Перуница


 

Ходота. -

udoev256
2 января 2017 16:55
Сообщение #1

Сообщений: 50
Регистрация: 28.10.2016
С Новым годом, всех!
У меня не совсем обычная тема. Дело вот в чём. Современные немецкие имена Людвиг, Лотар, Герберт происходят от древнегерманских - Хлодвиг, Хлотарь, Хериберт. Т.е., с течением времени звук х выпал или изменился. А в славянских языках могло происходить нечто подобное? Конкретно, меня интересует имя Ходота, зафиксированное в летописи. Могло оно произноситься как Одота? Во всяком случае, в русском языке прежде наблюдались выпадения некоторых звуков в разговорной речи. Например, название села Рождественское произносилось как Рожественское и т.п.
Перейти в начало страницы
Лонгин
2 января 2017 22:40
Сообщение #2

Сообщений: 6156
Регистрация: 19.04.2012
udoev256,
Вполне могло. И как Годота, и как Кодота тоже могло.
Пытаетесь вывести Одоев из "град Одоты"? Маловероятно - получился бы "Одотов" - "т" так легко не выпадет.

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Перейти в начало страницы
udoev256
3 января 2017 12:00
Сообщение #3

Сообщений: 50
Регистрация: 28.10.2016
А если, например, так: Ходота-Одота-Одотьев-Одоев. Мне кажется, при таком варианте звук "т" выпадет.
Перейти в начало страницы
sb_
3 января 2017 14:51
Сообщение #4

Сообщений: 4294
Регистрация: 2.02.2014
х выпадает, т пропадает, и выходит не слово - загляденье, ладное и складное))

оказывается, через земли вятичей в 11 веке только Илья Муромец ездил)))
В былинах об Илье Муромце его переезд из Мурома в Киев дорогою «прямоезжею» через вятическую территорию считается одним из его богатырских подвигов. Обычно предпочитали ее объезжать кружным путем. С гордостью, как об особом подвиге, говорит о своих походах в эту землю и Владимир Мономах в своем «Поучении», относящемся к концу XI в. Следует заметить, что он не упоминает ни о покорении им вятичей, ни об обложении их данью. По всей видимости, они управлялись в те времена независимыми вождями или старейшинами. В «Поучении» Мономах упоминает из них Ходоту и его сына. До последней четверти XI в. летописи не называют ни одного города в земле вятичей. Вероятно, она была по существу неведомой для летописцев.
В дальнейшем, в результате развития феодальных отношений в XI–XII вв. сложилась система княжеских владений как вблизи, так и вдали от стольных городов. Возникли города и городки — опорные пункты в сборе дани и других феодальных податей, резиденции
https://www.moya-planeta.ru/reports/view/odoev_krepost_duha_skvoz_vremena_25238/
Перейти в начало страницы
Лонгин
3 января 2017 15:18
Сообщение #5

Сообщений: 6156
Регистрация: 19.04.2012
udoev256,
ИМХО:
1. Назвать "-тьев" не могли - "т" твердая.
2. Преобразоваться "Одотов" -- "Одотьев" тем более не могло.
3. Своими именами князья называли перспективные города. Не всегда их ожидания сбывались, но была ли у Одоева изначально какая-либо перспектива?

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Перейти в начало страницы
udoev256
3 января 2017 15:43
Сообщение #6

Сообщений: 50
Регистрация: 28.10.2016
Да нет, дело не в перспективе. Так могло издревле называться некое урочище. Потом князь решил построить на этом месте свою столицу. Велосипед изобретать не стал, приспособил старое название.
Другое дело, почему урочище получило такое название.

Если Одотьев не может быть, а Одотов в Одоев не преобразуется, отбросим эту версию. Тогда уже никаких версий не остаётся.

Пару раз в документах XVI века встречается отчество Одоевич. Однако подозреваю, оно происходит
не от гипотетического славянского имени Одой, а от какого-то монгольского имени, с корнем "од". Ордынец переходил в православие, получал имя из Святцев, а отчество сохранял по отцу.
В современном бурятском языке сохранилось имя "Од он", означающее "звезда". Дети Од она носят отчество Одоевич. А бурятский ближайший родственник монгольского.
Подозреваю, этот вариант тоже не может считаться приемлемым. С исторической точки зрения.
Перейти в начало страницы
Лонгин
3 января 2017 16:12
Сообщение #7

Сообщений: 6156
Регистрация: 19.04.2012
Цитата: udoev256
Тогда уже никаких версий не остаётся.

Точнее, их остается слишком много.)

--------------------
Слабость - это то, что вы считаете своей силой.
Перейти в начало страницы
udoev256
3 января 2017 16:47
Сообщение #8

Сообщений: 50
Регистрация: 28.10.2016
Лонгин,
Нет, сколько-нибудь вразумительных, просто нет.
Перейти в начало страницы
sb_
3 января 2017 18:23
Сообщение #9

Сообщений: 4294
Регистрация: 2.02.2014
Цитата: udoev256
отбросим эту версию. Тогда уже никаких версий не остаётся.
да ну... что-что, а уж версий насочинять - как раз не проблема) Вон, Федот или не тот:
http://www.ufolog.ru/names/order/Ходот
Версия №1
Фамилия Ходот относится к распространенному типу украинских фамилий и образована от крестильного имени Феодот. После 988 г. каждый славянин во время официальной церемонии крещения получал от священника крестильное имя. Такое именование позволяло решать проблему идентификации: выделения конкретного человека из общества. Поэтому именно церковные имена и стали активной базой для создания фамилий.

Мужское крестильное имя Феодот в переводе с греческого означает «данный богами». В основу же данной фамилии легла просторечная форма этого имени — Федот, а точнее - ее украинский вариант - Ходот.

Святой покровитель данного имени — преподобный Феодот Кесарийский. Он происходил из боярского рода, в юности Феодот поступил в Московский Симонов монастырь. Но душа его жаждала пустынничества. Когда же преподобный услышал во сне от иконы голос Богоматери, велящий ему идти на Белоозеро, то он перестал колебаться. Там Федот поселился в уединенном месте, где жили дикие звери и появлялись разбойники. Но молитвой старец усмирял и тех, и других. На этом месте впоследствии преподобный основал обитель, архимандритом которой и был назначен.

Скорее всего, основатель рода Ходот был выходцем из рабочей или крестьянской среды. Дело в том, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная верхушка, знать, или семьи, пользовавшиеся в данной местности большим авторитетом, представителей которых соседи уважительно звали полным именем, в отличие от других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами.

Бессуффиксальный способ образования фамилии Ходот указыает на ее украинское происхождение.

Вероятнее всего, образование фамилии Ходот началось приблизительно в XIV веке, что обусловлено историческими процессами. Так, с XVI столетия Украина тесно контактировала с европейскими народами. Однако .


Цитата: udoev256
не от гипотетического славянского имени Одой, а от какого-то монгольского имени, с корнем "од". Ордынец переходил в православие,
ещё до православия и ордынцев вятичи тесно дружились с братским соседским Хазарским каганатом, например - а там одни тюркизмы. Были у хазар вассалами и торговыми партнёрами соответственно - и не особо спешили вступать в исконное сообщество Русь что-то... В политическом смысле, конечно. Последний независимый союз племён оставался.

Во втором походе на вятичей Рюриковичу, точнее Игоревичу, сыну Хельги внуку Урманы - удалось внезапным ударом своей супердружины разбить их наспех, возможно - собранное войско. А заодно и разграбить столицу хазар, оставленную незащищённой. Войска хазар ждали его далеко в степях, но так и не дождались))

Можно сказать - москали попёрли с Киева на свободолюбивых вятичей, на северограничных землях которых и выросла позже Москва))

"Иду на Вы!" по летописям, а на практике - отличный хитрый стратег. А каганат здравствовал, в принципе, после этой великой победы Руси над Хазарией ещё сколько там лет, сотню или две - не вникал. Потом пал, разодранный внутренними распрями, он и сам был уже осколком громадного Тюркского каганата. Который распался задолго до Чингизидов и их империи.

Так что с корнями "од" тоже никаких проблем, если для версий надо)
Перейти в начало страницы
udoev256
3 января 2017 20:28
Сообщение #10

Сообщений: 50
Регистрация: 28.10.2016
sb_,
Корень "од" всё-таки монгольский, а не тюркский. В тюркских языках с этим корнем как раз проблема.
А если серьёзнее, вы не совсем поняли контекст моего поста. Я-то как раз монгольские, тюркские и пр. версии происхождения названия всерьёз не рассматриваю. Не исторично. Мало ли в каких языках есть схожие слова и названия. Например, вряд ли кто будет сопоставлять Чичен-ицу и Чечню. Хотя, конечно, возможно, энтузиасты найдутся.
Перейти в начало страницы
sb_
3 января 2017 22:43
Сообщение #11

Сообщений: 4294
Регистрация: 2.02.2014
Цитата: udoev256
Чичен-ицу и Чечню. Хотя, конечно, возможно, энтузиасты найдутся.
короткий поиск дал неожиданный побочный эффект. Баш и Башиху помните?!
Баш. Так называлось урочище, расположенное на южной окраине Грозного, на Сунженском хребте.
что имеется в виду под урочищем здесь? Но если урочище и там и тут - то кагбэ...

Чичен-Ица = устье колодца племени Ица. Чечен - Чечен (Чачан, Шашан) из тюркского - красноречивый, дипломат, человек. Устье, уста ai da

Хотя они сами ночхи, а сасан-шашан-чечен - заимствованное что ли русскими у кого-то тоже из горцев, и распространённое на других.

Цитата: udoev256
Не исторично.
da главное чтобы не истерично))
Перейти в начало страницы
udoev256
4 января 2017 00:20
Сообщение #12

Сообщений: 50
Регистрация: 28.10.2016
Уро́чище — в широком смысле, народное название любого географического объекта или ориентира, о котором договорились («уреклись») люди. Урочищем может стать любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности.
Перейти в начало страницы


Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера