Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 10

Географическая локализация "сказочных" объектов. Глава 10

Глава 10. СОТКАННОЕ ВОЙСКО

«Иди же, — говорит, — и посмотри за печь: она (баба) сидит у ткацкого станка и войско ткёт. На этот бок челнок кинет — люлька и бердак, на тот бок кинет — войско и казак» («Белый Полянин», укр. сказка // ВСВС. С. 69).

«...Стоят избы, в тех избах сидят красные девицы, за ткацкими станами работают: только ударят бёрдом — тотчас солдат и выскочит, с ружьём, с саблею, в полной походной амуниции»; «...стоят кузницы, в тех кузницах железо калят да молотом бьют; что ни удар молотом — то и солдат готов, с ружьём, с саблею...» (Аф. Примечание к № 161).

«...Смотрит — за решёткой портные сидят. "Что вы делаете?" — "А вот что, Иван-царевич: сидим да войско шьём для бабы-яги золотой ноги". — "Как же вы шьёте?" — "Известно как: что кольнёшь иглою, то казак с пикою, на лошадь садится, в строй становится и идёт войной на Белого Полянина"... Смотрит — за решёткою сапожники сидят. "Что вы тут делаете?" — "Сидим да войско готовим для бабы-яги золотой ноги ... что шилом кольнём, то и солдат с ружьём, на коня садится, в строй становится и идёт войной на Белого Полянина"» (Аф. № 161).

«Тогда он (Иван) ... стукнул этим молоточком по трубочке, в конец, — так выскочил солдат во всей походной амуниции. Тогда он дальше стукает — вдвое больше. И настукал, что войско заняло весь плац, негде уже поместиться» (Чарадзейныя казкi. Мiнск, 2003. № 2. С. 49. Перевод автора).


Как видно из приведённых цитат, войско не только ткут, но и шьют, куют и штампуют, так что название образу дано условное. Этот странный образ связан с вариантами сюжетов «Три царства» и «Поди туда, не знаю куда...», с горами и морем, следовательно, как мы выяснили выше, приурочен к Тавриде. В сказках первого вида герой встречается с загадочным Белым Полянином, который много лет воюет в степи с некой бабой, иногда — Бабой-ягой. Мы не сможем разобраться в метафоре «сотканного войска» без внимательного рассмотрения образа Белого Полянина и его противницы.

С образом Бабы, на первый взгляд, всё ясно. Женщины-воительницы степей Причерноморья — амазонки упоминаются в письменных источниках древности. Однако у амазонок, как и у Царь-девиц наших волшебных сказок, всё войско девичье: «от золотого дворца пыль столбом поднимается: выезжает красная девица со своим войском в зелёные луга тешиться. Смотрит царевич — всё войско из одних девиц набрано...» (Аф. № 173). А для Яги штампуют казаков, солдат, то есть мужчин.

В образе Яги-воительницы мы имеем женщину, возглавляющую мужскую рать. Такой вариант, к счастью, также зафиксирован в анналах истории. Геродот (V в. до н.э.), а затем Плиний (I в. н.э.) сообщают о «женоуправляемых» сарматах (от др.-инд. sar — «женщина») и меотах — «материнских», которые имели не только развитой материнский культ, но и женщин в качестве предводительниц войск. Например, Таргитао — меотянка иксоматского происхождения (iksu-mata — «богатые камышом» — племя с берегов Дона, Iksumati — приток Ганга) — «воительница», разведённая жена царя синдов (IА. С. 160, 163, 253, 240).


Итак, в Приазовских степях, в том числе и степях Крыма действительно существовали племена, войска которых возглавляли женщины. У этих войск была очень интересная структура, которую мы рассмотрим в этой главе далее.

Вернёмся к Белому Полянину, варианты его имени: Бел Белянин, Поляк-белый колпак. Скорее всего, это не имя, и даже не прозвище. На определённом историческом этапе имя человека скрывалось из соображений магической безопасности, и вообще для окружающих была важнее племенная, родовая принадлежность отдельной личности и род её занятий. Например, в былине «Киевского цикла» из репертуара М. С. Крюковой «Про Росши-Росши-Росшиби Колпак, его племянника» находим:

А племянник-от Росшин недавно же приехал из чиста поля,
Он ведь много-то ездил по лесам по Брыньским-то,
Он ведь много настрелял гусей, ведь лебедей,
Он ведь много настрелял куниць-лесиц,
Он очистил дорожки прямоезжие,
Много он очистил там силы разною,
Силы разною да подходяшшою,
Приходящую-ту силу-то черносильскую,
А и черносильскую силушку неверную, —
Ета сила-то собой да была сильняя,
А ету всё прибил ведь Росшин-от племянничок...
(Летописи государственного литературного музея. Книга 8. Былины М. С. Крюковой. Т. 2. М., 1941. С. 70).

И такой герой именуется всего лишь племянником старого богатыря — «поленицы преудалой», причём и сам дядя величается смешным прозвищем «Росши-Росши-Росшиби Колпак». Тут можно только предполагать, что старика звали Ростислав (Росша), но мало ли на Руси Ростиславов! — и имя дополнилось уточнением по роду деятельности — «росшибатель колпаков». Не «удостоились» личных имён и герои других былин — «Про Еремякина родна племянника», «(Как) Пересчотов племянник ездил на Офрак-реку от князя Владимира», «Про Самсона Колыбаева про племянника», «Пересмякин родной племянничек». (Там же. См. оглавление).

Разберёмся, что означает буквально «Поляк — белый колпак», «Белый Полянин».
Кроме всем известных значений слова белый, отметим ныне не употребляемые. В словаре В. И. Даля находим: эпитет «белый» употреблялся в смысле комплимента, например: «белая барыня, приветливое обращение продавцов к покупательницам», «народ называет белым: веру свою, царя и отечество».
«Белое оружие — холодное, рукопашное, острое, не огневое: сабля, штык, копьё, кинжал». «Белые штаны — чин генерала».

Ещё одно значение: «свободный, вольный», например, потомки Сусанина, освобождённые от крепости, назывались «белопашцы». Церковные земли, свободные от податей также назывались «белым местом», «белой землёй», «белый свет, вольный свет, открытый мир, свобода на все четыре стороны» (Даль В. И. Толковый словарь... Т. 1. С. 153).

Возможно, это значение включено в семантику Причерноморских топографических названий Белобережье, Россо Тар и других, рассмотренных в предыдущей главе. Были ли эти места свободными? С одной стороны, здесь процветало рабовладение, бесконечно чередовались самые разнообразные завоеватели. Но зато с другой стороны, это было место, где можно было «развернуться», дать волю своим талантам — коммерческим, военным, авантюрным, разбойничьим. Здесь можно было скинуть родовые узы и действовать свободно, без оглядки на мнение соотечественников. Здесь сравнительно легко можно было обмануть простака, сколотить шайку, своровать молодильные яблоки, обесчестить спящую богатыршу, но также удачно жениться, освободить народ от злодея, — проявить себя во всей полноте.

Слово полянин, поле(я)ница означает именно такой тип человека: удальцы, ватага шатунов, наездники, разбойники, шайка, вольница. Поленичать — наездничать, витяжничать — странствовать, ища молодеческих приключений, богатырствовать, посвятить себя воинским подвигам; полевать — охотится в поле с собаками. В Древней Руси полем называли Южнорусские степи (Даль В. И. Толковый словарь... Статьи «Белый», «Поле», «Витязь»).


Иван- царевич и Белый Полянин

Белый Полянин из этой когорты, он тридцать лет воюет с Ягой в степи, у него есть хорты (борзые). Но при таких характеристиках непонятно, зачем подчёркивается его белость, ведь он и так, по определению слова «полянин», — вольный стрелок. Видимо, в случае с Полянином белый означает не свободу, а реальное цветовое оформление внешнего вида, в сказках так и говорится: «сам белый, поле белое, хорты белые — всё белое», что выгодно отличало его от других полениц, наезжающих воевать в данный регион — чёрные клобуки, каракалпаки (дословно — «чёрные колпаки»). Обратите внимание: былинный племянник росшибателя колпаков воюет именно с чёрной силой, а сказочный Белый Колпак — союзник, впрочем, не всегда надёжный, нашего героя.

Однако, «поляки — белые колпаки» не выделились в отдельное племя так, как, например, чёрные клобуки. Белый полянин остался членом профессиональной, более или менее организованной группы воинов -охотников, вступающих в дружеский контакт с русскими богатырями. Возможно, они нанимались на службу к киевским князьям — впоследствии на Руси почётные телохранители царя носили кафтаны белого цвета и белые перчатки, вооружены они были холодным, белым оружием. (История костюма. С. 114).

Северное Причерноморье издавна было важным перекрёстком торговых путей, тут рано возникла необходимость обеспечения безопасности торговли от воинственной вольницы. Эту задачу выполняли регулярные войска, сначала греческие, потом римские, и те и другие приглашали наёмников, в том числе из той же самой разбойничьей среды.

Трубачёв сообщает: «Одна пантикапейская надгробная надпись I в. н.э., найденная в Керчи, гласит: "Дама, сын Гая, стратег тикандитов, прощай". Кто были эти тикандиты, остаётся неясным. Очевидно, впрочем, что это греческий этникон (название жителей по месту). Вряд ли воинский контингент тикандитов ... был откуда-то издалека». Тиканда это искажённое греческим произношением др.-инд. ut-kanda — «отросток, ответвление». «Возникает ... вопрос, где следует локализовать древний топоним Тиканда/Utkanda? Думаем, что единственным местом для этого может считаться нынешний город Славянск-на-Кубани, называвшийся прежде Копыль, расположенный при ответвлении реки протоки от Кубани». Праславянское значение слова копыль — боковой отросток. Славянская калька индоарийского названия указывает на «преемственную встречу обоих этносов в этом районе» (IА. С. 155, 156).

Мы видим, что целые индийские племена служили в регулярных греческих и римских войсках. Особенно популярны были наёмники из меотского Приазовья, то есть оттуда, откуда родом вышерассмотренный образ сказочной Бабы-Яги, воюющей с Полянином.

Как уже отмечалось, меоты, самоназвание индоарийского многочисленного племени, — означает «материнские». Трубачёв считает, что переднеазиатское арийское государство Митанни (II тыс. до н.э.) отражает то же название. Если это так, то становится вероятным участие азовских меотов в переднеазиатских походах глубокой древности. И в этой глубокой древности у Причерноморских арийцев выявляются с помощью лингвистики следы существования регулярных войск.


«...К числу загадок, которые не только не решены, но даже ещё не выдвигались в науке, можно отнести порядок расположения следующих областей и племён в древнем меотском Приазовье... Ближайшая к Синдике (Таманский полуостров) или совпадающая с ней область — это Минтана < *multana < Mula-sthana (собственно "основное, главное место"), дальше, вплоть до Актара (нынешнего Приморско-Ахтарска) Тунманн отмечает наличие особого народа Буртани, или бриттани, "племя, отличающееся от черкасов и от ногайцев", с чем нельзя не соотнести достаточно древнее Britani, название одного из боспорских городов у Равеннского Анонима. В заключение перечня вспомним географическое название "горы (племени) mitraia", помещаемое Лукианом несколько в стороне от Меотиды (Азовского моря). Порядок этот даже покажется вовсе не случайным, если обратить внимание на то, что древнеиндийская армия имела различные источники формирования и по характеру делилась на "наследственные" (маула), "наёмные" (бхрита), ... "союзные" (митра)» (Культура древней Индии. Отв. ред. Герасимов А. В. М., 1975. С. 382).

«Историки время от времени поднимают вопрос — существовал ли союз меотских племён и под чьим началом, но обсуждение этого вопроса вскоре само собой гаснет из-за недостатка фактов, тогда как реконструируемая выше цепочка как будто показывает, что меотский союз с центром в Синдике (Тамань), очевидно, существовал, а также, возможно, что в древнем Приазовье установимы зачатки индоарийской военно-административной системы с её использованием найма и союзничества», принципы которой ушедшие индоарийские племена унесли с собой в Индостан (IА. С. 96—97).

Несомненно, существовала необходимость отличия этих подразделений друг от друга и от войск противников. Такая проблема решается стандартизацией военной одежды, обуви, головных уборов, оружия. Сказочные персонажи, «ткущие войско», занимаются изготовлением такой военной амуниции. Почему же вполне обыкновенный факт был воспринят как волшебство и так поразил воображение русского народа, что даже оставил след в сказках?

Дело в том, что у восточных славян вплоть до XVI века стандартная одежда в войсках отсутствовала. Впервые одинаковые кафтаны за счёт казны одели рынды — почётные телохранители царя, а в XVII веке — стрельцы.


Стрельцы

До этого каждый воин одевал себя, может, и за государственный счёт, но по своему вкусу, кто во что горазд, причём, чем пестрее и ярче — тем считалось лучше. Естественно, в боевых действиях против хазар, половцев или татар проблемы отличия своих от чужих не возникало. А когда бои шли на территории соседних русских княжеств, там, где одежда мужчин была примерно одинакова, она решалась так: «в 1016 г. новгородцы сражались против киевлян в полотенчатых головных уборах...: перед битвой "рече Ярослав дружине: знаменайтеся, повивайте себе главы своя убрусом"» (Древняя одежда народов восточной Европы. М., 1986. С. 62). То есть, временным знаком отличия – повязкой на голову полотенца, которое, несомненно, было у каждого воина: вспомним современную украинскую песню, в которой точно подмечена древняя славянская традиция: «…меня мать провожала/ и рушник вышиваный на счастье, на долю дала».

На фоне разноцветных, одетых по своим возможностям и вкусам славяно-русских воинов, Полянин, весь в белом, и «штампованное», многочисленное и одинаково одетое войско Бабы Яги резко выделялись. Но самым удивительным для славянина было то, как эта одинаковость достигалась.

Прикинем, как эта проблема могла быть решена на Руси. Князь отдал бы приказ: всем явиться, например, в красных с синей клеткой рубахах. Тотчас родственницы (или прислуга) каждого воина у себя дома начали бы ткать нужную материю и шить рубаху. Все явились бы к сроку в более-менее одинаковой «доморощенной» одежде. Но не стандартной.


Конечно, в русских городах имелись профессиональные портные с наёмной рабочей силой, бравшие заказы, но небольшие. В сказках же описывается промышленное, штампованное изготовление одежды, обуви, оружия для целого войска. Вот, что так поражало бесшабашную русскую вольницу.

Наш герой быстро смекнул, что победить Ягу можно только уничтожив этот, не побоюсь сказать, «военно-промышленный комплекс». Полянин этого не делал потому, что он хотел жениться на дочери Яги, ему ни к чему было разрушать доходную отрасль, совладельцем которой он стал бы после заключения брака (Аф. № 161).

Для славянина же — главным в этой ситуации был не передел собственности, а победа над агрессором, чего он и достиг, играя на известном факте плохого качества массовой продукции: «"Эх, братцы (портные)! Скоро вы делаете, да не крепко; становитесь-ка в ряд, я вас научу, как крепче шить". Они тот час выстроились в один ряд; а Иван-царевич как махнёт мечом, так и полетели головы. Побил портных и пошёл дальше» (Аф. № 161).


Пошёл дальше по приморским дорогам. О дорожных указателях — в следующей главе.


Категория: Этнография

<
  • 68 комментариев
  • 0 публикаций
10 апреля 2012 18:52 | #1
0
  • Регистрация: 21.03.2012
 
Читал статью очень долго и вдумчиво, проверял два дня. "Освежился" Трубачевым. Всем перед тем как хаять меня или благодарить автора за статью и "черпать" новые знания, предлагаю перечитать ее, но уже с использованием учебника Уэстона или Хоменко(пожалуйста учебник, а не поисковик). Прошу обратить внимание на классификацию логических ошибок, их примеров и определений.("Логические ошибки — это примеры ложной аргументации. Многие из них настолько навязчивы и настолько часто встречаются, что имеют собственные названия. Чтобы понять логические ошибки, необходимо определить, какие правила они нарушают. Одна из наиболее часто встречающихся логических ошибок — желание делать вывод на основании очень небольшого количества фактов. Вторая — неспособность увидеть альтернативы".) Очень прошу обратить на довольно частые(повсеместные) выводы от частного к общему, на аргументацию со сылкой на авторитет( некоторые цитаты Трубачева не выдерживают критики еще до проверки с исторической точки зрения, исходя только из построения выводов) и обратите внимания на утверждения, начинающиеся:Очевидно, мы видим, Мы знаем, как уже отмечалось и т.д.

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
10 апреля 2012 19:17 | #2
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Капитан
Одна из наиболее часто встречающихся логических ошибок — желание делать вывод на основании очень небольшого количества фактов. Вторая — неспособность увидеть альтернативы".

"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"

[quote= волхва Пятница][/quote]
Помимо Яги-воительницы есть еще некая Царь-Девица.

<
  • 68 комментариев
  • 0 публикаций
10 апреля 2012 20:07 | #3
0
  • Регистрация: 21.03.2012
 
Цитата: Квака
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"

У меня в логике проблем нет. И давай ,квака, хочешь повыступать, давай по теме. Я своим сообщением никого не обидел, не оскорбил, не троллил, а тебя прям подмывает после очередного стакана.

<
  • 358 комментариев
  • 6 публикаций
10 апреля 2012 20:50 | #4
0
  • Регистрация: 4.09.2011
 
А что по теме-то сказали? у вас о чем пост? Какое отношение к теме, затронутой в статье, имеет?

--------------------

<
  • 68 комментариев
  • 0 публикаций
10 апреля 2012 21:15 | #5
0
  • Регистрация: 21.03.2012
 
Цитата: Elol
А что по теме-то сказали?

Я мягко сказать не согласен со столь вольными привязками автора и тов. Трубачева. Но в прошлый раз когда я это высказал, меня обвинили в том, что я троль, еврей и оскорбил женщину.( Поверьте тяжело быть троллем на форуме тролей.) В этот раз я решил пойти другим путем. Если я написал, очень аккуратно, что содержание статьи не выдерживает никакой критике это не по теме... Ну давайте тоже про царь-девицу напишу...В казачих сказках много про царь-девицу есть, но Трубачеву это портило диссертацию. Наверное своим началом, вместо "жили-были" - "мы от крови сарматской, от роду черкасского", но это реальность она здесь никому не нужна.

<
  • 358 комментариев
  • 6 публикаций
10 апреля 2012 21:46 | #6
0
  • Регистрация: 4.09.2011
 
Цитата: Капитан
но это реальность она здесь никому не нужна.

название статьи читали?
"Географическая локализация "сказочных" объектов"
а не "Критический анализ статьи на тему..."

Кстати о Царь-Девице. В казацких песнях - что про неё поют, не в курсе, случайно?

И еще - никто ведь не воспрещает написать свою собственную статью, про реальность, про кровь сарматскую от роду черкасского da

--------------------

<
  • 68 комментариев
  • 0 публикаций
10 апреля 2012 22:10 | #7
0
  • Регистрация: 21.03.2012
 
Цитата: Elol
название статьи читали?
"Географическая локализация "сказочных" объектов"
а не "Критический анализ статьи на тему..."

Я понял, про личное творчество язычников или хорошо или ничего.

<
  • 358 комментариев
  • 6 публикаций
10 апреля 2012 22:18 | #8
0
  • Регистрация: 4.09.2011
 
не, дело не в личном творчестве, а в неконструктивной критике, не относящейся к теме, пусть даже и вскрывающая недостатки по форме написания, но не дополняющая её по сути. К чему она? такая критика? зачем? чем она обогащает и кому она полезное что-то несет? а? ну реально же - только тому, кто критикует... или нет? Вот и получается - бессмысленная она. Только попыхтеть и вид умный изобразить.. А толку от неё нет.

--------------------

<
  • 68 комментариев
  • 0 публикаций
10 апреля 2012 22:29 | #9
0
  • Регистрация: 21.03.2012
 
Цитата: Elol
К чему она? такая критика? зачем? чем она обогащает и кому она полезное что-то несет? а? ну реально же - только тому, кто критикует... или нет?

Нет, уважаемая Elol. Я призываю будущих читателей отнестись к статье с определенной степенью скептичности и снисходительности. Попытался вакцинировать от "индо-ариев" в Русских сказках.
Цитата: Elol
Вот и получается - бессмысленная она

Вот и получается, что нет.
Цитата: Elol
Только попыхтеть и вид умный изобразить..

Не страдаю от этого.

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
10 апреля 2012 22:36 | #10
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Капитан
...В казачих сказках много про царь-девицу есть, но Трубачеву это портило диссертацию. Наверное своим началом, вместо "жили-были" - "мы от крови сарматской, от роду черкасского", но это реальность она здесь никому не нужна.

Вы уверены, что Трубачёв читал казацкие сказки и они ему портили научные труды? Он был великим русским лингвистом, читал в основном письменные источники, собирал и анализировал топонимику, а не сказки. Сказки анализируют фольклористы. Может вы о каком то другом Трубачёве говорите?
И вот мне, как фольклористу очень интересно почитать казацкие сказки, на которые вы ссылаетесь. Я на полном серьёзе. Конкретно, пожалуйста: полное название, издательство, год выпуска.
Благодарю за критику статьи, вполне допускаю, что могу сделать логические ошибки. Однако, не могу согласиться с критикой академика:
Цитата: Капитан
некоторые цитаты Трубачева не выдерживают критики еще до проверки с исторической точки зрения, исходя только из построения выводов

Цитата: Капитан
У меня в логике проблем нет

Зато есть проблемы в межличностном общении:
Цитата: Капитан
тебя прям подмывает после очередного стакана

Цитата: Капитан
тяжело быть троллем на форуме тролей


Скажу банальность: созидать всегда труднее, чем оценивать созданное. И не все безупречно логичные вещи истинны.

--------------------

<
  • 68 комментариев
  • 0 публикаций
10 апреля 2012 22:47 | #11
0
  • Регистрация: 21.03.2012
 
Цитата: волхва Пятница
Скажу банальность: созидать всегда труднее, чем оценивать созданное. И не все безупречно логичные вещи истинны.

Согласен.
Цитата: волхва Пятница
Зато есть проблемы в межличностном общении:

Вы лучше цитаты моих-горе оппонентов приводите, я лишь слабый поддаюсь на провокации.

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
10 апреля 2012 23:57 | #12
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Капитан, мне по- прежнему нужны ссылки на упомянутые вами казацкие сказки. Без них, вся ваша критика - унылое ворчание.

--------------------

<
  • 68 комментариев
  • 0 публикаций
11 апреля 2012 00:28 | #13
0
  • Регистрация: 21.03.2012
 
Брал в Научной библиотеке МГУ из Кавказской коллекции отдела редких книг. Мой преподаватель писал докторскую "История казачества. Боевые традиции. Роль казаков в охране ГГ" кажется так. Меня с товарищем использовал в качестве "негров". Мы тогда повально увлекались казачеством, что-то наверное у меня должно остаться, у сына есть сказания про Видара в нескольких газетах " Казачок" кажется, но Вас наверное такое не устроит.

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
11 апреля 2012 01:04 | #14
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Капитан
Брал в Научной библиотеке МГУ

Так что конкретно вы брали в отделе редких книг? Туман один пока что. Газетные публикации могут подойти, нужно смотреть. Но смущает ваше "кажется", "что-то". И то, что газетным публикациям вы верите больше, чем академическому труду почтенного лингвиста. В любом случае - жду от вас сказания про Видара в личке или на 5blinov@mail.ru ,так как по поиску в нете о Видаре всё тот же туман: "...многие казацкие сказания говорят о Видаре великом и сыне его Куде яром (Кудеяре)...". Где они, "многие" сказания?

--------------------

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
11 апреля 2012 11:18 | #15
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: волхва Пятница
Куде яр

Вспомнилось и полез в инет, что когда то бывал в селе с названием Кудиновка в Ростовской области и что то там местные говорили о Кудеяре.
Кудиновки есть и в других местах, например в Черкасской обл.
Вот еще Калитва это что? Речка Калитва в Кудиновке


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Век живи, век ..."
Ответ:*