Перуница

» » Человеческие жертвоприношения Перуну: миф или реальность?

Этнография » 

Человеческие жертвоприношения Перуну: миф или реальность?

Человеческие жертвоприношения Перуну: миф или реальность?

Обряд «Похороны стрелы» относится к древним языческим ритуалам. Если большинство учёных сходится во мнении относительно цели обряда (оберег села от молнии), то текст основной песни ритуала остается загадкой. С целью разгадать таинственный текст основной песни («Як пушчу стралу»), белорусский этнограф, режиссер и композитор Юрий Выдронок подробно зафиксировал обряд в деревнях Столбун и Яново Ветковского района Гомельской области (Беларусь) в 2008 году.

Для исследований выбрана деревня Яново, т. к. там в обряде принимали участие исключительно старожилы без вмешательства в обряд людей извне, что нельзя сказать об обряде в деревне Столбун – там в обряде приезжие студенты и фольклористы как из Беларуси, так и из-за рубежа. В результате анализа зафиксированного этнографического материала, Юрием Выдронком выдвинута гипотеза, которая может дать ключ к разгадке нелогичного, на первый взгляд, по смыслу текста основной песни. Для более наглядного восприятия этой гипотезы создан научно-популярный фильм «Як пушчу стралу».



Как пущу стрелу по всему селу

Летела стрела вдоль села

Убила стрела доброго молодца

По тому молодцу некому плакать

Мамка старенькая, сестра маленькая

Жена молодая в хоровод пошла

В хоровод пошла себе трех нашла

Где мать плачет – там река течет

Где сестриченька – там криниченька

Где жена плачет – там росы нет

С обрядом «похороны стрелы» я впервые познакомился в своей первой экспедиции (до этого работал только с архивными записями) в Ветковский район Гомельской области в 1993 году. Будучи молодым композитором и оранжировщиком, окрыленный первыми успешными экспериментами с архаическим фольклором, ставил задачу записать как можно больше красивых мелодий в аутентичном исполнении. За сутки проходили 2-3 деревни. Разумеется, при таком темпе и не имея достаточно опыта я записал только фрагмент обряда с песней «Як пушчу стралу», который был наспех записан во дворе дома. По возвращении из экспедиции после разбора материала, эта песня заставила обратить на себя внимание необъяснимой неземной магией. Я сделал обработку и в исполнении группы «Палац», худруком которой я являлся, эта песня 48 недель держала 1-е место в белорусском хит параде очень популярной радиопередачи того времени. Это меня немного удивило, потому что были песни и попсовее в этом направлении.

Я понял, что удалось затронуть генетический код слушателей. Но кое-что не давало мне покоя. Я не понимал смысла текста этой песни. Возможно, это обстоятельство и заставило меня позднее заняться этнографией профессионально. Вначале я обратился к именитым белорусским фольклористам, но вразумительного ответа не получил. Были разные попытки объяснить сам обряд, даже такие бредовые версии того, что обряд относится к временам матриархата или, уже теплее, мол это связано с молнией, громом и Перуном. Но таинственный смысл текста объяснить никто не мог. И он оставался для меня загадкой до 2008 года. В этом году одна из зарубежных телекомпаний предложила мне как режиссеру (еще одна моя профессия) снять несколько документальных фильмов о Беларуси. Выбор, как вы догадались, пал на обряд «Стрелу». Вместе со своим ассистентом я отправился на съемки в Гомельскую область .

Меккой для всех фольклористов в том регионе является деревня Столбун. Стрелу там водят на Ушэсце (Вознесение). Мы приехали на день раньше, чтобы провести разведку. Изучив ситуацию, я понял, что в Столбуне завтра не будет мистики, поскольку некоторые приезжие фольклористы и энтузиасты собираются принять участие в обряде. Я решил поискать другую деревню. По воспоминаниям о первой экспедиции, отсюда недалеко расположена деревня Яново. Мы добрались туда к вечеру. Местные жители нас огорчили, сказав, что Стрелу они не водят, поскольку местный поп запрещает. Но увидев наше искреннее отношение, они дали нам надежду. На следующий день утром мы снова выехали в Яново и отсняли там фантастический материал. Насколько я знаю, этот обряд в последующие годы больше не проводился в этом селе. В этот день мы успели еще и в село Столбун. Там стрелу водили позже. Таким образом я имел две версии обряда, но именно материал из села Яново послужил разгадкой к тексту песни, поскольку обряд там сохранился в более архаическом виде.

По возвращении я с жадностью голодного фольклориста занялся просмотром видео. Начинался обряд с песни «Вы подуйте, ветры буйные», и я тут заметил низкочастотный гул микрофона, который возникает при сильном ветре. Я обратил внимание на колышущуюся от ветра одежду участников. Я задумался: ведь это не просто песня, а заговор, чтобы вызвать ветер. Но зачем? И тут меня как Перуновой стрелой пронзило. В один миг я увидел ответ. Все выстроилось в кристально-логическую цепочку. Я понял ошибку своей первой экспедиции. Смысл «стрелы» нужно искать в контексте остальных песен и действий ритуала. Вызывают ветер, чтобы столкнуть тучи между собой, создать электрический разряд, т.е. молнию или Перунову стрелу. Это жертвоприношение человеческое, притом возвышенное и добровольное.

Обоснование гипотезы заняло больше времени, чем ее понимание. Во-первых, существуют ли факты человеческих жертвоприношений у славян? Во-вторых, существуют ли факты добровольных жертвоприношений? В-третьих, каковы цели? Факты я нашел в древней русской и восточной литературах.

Например из «Повести временных лет»: “В год 6491 (983) пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и взял их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Но можно ли доверять полностью этому источнику? Хотя одна зацепка все же была. Из текста песни, записанной в Яново: «братка перайшоў, сястра ўтонула”. Иносказательно: сестра ушла в царство мертвых, а брат остался жить. Возможно, в истории славян были и не самые возвышенные моменты, к тому же это не объясняет присутствие электричества и добровольное самопожертвование как в нашем случае. Я искал дальше и нашел:

Шримад Бхагаватам Песнь Первая Глава Тринадцатая

ТЕКСТ 58

दह्यमानेऽग्निभिर्देहे पत्युः पत्नी सहोटजे ।

बहिः स्थिता पतिं साध्वी तमग्निमनु वेक्ष्यति ॥५८॥

''Увидев снаружи, что ее муж сгорает вместе с тростниковой хижиной в огне мистической силы, его целомудренная жена с глубокой сосредоточенностью войдет в этот огонь.

КОММЕНТАРИЙ: Гандхари была идеальной целомудренной женщиной, спутницей жизни своего мужа, поэтому, увидев, как ее муж сгорает вместе с тростниковой хижиной в огне мистической йоги, она пришла в отчаяние. Она покинула дом, потеряв сто своих сыновей, а теперь, в лесу, наблюдала, как охваченный пламенем сгорает ее любимый муж. Тут она действительно ощутила свое одиночество и вошла в огонь, последовав за своим мужем и в смерти. Когда целомудренная женщина входит в огонь, сжигающий ее покойного мужа, это называется обрядом сати, и считается, что если женщина исполнила его, то она достигла совершенства. Позже обряд сати превратился в омерзительное преступление, так как его стали проводить насильно, даже вопреки желанию женщины. В эту эпоху деградации ни одна женщина не способна совершить его так же целомудренно, как Гандхари и другие женщины прошлого. Целомудренную жену, подобную Гандхари, разлука с мужем жгла сильнее, чем огонь. Такая женщина способна совершить обряд сати добровольно, и для этого не требуется чье-то преступное насилие''. А как на счет славян?

«…Масъу́ди говоря о томъ, что жены Славянския лишаютъ себя жизни по смерти мужей, замечаетъ, что они съ охотою бросаются на костеръ, надеясь чрезъ то войти въ рай. Ибнъ Фоцланъ, разсказывая о Русскомъ обрядЬ сожженния мертвыхъ, приводитъ слова дьвушки, обрекшей себя на смерть въ честь умершаго вельможи: «Вотъ, вижу» — говорить она въ восторгЬ, приготовляясь къ смерти — «я вижу отца моего и мать мою ; вотъ сидятъ всь мои умершие родимые; вотъ и мой госпо­динъ, — онъ сидитъ въ раю, и рай такъ прекрасенъ, такъ зеленъ !...» (Срезневский И.И. «О языческом веровании древних славян в бессмертие души»).

Что же в нашем случае? Вернемся к тексту песни:

Ды ўбіла страла добрага молайца

Па таму молайцу некаму плакаці

Мамка старэнька, сястра маленька,

Жана молада ў карагод пайшла

У карагод пайшла сабе трох знайшла

Предположим, что герою этой песни терять нечего. Измена ставит его в ситуацию, когда он может пожертвовать собой ради благополучия всей общины, стать своеобразным громоотводом, отвести удар молнии от своего поселения и, как верили наши предки, транформироваться напрямую в рай. Все жители села от стариков до детей помогают ему, создавая коллективную поддержку: “сначала ўсе маладзічкі станавіліся шчыльненька адна да аднае так, каб перап’яць вуліцу. За імі ззаду так жа сама станавіліся ўсе мужчыны. А ў самым канцы браліся за рукі ўсе дзеткі так жа шчыльненька. І вот так з песняю ішлі яны ўдоль усяе вёсачкі, як бы перакрыўшы вуліцу” (в.Мархлеўск, ад Півавар Праскоўі Іванаўны, 1933 г.н.). Каждый перекресток обходили хороводом и выходили на открытое пространство в поле, сталкивали тучи, и молния забирала жертву. Воспроизвести в деталях этот ритуал сейчас очень сложно.

В разные периоды накладывались дополнительные элементы. Обряд варьировал. В более поздних формах человеческая жертва была заменена на символическую (куклу, предметы, деньги). Но меня больше интересует та древняя форма, в которой человек в мистическом огне молнии распадался на атомы. Феномен молнии до конца не изучен.

Есть много фактов, которые наука не в состоянии объяснить. Например, молния может преследовать свою жертву повсюду и даже после смерти ударить в ее могилу, оставлять фотографическое изображение местности на теле жертвы или испепелять, сохраняя форму: «В Вик-сюр-Эне, в 1838 году, во время сильной грозы, трое солдат спрятались под липою. Молния убила их всех троих одним ударом, а между тем все они остались по-прежнему стоять, точно будто ничего не случилось. Одежда их оказалась нетронутой! После грозы прохожие видят их, подходят к ним, заговаривают с ними, но, не получив ответа, дотрагиваются до них, причем все три трупа рассыпаются, как куча золы. Это факт не единственный; даже древние заметили, что люди, убитые молнией, рассыпаются в золу.»(Флaммaрион Кaмиль "Атмосферa").

В культуре древних славян было много удивительного и необъяснимого. Без сомнения многие загадки наших предков разгадать было бы быстрее, если бы они решались коллективом профессионалов, в который входили бы историки, археологи, лингвисты, этнографы, композиторы, музыкальные теоретики, физики, астрономы, антропологи и т.д., объединенных одной идеей. Я был бы очень благодарен за любую информацию от коллег по науке и просто энтузиастов. А пока спасибо тем, из источников которых я почерпнул информацию для своей гипотезы.

Юрий Выдронок

yuryvydronak.com

http://yuryvydronak.com/page45.html

http://www.perunica.ru/etnos/7829-chelovecheskie-zhertvoprinosheniya-perunu-mif-ili-realnost.html  





Человеческие жертвоприношения Перуну: миф или реальность?

Категория: Этнография   Теги: Беларусь   Автор:

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
4 июля 2014 22:41 | #1

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Славянским Старухам - Слава!
Все до поля дотащились, волшебницы, девок в жито отправили, бабы покатались по ниве - хорошо!
Спасибо автору, очень ценный видеоматериал, но с выводами не согласна. Несмотря на то, что я являюсь сторонницей наличии у славян человеческих жертвоприношений в архаический период, в данном случае речь не о них и сам обряд направлен не столько на защиту от Грома, но на вызывание дождя. Давно известно, что дождь вызывали его имитацией, а именно - проливанием слёз. Например, у пересохшего колодца в той же Беларуси бабы выли: "Макарка утопился!", чем вышибали слёзу у себя и слушателей. Считалось что от пролитых слёз и от факта утопления пойдёт дождь. По логике автора в этом случае в старину действительно ребёнка заставляли утопиться? Сомневаюсь. Текст песни "Стрела" аналогичен "Макарке" - оба направлены на проливание слёз кровных родственников (они самые действенные в родовом обществе) , а сам обычай "Пущания стрелы" - на достаточное орошение полей небесной влагой. Стрелы Перуна тут не причём.
(По идее, на востоке Украины, где сейчас без конца летают стрелы и убивают добрых молодцев и льются слёзы их матерей, сестёр и жен, должны идти нескончаемые дожди....(((

--------------------

<
  • 53 комментария
  • 0 публикаций
5 июля 2014 08:15 | #2

qweer7

0
  • Регистрация: 19.02.2011
 
Не надо забывать, что язычество - это от бесов, и на определенном этапе, язычество всегда переходит к человеческим жертвоприношениям

<
  • 115 комментариев
  • 0 публикаций
5 июля 2014 09:44 | #3

Гусь

0
  • Регистрация: 18.02.2011
 
Цитата: qweer7
Не надо забывать, что язычество - это от бесов, и на определенном этапе, язычество всегда переходит к человеческим жертвоприношениям

Т.е. по-вашему сначала на Земле правили бесы и только потом спустился еврей и всех спас?
Однако бесы не исчезли и стали править миром.

И кстати бесы продолжают нас приносить в жертву папаше того еврея.

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
5 июля 2014 14:32 | #4

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Гусь, не ведись, это известный провакаторчёныш христанутый

--------------------

<
  • 7 комментариев
  • 7 публикаций
7 июля 2014 11:19 | #5

Калядка

0
  • Регистрация: 26.01.2014
 
Если бы Волхва Пятница не торопилась с выводами, а ознакомилась бы с периодом проведения данного обряда, а также с климатом той местности Беларуси, то обратила бы внимание, что Беларусь – не Африка. В период с сер. мая до сер. июня выпадает достаточное кол-во осадков. А гром и молния всегда вызывали у крестьян серьезные опасения по поводу пожаров в деревнях. Обряд «Стрела» всегда проводится через 6 недель после Пасхи, независимо от засухи или каких-либо других погодных условий.
Если еще раз посмотреть фильм внимательно, то можно увидеть, что на обряде никто не плачет. Автор фильма говорит о более ранней форме обряда. На 20 минуте 10 сек фильма одна из участниц говорит: «Давайце васрэсау карагод!», и все запевают песню «Як пушчу стралу», т.е. речь идет о воскресении, а не о вызывании дождя. А воскресает кто? Ни в одной песне не упоминается Иисус Христос. Воскресает добры молодец, поэтому этот на обряд и наложили на христианский праздник Вознесение.
Для вызывания дождя в Беларуси есть другие специальные обряды и песни.

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
7 июля 2014 16:39 | #6

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Калядка
на обряде никто не плачет.
Зато в тексте описываются потоки слёз разной интенсивности. Смещение обрядов с их изначальных дат - дело обычное. Мои источники - смоленский этнографический сборник и другие академические издания, впрочем, каждый, тем паче участники, вправе видеть в обряде то что ему душа подскажет.

--------------------

<
  • 7 комментариев
  • 7 публикаций
9 июля 2014 12:10 | #7

Калядка

0
  • Регистрация: 26.01.2014
 
Уважаемая волхва Пятница!
Если я Вас правильно понимаю, такие народные обрядовые песни, как "Мы то вечор плакали, Да ой ди-ди-ла... А мы вечор плясали...." (игра "Просо\Пшено"), свадебные, о тяжелой женской доле, плачи по покойнику и т. д., где упоминаются или подразумеваются слезы, по Вашей логике должны также вызывать дождь? Если так, то был бы очередной всемирный потоп.

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
9 июля 2014 20:08 | #8

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Калядка
Я искал дальше и нашел:

Шримад Бхагаватам Песнь Первая Глава Тринадцатая

ТЕКСТ 58

????????????????????? ?????? ????? ?????? ?

???? ?????? ???? ?????? ????????? ????????? ????

''Увидев снаружи, что ее муж сгорает вместе с тростниковой хижиной в огне мистической силы, его целомудренная жена с глубокой сосредоточенностью войдет в этот огонь.

КОММЕНТАРИЙ:

Не хило... ты нашла или кто то "Я искал и дальше нашел"...
Не стебаюсь... интересно...
За вопросительными знаками приведенный в публикации фрагмент на Самскрите

<
  • 7 комментариев
  • 7 публикаций
10 июля 2014 18:56 | #9

Калядка

0
  • Регистрация: 26.01.2014
 
Нашла не я, а автор статьи - Юрий Выдронок - исследователь фольклора и гениальный композитор. У него много интересного. Можно посмотреть на его сайте yuryvydronak.com.

<
  • 104 комментария
  • 3 публикации
15 июля 2014 12:04 | #10

cjiaba

0
  • Регистрация: 20.09.2010
 
Цитата: волхва Пятница

(По идее, на востоке Украины, где сейчас без конца летают стрелы и убивают добрых молодцев и льются слёзы их матерей, сестёр и жен, должны идти нескончаемые дожди....(((

У нас на юго-востоке беларуси, какраз на гомельщине, какраз дождей и гроз сейчас необычно много.

в догонку... 104% мечачной нормы осадков, ливни и грозы.

--------------------

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
18 июля 2014 18:29 | #11

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Калядка
Юрий Выдронок - исследователь фольклора и гениальный композитор.

Спор и объяснеия бесполезны n1ha

--------------------

<
  • 7 комментариев
  • 7 публикаций
21 июля 2014 00:42 | #12

Калядка

0
  • Регистрация: 26.01.2014
 
Это не только мое мнение. Например, Radio France Internationale еще в 1993 году признало Юрия Выдронка лауреатом конкурса «Дискавери-93» (Париж, Франция). Автор музыки для проектов Палац, Криви, Юрья, которые выступали на лучших сценах Западной Европы и Азии. И музыка эта была основана на базе календарно-обрядовых песен древней славянской культуры. Создатель фестиваля "Таукачики" и нового направления в культуре Беларуси под названием фолк-модерн (и это еще в начале 90-х гг.).
Работал научным сотрудником, исследуя фольклор, в БУКе (2000-2002), Белорусском институте проблем культуры (2002-2003), в научно-исследовательской лаборатори фольклора БГУ (2003-2005). Провёл ряд фольклорных экспедиций, первым в Беларуси начал записывать аутентичных исполнителей на цифровые носители, собрал и реставрировал более 50 часов записей.
В 1996 г. презентовал лекцию и отснятый им документальный фильм “Вяртаньне да вытокаў” в университете г. Констанц (Германия).
Собрал, обработал и издал на компакт-диске записи аутентичных колядных песен. Сотрудничал с Варшавским университетом (реставрация фоноархива университета).С 2005 года отказался от работы в государственной сфере
и создал свою творческую лабораторию для изучения и популяризации древней славянской культуры.
Также разработал методику обучения аутентичному пению посредством визуализации мелодической линии.
Создал уникальную "универсальную секвенцию или "золотое колесо Ярилы". Секвенция замечательна тем, что может быть аккомпанирующей базой для любой композиции в любом стиле, например, "Лебединое озеро" П. Чайковского. Секвенция не надоедает, обладает позитивным воздействием на творческий потенциал, здоровье и настроение человека."
Перечислять можно еще многое... pardon

<
  • 16 комментариев
  • 0 публикаций
1 августа 2014 15:26 | #13

Размысл

0
  • Регистрация: 7.04.2013
 
Цитата: волхва Пятница
...провакаторчёныш христанутый


Цитата: Размысл
Цитата: волхва
Пятница...

БЯда-бяда, коли вера от ума! Умное христианство враг умного язычества - факт. Если же в сердце есть Бог, то не будет в нем неприятия "чужого" Бога. Между родовыми богами и Богом, для которого "нет ни иудея ни эллина" нет противоречий. Один проявляется в родовом сознании и осознание души, второй - в планетарном; а еще есть и ... космический масштаб бытия. "Обзывалка" - уже, суть - зло а Истина - она через добро ходит...

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
3 марта 2015 13:22 | #14

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Была в Минске, познакомилась с Юрием Выдронком лично, начинаю изучать его творчество более глубоко, оно того стоит)))

.

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера