Перуница

Приветствуем вас на форуме сайта Перуница!



 

Обряд соумирания в славянской языческой традиции

САМАС
3 августа 2011 07:15
Сообщение #1

Сообщений: 71
Регистрация: 3.06.2010
До сих пор ведутся споры о том, является ли славянский языческий обряд соумирания жертвоприношением. Проводился он добровольно, или под давлением общества? Это поднимает философских проблем родноверия. Можно ли интерпретировать этот обряд как кровавую традицию или это всё же красивший, свадебный языческий обряд? Итак, что такое соумирание? Соумирание – это обряд добровольного самоубийства в день похорон мужчины. Обычно заканчивали жизнь самоубийством в день трупосожения зависимые от мужчины люди: смерды, любимая жена. Прежде чем описывать сущность и вариации этого обряда, позволим себе заметить, что эта традиция была во многих культурах. Это и Греция и германия и многие другие страны. Назвать этот обряд варварским, значит оскорбить культурные традиции многих этносов. Поэтому сложно поверить в интерпретацию об излишней жестокости языческих народов. Вопрос полисемии многих культурных проявлений в рамках язычества, скорее всего, указывает на наличие общих теологических представлениях индоевропейцев. Процесс соумирания важный инициационный процесс. Учёными он маркируется как элемент свадебного обряда.

У восточных славян обычай сжигать вдов на погребальном костре существовал начиная со II – III в. н.э. Ряд арабских и византийских источников свидетельствуют об устойчивости этой брачной нормы в мире славянства: в 6-10 вв. вступление девушки в брак означало для нее и обязанность умереть вместе с мужем даже в случае его ранней смерти. Нужно уточнить, что в славянском язычестве чётко градируется роли наложниц и официальных жён. Обычно на костёр восходила любимая жена, остальные жёны изображали печаль, что не они уходят вместе с господином в иной мир. Стоит отметить, что обряд соумирания невозможно трактовать без привязки к представлениям славян о загробной жизни. Славяне, так или иначе, верили в перерождение души и тела. Это закреплено в традиции хоронить в позе эмбриона и этнокультурной традиции называть родившегося ребенка в честь умершего деда или бабки. Так же рудиментально это закреплено в пословицах и поговорках, например: «не бей собаку, и она когда-то была человеком!». Возвращаясь к вопросу корреляции свадебного обряда с похоронным, нужно отметить, что рудиментально этот обычай сохранился вплоть до сегодняшнего дня. Фата невесты символизирует смерть невесты, выход её из мира живых. Когда невеста рождается в новой семье, муж поднимает фату и целует невесту. Как видно, танатологические мотивы уже присутствуют в свадебном обряде, поэтому не удивительно, что по обычаям многих народов, славян в том числе, покойника хоронили в венчальном платье. Этот факт в современном историко-этнографическом Атласе канонизирован четким указанием – “в чем венчали – в том и хоронят”. Вдова в подвенечном платье сопровождала умершего до могилы, где и исполняла “танец смерти”, или “танец невесты”. Для языческой погребальной обрядности похоронный танец вдовы представляет собой явление типологическое. Венгерский ученый Ласло Фелфёлди, специально изучавший похоронные танцы, пришел к выводу, что “танец” вместе с пищей, напитками, музыкой является символом свободы покойного или покойной.

Обряд соумирания описывают многие путешественники и писатели периода 8-10века.

О таком же обычае упоминал св. Бонифаций в VIII в., подробно его описывали арабские писатели IX-X вв. Такое добровольное умерщвление славянских женщин Масуди в «Золотых лугах» объясняет тем, что «жены пламенно желают быть сожженными вместе со своими мужьями, чтобы вслед за ними войти в рай». Если Фадлан и Масуди описывают это обрядовое действие как ритуальное сожжение, то в сочинение Ибн-Русте “Дорогие ценности” он описывает этот обряд так: «Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его (Курсив мой С.А.), то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперёк, привязывают посреди этой перекладины верёвку, она становится на скамейку и конец [верёвки] завязывает вокруг своей шеи». Про особую любовь отмечает и Фадлан: «когда умер вышеупомянутый человек, то сказали его девушкам: кто умрет с ним? и одна из них ответила: я!». Так же, не заметно принудительных коннотаций. На добровольность указывает и Ибн Мискавейх описывая поход Русов на мусульман. Если погибал кто из Русов то «слугу его, если он любил его, согласно их обычаю (хоронили вместе)». Особенно интересно для нас заявление Псевдо-Маврикия: «Жены же их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве».

Уход на «тот свет» супружеских пар в средневековье, происходивший с обоюдного согласия, расценивается Н. Н. Велецкой как яркий рудимент устойчивых языческих ритуалов. Естественно такой красивый языческий обряд не мог пропасть с появлением христианства, так в «Повести о Петре и Февронии» данным обрядом заканчивается сюжетное повествование. И, видимо, перед Ермолаем­Еразмом стоял непростой выбор в деле написания финала своего произведения.

Дело в том, что соумирание («… умолиша бога, да во един час будет преставление ею …») и захоронение вместе («… и совет сотвориша, да будет положена оба въ едином гробе …») явно противоречат правилам веры Христовой, его заповедям. Ссылаясь на того же Ермолая­Еразма, А. Л. Юрганов справедливо замечает, что «не признавая Христовых заповедей нельзя войти в Царство Небесное, даже если человек совершает добрые дела» и во имя любви друг к другу. В «Повести о Петре и Февронии» и Пётр, и Феврония нарушают церковные правила. Поэтому в последствии, финал повествования был изменён, по вполне понятным причинам. Итак, как мы можем судить представления предков о загробной жизни и формам и философских представлениях о семье и долге, значительно отличаются от современных. Поэтому М. Семёнова, описывая княжеские курганные захоронения, рисует полное бытовое обустройство в курганах. Как известно в период Святослава, и несколько веков после него, в некоторых областях Киевской Руси хоронили в курганах. Это делалось в противовес Византийской традиции похорон в землю (в это время была идеологическая вражда). В курганах, археологи, находили целые княжеские семьи.

Ломка представлений о загробном мире, с принятием христианства, происходила не сразу. Не мог обычай соумирания сохраниться в исконном своём значении в христианской Руси, поэтом он претерпевает изменения и постепенно выходит из живой традиции. Если такое и могло бы быть, то это рассматривалось бы как смертный грех самоубийства.

Предки и не думали умирать, актом соумирания. В этом семантическом аспекте и нельзя трактовать этот обычай. Женщина, восходя на костёр, или умерщвляя себя, переходила, вместе с погибшим мужем, в другой мир, или, по более ранним представлениям, перерождались в этом обряде. Для языческой традиции нет, и не могло быть, смерти как таковой. Жизнь воспринималась как лучевой вектор который движется из точки А в точку Б , и так по спирали, до определённого витка, потом новое рождение и новый вектор движения по той же спирали. Поэтому это не воспринималось как смерть, это воспринималось как перерождение. Естественно, для философии христианства это обычай трактовался как дикость, варварство. Разве можно судить терминами одной теологической школы другую? Поэтому все попытки интерпретировать этот обычай как добровольно-принудительный, не имеет почвы под ногами. Эта красивая традиция, которая имеет длительную историю и имеет различные способы реализации, но, тем не менее, это не жертвоприношение. Это добровольный переход в иной мир. Трактовать это можно только исходя из метакультурного поля славянского язычества, тогда всё становиться на свои места.
Источник: http://slaviy.ru/yazycheskoe-mirovozzrenie/obryad-soumiraniya-v-slavyanskoj-yazy
cheskoj-tradicii/

--------------------
Славянская Лавка http://www.slavyarmarka.ru/
Перейти в начало страницы
ЛеснаЯ
17 октября 2011 23:48
Сообщение #2

Сообщений: 980
Регистрация: 10.09.2011
Обряд соумирания, как он был зафиксирован путешественниками, - является одним из свидетельств существовавшего многожёнства у язычников. Особенно меня тронуло: «жены пламенно желают быть сожженными вместе со своими мужьями, чтобы вслед за ними войти в рай». Вот это Вера! Вот это Любовь! И вообще дисциплина и выправка, однако! Правда, в статье нет указания на социальную (условно, кастовую) принадлежность мужей-многожёнцев. Из всего того, что мне попадалось на эту тему, могу предположить, что иметь несколько жён мог позволить себе ни каждый язычник. И ещё источники не освещают вопроса о том, как же всё-таки уживались жёны вместе друг с другом... Хотя о чём это я? Такой вопрос, уверена, и вовсе не возникал. Ай, дивно это нам "цивилизованным" и труднопонятно!

--------------------
Хочешь изменить Мир? - начни с себя***
Традиция - это не собирание пепла, а сохранение огня (с)
Перейти в начало страницы
волхва Пятница
18 октября 2011 01:53
Сообщение #3

Сообщений: 499
Регистрация: 16.02.2011
Ну да, факты. Можно добавить, что былины описывают и добровольный уход мужа вместе с почившей женой, а в чём вопрос -то?

--------------------
Каждому волхву вольно по-своему волховать.
Перейти в начало страницы
Сергей0123
18 октября 2011 07:45
Сообщение #4

Сообщений: 2
Регистрация: 25.08.2009
А соумирание разве не самоубийство? А ведь последнее особо осуждается во всех народах. Так что что то тут нечисто.
Перейти в начало страницы
ЛеснаЯ
18 октября 2011 11:35
Сообщение #5

Сообщений: 980
Регистрация: 10.09.2011
Цитата: Сергей0123
соумирание разве не самоубийство?

Самоубийством это называется в христианстве, которое душе предписывает либо отбыть навечно в райские куши, либо спутиться на муки в ад до скончания веков (У католиков есть ещё и промежуточная инстанция - Чистилище). Понятия реинкарнации в христианстве нет. Тварные души одноразовые. Жене-язычнице последовать вслед за почившим мужем - святой долг и великая честь.
Цитата: Сергей0123
особо осуждается во всех народах

Это не так. Во всех первобытных культурах мы найдём обряд соумирания. Место домочадцев мог занимать домашний скот. "Осуждение" - это христианская примочка, на этой же позиции стоят и гуманисты.
Цитата: волхва Пятница
а в чём вопрос -то?

Мне интересна кастовая (условно) принадлежность мужей-многоженцев, а также этическая сторона совместного уживания жён.

--------------------
Хочешь изменить Мир? - начни с себя***
Традиция - это не собирание пепла, а сохранение огня (с)
Перейти в начало страницы
urman
30 октября 2011 22:05
Сообщение #6

Сообщений: 47
Регистрация: 16.10.2011
Я думаю соумирание это след подавления матриархата амазонок так сказать ато вместе на костер почешешь дабы жена не заколола ночью надоевшего мужа ну а в римских записях первые упоминания словян гласят что они были единоженцами и весьма блюли верность супругам что было для них весьма значительно

--------------------
Великие народы рождаются в деревне ,а погибают в городе.
Перейти в начало страницы
Домовой
27 мая 2013 20:33
Сообщение #7

Сообщений: 1
Регистрация: 27.05.2013
Думаю обряд соумерания не стоит относить к жертвоприношениям так как жена или муж просто собирались продолжать жить вместе и на том свете. Если вспомнить былину о Михайло Потыке, то он,сходя в домовину вместе с женой, подготовился к продолжению совместной жизни более чем основательно, готовясь хранить свою жену и после смерти. Что же до того, что традиция соумирания в большей степени относится к женщинам, то это, на мой взгляд, объясняется тем что мужчины живут меньше, и вдовами становились много чаще чем вдовцами. И то соумирание происходило только если небыло детей о которых нужно было заботиться. Почему то женщины всегда пытаются обвинить мужчин в том что их унижают, формируя этакий комплекс вины
Перейти в начало страницы
Елена БЕН
27 мая 2013 22:23
Сообщение #8

Сообщений: 2755
Регистрация: 6.05.2012
Цитата: ЛеснаЯ
этическая сторона совместного уживания жён.

Да видимо дур меньше было, вот и уживались,да мужа вещью своей собственной никому не приходило в голову считать. А в чем проблема? Вот иду я как то, а впереди меня две женщины разговаривают. Ну я за ними долго иду и в разговор, что называется въезжаю. Тема такая. У женщины муж имел постоянную любовницу, ну как бы на две семьи жил, и эти женщины прекрасно друг друга знали. Ну и случилось так что местами поменялись. С женой развелся, и женился на любовнице. а жену все равно любит. Она и говорит: -Еще и звонит мне , спрашивает (про теперь уже ее мужа)А я ей: Когда я была женой, а ты любовницей, я тебе звонила? надоедала? А теперь я любовница, так что нечего мне тут звонить, сиди дома и жди когда придет! Вот понравилась мне эта женщина, а то была бы дура набитая и вопила бы : да куда пошел, да к ноге, да в профком... Ну видать и мужик достойный раз обе любят.
Цитата: urman
ато вместе на костер почешешь дабы жена не заколола ночью надоевшего мужа

И че только мужики не придумают чтоб свою шкуру обезопасить и баб закабалить!

--------------------
"Вот ведь русской судьбы коварство -
Умирать от любви к Отечеству,
Матеря свое государство"
Перейти в начало страницы
mihail197
27 мая 2013 23:49
Сообщение #9

Сообщений: 151
Регистрация: 26.04.2013
Представляю,как женщины заботились о здоровье мужа!

В наше время это бы исключило браки по расчету и заказные убийства мужей из-за наживы.

--------------------
Истина не боится исследования. Ложь - боится, т.к. все её доводы рассыпаются при тщательном рассмотрении.
Перейти в начало страницы
VАRULV
28 мая 2013 00:28
Сообщение #10

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
Цитата: САМАС
Это поднимает философских проблем родноверия.

Что-то автор статьи не удосужился с родным языком ознакомиться, а уже философские проблемы готов решать. Ну да ладно, не будем о скучном...
Для начала необходимо было бы привести источники, в которых этот обряд описывается. Даже если это свидетельства историков или путешественников-торговцев. Чтобы все интересующиеся могли так сказать ознакомиться с тем что имеется в исходном....
Цитата: ЛеснаЯ
«жены пламенно желают быть сожженными вместе со своими мужьями, чтобы вслед за ними войти в рай»

В скандинавской традиции: одним путешественником описывался обряд погребения конунга, где предлагался выбор для всех наложниц и жены - кто хочет за конунгом. В случае отказа всех - старуха, ведающая вопросами по части спец. знаний - выбирала кого-то из них (не обязательно жену).
Затем все старшие мужи рода конунга насиловали по-очереди избранницу, дабы с собой она принесла своему благоверному плоть с коровью от его рода в себе. Потом пели спец песнь а старуха убивала специальным образом избранницу... Ну а потом драккар, стрела, огонь... ну вы понимаете, и прздник радости до утра...
Цитата: ЛеснаЯ
И ещё источники не освещают вопроса о том, как же всё-таки уживались жёны вместе друг с другом...

Насколько известно из скандинавских источников (если у кого славянские найдутся - буду рад), жена - была только одна. Только её дети признавались наследниками имущества, имени и (позже) фамилии и частью рода, только её дети имели полный набор дееспособности и правоспособности. Только она распоряжалась всей полнотой власти в отсутствие супруга, распоряжалась не только хозяйством, но и рабами, слугами, наложницами, казной, наследниками (хотя к ним всегда прикреплялся наставник - он никакой власти не имел)... могла держать ответ перед другим родом, если дело касалось чести рода или вопросов кровной мести... могла отвечать "за" мужа даже на ордалиях, выставляя поединщика...

Дети наложниц - традиционным правом (позже это было закреплено документально, когда возникли династические монархии) признавались незаконнорожденными (полукровками). Это значит что согласно статусу они не могли претендовать на наследство со всеми вытекающими, как полнокровные... С другой стороны если жена не могла приносить наследников конунгу - она очень быстро менялась как перчатка, так что вопосов в наличии полнокровных потомков - не возникало...

Это является примерной копией Римского права и белее-менее точной копией японского традиционного уклада семейного и наследственного права....
В др. Японии вообще жена занималась досугом мужа и сама подбирала ему наложниц...

Таким образом наверное можно сказать что "уживаться" жене с наложницами - нет смысла, их разделяла не только социальная и правовая пропасть... наложницы в скандинавской традиции - это просто мгновение, ничего не значащее, а жена - это будущее рода.
Перейти в начало страницы
Indigo_jguar
28 мая 2013 01:54
Сообщение #11

Сообщений: 61
Регистрация: 14.05.2013
ЛеснаЯ,
Хорошая темка, стоит задуматься
Перейти в начало страницы
14Ржев88
28 мая 2013 14:20
Сообщение #12

Сообщений: 3571
Регистрация: 27.06.2011
Цитата: VАRULV
(полукровками)

в случае с конунгами,больше подходит термин - "бастард".

--------------------
Ибо пожертвовать любовью к истине, интеллектуальной честностью, верностью, законами и методами духа ради каких-либо иных интересов, будь то даже интересы отечества, есть предательство.©Hermann Hesse
Перейти в начало страницы
VАRULV
28 мая 2013 17:50
Сообщение #13

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
Цитата: 14Ржев88
в случае с конунгами,больше подходит термин - "бастард".

ублюдки - вполне научный приемлемый термин. Изначально не ругательное слово...
Перейти в начало страницы
14Ржев88
28 мая 2013 20:00
Сообщение #14

Сообщений: 3571
Регистрация: 27.06.2011
Цитата: VАRULV
ублюдки - вполне научный приемлемый термин.

бастард- более объеместый терми,нежели "ублюдок"

--------------------
Ибо пожертвовать любовью к истине, интеллектуальной честностью, верностью, законами и методами духа ради каких-либо иных интересов, будь то даже интересы отечества, есть предательство.©Hermann Hesse
Перейти в начало страницы
VАRULV
28 мая 2013 22:30
Сообщение #15

Сообщений: 7834
Регистрация: 18.11.2011
Цитата: 14Ржев88
бастард- более объеместый терми,нежели "ублюдок"

пожалуй да... там меньше биологии но больше политики...
Перейти в начало страницы


Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера