воложская коса" в Днепро-Бугском лимане». Напротив неё находится Русская коса, пролив между ними мог считаться устьем, а сам лиман как бы расширенной дельтой Днепра и Буга.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ

Для того, что бы этот локус оказался от наблюдателя на востоке, необходимо находиться западнее, где-то в Придунайских областях, что косвенно подтверждает версию «Дунайской прародины» славян. Или, скорее, то, что в период возникновения подобных текстов, их авторы находились в районе Дуная.

В I веке н.э. Дион Хрисостом в своей Борисфенитской речи писал: «изливаются же реки (Борисфен — Днепр и Гипанис — Ю. Буг) в море около укрепления Алектора, которое, говорят, принадлежит жене царя савроматов». «В раннее средневековье название ещё продолжает жить, ср. в "Космографии" Анонима Равеннского: Aiecturum... Локализацию этого Алектора облегчает то, что у Анонима он упоминается всегда рядом с местностью Dandarium, тождество которой с нынешним островом (косой) Тендра у выхода из Днепровско-Бугского лимана в море известно». (IА. С. 132).

Разберёмся, что же значит алектор. Это греческое слово иногда переводится как «петух», но такое значение вторично. Оно изначально было эпитетом солнца и точный перевод его — «сияющий». «Как провозвестник солнца — был назван словом алектор петух, о чём подробно и убедительно говорится у В. Гена» (IА. С.133).

Итак, греческое слово, название царского укрепления «Алектор», то есть «лучезарный», на языке аборигенов-индийцев звучало как «алатар». Видимо, это укрепление и было местом нахождения янтарной сияющей реликвии Алатырь, к которой из славянских земель стремились многочисленные паломники.

Идут по морю много корабельщиков
У того камня останавливаются
Они берут много с него снадобья
Посылают по всему свету белому. (IА. С. 131. Перевод белорусской редакции Глубинной книги).

Вероятно, в языческий период существовала целая индустрия сбора и распространения снадобий, наделённых силой Алатырь-камня. Не случайно в былине из репертуара сказительницы начала ХХ века М. С. Крюковой «Василий Богуслаевич» камень Латырь стоит в одном ряду с христианскими святынями, посещаемыми «дружиночкой хороброй»:

А и как задумали йитти они по восточным всё странам,
Э и зайти в Йерусалим-от, славный город помолитисе,
А и йискупатьсе-то захотели йони в Йордан-реки,
А и вот нетленной-то ризой обтереть глаза,
А и посмотреть-то как и каменя-та Латыря. (Летописи. Книга восьмая. М., 1941. С. 176).

С территории восточных славян самым быстрым и удобным путём на восток и юг был путь по Бугу и Ингульцу. Геродот (V в. до н.э.) сообщает о том, что местность в нижнем течении Южного Буга называется «Святые пути». По ним в течение нескольких столетий стремились люди к Алатырь-камню, потому что:

...Камням камень мать ...
А коя рыба с моря пойдёт,
И о камень потрётся,
На Руси той рыбы ловцам не добыть
И птицам её не убить,
И в том году смерти ей не будет. (IА. С. 132).

Плохо то, что в этом локусе с островами просто беда. Они то появляются, то исчезают, то становятся косами — в зависимости от колебаний уровня моря. Вот, например, остров Елферья неизвестно где, а ведь на нём в древности был похоронен епископ Елевфериос. Так же исчез «остров Тирагетов» близ Днестровского устья. В начале II века папа Климент был утоплен язычниками в надёжном месте, однако через некоторое время море отступило, останки нашли и над ними возвели часовню. В VI веке море то заливало, то открывало это место, в 1253 году его упомянул в своих записках Рубрук.

Остров Березань в настоящее время лежит на обширной отмели, которая в древности была песчаной косой и соединяла его с материком (Назаров В. В. Гидроархеологическая карта черноморской акватории Украины. К., 2003. С. 44).

В сказке «Заколдованная королевна» из сборника А. Н. Афанасьева описывается эта географическая особенность: «солдата занесло вихрем далеко-далеко ... и бросило на косе промеж двух морей. Пошёл по косе и вышел на остров; на том острове — … лежит большой камень» (Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. М., 1982. С. 394). Заметим, что песчаные косы есть и в других морях, например, Балтийском, но косы, разделяющие два моря имеют место только в Азово-черноморском регионе.

С некоторой долей вероятности можно предположить, что и Алектор, и Елферья, и остров камня Алатырь — есть остров Березань. (Трубачёв считает, что это скорее Тендра, впоследствии ставший косой.) Название этого острова дошло до нас в иранском варианте и переводится как «высокий» (сравни: Хара Березати — «высокая Хара» — мифическая священная гора арийцев). Это действительно материковый остров с высокими, крутыми берегами.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ
о. Березань
Из письменных источников известно, что здесь был один из греческих центров отправления культа Ахилла Понтарха (Морехода). Греки лояльно относились к богам и святыням других народов, тем более, если те имели аналогии с их собственными. Напомню, что Ахилл был знаменит своей неуязвимостью (кроме пяты), а наш фольклор сообщает, что потеревшиеся об Алатырь становятся временно неуязвимыми (см. выше). Камень Алатырь вполне мог соседствовать с жертвенниками эллинов.

Ещё одним косвенным указанием на о. Березань можно считать факт, замеченный Б. А. Рыбаковым: от района Киева вдоль Ю. Буга и Ингула до самой Ольвии в Геродотовы времена стояли однотипные каменные изваяния с шейной гривной, рогом в руках и мечом-акинаком на поясе (VI—V вв. до н.э.). Учёный считает, что это праславянские, сколотские идолы, возможно, изображения героизированных предков, расставленные вдоль «Святых путей» к «торжищу борисфенитов» — Ольвии. В самой же Ольвии таких идолов не найдено (Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1988. С. 61—72).

Однако, из его поля зрения выпал следующий факт. Зимою 1928—1929 годов у южного мыса о. Березань рыбаками была извлечена антропоморфная стела. «Когда-то она высилась ... над самой высокой точкой естественной поверхности острова» (В. В. Назаров. Гидроархеологическая карта... Рис. 11. С. 52—53). На этом изваянии, подпорченном морем, не просматриваются детали, но общая форма его соответствует изваяниям Бугско-Ингульской группы и совсем не похожа на греческую скульптуру. Логично предположить, что «Святые пути», отмеченные каменными изображениями героев, имели конечной целью не рынок в Ольвии, а остров-святыню, находящуюся поблизости. Кстати, достоверно почитаемый греками на этом острове Ахилл был не богом, а обожествлённым героем-воителем (Троя).

Размышляя о том, какому культу могли быть посвящены эти изваяния, Рыбаков выдвигает предположение о солнечном круге богов типа: Даждьбог—Аполлон—Гойтосир, причём отмечает, что приведённое Геродотом имя «скифского» Аполлона — Гойтосир — не этимологизируется из иранского. Исследования лингвиста О. Н. Трубачёва подтвердили догадку историка и археолога. «Гойтосир» — слово не иранское, а индоарийское составное: ait asura, то есть «сияющий, стремительный асура» — бог света (IА. С. 221). Блистающий янтарь-Алатырь несомненно относился к культу аналогичного божества и их совместное пребывание на священном острове вполне закономерно.

Древнерусские былины описывают остров Буян заповедником, в котором водятся непуганые звери, самых агрессивных из которых убивают богатыри:

У ты съезди-ко на славной остров на Буян-от,
Ты достань-ко да зверя страшного,
Зверя страшного, очунь свирепого
Как самого-то страшного ваканишша. (Летописи... С. 14).

Ваканище ловится на бочку мёда, то есть в представлении сказительницы это медведь. У балтов, некогда составлявших со славянами единый языковый массив, слова, однокоренные слову vargas — «беда» — имеют значения «злой», «преследовать», то есть копируют семантику эпитета «лютый» (Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996).

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ
зверище ваканище?
В личном «былинном» словаре сказительницы М. С. Крюковой остров Буян и камень Латырь никогда не упоминаются вместе, для сказительницы это разные объекты, находящиеся в непосредственной близости друг от друга и вблизи Чёрного моря. Примечательно то, что эти объекты постоянно посещаются богатырями. Как и положено заповедным местам, тут водятся не только лютые, но и необыкновенные по красоте звери, иногда даже вещие:

У ей брови-ти чорна соболя,
Чорна соболя со Буяна, славна острова. (Летописи... С. 9).

Или:

А и как ведь было-то у того же всё же у Чёрна моря(!), ...
А и выплывал-то тур, да золоты рога,
А и выплывал-то тур, ведь и плыл он из Окиян же, славна острова... (Там же, № 74. С. 148, «Туры, малы детоцьки»).

И в перекличку с этим текстом, в следующей былине:

А и как у того ли у морюшка у Чорного,
А как у камешка была всё у Латыря,
А и у столба же было всё жа у стоячего,
А и выбегал тут алень, да золоты рога... (Там же, № 75. С. 151).

Примечательно, что сказительница никогда не путается в названии камня, он всегда «Латырь», а вот остров у неё то «Баян», то «Буян», то «Окиян». На основе этих данных можно предположить, что во времена Киевской Руси Алатырь был вывезен на материк, от греха подальше, и остров, принадлежавший в то время Византии, пришёл в запустение.

Интересно, что былина «Про Бориса Ивановича», впрочем, как и многие другие былины, описывает Чёрное море в стадии трансгрессии, а остров — опять же заповедником, на который трудно перебраться:

Он доехал до Баяна, славна острова,
Он нашёл тут днишшо корабельнёё,
Он поехал на днишше корабельнём
На Боян тот, на славный остров.
По его-то было по участи,
По талани-то по счесливою,
Простояло-то море в тихости,
Переехал тут добрый молодець. (Там же. С. 17).

Никаких «корабельщиков», косяками идущих к острову, как нам сообщают стадиально более древние заговоры, в былинах мы не видим. Наоборот, описывается разор и запустение — на берегу валяется «днишшо корабельнёё». Напомню, что расстояние от Очакова до Березани по прямой — 12 км, преодолеть их на обломках — воистину богатырское деяние.

Мы видим, что в былине остров и суша разделены водой, а в более древней сказке на остров можно выйти по косе. Гидроархеология говорит нам о том же, но на языке науки. Березань был полуостровом примерно в III в. до н.э. — I в. н.э., потом море стало наступать на сушу и началась так называемая Нимфейская трансгрессия, пик которой приходится на конец VII — начало VIII вв. н.э., по другим данным на Х—ХI века, что, впрочем, вполне укладывается в понятие «былинного времени». Нынешний уровень вод Чёрного моря приблизительно соответствует «былинному» уровню, но море значительно уменьшило остров. По наблюдениям, за последние сто лет береговая линия в некоторых местах отодвинулась вглубь территории на 17 метров, по другим измерениям, периметр острова уменьшился на 25 метров (Назаров В. В. Гидроархеологическая карта... С. 19—31).

Вернёмся к нашему камню в представлении северных былин. Вокруг Латыря видна ископыть, по которой опытному следопыту легко узнать, куда отправились товарищи, а сам камень имеет очень примечательные эпитеты:

От Черна моря вернулись (богатыри) к каменю ко Латырю,
Ко тому ли ко кружалу-ту богатырьскому (Летописи... С. 26).

Или:

А съезди ко каменю ко Латырю,
Ко тому ли ко столбу да ко стоячему,
Ко тому ли ко кольцю да к золочёнуму,
Ко тому ли ко ерьбу (гербу) да к богатырьскому (Там же. С. 72, 27, 28).

Они поехали ко морюшку ко синему,
Не нашли йих у морюшка у синего;
Вот поехали они да всё ко тому столбу да ко стоячему,
Ко тому кольцю-то к золочёному,
Ко тому ко знаменью богатырьскому,
А и ко тому ли ко кружалу да славну рыцарьскому... (Там же. С. 97).

Мы видим, что былинный Латырь — не просто целебный валун у моря, он сам или вокруг него — священные богатырские символы, в том числе и некий столб, возможно, такой же, как найденный в море у Березани или камень с рунической надписью, найденный на острове. А так же сооружение для пиров – кружало ( впоследствии это слово стало обозначать «питейный дом»).

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ
Березаньский рунический камень


В договоре князя Игоря с греками говорится: «И да не имеют власти Русь зимовати в вустьи Днепра, Белобережии, ни у св. Елферья: но егда придеть осень, да идутъ въ домы своя въ Русь» (IА. С. 133). Известно, что сын Игоря Святослав, потерпев поражение от Византии под Доростолом, демонстративно остался зимовать именно в этих местах. Но желание бросить вызов грекам было, по-видимому, не главным мотивом действий Святослава. Он провёл трудную, голодную и холодную зиму у устья Днепра неспроста. Место древней (уже в то время) языческой святыни влекло его. И не случайно, по сообщениям летописей, он приносил в жертву сияющих, солнечных птиц — петухов.

Вернёмся к камню Алатырь. Скорее всего, во времена Святослава его уже не было на острове Березань (или каком-либо соседнем). Ведь северное Причерноморье рано христианизировалось. Но «обаяние» места продолжало действовать. С гибелью великого древнерусского полководца стало ясно, что место потеряло силу, паломничество прекратилось, но народная память сохранила блистательный образ живительного камня Алатырь.

Однако есть надежда, что сам камень не стёрт с лица Земли. В русских «духовных» стихах говорится о некой Сионской церкви, в основании которой лежит Алатырь. Очень может быть, ведь именно так и поступали христиане. В земле западных славян произошла похожая история. Изваяние Святовита с разорённого христианами капища западных славян была вмурована в стену церкви и служила назиданием для непокорных язычников.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ


ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ
Святовитов камень в основании церкви Альтенкирхен

Можно предположить, что остатки огромного белого янтаря действительно могли быть заложены в фундамент какой-либо церкви, построенной до Х века. А так как большинство из них разрушено временем — дело за археологами.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ
Берген. Языческое изваяние в основании монастырской стены.

Лично я надеюсь, что Алатырь найдётся, его с честью перенесут на остров с крутыми бережками в синем море и сделают эту территорию историко-культурным заповедником славян антской группы. И будет всё так, как в старинном русском заговоре:

...Приду я ... к Чёрному морю
И встану я ... на морской берег,
И посмотрю я ... в морскую пучину,
И увижу в той морской пучине
Лежащий белый Латырь-камень... (Обрядовая поэзия. Книга 2. М., 1997. С. 43).

Остров Березань в хорошую погоду действительно виден с берега.

В соответствии с реалиями нашего времени, там будут вольно жить солнечные птицы с красными гребешками -колпаками на головках — древним символом свободы. Так же, как в современной Индии беспечно гуляют священные коровы, которых потомки древних ариев давно уже не приносят в жертву, а некогда забивали гекатомбами. Тереться об Алатырь не позволят никому, чтобы мягкий янтарь совсем не износился. На нём, как указано в заговорах, будет лежать чёрная шерсть и греться местные ужики, а их гонять — белоснежные морские птицы.

Из Николаевского областного краеведческого музея заберут Березанского идола и водрузят его на самом высоком месте восточного берега острова. Здесь можно будет запросто купить антские пальчатые фибулы, можно будет выучить старинный заговор, приобрести жемчужно-рубиновую серьгу как у Святослава, одеться и постричься на соответствующий манер и отчалить на материк в ладье-однодеревке...

Читатель, мне грустно от такой перспективы, и всё же это лучше, чем полное забвение. И чтобы развеять грустные мысли, давайте, развернувшись на 180°, пойдём вверх по рекам, по «Святым путям» за волшебной влагой.

(Продолжение следует).

http://www.perunica.ru/etnos/5973-geograficheskaya-lokalizaciya-skazochnyh-obektov.html  





ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ «СКАЗОЧНЫХ» ОБЪЕКТОВ

Категория: Этнография

<
  • 139 комментариев
  • 115 публикаций
7 марта 2012 18:49 | #1

Keen

0
  • Регистрация: 27.03.2011
 
Спасибо волхва Пятница, познавательно прочитал с интересов,вот если вообще без эмпиризма,то да...
Я так понимаю источника нет,это личный © с трудов?

--------------------

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
8 марта 2012 10:01 | #2

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Keen
это личный © с трудов?

Да, эту работу я написала после прочтения книги лингвиста Трубачёва "Indoarica в Северном Причерноморье" и у мне, фольклористу, сразу показалось кое-что знакомым, напрмер, то, что большинство наших фольклорных источников указывают на то, что Буян был на юге. А ведь Алатырь в большинстве случаев приурочен к Буяну. А раз лингвистами доказано южное происхождение и слова и объекта Алатырь, то и Буян искать надо там же. До прочтения Трубачёва я твёрдо стояла на позициях балтийской родины Буяна, убедительно доказанной историками, но не фольклористами. Возможно, у славян было ДВА БУЯНА - Рюген и Березань. Такая двойственнось (тройственнось и более) - явление довольно распространённое.

--------------------

<
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
8 марта 2012 18:42 | #3

vlkira

0
  • Регистрация: 15.03.2010
 
Цитата: волхва Пятница
собственно янтарь, от др.-инд. yantar


А yantar от чего произошёл?

<
  • 10 комментариев
  • 0 публикаций
8 марта 2012 19:42 | #4

Виталий Игнатенко

0
  • Регистрация: 5.01.2012
 
Ну да янтарь, от др.-инд. yantar. Теперь понятно почему кошмар от koshmar.
Из-за таких лингвистов. Индо-арии итио мать, откуда они взялись???

<
  • 320 комментариев
  • 3 публикации
9 марта 2012 02:17 | #5

Urtica

0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Несколько положений сомнительны:
Не будем вспоминать те допотопные времена, когда Волга впадала в Чёрное море,

Это как?
Алатырь прямо назван Янтарём:

А что, есть данные о значительных размерах янтаря? Больше 10 см?
Вообще странно, что янтарь назвали камнем, ведь янтарь лёгкий, он плавает. Как-то сомнительно.

Можно предполагать, что камень Алатырь не собственное имя. Таких камней, священных может быть много. Всё-таки встречается это название в разных местах.
И отсюда не обязательность увязки с островом Буяном.

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
9 марта 2012 03:16 | #6

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Urtica
А что, есть данные о значительных размерах янтаря? Больше 10 см?

Самый крупный в мире кусок янтаря - 12 кг - нашли на побережье Балтийского моря. За всю историю добычи янтаря учтено до десяти кусков тяжелее 5 кг.

На сегодняшний день самый крупный образец. Более 4 кг.
Цитата: Urtica
Вообще странно, что янтарь назвали камнем, ведь янтарь лёгкий, он плавает.

Есть еще более странный "камень". Он не только в воде не тонет, но и в огне не горит.
Но мы про Янтарь. Добавлю еще вот что. Он используется в теплоизоляции космических скафандров.

А это самый большей, найденный за последние 10 лет.


Цитата: Виталий Игнатенко
Ну да янтарь, от др.-инд. yantar. Теперь понятно почему кошмар от koshmar.
Из-за таких лингвистов. Индо-арии итио мать, откуда они взялись???

Мы на языческом сайте и с вопросом что от чего произошло, и откуда кто взялся могут быть большие проблемы.

<
  • 320 комментариев
  • 3 публикации
9 марта 2012 12:03 | #7

Urtica

0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Цитата: Квака
Самый крупный в мире кусок янтаря - 12 кг - нашли на побережье Балтийского моря.

Ну. Но, речь идёт, вроде бы о Чёрном море. И там мелкий, вроде бы и глубоко довольно находится.
Не на поверхности, как моренные валуны по Руси (исключая, конечно, юг).
Хотя, ну вдруг, вымыло и прибило побольше. Но размер то у него должен быть достаточный, что бы на нём проводить ритуалы, а не с ним.

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
9 марта 2012 12:44 | #8

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Urtica
Ну. Но, речь идёт, вроде бы о Чёрном море.

Это понятно. Но вот "Причерноморские индийцы" внесло путаницу.
Ты спец в этой области. Проясни...
Дело в том, что янтарь добывался не только там. Плиний (II век н.э.) приводит в своих трудах несколько сортов янтаря из Скифии, имеются сообщения «о находках крупных кусков белого янтаря по Днепру, в районе порогов вплоть до начала Х1Х в.» (IA. С. 134), а минералоги говорят о единой Балтийско-Днепровской янтароносной провинции, включая в неё и Южный Буг.

В чем разница между добывался и имеются находки?. Если он добывался, то должны остаться следы этой добычи. В прибвлтике и Ндии он добывался и добывается до сиз пор... Дзинтарис это что такое?
Вот с точки зрения геолога Янтарь как полезное ископаемое в какие геологические периоды сформировался и что общего сейчас в местах его традиционной добычи.
А что касаемо Плиния то под Скифией он мог он мог понимать все что угодно и как угодно определить северные границы этой самой скифии
Это к чему.... если посмотреть первые карты Сибири Ремизова и современные.... то вопросов куча быдет, особенно по границам территорий... это, почти рядышком по сравнению с временами Плиния... можно подумать в те времена по Скифии куча картогрофлов болталось и Плиний их всех выслушал.

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
9 марта 2012 14:40 | #9

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Urtica
Это как

Да как то так, как написано: было время, Волга меняла русло и впадала в Чёрное море. Ну очень давно. А что, сей факт не общеизвестен? Нас об этом ещё в школе информировали .

--------------------

<
  • 320 комментариев
  • 3 публикации
9 марта 2012 14:44 | #10

Urtica

0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Цитата: Квака
В чем разница между добывался и имеются находки?

Цитата: Квака
как полезное ископаемое в какие геологические периоды сформировался и что общего сейчас в местах его традиционной добычи.


Возраст отложений - палеоген-неоген (десятки млн лет, предположительно). Добыча, это, обычно, раскопки, потому, что палеоген-неогеновые отложения, если и сохранились, то перекрыты более поздними отложениями. На поверхность редко выходят. Подразумевается, что янтарь здесь пролежал в этом месте десятки млн лет (палеоген-неоген).
А находки - это море если этот пласт размоет, то приносит к берегам. Мы на Куршской косе собирали после шторма, Но, надо успеть, а то море опять унесёт. Ну, или пограничники.
Цитата: Квака
Дзинтарис это что такое?


Вроде, как янтарь по-латышски, литовски (?). А так, в Прибалтике популярное название парфюмерии.
Цитата: Квака
общего сейчас в местах его традиционной добычи.

Общее, это время формирования, подразумевает и глобальную специфику условий.

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
9 марта 2012 15:07 | #11

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Urtica
Всё-таки встречается это название в разных местах.
И отсюда не обязательность увязки с островом Буяном

Я пишу о восточнославянском фольклоре, в котором Буян связан с Алатырём. Сей вид народного творчества выделился из общего славянского в первой половине н.э. (а может и раньше). Вот об этом времени и речь. И Буян и Алатырь, в другое время (до или после) могли быть где угодно. В других источниках (летописях, путевых записках) могут быть и другие данные о Буяне и Алатыре, но они все АВТОРСКИЕ, а след. малообъективные. Славянский фольклор же, как КОЛЛЕКТИВНОЕ творчество моих непосредственных Предков, лично у меня вызывает больше доверия. Конечно, без прикрас и тут не обошлось, но всё же, сказки и заговоры слагались "для внутреннего употребления", для своих, для себя, и это в то время, было единственным способом передачи информации, так что процент достоверности таких сведений, как ни странно, выше, чем у писаний заморских гостей, считавших славян дикарями.

Цитата: Urtica
размер то у него должен быть достаточный, что бы на нём проводить ритуалы, а не с ним.

Это общераспространённое представление об Алатыре основано на современной гигантомании: всё значительное должно быть большим. в действительности совсем не обязательно. В заговорах на Алатыре лежит шерсть, греются змеи, сидят люди и Боги. Присесть можно и на небольшой камушек.

--------------------

<
  • 320 комментариев
  • 3 публикации
9 марта 2012 15:51 | #12

Urtica

0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Цитата: волхва Пятница
Волга меняла русло и впадала в Чёрное море. Ну очень давно.

Если только так давно, когда и Волги не было и Чёрного моря тоже.
Доказательства есть о соединении Азовского и Каспийского морей по Кумо-Манычской впадине. Но русло Волги было более менее в её пределах. И если и "гуляло", то чуть восточнее, там ничего не мешало. А на запад мешали возвышенности.

Цитата: волхва Пятница
Это общераспространённое представление об Алатыре основано на современной гигантомании: всё значительное должно быть большим. в действительности совсем не обязательно.


Да, как-то так не думала. Как-то, наблюдаемые "священные" камни, обычно соизмеримы со столом. Ну, со стулом.
Цитата: волхва Пятница
сидят люди и Боги. Присесть можно и на небольшой камушек.

Какой минимальный размер камня, что бы на него можно было присесть? Наверное, поболее 10 см?

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
9 марта 2012 17:23 | #13

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Urtica
Ну, или пограничники.

good Я тож собирал на Куршкой косе... но больше собрал у пограшей.... эх, где советские времена, когда не все деньгами мерилось... а и песней у костра...

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
9 марта 2012 18:40 | #14

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Urtica
Наверное, поболее 10 см

Посмотри размер славянских святынь, вмурованных в католические храмы (убыла бы!). Они отнюдь не поражают воображение.
Так же о небольшом размере славянской святыне можно прочитать в одной из скандинавских саг. Там герой перечисляет сокровища, которые он хотел бы захапать, в числе золота и серебра упоминается некий " белый камень с излучины Днепра". Ясно, что гигантский валун в своё королевство не попрёшь.

--------------------

<
  • 320 комментариев
  • 3 публикации
9 марта 2012 19:06 | #15

Urtica

0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Цитата: волхва Пятница
Посмотри размер славянских святынь,

А и какой размер-то? 10 см, как максимальные размеры янтаря? А огромных камней святых не доводилось видеть. И о них и нет речи. Обычно, это камни соизмеримы с человеком. Это и не маленькие камушки, обычно. Ну, и у современных язычников.

Цитата: волхва Пятница
Я пишу о восточнославянском фольклоре, в котором Буян связан с Алатырём.

А если в топонимике Алатырь отражается?
Цитата: волхва Пятница
В других источниках (летописях, путевых записках) могут быть и другие данные о Буяне и Алатыре, но они все АВТОРСКИЕ, а след. малообъективные. Славянский фольклор же, как КОЛЛЕКТИВНОЕ творчество моих непосредственных Предков, лично у меня вызывает больше доверия.

Топонимика это тоже авторское?
Да и фольклор, при первичном сборе-то источник тоже автор. Статистики тут не может быть, так понимаю. Или "авторское" снмает филолог?

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
9 марта 2012 19:37 | #16

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Urtica
А и какой размер-то? 10 см, как максимальные размеры янтаря? А огромных камней святых не доводилось видеть. И о них и нет речи. Обычно, это камни соизмеримы с человеком. Это и не маленькие камушки, обычно. Ну, и у современных язычников.

Тут интересно. Гигантоманией (типа мегалитов) наши Предки явно не увлекались. Но в маленький Образ(камушек)запросто могли вложить огромное Содержание. Оседлые, кочевые... скорее всего и то и другое Оседло-Кочевые вряд ли таскали с собой что либо превышающее Зравомыслие. Ну нафига например тащить кумиров с одного Капища на новое, когда там вырубить или вытесать новое можно из местных материалов, дополнив чем то небольшим но очень емким.
Как там в Книге Велеса... это у греков Боги каменные изваяния. А наши Боги-Суть Образы...

ВО! Фольклор. Мал Золотник, да дорог.

Златый цвет это Солнце. Янтарь - Солнечный Камень....

Златый -цвет Солнца. Янтарь - Солнечный Камень.

<
  • 23 комментария
  • 0 публикаций
10 марта 2012 00:07 | #17

лех

0
  • Регистрация: 21.11.2011
 
Кину свои пять копеек...В Чувашии есть целый городок под названием АЛАТЫРЬ,правда к чувашам он отношение почти не имеет,т.к. на этой земле жили русские, в основном Нижегородские вятичи?,при Хруще часть нижегородских,исконно русских земель чувашам отдали,всё правобережье Волги от Суры до Свияги(часть Марийцам перепало). Теперь чуваши
и марийцы утверждают что это их земли,русские деревни переименовывают на свой манер,русских потихоньку выживают с доходных и хлебных мест. Но не об этом суть! Что скажете по поводу -город Алатырь?? Насколько знаю,янтаря там точно нет,там вокруг торфяные болота!?

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
10 марта 2012 00:13 | #18

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: лех
там вокруг торфяные болота!?

Интересное место для Капища или Скита

<
  • 320 комментариев
  • 3 публикации
10 марта 2012 00:24 | #19

Urtica

0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Цитата: лех
город Алатырь?

Так там и река Алатырь - один берег крутой, другой низкий.
То есть, болота есть, но не сплошные.

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
10 марта 2012 22:52 | #20

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: лех
Что скажете по поводу -город Алатырь??

1. созвучных слов различного происхождения очень много.
2. город Алатырь мог быть назван в честь славянской Святыни и без наличия янтаря в данной местности.
Цитата: Квака
Дзинтарис это что такое?

Это название янтаря, заимствованное балтийскими племенами у славян в первых веках н.э. Балты в это время жили восточнее Минска, к Балтике славяне их оттеснили позже. Украшения из янтаря славяне называли "янтари" , отсюда и "дзинтарис".

--------------------

<
  • 22 комментария
  • 0 публикаций
11 марта 2012 22:35 | #21

Властелин

0
  • Регистрация: 9.05.2011
 
Цитата: волхва Пятница
Возможно, у славян было ДВА БУЯНА - Рюген и Березань. Такая двойственнось (тройственнось и более) - явление довольно распространённое.

Я тоже такого мнения. Наши предки были всегда в движении-походы и войны имели разные результаты оттого и приходилось обживать многие новые места, перенося на них древние обычаи и представления. Кстати, Тур Хейердал, к концу жизни пришел к твердому выводу, что скандинавы родом из района между Азовским и Черными морями. Ученые не могут найти там следы славян (предков скандинавов) ибо ошибочно считают земли касогов и самих касогов аланами(осетинами), они же половцы, они же печенеги... Такая каша! В то время как касоги-это и есть казаки-русичи. Или индоарийские предки русичей, чей уклад жизни все же сохранялся у казаков. Они же, касоги (казаки) во владимирских, костромских, вологодских землях- загадочные аламаны (ламаны), берендеи они же-коробейники (офени)-все суть одно.
Цитата: Квака
Но вот "Причерноморские индийцы" внесло путаницу.

Действительно, искать индийский или иранский след здесь не стоит. Ну что-то близкое иранскому может всплыть- Иран ближе, а Индия вообще в другой стороне. Но и то все в контексте того, что все общее индо-ирано-арийское было некогда и шло от нас к ним.
По памяти из заговоров: " ... на море, на Окияне, на острове Буяне лежит бел-горючь кам ень Алатырь"... или "... на дне лежит бел-горюч камень Алатырь никем не ведомый. И под тем камнем скрыта сила могуча, сила неведома и силе той нет конца..."
Интересно, что Причерноморье довольно близко к Греции, а Греция в древности -Эллада (явно созвучно славянскому) да и современный греческий язык графически близок русскому, т.е. иные слова можно прочесть, ту же Элладу. По гречески янтарь-электрон. Не в этом ли ключ сего камня? К тому же, волхва Пятница указывала в статье, что богатыри терлись о камень. Целебные свойства янтаря всем известны. Но видимо, он обладает еще и некими энергетическими ресурсами, только нужно знать, как их открыть.
Цитата: Urtica
В заговорах на Алатыре лежит шерсть, греются змеи, сидят люди и Боги. Присесть можно и на небольшой камушек.

Цитата: Urtica
А и какой размер-то? 10 см, как максимальные размеры янтаря? А огромных камней святых не доводилось видеть. И о них и нет речи. Обычно, это камни соизмеримы с человеком. Это и не маленькие камушки, обычно. Ну, и у современных язычников.

Капища действительно содержат огромные камни или находятся в пещерах, но это, видимо другая система управления энергией и для других целей. Янтарь называли даром солнца. Бел-горючь... Если буквально понимать, то есть и белый янтарь, и как происходящий из смол, должен хорошо гореть. Но древние обычно закладывали сокровенный скрытый смысл. Смысл заговоров явно указывает на некую мощную силу, которой он обладает. Размер в данном случае не имеет смысла, можно и из сотни камушек выложить алтарь, лабиринт и иную схему энергетическогог взаимодействия. Кстати, янтарь-алтарь-алатырь (встречается еще как алатарь, а у Даля-алабор) явно одного корня и смысла. Есть еще АЛАБАНДИН или АЛАМАНДИН- вид лала, рубина, яхонта.
Цитата: лех
Что скажете по поводу -город Алатырь??

Алатырь- часто в русском языке слова такого корня как АЛА сокращаются да ЛА, что равнозначно. Не отсюда ли ЛАТИНЫ или АЛАТИНЫ? Фоменко вон по латинам-русичам книгу даже написали. АЛАР-вост-сиб. лесок, остров, колоток. АЛАНЬ-(офеньское) пастбище, ровное травное место, во владимирских и костромских землях еще и пиво, брага (янтарный напиток?) ТЫРЛО- стойло, пастбище, притон. КОЛОТЫРА-торгашь, перекупщик. ТЫРЕНИК-херсонск. мелкопоместный владелец. И знакомое всем-ТЫРИТЬ быстро идти или украсть, т. е. изменить местоположение. Буквально АЛАТЫРЬ получается АЛА- остров или ровное пастбище, ТЫРЬ- как данность здесь. Алтарь?
Цитата: лех
В Чувашии есть целый городок под названием АЛАТЫРЬ,правда к чувашам он отношение почти не имеет,т.к. на этой земле жили русские, в основном Нижегородские вятичи?,при Хруще часть нижегородских,исконно русских земель чувашам отдали,всё правобережье Волги от Суры до Свияги(часть Марийцам перепало). Теперь чуваши
и марийцы утверждают что это их земли,русские деревни переименовывают на свой манер,русских потихоньку выживают с доходных и хлебных мест.

Ну это не удивительно! Из монголо-татарского нашествия, как я смотрю по источникам, монголов было меньше всего, да и то, били они тюрок после их нашествия на Русь. А вот тюрки, современные чуваши, башкиры, татары и .т. д. это и есть гибридные потомки тех времен, занявшие земли древних самобытных индо-арийских родов (предков русичей). Загадочная Волгария уничтожена ими. Любопытно, что татарские княжества не смогли обосноваться далее Касимовского Ханства (царства). А кто их задержал? АЛАМАНЫ, они же ламаны, они же офени, они же коробейники, живущие в Костроме, Вологде, Владимире. Потом из них же создавались все казачьи войска вдоль растущей империи. Поэтому город Алатырь и Арзамас не имеют никакого отношения ни к чувашам, ни татарам, ни мусульманам, пытающимся присвоить это себе, ибо сами они пришлые на этих землях. Интересно, что слово Аламан всплыло в Казахстане, которое они считают своим и придают ему значение воин, ассоциируя его с Золотым Воином, найденным в советское время на их территории.( Какая может быть этническая археология у кочевников?) Даже чай видел с таким названием.

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
11 марта 2012 22:43 | #22

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: волхва Пятница
дз

Интересный звук... В Белорусии Дзеды, Дзевки...

Цитата: волхва Пятница
в первых веках н.э.

На сколько первых... примерно? Первых 5, 10, 15?

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
12 марта 2012 00:26 | #23

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: волхва Пятница
На сколько первых... примерно? Первых 5

Да, все сказочные реалии в работе "Географическая локализация восточнославянских сказочных объектов" примерно "укладываются" в первые пять веков новой эры.

Цитата: Властелин
Иран ближе, а Индия вообще в другой стороне
Трубачёв выявил в топонимике Северного Причерноморья целые комплексы совпадений с топонимикой Северной Индии. И делает выводы о длительных прочных связях оставшихся и ушедших в Индию племён.

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
12 марта 2012 00:47 | #24

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: волхва Пятница
И делает выводы о длительных прочных связях оставшихся и ушедших в Индию племён.

А что, это кого то удивляет? Путь с Севера на Юг "Из Варяг в Греки" че то не удивляет. А с Запада на Восток... да быть такого не может...

Цитата: Властелин
Иран ближе, а Индия вообще в другой стороне

А ты с какой стороны на это все смотришь? Со стороны Причерноморья это все в одну сторону.

<
  • 267 комментариев
  • 5 публикаций
12 марта 2012 06:46 | #25

Крепислав

0
  • Регистрация: 4.11.2010
 
Цитата: волхва Пятница
Да, все сказочные реалии в работе "Географическая локализация восточнославянских сказочных объектов" примерно "укладываются" в первые пять веков новой эры.

Хм. Но ведь это же время, очень далеко отстоящее от того времени, когда предки индусов реально проживали в южнорусских степях!ai

<
  • 22 комментария
  • 0 публикаций
12 марта 2012 12:14 | #26

Властелин

0
  • Регистрация: 9.05.2011
 
Цитата: волхва Пятница
Трубачёв выявил в топонимике Северного Причерноморья целые комплексы совпадений с топонимикой Северной Индии. И делает выводы о длительных прочных связях оставшихся и ушедших в Индию племён.

А вот авторитетная Н. Р. Гусева в своем отличном труде "Русский Север-прародина индославов" так же выявила множество топонимов в русских северных областях, сходных с индийскими. Более того, выявлено множество сходств слов русского и санскрита, сходств в культуре и т.д. Исходя из логики Трубачёва, отколовшиеся индийцы потом еще долго приходили на Русский Север и Причерноморье и называли нам реки, урочища, местности...
Более верным было бы понимание древнего единства арьев, которые в течение длительного времени шли в другие земли, а топонимы так и оставались.
Цитата: Квака
А ты с какой стороны на это все смотришь? Со стороны Причерноморья это все в одну сторону.

Да, точно, неверно выразился относительно Причерноморья. Я подразумевал, что Иран ближе, а Индия дальше.

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
12 марта 2012 13:00 | #27

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Крепислав
Но ведь это же время, очень далеко отстоящее от того времени, когда предки индусов реально проживали в южнорусских степях!

В том и заключается ОТКРЫТИЕ лингвиста Трубачёва: вплоть до 5 века сохранялись реликты языка индийцев в Причерноморье и славяне с ними контактировали в то время. Вообще чего спорить - читайте книгу, она небольшая, правда сугубо научная, для лингвистов написана. Фольклористы, ясное дело её не читали. А мне повезло: случайно порекомендовал на семинаре "Мифы и магия индоевропейцев" юный Алёша Клемешев - ныне мэтр. И данные лингвистики наложились на некоторые фольк. сюжеты. Меня просто распирает от радости: это редкая удача! Вот Клейну тоже повезло: увидел в фольклорном материале, буквально "лежащее на поверхности". но никем до него не замеченное упоминание славянского Перуна в вайнахском фольклоре.


Цитата: Властелин
Русский Север-прародина индославов" так же выявила множество топонимов в русских северных областях, сходных с индийскими.

Я думаю, что арии на Севере жили задолго до появления их в Северном Причерноморье. Но великий арийский раздел произошёл именно у Чёрного моря. И оттуда потоки индийцев шли и на новый для них юг и на северную Прародину.

--------------------

<
  • 22 комментария
  • 0 публикаций
13 марта 2012 11:24 | #28

Властелин

0
  • Регистрация: 9.05.2011
 
Цитата: Квака
Путь с Севера на Юг "Из Варяг в Греки" че то не удивляет.

Кстати, сотни лет ломают головы, кто такие варяги. В словаре Даля на удивление, есть такое слово. Означает буквально купцов. Варяги-торговые ватаги русичей. Они же коробейники (офени). И намозолившая уже фраза "из варяг в греки" правильнее звучит "варяг в греки". Ибо вся Русь не могла быть торговой, а все русичи быть варягами.

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
13 марта 2012 12:14 | #29

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Властелин
Кстати...

good brave Логично!

Становится понятным слова Нестора, что Рюрик варяг из русов.

Понятно и воинское искусство варягов. Торговые караваны приходилось защищать.

<
  • 12 комментариев
  • 2 публикации
25 февраля 2013 09:14 | #30

Newstare

0
  • Регистрация: 6.12.2012
 
Очень многие известные древние термины, в том числе, "Буян", "Алатырь" являются лишь образами сакральных понятий, понимание которых лежит в области т.н. метафизики, которая является основой ведического, в том числе древнеславянского мировоззрения. Искать в реальной жизни острова и камни - это профанация ученых материалистов, далеких от понимания сути мироустройства...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера