Перуница

» » БАНЯ-БАЕНКА. Банные обряды

Этнография » 

БАНЯ-БАЕНКА. Банные обряды

БАНЯ-БАЕНКА. Банные обряды

В жизни мирной или бранной, у любого рубежа,
Благодарны ласке банной наше тело и душа…
А. Твардовский «Василий Тёркин»


«Вот тебе баня ледяная,
Веники водяные, парься –
Не ожгись, поддавай – не
Опались, с полка не свались!»


Баня всегда была неотъемлемой частью быта наших предков и средством от множества болезней, снятия порчи и других наваждений вредоносных сил. Итак, баня протоплена с утра, выстоялась часа полтора-два, подготовлена и ждёт…

Неказистое, закопченное крестьянское строение в урочный час преображается в храм Лада. Это превращение происходит в тот самый миг, когда начинается банный обряд. Именно тогда баня достигает своей высшей магической силы. Её власть над человеком становится и необъяснимо притягательной.

Баня выполняла не только свою непосредственную лечебно-гигиеническую функцию. В сознании крестьян она служила и для тесно взаимосвязанных утилитарных и обрядовых действий. Реальный взгляд на баню смешивался с чем-то сверхъестественным, поскольку в бане крестьяне видели черты пограничья с Навью. После насильственной христианизации Руси позиция русской бани отражает судьбу языческих храмов в христианском мире, где они обрели статус прибежища злых сил. Но, несмотря на это, славяне баню любили, любят и будут любить.

В крестьянском быту баня выступала в роли языческого святилища, ведь без неё не обходились ни родильные, ни свадебные, ни похоронные, ни поминальные обряды. Деревенская баня и полночь – вот условия, идеально соответствующие исполнению обрядов народной магии и гаданий. Именно в бане знахарь являл своё мастерство и волшебную силу, тут произносились слова заговоров-присушек и отсушек, здесь разыгрывался преисполненный тайны сценарий передачи колдовского искусства.

Обряд в бане традиционно начинается с приветствия банного духа, и делает это банщик. Он прежде всего договаривается с банником о том, чтобы тот помог очищению. Для проведения банного обряда необходимо возжечь не простой, а Живой Огонь, т.е. добытый трением дерева о дерево или высеченный из камня.

Отщипи, моя сестрица,
Ты лучинки берёзовой
Ты добудь, моя сестрица,
Из камени пламени…

То же и с дровами для топки: для обрядовой бани существует особый подход к их подбору. Отвергаются осиновые, сосновые и еловые дрова, а используются в основном берёзовые, дубовые и кленовые. Деревья для обрядовой бани не должны быть срубленными или спиленными, выбирают сломанные или пригнанные водой, но для магических целей лучше всего деревья, поражённые молнией, т.е. «громовые». Дрова троекратно закладываются в каменку («в три каменки или в три истопля»). Даже расположение дров и контур пламени влияет на успех обряда и, соответственно, судьбу человека.

…Не топи осиновыми дровицами,
Чтобы не были они сварливыми.
А выбери с трёх-девяти Васильевских
Горочек сухие кленовые деревца…


Вода для обрядовой бани, подогреваемая на каменке, так же, как и Огонь, необычная – Живая. Она должна быть непременно проточной, чистой, взятой «из третьей струи» или, в эпоху двоеверия, из святых источников. («Уж носили мы водичку из золотого колодца, выкопанного у церквей Киевских…»). По поверью, поздним субботним вечером, накануне праздника, вода сама по себе закипает, превращается в кровь и получает животворящую силу. Отсюда и запрет: «пить в бане воду, приготовленную для мытья, хотя бы она и чистая была, - нельзя».

Веники для обрядовой бани, как правило, готовились из тех же деревьев, что и дрова. Причём ветки не рубили или срезали, а ломали. Нельзя было брать на обрядовый веник нижние ветки: «как бы жизнь не вышла с заморозками». И верхние: «на этих веточках птицы сидели».

Банщик плещет специальные отвары и настои на раскаленные камни, создаёт нужный пар в парной, что самом по себе тоже является искусством («я топила парну баенку из чиста поля полынкою, а растопила парну баенку я цветами лазоревыми»). И лишь после этого начинают париться. Моющийся последним должен оставить посудины с водой «на опашку» и пригласить: «Мойся, хозяин!» Баннику обязательно нужно было оставить хоть немного тёплой воды, пару, веник и кусочек мыла. Заканчивается же банный обряд непременно благодарением банника.

БАНЯ-БАЕНКА. Банные обряды


Существует много описаний основных банных обрядов, о них пойдёт речь ниже. Здесь же приведу совсем уж занятный пример. По словам жительницы Индринского района Л. Ф Соколовой, в деревне у них существовало поверье, что девушки, желающие иметь большую грудь, должны тереться ею о торчащие наружные углы банного сруба перед банной процедурой. Предполагается, что грудь будет такая же, как торчащие углы. Такое вот проявление имитативной магии. Известен и другой обряд поднятия девичьей привлекательности, совершаемый знахарем. Начинался он с отбора дров (в каждом полене должен быть сук, растущей из самой середины), поленьев должно быть трижды семь или пять раз по семь. Веник которым парили девушку, тем действеннее, чем больше серёжек на ветках. Кроме того, ополаскивая девушку после парения, требовалось воду лить на неё через решето.

К месту стоит вспомнить и сказку, где Царица-Золотые кудри приказала париться в бане Ивану Быковичу. Тот, правда, с помощью некоего старичка-молодца (уж не банник ли помогал?), выдержал испытание баней, проявил магические способности управлять стихиями и получил право на брак. Так в сказочном эпизоде преломились представления об инициациях юношей.

«Баня – мать вторая: кости выправит, всё дело поправит!». Баня рожениц


Батька баенку построил – косяки еловые.
Матка деток наносила – все белоголовые.
Частушка


Обычай рожать в бане зафиксирован у многих народов. «Все твёрдо убеждены, что баенник очень любит, когда приходят к нему жить родильницы до третьего дня после родов, а тем паче на неделю», - писал в начале века С. В. Максимов.

Банник имеет несомненную власть над новорождённым, а обычай рожать в бане является проявлением некой связи между ними. Младенец осмысляется как «полученный» от очага, от Предков. Представления о них как раз и воплотились в образе банника, в котором есть признаки семейно-родового божества. Считается, что ребёнок появляется на свет из иного мира, причём роженица в это время как бы переживает маленькую смерть. Поэтому баня служила местом изоляции роженицы во время родов и в послеродовой период. Конечно же, баня была отапливаемым чистым помещением, самым гигиеническим в деревенских условиях, то есть наиболее пригодным для родов.

Перед началом родов баню растапливали, на полу стелили солому. Вместе с роженицей в баню приходила повитуха. Во владимирских деревнях, чтобы выгнать «чёрта» (прежде чем привести в баню роженицу), повивальная бабка бросала по углам камни с каменки со словами: «Этот камешек в уголок – чёрту в лоб!». Двери бани запирали изнутри. Те из женщин, которые знали заговор-обращение к баннику, рожали легко. А те, кто не знал, просто кричали: «Банник, банник, пособи родить!» - и тоже облегчали себе родовые муки.

Чтобы обрести внешний облик, здоровье, жизненную силу да и судьбу, младенец проходил свою первую обрядовую баню. После родов повитуха слегка сбрызгивала роженицу и новорождённого проточной водой. Согласно поверью, «бабка не должна была принимать младенца другого, пока принятого не выпарит известное число бань», приговаривая при этом: «Выпарить, омыть, очистить». В. И. Даль упоминает и такой обычай: обнажённая повитуха брала в руки новорождённого и обносила его вокруг бани, призывая рассвет или обращаясь к утренней звезде, чтобы ребёнок не кричал. Затем роженица мылась вместе с ребёнком, за омовением следовало парение с веником и соответствующими заговорами. Таким образом, обрядовая баня служит своего рода утробой, где с помощью магии «хозяина» бани свершается таинство воплощения: из камня и дерева образуются кости, из Живой воды – кровь, из Живого огня – тепло, из воздуха и пара – дыхание новорождённого.

После родов роженица оставалась в бане от трёх до семи дней. До начала ΧΧ века соблюдали традицию этого женского «банного времени», которое могло продолжаться целую неделю, пока новорождённого торжественно не вносили в избу. По старой народной традиции отец мог только тогда увидеть своего ребёнка.

В. И. Даль также пишет и об отрицательном отношении банника к роженицам. Вот один из таких примеров, описанных в литературе: Шибко рожать Евдоха боялась – вот и снарядили с ней старушку опытную… На удивление быстро разрешилась. Да так спешила, что старушка по воду сходить не успела. Калёная вода у них приготовлена была, а студёную не успели. Вот старушка и побежала на полынью… Только старушка за порог – заворчал, зашебуршал кто-то под полоком. Страшно стало, а она же без всего лежит, кругом кровью перепачкано, и младенчик рядом. Хочет Евдоха встать, а не может – как придавил её кто-то большущий к лавке ни вздохнуть, ни охнуть. Хочет заорать – а язык сковало, рукой шевельнуть – а не поднимается. И чует - карабкается кто-то на неё. Плоть мягкая, как подушка, пальцы холодные, склизкие, так и шарят по телу – к горлу подбираются. Бёдра раскрытые поглаживает, холодом под самое сердце катит. Где у ж силы нашла – застонала, сбросила – и в предбанник. А тут как раз и старушка подоспела. «Что ж ты, милая, младенчика одного оставила!» - говорит. В баню заскочили, услышали только, как смяргал кто-то… Евдоха со старушкой ещё три дня в бане жили, в избу не перебирались. Странно только ей казалось, что мальчонко почти и не плачет, хнычет только тихонечко, как шуршит», - так банник подменяет ребёнка, оставленного без присмотра.

Итак, цель обрядовой родильной бани не только дать плоть младенцу, но и «запрограммировать» его счастливую судьбу, т.е. наделить силой и здоровьем, заложить желательные черты характера.

Деревенская свадьба и баня


Ты заставь, моя матушка,
Мою сестрицу-голубушку
Истопить баню-парушу,
Мне помыться-попариться
Да ко злату венцу изладиться.

Песня Вологодского края
(собиратель В. В. Гура)


Омовение молодых перед свадьбой свойственно всем индоевропейским народам. Свадебная баня у славян являлась, наряду с баней рожениц и баней для мёртвых, одной из основных банных магических процедур. Свадебная баня была одним из обязательных этапов предстоящей инициации, она включала в себя два вида ритуалов: это подвенечная баня невесты, которая устраивалась накануне свадьбы перед девичником, и мытьё молодожёнов утром на второй день свадьбы.

Баня невесты перед венчанием напрямую связана с её статусом в отчем доме, близким к статусу покойницы. Считалось, что мытьё в бане смывает с невесты «информацию» о девичестве перед переходом в иной статус, предохранит её ритуальную чистоту от негативных воздействий, колдовства и повлияет в желательном направлении на её будущую семейную жизнь. Для невесты баню тщательно вычищали, скоблили набело и украшали ветками. Подруги жарко топили её и при этом гадали о нраве жениха и его родни. Гадание это совершали по пению раскалённых камней, опускаемых в воду. Затем торжественная процессия, возглавляемая братом невесты (или в иных местах деревенским колдуном), направлялась в баню. Второй шла близкая подруга (или позже – крестная мать), которая «разметала дорожку» невесте. Невеста же причитала по воле и прощалась с девичеством.

Во тёплой да парной баенке
Моя волюшка спугаласе,
Во каменочку кладаласе,
А на водушку садиласе,
Серой утушкой явиласе.
А на окошечко садиласе,
Белой лебедью явиласе,
Она крылушки расправила,
По околенки ударила.
Улетела моя волюшка
На безродную сторонушку…


О невесте шептались: «Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки». Перед входом в баню невеста кланялась на все четыре стороны, молилась, ей не давали переступить порог бани, а вносили на руках. Перед мытьём подружки расплетали ей косу, а затем парились, хлестали веником невесту и друг друга. Веник для невесты был особым образом подобран и украшен. При этом считалось, что та из подруг выйдет замуж раньше всех, кого невеста первой этим веником ударит. Мытьё невесты сопровождалось песнями и причитаниями. В Пензенской губернии невеста, лёжа на полке, впервые произносила имя жениха – громко, чтобы другие слышали. Произносить имя его до бани считалось для невесты неприличным (Свадебные обычаи и песни у крестьян Саранского уезда, 1864). Считалось, что муж не будет колотить жену, если в предсвадебной бане не бить клюкой головешку в каменке. Воду, которой мылась невеста, сохраняли, чтобы подмешать её в пищу жениха и его родни – это делалось на любовь с их стороны.

БАНЯ-БАЕНКА. Банные обряды


В ряде районов деревенский колдун следил за ритуальным омовением невесты. Он вёл её в баню, опоясавшись рыболовной сетью, заговаривал воду; затем он должен был попарить невесту берёзовым веником и прочитать заговор: «Как на этом берёзовом венике никогда листьям не опасть, так и у «имярек» муж бы никогда от неё не ушёл!» Затем с тела невесты сырой цельной рыбиной стирали пот, рыбину эту готовили и угощали ею жениха.

О самой свадьбе говорили: «По рукам, да и в баню. Дай бог любовь да совет!» Или так: «По рукам, да и баню. Репа продана, и воз накрыт». И велели молодым: «Жена мужа почитай, как Предков своих; муж жену береги, как трубу на бане!» Мать невесты пекла специальный хлеб, также называемый «банником», и благословляла им к венцу молодых. До сих пор сохранился обычай этот хлеб с солью да жареную птицу и столовые приборы зашивать в скатерть и передавать свахе, которая на другой день после свадьбы раскрывала этот свёрток (тоже называвшийся «банником») и в свою очередь вручала новобрачным по выходе из бани. Молодые обязательно должны отведать хлеб-банник.

Второй вид свадебной бани - мытьё молодожёнов после брачной ночи. Это было обязательным действом, нарушение старинного обычая влекло за собой осуждение молодых общественным мнением, невзирая на их статус. Например, когда Великий князь Литовский Александр, женившись на московской княжне Елене в 1499 году, не взял бани, бывшие при новобрачной московские «бояре ему то являли, да речь говорили» (Сахаров И. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков, 1837). Топила баню обычно дружка, иногда с помощью свахи. Банное помещение украшали цветами и усыпали благовонными травами. В Чердыни баню украшали «вичками» - берёзовыми веточками с разноцветными лоскутками и лентами, которые втыкались в щели стен и потолка парной и предбаннике, а также вдоль дороги к бане ( Предтеченский Я. О свадебных обрядах г. Чердыни, 1859). Молодые шли в баню рано утром. Родители благословляли их хлебом-солью, гости одаривали деньгами. Во время мытья новобрачных гости собирались у бани и громко шумели и кричали, били в заслон и сковороды, отгоняя злых духов. В бане на каменку лили мёд и бросали хмель и зерновой хлеб, «чтобы молодым жить в меду богато». В «Домострое» упомянута баня жениха, где новобрачную «в мыльню не водят», а умывают в сеннике. Это отразилось и в свадебных песнях. Также распространён обычай, когда молодуха, придя в первый раз мыться в баню в дому мужа, дарит её «хозяину»-баннику полотенце, чтобы заручиться его благорасположением и покровительством. В Прикамье существовал обычай принимать баню после новобрачных всем свадебным гостям, причём мылись они также попарно, мужчина с женщиной.

Банные ритуалы по существу были не менее обязательны, чем венчание: одно дополняло другое. В начале ΧΧ в., по свидетельству М. В. Красноженовой, в п. Усть-Мана накануне свадьбы в бане вместе мылись жених и дружка, и последний обливал жениха наговоренной водой из трёх разных ключей в качестве мощного оберега от возможной порчи. До настощего времени у позднепоселенцев в с. Нагорное Ирбейского района на второй день свадьбы существует шуточная «баня»: родственники молодого встречают гостей в воротах и шлёпают по спине берёзовыми вениками, иногда требуя за это плату. Опаздывающих же грозят «выпарить» крапивным веником.

БАНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ ОТ БАНЩИКА БОРОДЫ (НИКОЛАЯ СТИХИНА)


В своей повседневной работе банщиком мне приходится довольно часто сталкиваться с ситуациями, когда люди, посещая баню, не знакомы с основными моментами этого действия. О некоторых из них я и хочу вам рассказать.

В БАНЕ ЛЕЖАТ, А НЕ СИДЯТ

Температурный режим в парной правильно подготовленной бани формируется горизонтально. Перепад температуры о пола до потолка может достигать более 50 градусов Цельсия. На теле у нас три группы наиболее эффективных «термодатчиков», которые сообщают головному мозгу информацию о температуре окружающей среды. Они расположены на ступнях, ладонях и голове (нос и уши). Когда человек сидит в бане, каждая группа находится в различной температурной зоне, и наш мозг воспринимает такое состояние как агрессию. Соответственно, организм начинает работать в режиме защиты. Когда же человек лежит, все группы «термодатчиков» находятся в одном температурном режиме. Такое состояние мозг воспринимает как комфортное, и организм начинает расслабляться. Только в лежачем состоянии в парилке можно говорить о дальнейших оздоровительных процессах.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ХВОЙНОГО ВЕНИКА

Хочу внести ясность в вопрос использования хвойных веников. По своему воздействию на человека хвойные породы в основном «забирают», а лиственные «дают». На этом принципе и строится применение хвойных и лиственных веников. Из хвойных пород наиболее эффективно использовать пихтовые веники, которые будут «забирать»из человека то, что вы им отдаёте. При правильном использовании они заберут у вас усталость, стресс, недомогание, различные формы заболеваний, «грязь» с вашей энергетической оболочки. Если же вы перестараетесь, то такие веники сработают вам не на благо, а во вред. Хочу предупредить: веники из ёлки применяются в обрядах омовения покойника. Любые варианты присутствия еловых веток в парной во время парения живых способствуют уменьшению дальнейшего жизненного пути всех присутствующих. Пихтовый веник в основном применяют для протирок, массажа, обволакивания и ингаляционных процедур, он не эффективен для парения. Ещё один веник, о котором стоит упомянуть, - это можжевеловый. Он хорош как массажный инструмент и обладает высоким дезинфицирующим воздействием. Для любителей острых тактильных ощущений это самый любимый веник. Однако для работы с паром он малоэффективен.

МЫЛО В БАНЕ НЕ ПРИМЕНЯЮТ

Предки наши мылись щёлоком, но сейчас мало кто умеет его правильно приготовить. Альтернативой же мыльному процессу было скрабление. Оно значительно полезней. Когда мы скрабим, то одновременно смываем грязь, проводим массаж, насыщаем кожу питательными элементами, производим тренировку для эпителия кожи. Тем самым помогаем организму самому защищать себя от воздействия окружающей среды.

В ОДИНОЧКУ В БАНЮ НЕ ХОДЯТ

Частенько слышу такие высказывания: «Да я люблю один в баню ходить, париться». Внесу небольшую ясность в этот момент. Если человек в бане просто подаёт на камни и лежит на полоке, он не парится – а греется. Парение – это воздействие и управление паром. Если же он сам себя обрабатывает веником, тогда он обмахивает ( а скорее всего – бьёт) себя веником. Пропарить тело возможно только тогда, когда организм находится в расслабленном состоянии. О каком расслаблении может идти речь, когда человек вынужден совершать какую-то работу? Поэтому, когда идут в парилку, договариваются, кого парят и кто парит. Тот, кто будет парить на этот заход, становится «вОдой» (заводилой). Он создаёт «тон» этого захода и старается создать такие комфортные условия для тех, кого он парит, чтобы они смогли расслабиться и получить максимально положительный эффект от бани для своего здравия. Не стоит заходить одному в баню по причине собственной безопасности, ведь многие несчастные случаи в бане происходят именно при таком вот одиночном посещении.

ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ И ГДЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ БАННОЕ ДЕЙСТВИЕ?

Многие полагают, что банное действие начинается при входе в парилку или с момента переодевания в банную экипировку и заканчивается с выходом из парилки или переодеванием в обычную одежду. «Динамика» бани находится в гармонии с окружающей нас средой, т.е. с Природой. И если мы не перестроимся на ритм бани, то её посещение будет похоже на ситуацию, когда, двигаясь на машине в режиме ночного МКАДА, продолжить такой же режим движения по дорожкам одного из московских дворов. Результата может быть два: либо вы «травмируетесь», либо пролетите весь двор насквозь, не заметив его.

Приехав в баню, не спешите «запрыгнуть» в парилку. Дайте своему организму перестроиться на другой, банный, ритм. Для этого рекомендую просто прогуляться немного пешком, познакомиться и поговорить с теми людьми, кто приготовил вам баньку, прямо в одежде зайти в баньку и в парилку, чтобы просто познакомиться с местом и место «познакомилось» с вами. И только после того, как вы настроитесь на «ритм» баньки, я рекомендую вам заходить и париться. После проведения всех необходимых вам банных процедур не стоит «срочно» уезжать. При таком подходе весь «багаж», который вы получите в бане, вы «расплескаете» по сторонам, ничего не оставив себе. Возвращение к повседневной жизни после банного действия должно происходить плавно. Для таких целей идеально подходят такие мероприятия как чаепитие и непродолжительный сон.

ДОБРОГО ВСЕМ ЗДРАВИЯ И ЛЁГКОГО ПАРА!


Алексей Бесчётнов

http://www.perunica.ru/etnos/7049-banya-baenka-bannye-obryady.html  



+17


БАНЯ-БАЕНКА. Банные обряды

Категория: Этнография   Теги: Баня

<
  • 115 комментариев
  • 35 публикаций
18 марта 2013 14:18 | #1

predator_101

0
  • Регистрация: 26.05.2011
 
Хочет Евдоха встать, а не может – как придавил её кто-то большущий к лавке ни вздохнуть, ни охнуть. Хочет заорать – а язык сковало, рукой шевельнуть – а не поднимается. И чует - карабкается кто-то на неё. Плоть мягкая, как подушка, пальцы холодные, склизкие, так и шарят по телу – к горлу подбираются. Бёдра раскрытые поглаживает, холодом под самое сердце катит. Где у ж силы нашла – застонала, сбросила – и в предбанник.

Ужас какой, вах!!
Эти байки, кажись, церквонутые понасочиняли. У меня книжонка есть - "Русские сказки" называется - так там такого "добра" полно. Кому-то видать нравиться пугать народ regulation

<
  • 35 комментариев
  • 0 публикаций
19 марта 2013 10:56 | #2

Медведъ

0
  • Регистрация: 9.02.2011
 
В бане не только мылись и рожали (4:53):



P.S.

Неказистое, закопченное крестьянское строение в урочный час преображается в храм Лада.

Ошибка! Слово "крестьяне", производное от "христиане" [ссылка]:


--------------------

<
  • 37 комментариев
  • 0 публикаций
10 декабря 2017 20:55 | #3

Михаил Алексеевич

0
  • Регистрация: 3.08.2017
 
Зарисовка с натуры (моя баня):

"...Работать вместе – отдыхать врассыпную. Работать врассыпную, «отдыхать» вместе. Стол накрыли в пределе, что прирублен к бане и открытым навесом обращен к реке.
Баню стопили рано, еще не обедали. Когда парились и мылись, никогда спиртного сторонились, пива себе не позволяли и лишнего куска – утяжелит, не в удовольствие. Баня тогда правильная, когда тело потом само несет по тропинке к избе, к столу, где ждет рюмка водки, когда ноги земли не ощущают, не давит в них, и, кажется, оттолкнешься чуть сильнее - сразу не опустишься на свою тропку, не попадешь, оттянет ветерком в ласковую холодящую зелень.
Хорошо после бани – настоящей русской бани «по-черному» - минут двадцать вздремнуть, положив веник под голову, пока хозяйка возится, наводит последнюю красоту на стол. Еще хорошо посидеть на скамье под окнами - душевно помолчать. Все умные и неумные разговоры уже за столом.
Хорошо, когда баня топится едва ли не с утра, нет перед ней тяжкой работы и срочных дел – можно подойти ко всему обстоятельно, как должно. Как водилось испокон веков…
Однако по заведенной собственной традиции стол накрыли не в избе, а прямо здесь же, в широком банном пределе, и нет хозяйки - одни мужики…
Бане всего пятнадцать, но повидала всякого, в том числе и того, о чем следовало бы стыдливо умолчать. Внимательный прохожий… (редкость для здешних мест – чтобы прохожий, да еще и внимательный) определил бы, что баню недавно перекладывали, белели два венца – новые подрубы, и грядками висел на стенах еще не подрезанный свежий мох. Еще заметил бы место, где она стояла раньше – густо заросшее крапивой, со старой обвалившейся закоптевшей каменкой. Подойдя ближе, можно было понять, почему хозяин, крепкую, и, в общем-то надежную баню, решил переложить - отнести с этого места. Тяжелая, непривычно крупная для этих мест баня, стала утопать. Два венца вошли в черную жирную землю, а камни, наверняка стоящие под углами, даже и не угадывались. Нижние венцы набрали сырости, но, как ни странно, лишь то бревно, что ближе к каменке, обтрухлявело по боку. Хозяин обкопал старые венцы, зачем-то натащил жердей - не берись, затеял в этом месте соорудить теплицу. Не слишком умно, - решил бы человек, чей корень от земли, - тут с одной крапивой война будет бесконечной – любит крапива потревоженные человеком места…
Теперь баня, хотя и ближе к воде, почти вплотную, но «упокоилась», стоит надежнее. Нижний несущий венец улегся на плотно поставленных друг к другу автомобильных покрышки, числом никак не менее полусотни, а каждая с вырезанным нутром и набита песком. Второй крылец, обращенный не к деревне, а к реке, сделан с «запуском» и крышей козырьком, плавно, без щелей, переходит в крепкие кладки, что легли на вбитые в дно разнопарные, поддерживающие друг друга – «не шелохнись!» - столбы. и получается так, что баня одним краем зависает над водой. Здесь же внушительная, едва ли не во всю стену, широкая дверь, в проеме можно запросто разойтись даже втроем и затаскивать в предел лодку. Влево низкая квадратом дверина – это уже в саму баню, где едва ли не треть всего занимает новая каменка. Огромные плоские валуны, стоящие торчком на песочной присыпке определяют ее жерло.
Роскошная баня! У иных и дом не многим крупнее. Щедрая каменка. Всю баню определяет удивительная щедрость; тут и веники, о которых следовало бы остановиться особо, и окно… действительно, настоящее окно, а не привычное «смотрило», что чуть побольше верхнего душника – располагается, правда, в самом низу, от уровня колен, зато выглядывает прямо в реку, улавливает солнечные блики от воды, позволяя поиграть им внутри, на стене. Потолок изрядно закопчен и верхние венцы, но сажа еще не висит лохмотьями, и от середины стены относительно чисты. По жердине связанные пучки трав – для запаха!
Парятся все разом. Едва ли не пятеро могут поместиться на пологе - широченной байдачной доске, протянутой вдоль всей стены, и еще трое, на пологе-лежанке от угла. Просторно, хватило место и на тяжелую длинную скамью – того же струганного байдака. Хозяин, по просьбе, поддает порциями из ковша на горбатую каменку – холм раскаленных булыжников, грамотно поддает – не в одно место, а расплескивая по всей ее ширине. Сразу бьет, поднимается кверху березовый дух (вода настаивается на свежих вениках), потом облаком опускается, прихватывает по-настоящему – густой нестерпимой волной, жирным тяжелым слоем жара сверху, от которого хочется сесть на корточки и дышать в миску с ключевой водой..."

("ВСВ" - отрывок)

<
  • 215 комментариев
  • 1 публикация
15 декабря 2017 10:43 | #4

Якорень

0
  • Регистрация: 22.07.2012
 
Михаил Алексеевич,

...Прочитала я про "твою баньку" и брезгливо передернула плечами. bad НИКОГДА старый чужой банный сруб, да еще и простоявший при топленным в землю, настоящий хозяин под собственную баню не употребит. НИКОГДА! Такой сруб надлежит сжечь, и прямо там, где стоял. Процедура заодно и землю почистит, на которой все это добро размещалось. da

Мало того, что он, сруб, уже заражен целой кучей всякой гадости, но эта гадость уже успела и достаточно укорениться, окрепнуть и стать практически неистребимой ничем, кроме как огнем. А ты туда со своим голым туловом прешься, да еще и снимаешь естественную защиту, напариваясь. Тьфу! Дааа, а ты вообще в курсе, что баньку следует мыть? И перед растопкой, и после события, так сказать, по утру, когда остынет. Оставшейся водой в котле хозяйка утром сначала стирает, а потом и баньку моет. А у тебя там, оказывается, еще и "сажа еще не висит лохмотьями, и от середины стены относительно чисты". Ай, молодцааааа.)))

...А что касается художественной ценности "произведения", то сразу рисуется картинка, как некий восторженный и очень дрыгливый подросток мечется с примитивной камерой в дрожащих руках вокруг неожиданно свалившегося щастья и прям не знает, а че в первую очередь снимать: то ли себя, то ли предбанник, то ли себя в предбаннике, то ли ржавую "казанку" на въезде в предбанник...Мелькание кадров непонятно чего и не понятно, ради чего...

--------------------

<
  • 37 комментариев
  • 0 публикаций
0
  • Регистрация: 3.08.2017
 
Якорень,
Цитата: Якорень
НИКОГДА старый чужой банный сруб, да еще и простоявший при топленным в землю, настоящий хозяин под собственную баню не употребит.


Это называется - "смотрим в книгу - видим фигу". Ваше доводы основаны на том, что себе навоображали. Беглое прочтение играет дурные шутки. Вернитесь к тексту и обнаружите в нем следующее:
"два венца утонули"
" баню недавно перекладывали, белели два венца – новые подрубы..."

И что из ваших доводов остается? Пшик!
Как уже многократно писал, "форумный многостоночник Перуницы" - есть существо невнимательное, поспешное в выводах, неуважаемое, поскольку изначально без уважения относится к написанному другим.
Вот, вы и отметились как очередное... как там у Стругацких? "Пробегайло".

И да, баню "по-черному" не моют (понятно - за исключение пологов, лавок и пола - но те окатывают кипятком и протирают, иногда проходясь и голиком - т.е. старым веником без листьев). Ей, но крайне редко, обметают верхние бревна и потолок. В березовой саже (а она что смола) свой смысл - дух.

Хорошая у меня баня, большая. Дров не жалеем - топим березой (дом больше ольхой) - нам их не покупать.

<
  • 215 комментариев
  • 1 публикация
Вчера, 11:23 | #6

Якорень

0
  • Регистрация: 22.07.2012
 
Михаил Алексеевич,

...Шел бы ты, солнце мое, в эту свою самую...баню! У моих стариков всю жизнь была банька "по-черному", и не у одних них - у всей деревни. И я в ту баньку частенько воду из криницы носила, под коромыслом. Ключевую. Ясненько, мозгоблуд забеглый?!

Мойся ты где хочешь - хоть в луже, и не моя в том печаль, а радости свои оставляй при себе. Вместе с собственными взвизгами...

--------------------

<
  • 37 комментариев
  • 0 публикаций
0
  • Регистрация: 3.08.2017
 
Цитата: Якорень
И я в ту баньку частенько воду из криницы носила, под коромыслом. Ключевую.


Ну, и дура! В нашей ключевой температура круглый год 4 градуса. И это означает, что либо у вас чистой воды нет, да приходится носить, да ждать, чтобы она согрелась? Либо дурное место, а значит дурная баня (воды не хватает на то, чтобы с нее окунуться), либо баба дурит. Баня, тогда настоящая русская баня, когда она у водоема в двух шагах, а тот чист (лучше проточный). Ну, не срослось у вас, дачников, что так переживать других оскорбляя?
На счет "подрубов" разобралась-таки, скороспелка выводов? Теперь, вдруг, как доводов не стало, не "твоя-моя" печаль?

<
  • 215 комментариев
  • 1 публикация
Вчера, 15:30 | #8

Якорень

0
  • Регистрация: 22.07.2012
 
Михаил Алексеевич,
...Ах ты, сучий отморозок! Ты хоть знаешь, что такое "криница"? Ты будешь мне тут рассказывать про то, что такое банька, и кто дурит? Захлопни варежку, недоносок. Не тебе судить о людях - о настоящих русских людях, и не тебе рассказывать, где им баньки складывать. Киношек, передоросль, на смотрелся? Особенностей всякой там рыбалки-охоты?)))

...Баньку мой дед складывал. И не тебе, сучий потрох, о русскости здесь рассуждать. Не тебе! Даааа, а че это ты, действительно, "на бис" то выполз? Запой, что ли, творческий, или еще какая нужда позвала?

Не на титуле, красава, радости свои размазывай - на форуме. Липкий ты, липкий. Что, жевачку от штанов никак не оторвешь?))) Впрочем, сказано же - НАДОЕЛ!

ЗЫ: Говоришь, нашими лисичками в Германии рак лечат? И как, интересно, ко лбу прикладывают или, наоборот - к заднице? Рыбак-охотник-грибник и, главное, некурящий "межевой дед" (!!!), рисуй дальше, нехай люди судят. А то, знаешь ли, терзают меня смутные сомнения..... da

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера