• Этнография

    Описание и изучение быта славянских народов, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, веру, народные традиции, материальную и духовную культуру.

    На фото: картина Н. Фомина «Зима. Славянское поселение»

    Этнография » Перуница
Славянский любовно-эротический фольклор: ПЕСНИ ЯРИЛЫ ВЕШНЕГО
Представленные песни выбраны из сборника «Сербские народные песни и сказки из собрания Вука Стефановича Караджича». М. 1987.

Категория: Этнография

 
Студенческий фольклор
«…современный студенческий фольклор, как и в прошлые времена, помогает студентам пережить экстремальные ситуации учебного процесса, регулировать отношения внутри коллектива студентов и между студентами и преподавателями, передаёт каждому новому поколению опыт, накопленный предшественниками» (Райкова И.Н. «От сессии до сессии живут студенты весело…»).

Категория: Этнография

 
Святые Родители - Дзяды Навские 16 апреля 2015
Со времён Адама Мицкевича главным праздником белорусов, по мнению В.Д. Литвинки считаются «Дзяды», так как они одновременно символизировали не только «смерть» природы, но и неизбежное прекращение жизненного пути и перехода на «тот свет», к предкам, каждого человека.

Категория: Этнография

 
КНЯЗЬ РЮРИК В ЛЕГЕНДАХ СЕВЕРА РУСИ
Шимском районе Новгородской области, в деревне Мшага Воскресенская, которая в прошлом называлась Новой Руссой (то есть её основатели пришли из Руссы Старой), в 2000 году этнографы записали небольшой рассказ 63-х летней женщины

Категория: Этнография

 
Легенда Самарского университета Софья Залмановна Агранович
Цикл лекций на видео — о фольклоре для психологов-четверокурсников (то есть не для филологов, а для обычных неподготовленных, но грамотных людей). Год записи видео не знаю, вероятно, это двухтысячные (Агранович умерла в 2005).

Категория: Этнография   Теги: Былины и сказки

 
Человеческие жертвоприношения Перуну: миф или реальность?
Обряд «Похороны стрелы» относится к древним языческим ритуалам. Если большинство учёных сходится во мнении относительно цели обряда (оберег села от молнии), то текст основной песни ритуала остается загадкой. С целью разгадать таинственный текст основной песни («Як пушчу стралу»), белорусский этнограф, режиссер и композитор Юрий Выдронок подробно зафиксировал обряд в деревнях Столбун и Яново Ветковского района Гомельской области (Беларусь) в 2008 году.

Категория: Этнография   Теги: Беларусь   Автор: Юрий Выдронок

 
Пепел Косова в моё стучится сердце...
К 15-ти летию сербской трагедии. Старинная южнославянская песня о семье защитников Косова поля (в сокращении и обработке)

Категория: Этнография

 
Обряд «ПЕРЕПЕКАНИЯ» ребёнка: на лопату и в печь
Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше...

Категория: Этнография

 
Этнографическая экспедиция Юрия Выдронка в Глусский р-н (Беларусь), 2011 год
Фрагменты древнеславянского обряда колядования.

Категория: Этнография   Теги: Беларусь   Автор: Юрий Выдронок

 
СЛАВЯНСИКИЙ СЛЕД В ФОЛЬКЛОРЕ ЦЫГАН
Речь пойдёт о песне «Солнце и Дана», которая записана у цыган «котляров» (кэлдэраров), до середины 19 века кочевавших на юго-востоке Европы, в том числе по территориям южных славян. Эта этническая группа отличается от прочих цыган тем, что основным источником их дохода с древности и до сих пор является кузнечное ремесло, изготовление и лужение котлов, скобяных изделий и их розничная разносная продажа. Пели и плясали кэлдэрары только для себя.

Категория: Этнография

 
ЯЗЫЧЕСТВО В СЛОВЕНИИ 19-ГО ВЕКА
В словенском селе Прелож (р-н Локвы) автор статьи, фрагментарно далее цитируемой, записал в 1966 году от своей прабабки Марии Бан-Фригльевой (1877 – 1967) описание языческого обряда, исчезнувшего в первой половине 19 века. На вопрос, откуда она о нем узнала, старушка дала недвусмысленный ответ: «Моя бабка была последней жрицей!» (Moja nona, bila je zadnja svečenica!). Перевод в целом в порядке, единственное спорное место отмечаю знаком вопроса.

Категория: Этнография

 
Русские народные сказки в иллюстрациях И. Билибина. СКАЗКА ОБ ИВАНЕ-ЦАРЕВИЧЕ, ЖАР-ПТИЦЕ И СЕРОМ ВОЛКЕ
В некотором было царстве, в некотором государстве был-жил царь, по имени Выслав Андронович. У него было три сына-царевича: первый — Димитрий-царевич, другой — Василий-царевич, а третий — Иван-царевич. У того царя Выслава Андроновича был сад такой богатый, что ни в котором государстве лучше того не было; в том саду росли разные дорогие деревья с плодами и без плодов, и была у царя одна яблоня любимая, и на той яблоне росли яблочки все золотые. Повадилась к царю Выславу в сад летать жар-птица...

Категория: Этнография   Теги: Былины и сказки, Волк   Автор: Иван Билибин

 
ПОСИДЕЛКИ
Весна и лето русского народа были горячей порой – нужно было вырастить урожай. Осенью же тяжёлая работа сменялась отдыхом. Поэтому с начала осени и всю зиму молодёжь собиралась на посиделки, беседы, вечёрки. Владимир Даль описывал это занятие как «сбор крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен». Такая форма общения молодёжи была распространена практически по всей России и в разной местности назывались по-разному.

Категория: Этнография

 
А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. ОГОНЬ
В земном огне древнейшие арийские племена видели стихию, родственную с небесным пламенем грозы: огонь, разведенный на домашнем очаге, точно так же прогоняет нечистую силу тьмы и холода и уготовляет насущную пищу, как и молнии, разбивающие темные тучи, дарующие земле теплые и ясные весенние дни и урожаи; и тот, и другие равно наказуют пожарами. Такое сходство их существенных признаков отразилось и в языке, и в мифе.

Категория: Этнография

 
Русские народные сказки. Три царства — медное, серебряное и золотое
В некотором царстве, в некотором государстве был-жил царь Бел Белянин; у него была жена Настасья золотая коса и три сына: Петр-царевич, Василий-царевич и Иван-царевич. Пошла царица с своими мамушками и нянюшками прогуляться по саду. Вдруг поднялся сильный вихрь — что и боже мой! схватил царицу и унес неведомо куда. Царь запечалился-закручинился и не ведает, как ему быть. Подросли царевичи он и говорит им: «Дети мои любезные! Кто из вас поедет — мать свою отыщет?»

Категория: Этнография   Теги: Былины и сказки

 
БАНЯ-БАЕНКА. Банные обряды
Баня всегда была неотъемлемой частью быта наших предков и средством от множества болезней, снятия порчи и других наваждений вредоносных сил. Итак, баня протоплена с утра, выстоялась часа полтора-два, подготовлена и ждёт…

Категория: Этнография   Теги: Баня

 
Общая тема в фольклоре словенцев и новгородских словен
В Словенских Альпах (область Гореньска) была записана народная песня о парне, который шел на приходской праздник, встретил на дороге говорящий череп который пнул ногою и вскорости юноша погиб

Категория: Этнография

 
Русские народные сказки в иллюстрациях И. Билибина. ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».

Категория: Этнография   Теги: Былины и сказки   Автор: Иван Билибин

 
БАНЯ-БАЕНКА. О бане и баннике
Помните: «здесь русский дух, здесь Русью пахнет»? «Дух» этот не что иное, как способность к сохранению и быстрому восстановлению здоровья у русского народа, закалённость и устойчивость к заболеваниям. Любовь к бане у русского человека прослеживается на протяжении столетий. Ни у одного народа нет такого количества пословиц и поговорок о бане, такого богатейшего банного фольклора. Банная процедура – это некое священнодействие, магический ритуал.

Категория: Этнография   Теги: Баня

 
Любовь или "сухота"
Честно говоря, знакомство с любовными заговорами может не на шутку удивить нашего современника, привыкшего к совершенно другому отношению к этому «самому светлому чувству» ... В годы юности авторов была популярна песенка о том, что «жениться по любви не может ни один, ни один король». Совершенно так же обстояло в древней Руси, где князья «женили» своих сыновей на дочерях князей-союзников или «брали» соседскую княжну за своего сына. И это началось не при христианстве – «Олег привел Игорю жену из Плескова».

Категория: Этнография   Автор: ladolado