Научные мифы: О «ПЕРВОМ ИЗОБРАЖЕНИИ ПОНЁВЫ»

Научные мифы: О «ПЕРВОМ ИЗОБРАЖЕНИИ ПОНЁВЫ»
Рис. 1

Речь пойдёт об иллюстрации из альбома барона А. Мейерберга, посетившего Московию в 17 веке. («Виды и бытовые картинки XVII в. Объяснительные примечания к рисункам» СПб., 1903).

Из работы в работу по истории русского костюма, из учебника в учебник данная иллюстрация (Рис. 1) комментируется как «крестьянка в поневе», «первое изображение поневы» и т.п. Создается впечатление, что историки костюма слабо представляют себе русскую традиционную поневу. На рисунке мы видим женщину, чей верхний наряд ниже пояса имеет трапециевидную форму и РАСТИТЕЛЬНЫЙ орнамент.

Любая и каждая восточнославянская понева (плахта, понька, и т.п.), при всем разнообразии оформления, ВСЕГДА имеет ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ УЗОР (клетка, полоска, ромбы).

Рассматривая другие иллюстрации барона можно отметить большУю степень достоверности изображаемых людей, животных, зданий, предметов и костюмов. Также следует учитывать, что дипломат Мейерберг путешествие своё в Москву совершал с севера (Новгород, Псков, Тверь, Москва), а обратно возвращался через Смоленск и земли Белой Руси. На этих землях поневный комплекс женской одежды имел место быть только у крестьян современной Московской области и на Смоленщине и то вперемежку с сарафанами.

На Новгородчине, Псковщине, в Твери, Москве и в городах Подмосковья были распространены сарафанные комплексы женской одежды, в Белой Руси как раз с 17 века «комплекс с андараком» (полосатой юбкой), которые дополнялись различными фартуками, в том числе и из набивной материи с растительными узорами. До сих пор бабушки белорусской Ветки выходят на обряд Вождения Стрелы (это их «бренд») обязательно в фартуках, порой одетых на футболку Адидас и юбку в косую клетку. То есть от традиционного женского костюма здесь ни осталось ничего, кроме поясного фартука, а это говорит о важности данного предмета одежды для проведения языческого обряда, то есть о достаточной древности данной одежды.

На иллюстрации низ рассматриваемой женской одежды имеет подол из ткани с другим рисунком. Да, тяжелые поневы обшивались по подолу довольно толстой узорной тесьмой, иногда полосатой, но на иллюстрации барона это скорее лёгкая оборка, характерная для оформленя подолов рубах, сарафанов, юбок и фартуков.

Известно, что любое явление нельзя рассматривать вне контекста. Для решения поднятого вопроса «контекстом» является весь лист, на котором мы видим несколько фигур в русских костюмах (Рис. 2). Заметим, что это всё ВЕРХНЯЯ, тёплая одежда.

Рис. 2. Рассматриваемая «понева» в нижнем правом углу

Мало того, ВСЕ московиты (даже в помещениях) на ВСЕХ иллюстрациях облачены в верхнюю одежду, хотя барон приехал в Москву в мае, а отбыл осенью. Это не парадокс, не намёк на погодную аномалию тех времён, это ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ.

Дело в том, что в Средневековье было приличным ходить и зимой и летом в верхней одежде. Бояре парились летом на царских приёмах в шубах, крытых парчой и бархатом поверх суконных, бархатных, парчовых кафтанов и других 2х-3х верхних одежд, под которыми исподнюю рубаху было найти не просто) и меховых шапках, горожане и крестьяне носили меньшее количество одежд, но верхняя одежда поверх рубахи в общественном месте была обязательной (не только на Руси, но и во всей Европе). По легенде, Иван Грозный избил беременную невестку за то, что встретила царя в двух рубахах без верхнего платья. Как реликт этого обычая у русских сохранился свадебный обычай наряжать невесту в шубу даже летом; до 50х гг ХХвека интеллигенция летом носила поверх костюмов и платьев специальные Х/б пальто «пыльники».

То есть логично будет предположить, что и женщина в нижнем правом углу изображена в белой верхней одежде поверх которой повязан фартук из набойки с растительным узором и полосатой оборой.

В сочетании с высоким головным убором характерной формы, образ в белой свитке и цветастом фартучке напоминает традиционный белорусский костюм (См. Рис. 3, 4,).

Рис. 3, Южная Белоруссия. Женщина слева подпоясана более тёмным фартуком поверх белой верхней одежды.


Рис. 4. Белоруссия. Фартуки с растительным орнаментом и оборками


Рис. 5, Белорусский женский головной убор



Сверху на рисуноке Мейерберга есть надпись, мне не удалось найти её дословного перевода. Возможно, именно она послужила «точкой отсчёта» мифа о поневе. Сделав зарисовку костюма, увиденного в пути мельком, барон мог спросить название увиденного только у своего окружения, у переводчика, например, который мог дать барону неточные данные о народном костюме.

Из всего этого следует вывод: ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОНЁВЫ НА РИСУНКЕ МЕЙЕРБЕРГА НЕТ, разговоры о ней есть это очередной «научный миф».

А вот действительно интересные и непонятные факты, отмеченные Мейербергом, наукой замалчиваются. Например, на Рис. 6 в нижнем правом углу мы видим фигуру в странной шапке, с луком и колчаном стрел, занимающуюся прядением стоя. Рядом, тоже стоя, прядёт женщина. Где, в каких ситуациях барон мог увидеть такие сцены? Почему вооруженный человек (мужчина, женщина?) прядёт, да ещё стоя? Пока ответа нет…

Рис. 6.


Т. Блинова. Ссылка на источник и автора обязательна.


Категория: Этнография

<
  • 448 комментариев
  • 0 публикаций
28 февраля 2017 13:06 | #1
0
  • Регистрация: 19.04.2012
 
Посмотрите здесь.
http://elibrary.ru/item.asp?id=26558355
Анализ показал, что изображения достоверно передают особенности женской одежды удмуртов и марийцев и ее декора, а в их основе лежали рисунки, сделанные с натуры. В связи с тем, что А. Мейерберг не посещал Поволжья, не упоминал о встречах с удмуртами и марийцами в подробных описаниях своего путешествия, и, учитывая то, что он имел в Москве доступ к различным русским источникам, использовал их и вставлял сделанные с них переводы в свой текст, автор статьи предполагает, что эти изображения художники А. Мейерберга скопировали с московского оригинала.


И здесь:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BC%D1%8B%D0%BD_%D1%83%D0%B4%D1%8B%D1%80
Согласно данным Г. Е. Шкалиной, дочь Юмо взяла под своё особое покровительство женщин-мари. Она научила их ткать и прясть, вязать и вышивать, петь и плясать, растить детей и любить мужа, стрелять из лука, играть на музыкальных инструментах и ещё семи другим десяткам искусств. О том, что в прошлом среди женщин-мари встречались лучники, свидетельствует народная песня:

Скрывшись в траве зелёной, чёрной стрелою из лука синий цветок я подрежу, милого чтобы увидеть, как он идёт по тропинке.


Касательно прядения стоя - поза вполне допустимая, но в данном случае использовалась скорее для позирования.

--------------------

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
1 марта 2017 01:44 | #2
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Версия интересная, спасибо!

--------------------


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Кто про что, а вшивый про ..."
Ответ:*