Традиционные обряды и представления населения Карелии, связанные с баней


На месте, выбранном для строительства бани, в старину обязательно спрашивали разрешения на постройку у духа-хозяина земли. Если баня ставилась в озере на столбах, то на восходе солнца хозяин в пояс кланялся на все четыре стороны и, обратясь к воде, просил: «Водяной батюшка и земли хозяин, позвольте на месте сем мне, рабу божьему (имярек), баньку построить» (научный архив Карельского научного центра РАН. Записи К. К. Логинова.. Ф. 1. Оп. 6. Д. 624. Л. 23, 25. Сямозеро. 2001). Далее могла следовать специальная просьба к водяному, чтобы он не посылал льдины на берег, которыми весной могло бы разрушить строение. В этом случае в воду могли бросить нечетное число медных монет. У северных карел и русских Заонежья был известен обычай заделывать в порог новой бани немного ртути. Для этого в пороге высверливалось углубление, в него опускалась ртуть, а чтобы она не испарялась, в отверстие сверху забивался сучок. Наличие ртути в пороге, по народным поверьям, не позволяло нечистым духам поселиться в бане.


Баня в хозяйственных обрядах


Баня в Карелии использовалась не только в качестве помещения для мытья, но и для других целей, в частности хозяйственных. Примерно до широты северной оконечности озера Выгозеро, южнее которой можно было выращивать лен, баню всегда использовали для вычесывания и мытья льноволокна. При вычесывании льна образовывалось так много пыли и отходов, что лучшего помещения для этих целей и не придумать. В Пудожском уезде, славившемся в Х1Х в. производством лучшего в России льна, бани имелись практически в каждом хозяйстве. У русских Заонежья первый день начала сезона вычесывания льна приходился на Егория осеннего (16.11. по новому стилю). Девушки в этот день собирались в бани по деревням на свой особый праздник. На каменке бани они варили ячменную кашу, крупу и масло для которой собирали в складчину. К работе приступали, только по завершении трапезы. Парней к ней не допускали. Парни всячески стремились попасть в баню к девушкам, но не тут-то было. Не допустить парней в баню было ритуальной задачей девушек. На уровне ритуала это означало сохранить чистоту своей девичьей компании («чтобы лен получился чистый»).

По всей Карелии домашние хозяйства использовали бани для регулярной сушки и копчения в дыму рыбацких снарядов. В Заонежье в банях середняков одно из бревен могло быть сделано съемным, чтобы через это отверстие подавать в баню мережи и другие снасти с деревянными деталями больших размеров. Каждый раз после копчения снасти в дыму бани в воду опускали монетку любого достоинства. Она должна была служить выкупом для водяного, поскольку запах дыма, как считалось, очень раздражает водяного. Если этого не делать, то водяной обидится и никогда больше своих рыб не пошлет в «неоткупленную» монеткой снасть (НА. Ф. 1. Оп. 6. Д. 619. Л. 26. Сямозеро. 2000). С появлением у карельских рыбаков сетей из капроновых нитей, а потом и из лески необходимость в копчении в дыму сетных снастей отпала, однако в деревнях, бани которых расположены у самой воды, жители привычно чинят свои сети на скамье рядом с баней, там же перебирают и распутывают запутавшие сети.

Чинка сетей на озере Сегозеро. Повенецкий уезд, 1901 г. Автор съёмки И.А. Никольский
Чинка сетей на озере Сегозеро. Повенецкий уезд, 1901 г. Автор съёмки И.А. Никольскийнев

Казалось бы, баня должна была быть наилучшим местом для стирки белья: ведь щелок варили чаще всего в бане, да и горячая вода под рукой была тоже в бане. Но пока сельское население придерживалось старинных традиций, этого не происходило. Вплоть до Великой Отечественной войны крестьянки, устраивая стирку, из бани таскали горячую воду ведрами в дом, а в лучшем случае стирали в деревянных корытах в предбаннике или на площадке около бани. В старину в мыльном отделении бани не стирали, поскольку боялись этим действием оскорбить духов-хозяев бани. Согласно народным поверьям, за нарушение данного запрета духи бани наказывали людей болезнями или наносили вред домашним животным.

В качестве места для ночлега баня у карел, русских и вепсов Карелииь использовалась в прежние времена только в исключительных случаях. Например, когда запоздалый путник не хотел в чужой деревне стучаться в дома людей после захода солнца. В банях, даже спросившись у банных хозяев, ночью не спали, а проводили время в полудреме на лавке или полке, боясь быть задушенным «баенником». Вместе с тем не все было так драматично. У карел, к примеру, в прошлом было принято использовать баню в августовские вечера в качестве места для гуляний молодежи.

Старинный обычай — невесту ведут в баню. Сегозерский район, 1931 г. Автор съёмки А.М. Линевский
Старинный обычай — невесту ведут в баню. Сегозерский район, 1931 г.
Автор съёмки А.М. Линевский

По данным Н.Н. Харузина, из-за суеверного страха перед банным хозяином мыться в баню поодиночке не ходят не только девушки Пудожья, но и «самые храбрые крестьяне с крестом в нее не входят». Автор данной работы в том же Пудожье записал, что даже днем, прежде чем войти за какой-либо вещью в баню, следовало завязать бантиком завязки на груди рубахи, чтобы показать банному хозяину, что человек входит баню не мыться, а по иному поводу (НА. Ф. 1. Оп. 6. Д. 612. Л. 37. Онега – Илекса. 1999). В Водлозерье и сейчас еще стар и млад, прежде чем войти в пустую нетопленную баню, стучатся в дверь костяшками пальцев из-за опасений лицом к лицу столкнуться с «нечистыми». Высказанные некоторыми исследователями предположения, что духи бани наиболее враждебны человеку из всех домашних духов потому, что баня расположена на дальней периферии от обжитого человеком пространства дома, на наш взгляд, малопродуктивны. Овины и риги еще дальше удалены от жилья, чем бани, но ночевать в них не возбранялось. Кроме того, древний обычай карел поселять роженицу с ребенком для прохождения очистительных послеродовых обрядов не куда-нибудь, а именно в баню, говорит о принципиально ином отношении карел к духам бани. Р. Ф. Никольская и Ю. Ю. Сурхаско по этому поводу писали, что «карелы относились к бане как к домашней святыне», а «культ хозяев бани» был «одной из форм культа предков». О справедливости последнего утверждения свидетельствует и карельский обычай непременно ополаскивать руки водой под умывальником по возвращении после мытья в бане. Еще и в наше время руки водой принято споласкивать по возвращении с кладбища или любого иного общения с умершими повсеместно в Карелии. Как видим, карелы относились к духам-хозяевам бани хоть и с опаской, но воспринимали их как предков-покровителей. У русских же, видимо, из-за более мощного воздействия христианских постулатов, те же самые персонажи воспринимались к XIX в. как враждебные человеку духи низшей мифологии. В русских сказках баня и духи бани только в очень редких случаях выступают в роли спасителей положительного героя, тогда как в карельских враги очень часто гибнут именно в бане.

Näkymiä Viteleen kylästä. Vitele 1944.06.02

Ритуальный характер носило посещение бани перед поездкой, первым выпуском животных на летние пастбища и отправлением на промысел.

Посещение бани перед первым выпуском животных на пастбище было обязательным для пастуха, а также для молодых хозяек, живущих половой жизнью. По народным поверьям, леший не прощает человеку ритуальную нечистоту, которой, как считалось, заражается человек во время полового акта. Верили, что за нарушение данных обычаев крестьянского «мифологического устава» леший наказывает хозяев утратой и гибелью их скота в лесу. Особо отметим, что для пастуха баня перед выпуском скота становилась его единственной баней на все время летнего выпаса. На этот же срок ему не дозволялось вступать в половой контакт с женщинами. Считалось, что за нарушение «устава» пастухом должно пострадать все стадо деревни или его значительная часть.

uusi sauna Teppana Dobrininin talon pihapiirissä. 1.6.1943 - 30.8.1943

Те, кто отправлялся в дальнюю дорогу или надолго уезжал из дому, как и те, кто возвращался домой из дальних краев, в старину также обязательно посещали баню. Уходя из дому, согласно некоторым теориям, человек приобретает новые ритуальные качества (качества путника). Достигается это через процедуру очищения баней, обряд благословения хлебом и другие обрядовые действа. В пути человек, по поверьям, как бы становится человеком, наделенным новыми свойствами. В частности, верили, что пожелания путника, как плохие, так и хорошие, сбываются. Поэтому путникам старались не отказывать в ночлеге, кормили, наделяли хлебом. Обратный переход и приобретение былых качеств как бы совершался за счет посещения бани и ряда других действий (сходить на кладбище и поведать предкам о том, что было в пути и др.).

Sauna lämpiää Käppäselässä. Käppäselkä 1941.11.09

В баню в традиционном обществе всегда ходили охотники и рыбаки перед отправлением на промысел. Чтобы промысел был удачным, исполнялся специальный ритуал. Женатые мужчины в предбаннике проныривали под подолом своей супруги, которая вставала на табуретки или лавки. Этим, по поверьям, снимался сглаз с рыбака и охотника. Завершив этот акт, охотник или рыбак ждал, пока вымоется супруга, потом шел в баню один. После мытья в бане ему не полагалось прикасаться не только к супруге, но и к тем вещам, которые она трогала. Промысловик сам собирал себя в дорогу и выходил из дому так, чтобы не встретить женщину, будь то мать или жена.

Uhtuan kylänäkymä

Приготовление бани и посещение ее в старину воспринималось не только как санитарно-гигиеническая процедура, но и как обрядовое действо. Многочисленные следы былых представлений, связанных с обрядовой регламентацией посещения бани, можно встретить у современных жителей и по сей день буквально по всей Карелии. В старину бани не посещали по религиозным праздникам и в воскресенье. Деревенские жители придерживаются этого порядка и в наши дни. В старину запрет ходить в баню в праздник поддерживался быличками о том, что виновников запрета духи бани наказывали, запаривая до смерти или сдирая с них кожу заживо (Самую устрашающую быличку на эту тему автор записал в д. Пильмасозеро Пудожского края. В ней повествуется о том, как местный старик, не верящий в существование банных духов, пошел мыться в баню в ночь на Пасху. В наказание за это с деда якобы заживо банные хозяева сняли кожу и повесили ее на стену. Тело же утащили под пол.).


Приготовление бани, согласно традиции, начинается с того, что человек, перешагнув порог бани с охапкою дров, просил разрешения у духов бани истопить ее. Наиболее развернутую формулировку такой просьбы произносят в Пудожье. Звучит она так: «Хозяин и хозяюшка, с малыми детушками, с бабушками и дедушками, с внучками и правнучками, с приходящими гостьюшками, разрешите баньку истопить». Самая короткая формулировка (повсеместно в Карелии) состоит всего из нескольких слов: «Хозяева, разрешите баню протопить». У карел просьба помыться и в наши дни может звучать так: «Отец и мать, братья и сестры, здравствуйте. Разрешиться помыться и попариться». Довольно устойчива в Карелии такая формулировка: «Банька, позволь тебя истопить». Это говорит о том, что саму баню люди иногда воспринимают как нечто, обладающее своей особой душой.


В старину на всем протяжении банной процедуры полагалось вести себя тихо, не кричать друг на друга, не употреблять в речи бранных выражений. Считалось, что за брань духи-хозяева бани наказывают человека долго не заживающей травмой или какой-либо болезнью. Еще и ныне автору доводилось встречать в деревнях старух, которые в недомоганиях или ушибах винят себя за неучтивое поведение в бане. Чтобы излечить такие болезни, люди просят «прощения» около полуночи в пустой нетопленной бане или, находясь на улице, напротив восточного угла в баню (если боятся в нее войти). Самым обычным является такая просьба: «Банный хозяин-батюшка, банная матушка, простите меня, рабу божью (имярек), что я давеча выругалась в вашей бане, когда упала». Просьба там произносится трижды (вариант – ходят к бане просить «прощения» три вечера кряду). Никольская и Сурхаско в своей статье приводят более развернутую просьбу о прощении: «Хозяева бани, хозяйки бани, старшие и средние, младшие хозяева бани – все простите меня, рабу божью (имярек). Может чего не так подумала о вас, простите меня, ради Христа, от земли до неба».


К.К. Логинов. "Материалы по традиционным обрядам и представлениям населения Карелии, связанным с баней". 2009.


Категория: Этнография   Теги: Баня, Карелия


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Кто про что, а вшивый про ..."
Ответ:*