Перуница

» » ОБРЯД "ПЕРЕПЕКАНИЯ" РЕБЕНКА: на лопату и в печь

Этнография » 

ОБРЯД "ПЕРЕПЕКАНИЯ" РЕБЕНКА: на лопату и в печь

ОБРЯД "ПЕРЕПЕКАНИЯ" РЕБЕНКА: на лопату и в печь

Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше...

Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. Зачем? — Вот об этом и поговорим.

Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.

Печь, как уже упоминалось, в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.

При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри.

Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.

Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня.

В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.

Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.

Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь.

Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» — и с этими словами двигала лопату в печь.

Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи.

Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.

Существует детальное описание обряда «запекания» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершается «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери .

«В глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остается с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно. – Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка – Я, кума – (называет себя по имени) – Более никого? продолжает спрашивать первая – Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая – Так ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка – Рада бы бросить да не могу, слышится из избы – Да почему? – Если выкину ее поганую, то и дите-чадо прийдется выкинуть: она у нем сидит – Да ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы».

После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает: « – А что ты, кума, делаешь? – Сухотку запекаю – А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку – А чтож? – отвечает баба, — и Ванькю не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить – Ее запекай, а Ваньку мне продай».

Затем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дитя. Это повторяется трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери.

Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья — мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы

Дореволюционный этнограф и краевед В.К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет:

«Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, со­гласно исследованию другого этнографа П.В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто».

Во время всей этой процедуры читала ряд наговоров.

Вариантов обряда перепекания было много. Иногда ребенка обмазывали тестом, лопату с ним проносили над тлеющими углями или сажали в остывшую печь. Но было у всех и общее: обязательно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Возможно, в этой языческой процедуре следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов — очищение огнем.

А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая мобилизует организм на борьбу с болезнью. Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепекания» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь.

Случалось, что ребёнок умирал, когда его еще не успевали отвязать от лопаты. При этом свекровь на плач снохи говорила:

«Знать, ему не жить, а кабы перенес, так стал бы, знаешь какой крепкий после этого»…

Следует отметить, что обряд «перепекания» возродился в советское время. По воспоминаниям жителя села Ольховки В.И. Валеева (1928 г.р.), «перепекали» и его младшего брата Николая. Произошло это летом 1942 года. Брат его был не только худосочен, но к тому же криклив и капризен. Врачей в селе не было.

Собравшийся «консилиум» из бабушек поставил диагноз: «На нем — сушец». Назначен был единодушно и курс лечения: «Перепекать». По словам Валеева, его мать посадила брата (ему шел шестой месяц) на широкую деревянную лопату и несколько раз «сажала» Николая в печь. Правда, печь уже основательно остыла. А в это время свекровь бегала кругом избы, заглядывала в окна, стучала в них и несколько раз спрашивала: «Баба, баба, что печешь?». На что сноха неизменно отвечала: «Сушец пеку».

По мнению Владимира Ионовича, его брата лечили от худосочия. До сих пор Николай здравствует, чувствует себя прекрасно, ему более 60 лет.

Давно замечено, что в тяжелые годы испытаний и лихолетья, когда у лю­дей постепенно теряется всякая надежда на выход из создавшегося поло­жения, когда нависает какая-нибудь страшная опасность, из глубины ве­ков вдруг начинают всплывать, казалось бы, давно забытые обряды и обы­чаи. Люди как бы внезапно вспоминают, как поступали их деды и праде­ды в аналогичных ситуациях.

Русских печек становится все меньше. Детская смертность, что ни говори, гораздо ниже, чем в стародавние времена, но больных детей рождается всё больше...

Младенцев в наши дни не перепекают (разве что кладут в инкубатор).

Зачем же вспоминать «старину седую»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку?
Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.

Таким образом, помещение ребенка в печь, помимо сжигания болез­ни, могло символизировать одновременно:

повторное «выпекание» ребенка, уподобленного хлебу, в печи, являющейся обычным местом выпечки хлеба и одновременно символизирующей женское чрево;

символическое «допекание» ребенка, «не долеченного» в материнской утробе;

временное возвращение ребенка в материнское чрево, символизируе­мое печью, и его второе рождение;

временную смерть ребенка, его пребывание в ином мире, символизи­руемом печью, и возвращение в этот мир.

… Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек...

Валентина Пономарева

http://www.perunica.ru/etnos/7615-obryad-perepekaniya-rebenka-na-lopatu-i-v-pech.html  





ОБРЯД

Категория: Этнография

<
  • 874 комментария
  • 194 публикации
20 февраля 2014 12:05 | #1

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Настюша, вы забыли указать ссылку:
http://digestweb.ru/21467-slavyanskij-obryad-perepekaniya-rebenka-na-lopatu-da-i

-v-pech.html


А здесь всё представлено более красочно и с видео:
http://www.softmixer.com/2013/07/blog-post_2243.html

А здесь есть ссылки на публикации этого же текста под другим названием "В печь на переделку": http://www.perunica.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL2x1Y2lhOTc5LmxpdmVqb3VybmFsLmN

vbS8yOTc0OTEuaHRtbA%3D%3D


О том, что такие действия производились не только с младенцами, есть археологические (!!), фольклорные и этнографические данные. Существовала игра взрослой молодежи "Выпекаем русака". Всё это говорит о том, что что эти действия были своего рода Инициацией, посвящением в "русскость", придание "русского духа" неофиту. Об этом подробно напишу отдельную статью

--------------------

<
  • 73 комментария
  • 1 публикация
20 февраля 2014 19:10 | #2

Timkina

0
  • Регистрация: 26.02.2013
 
Спасибо огромное, очень важная и нужная лично мне информация. Правда, дитю уже 7 лет и в печь не поместится... но что-то можно придумать.

<
  • 43 комментария
  • 0 публикаций
21 февраля 2014 08:01 | #3

Заряна

0
  • Регистрация: 16.11.2013
 
да, живу в Перми, об обрядах слышала, в деревнях делают до сих пор

<
  • 115 комментариев
  • 0 публикаций
22 февраля 2014 11:52 | #4

Гусь

0
  • Регистрация: 18.02.2011
 
А причём тут Баба-Яга упомянутая вначале? Понятно, что там где она собиралась сожрать, то это всего-лишь христианский изврат над сказкой, но всё же Иванушка не был "перепечён".

<
  • 874 комментария
  • 194 публикации
22 февраля 2014 14:43 | #5

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Гусь
А причём тут Баба-Яга упомянутая вначале? Понятно, что там где она собиралась сожрать, то это всего-лишь христианский изврат над сказкой,


Отнюдь. Яга в некоторых случаях действительно собиралась съесть и съедала дитя, а не хотела перепечь его в лечебных целях. Об этом прямо говориться в сюжете когда в печи Терешечка (имя с вариантами) зажаривает вместо самого себя дочь Яги. Яга съедает её и идёт на двор "покататься поваляться на косточках" сожранного. Это описан ритуал черной магии по присвоению себе силы съеденного, аналогичный изготовлению чаши из черепа врага (череп вываривают в котле) и питию из неё .

--------------------

<
  • 115 комментариев
  • 0 публикаций
22 февраля 2014 17:04 | #6

Гусь

0
  • Регистрация: 18.02.2011
 
Цитата: волхва Пятница
Яга в некоторых случаях действительно собиралась съесть и съедала дитя,

Это тоже христианская Яга, т.е. жидовская какая-то, ибо в нормальных сказках она и накормит и в бане отмоет, выдаст коня реактивного и меч-кладенец

<
  • 874 комментария
  • 194 публикации
22 февраля 2014 19:49 | #7

волхва Пятница

+1
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Гусь
Это тоже христианская Яга, т.е. жидовская какая-то, ибо в нормальных сказках

Вполне языческие Бабы Ёги разные бывают.Фольклористы выделяют типы:лесная и степная; помощница и вредительница. Не говоря уж о том, что в реале у бабок могли быть разные характеры.

--------------------

<
  • 115 комментариев
  • 0 публикаций
22 февраля 2014 20:12 | #8

Гусь

0
  • Регистрация: 18.02.2011
 
Цитата: волхва Пятница
Фольклористы выделяют типы:лесная и степная; помощница и вредительница.

Это неправильные какие-то фольклористы, ибо ЯГ - это ЛЕС ( это с фино-угорского я знаю точно, ибо у них есть ЯГ-МОРТ (вот у них он злюка) - лесной человек), а не СТЕПЬ. А то звучит как "чахотбили из курицы" хотя ЧАХОТ с грузинского - фазан.

<
  • 874 комментария
  • 194 публикации
23 февраля 2014 10:34 | #9

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
А причем тут фины и угры? n1ha Вы эту манеру начала прошлого века сравнивать все русское с финским оставьте, она давно не актуальна. А какие финны, по вашему, повлияли на названия славянских Баб Ёг (Яга, Язя, Ежибаба) в Польше, Чехии, Словакии, Словении? Может пора сравнивать славянское со славянским?

--------------------

<
  • 115 комментариев
  • 0 публикаций
23 февраля 2014 12:34 | #10

Гусь

0
  • Регистрация: 18.02.2011
 
Да я смотрю тут постоянно сравнивают с индусами так почему бы не сравнить с соседями, а не с какими-то макаками?

<
  • 874 комментария
  • 194 публикации
24 февраля 2014 12:26 | #11

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Гусь
сравнивают с индусами
Не с современными индусами, давным давно смешавшимися с местными чернокожими племенами, а с древней мифологией ариев, отраженной в Ведах.

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера