Перуница

Приветствуем вас на форуме сайта Перуница!



 

Славянская мифология. О Чернобоге и Белобоге, Добре и Зле..

ЛеснаЯ
31 октября 2011 21:31
Сообщение #1

Сообщений: 980
Регистрация: 10.09.2011
О Чернобоге и Белобоге от волхва Велеслава

Белобог и Чернобог - две ипостаси Рода Вседержителя, непосредственно связанные с Проявленным Миром, его созданием, обустройством, поддержанием и разрушением. Белобог и Чернобог не есть "Свет" и "Тьма" в антропоморфном понимании смысла этих слов, то есть - Белобог и Чернобог не исчерпываются дуальностью "хороший"\"плохой". Скорее, их можно уподобить дню и ночи, сменяющие друг друга в естественном ритме. Белобог покровительствует Яви - Миру Дневному, Солнечному - Миру Живых. Чернобог покровительствует Нави - Миру Ночному, Подземному - Миру Мертвых. Но, подобно тому как смерть не есть "зло", так для живущего в гармонии с Миром и по Законам Прави (распространяющимися и на Явь, и на Навь), Чернобог не есть некий "злой бог".
Начало процессу Сотворения положил именно Чернобог, выронив из своего клюва ком земли и после нырнув за ним в безбрежный Море-Окиян Хаоса. То есть, Чернобог свершил первое действие (динамика ), тогда как Белобог оставался статичен. Это характеризует архетип Чернобога как активное и динамическое начало, символизируещее Изменение. При этом, что также важно, данный миф описывает не просто "творение" (Мира), а именно "СОтворение" - уже в самом этом слове выражено именно СОтворчество двух сил - Белобога и Чернобога, которые объединяются в образе Единого Первобога Рода.
Ссылка на источник

Мне интересно, существует ли миф о Чернобоге и Белобоге? Насколько данная авторская интерпретация соответствует истотным образам?


--------------------
Хочешь изменить Мир? - начни с себя***
Традиция - это не собирание пепла, а сохранение огня (с)
Перейти в начало страницы
Вольх
31 октября 2011 22:28
Сообщение #2

Сообщений: 520
Регистрация: 18.06.2011
Цитата: ЛеснаЯ
Насколько данная авторская интерпретация соответствует истотным образам?

На 40 первых слов.... :da:

--------------------
"...Идите в миры многия, познавая их, ибо в том Сила ваша есть..."
Перейти в начало страницы
ЛеснаЯ
31 октября 2011 22:43
Сообщение #3

Сообщений: 980
Регистрация: 10.09.2011
Я приблизительно так и думала. Но хотелось бы получить более развёрнутый ответ. Мне интересен миф о них, его истотные образы. Заранее благодарю.

А ещё мне интересно докопаться до языческих образов Витязя и Змея. Одно из символических значений его - это победа руссов над "китайским Драконом", насколько мне известно.

Славянская мифология


А вот ещё какой мне попался. (Это новогородская иконопись, 14 в.) Такая интерпретация явно христианская, не так ли?

Славянская мифология


--------------------
Хочешь изменить Мир? - начни с себя***
Традиция - это не собирание пепла, а сохранение огня (с)
Перейти в начало страницы
Вольх
31 октября 2011 23:36
Сообщение #4

Сообщений: 520
Регистрация: 18.06.2011
Цитата: ЛеснаЯ
Мне интересен миф о них, его истотные образы.

Миф? ББ и ЧБ - не боги. Это условности, Образы понятий. В сказах они выступают в Образах птиц. Белого и чёрного лебедя или лебедя и коршуна или сокола и вОрона, но мне не ведомы мифы именно про них. Это ведь всего лишь понятия. Белый лебедь побеждает чёрного на заре и чёрный лебедь побеждает белого на закате, как день побеждает ночь и наоборот. Белобог и Чернобог - лишь Образы вечной борьбы Света и Тьмы, борьбы, но не войны. В этой борьбе не может быть победителя, ибо не возможно то. Вечный день настолько же смертелен для жизни, как и вечная ночь....
Это только религиозники искуственно разделили Свет от Тьмы, да ещё и перевернули их с ног не голову....

А вот Перуне Образ весьма сильно изменён. Смотрю, его уже и в ОРДЕНСКИЕ латы принарядили. Масоном чего-то вдруг стал. Недоброе дело затеяли, ох чует моё сердце, долбанёт их за то крепко....

--------------------
"...Идите в миры многия, познавая их, ибо в том Сила ваша есть..."
Перейти в начало страницы
волхва Пятница
1 ноября 2011 10:32
Сообщение #5

Сообщений: 499
Регистрация: 16.02.2011
Не уверена в правильном понимании слова "истотный", но если "первоначальный", то пост Велеслава базируется на немногочисленных фольклорных текстах (славянских и финоугорских) о сотворении Мира: утка, уронив (достав) комочек почвы в (из) море (я), положила начало Земле. На мой взгляд, интуиция Велеслава не подвела, и его личное вИдение вопроса, лучшее из многочисленных современных интерпретаций этой темы.

--------------------
Каждому волхву вольно по-своему волховать.
Перейти в начало страницы
ЛеснаЯ
2 ноября 2011 22:36
Сообщение #6

Сообщений: 980
Регистрация: 10.09.2011
В развитие темы

Насколько я поняла из своих изысканий и представленных здесь постов от умудрённых знанием (Вольха и Пятницы), - Чернобог - это своего рода универсалия, как и Белбог, - и оба они Правь поддерживают. А вот Кащей Безсмертный - это один из проявленных ликов Чернобога. Но эти мифологические персонажи (Чернобог и Кащей) не идентичны друг другу. Ну, а индивидуальные особености Кащея всем хорошо известны по русским сказкам.

Таким образом, Зло - это нарушение равновесия между перунящимися друг с другом Белбогом и Чернобогом.

Славянская мифология


А вот какой мифологический сюжет о победе над Кощеем мне попался из "Веды Славян" Верковича С.И. ( Насколько этот источник заслуживает доверия, - не знаю. Но миф мне показался интересным. Корни его сохранились в болгарской устной традиции).

«В тёмном царстве хмурые тучи, воронья кружатся стаи. Там Кощей Бессмертный лютует, собирает колдунов - ведьм, всех служителей Чернобога. И сошлись Моргает и Маргана, прилетела Чёрная Кали, и Мазата - сестрица Мага, и пришла старуха Мора-Юда, Соползались сюда и змеи: приползла змея Пераскея. Вместе с нею Сурова Ламья, чёрный Аист вместе с Драконом. Волкодлаки пришли, вурдулаки. Собирались они соезжалися, стали думать, как погубить им Коляду - Крышеня, молодого Бога, И сказал старухе Море-Юде чёрный князь Кощеюшка Виевич: «Обернись молодою девой, полетика в Ирий, Изведи молодого Бога! Его кости пусть станут прахом, пусть развеет их чёрный ветер»! Тут Мора-Юда разлютовалась и слила вино в злату чашу, и в ту чашу подлила яду. То отрава лютая сердцу, то смерть чёрная скоротечная... Прилетела в Ирий Мора-Юда и на трапезе с чашей встала.
И спросили волхвы у ведьмы: «Ты зачем пришла, Мора-Юда»? Я пришла, принесла вина молодому Сыну Даждьбога, Пусть он выпьет вино из чаши! Отвечали ей колежане: Коляда, наш Бог, молоденек! Пить вино Ему рановато. Грудь в вино обмакни, Мора-Юда, дайка грудь молодому Богу! Грудь в вино обмакнула ведьма и взяла на рученьки Бога, поднесла ему грудь с отравой. Коляда к груди приложился, молоко он пил вместе с ядом. С ядом высосал жизнь Моры-Юды. Сотряслися Земля и Небо, только ведьма, ставши старухой, испустив предсмертный крик, упала, ноги раскинув и клыкастую пасть раскрыв. Ужаснулись все колежане, видя тело старухи Моры-Юды, Её зубы - чёрные скалы, её ноздри - пещеры в скалах, её груди - холмы, а волосья - кусты, а глаза - слепые колодцы, ее бёдра - два горных кряжа, её руки - мосты над бездной, а живот - иссохшее море.
Бога тут Заря подхватила. Хоре низверг на Землю Мору-Юду - содрогнулось царство Кощея. И тогда из Тёмного царства чёрный Аист к Сварге поднялся. Был велик и страшен тот Аист, свет закрыл своими крылами. Налетел на Божича Аист, клюв раскрыл и в миг проглотил, И померкло светлое Солнце, расплескалось синее море, содрогнулись высокие горы. Вдруг почувствовал Аист жженье. Тут же выплюнул Коляду - Крышеня и попробовал заклевать. И тут Сын Дажьбога, схвативши за клюв Аиста, разорвал его, как травиночку рвёт ребёнок.
Рассердился Кощей Бессмертный, разошёлся-разлютовался напустил на Ирий Дракона. Прилетел Дракон и разинул пасть. По земле влачил он одной губой, облаков касался второю. Его челюсти - словно ущелья, зубы - будто вершины гор, был язык Дракона дорогой, а дыхание - ураганом. И пошли по этой дороге в пасть Дракона все колежане, а за ними двинулся Божич. Коляда-Крышень вошёл во драконью пасть - тут же стал расти, по дыматься. Выше гор поднялся высоких, выше облаков поднебесных, И душил Сын Божий Аракона, разрывал его он на части. И Дракон не выдержав, лопнул.
Посрамлен был Чёрный Кощей Колядою, Сыном Дажьбога! И отныне Бог Коляда-Крышень по сырой Земле - Матушке ходит, золотую одежду носит. Он от града идёт до града, от села - к селу огнищанскому. Вместе с братом ходит Овсенем и читает Звёздную Книгу. И тогда с мужами святыми светлый мир нисходит на Землю».

--------------------
Хочешь изменить Мир? - начни с себя***
Традиция - это не собирание пепла, а сохранение огня (с)
Перейти в начало страницы
ЛеснаЯ
5 ноября 2011 20:18
Сообщение #7

Сообщений: 980
Регистрация: 10.09.2011
Кащей Безсмертный

Кащей (Кощей) Безсмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым. Связан со Стихией Воды:вода сообщает Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.

Смерть Кощея спрятана на острове Буяне (по некоторым толкованиям, это остров Рюген), на котором растёт дуб, на дубе висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Если сломать эту иглу, то Кощей умрёт. Существует также версия, согласно которой Кощей принимает смерть от своего волшебного коня. В народной сказке о Марье Моревне Кощей принимает смерть от коня: «Иван откормил жеребёнка на зеленых лугах и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру». Хотя, возможно, смерть от коня представляет собой более раннюю версию.

Дочерью Кощея выступает Василиса Премудрая (она же Царевна-Лягушка), в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь.

Так же во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывший в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями. Русские народные сказки издавались в пересказах известных писателей: Пушкин, Толстой, Афанасьев, Булатов и т. д., но стоит помнить о том что это народные сказки и ссылаться стоит не только на сказки о «Марье Маревне» и «Царевне лягушке», но так же и на другие предания. Так в частности в некоторых русских народных сказках Кощей является не только чародеем, колдуном, но и военачальником, который пришёл жечь русские города. Сказаний про Кощея очень много и во всех них он является абсолютным злом и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему разбивают голову, его жгут т. п.

Любопытен образ Кощея-богатыря, есть такая редкая сказка, так и называется "Про Кощея-богатыря". Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена, в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан князьями и потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города, когда он завоевал все города, о которых он знал и объединил их под своим царством. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь.

Кощей Безсмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже безсмертие.

Славянская мифология

И. Билибин "Кощей Безсмертный"


Происхождение слова «кощей»

Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя. Это слово, по наиболее распространённой этимологии, от тюркского košči «невольник», которое, в свою очередь, образовано от koš «лагерь, стоянка» (в древнерусском «кошь» — стан, обоз; в украинском языке «кіш» означает стан, поселение, а «кошевой» — старшина, начальник коша, а соответственно — и хранитель общей казны коша (отсюда и рассказы о богатстве Кощея — «царь Кощей над златом чахнет» — А. С. Пушкин). В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан); впрочем, А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от костить 'бранить'.

Мифологический архетип Кощея

Сюжет о Кощее Безсмертном восходит к мифологическому мотиву о Змее, хтоническому существу, хранителю Мирового яйца. Первый культурный герой убивает Змея. Смерть Змея значит конец первозданному хаосу и начало организованного космоса. Пока Змей жив, космос находится до времени в свёрнутом виде в яйце, подобно зародышу. Отголоском таких мифологических представлений можно встретить в тексте, записанном Пушкиным, А. С., где Царь Кощей Безсмертный не хотел выдавать свою дочь замуж, пока сам будет жить. Дочь желает смерти Кощея. Выпытывает у него о местонахождении кощеевой смерти. После ряда вопросов и ответов, дочь Кощея Бессмертного узнаёт о месте, где спрятана смерть. Местонахождение яйца со смертью Кощея в сундуке на дубе и в утке, лишний раз доказывает, что архетип Кощея является Змей связанный с Мировым древом, у которого находится Мировое яйцо, снесёное уткой.

по материалам в интернете

--------------------
Хочешь изменить Мир? - начни с себя***
Традиция - это не собирание пепла, а сохранение огня (с)
Перейти в начало страницы
Вольх
5 ноября 2011 21:41
Сообщение #8

Сообщений: 520
Регистрация: 18.06.2011
ЛеснаЯ,
Коли интересно мнение моё, то писали это не так давно и те, кто вовсе дохристианских повед не знал. Это-ж как всё перекручено, аж ярь забирае! И не лень же стока букав рисовать-то было....
Повеселил особо Харя-Кришна, упс, Коляда-Крышень (это-ж надо было совместить невпихуемое), а он ещё и сын Дажьбога(!!!). И вовсе ерунда, что Коляде лет поболя малость.... всего-то миллиардика на полтора... самая малость, чего там....
КАЩЕЙ и КОЩЕЙ - совершенно разные не просто Сущности, а и понятия. Кащей - предводитель Драконов, а Кощей - хранитель славянской мудрости. Пока люди не научаться различать эти понятия - не будет понимания причин и следствий того, что именно сейчас в Яви происходит....
Нет ничего в статье этой от дохристианского славянства. Коли Здравомыслие есть, не верьте мороку, люди....
Чую руку :jew: народца. Крепко набитую лапу фальсификаторов со стажем, да морок тварителей...

--------------------
"...Идите в миры многия, познавая их, ибо в том Сила ваша есть..."
Перейти в начало страницы
ЛеснаЯ
5 ноября 2011 21:47
Сообщение #9

Сообщений: 980
Регистрация: 10.09.2011
Вольх, посему и размещаю эти материалы, что без Вас - лично мне - не отличить пока Истину ото лжи. Не обезсудьте уж... Сама чую, что не всюду гладко. Русские народные сказки - не источник, - много там переврано. Ну, не молчать же при этом. За внимание и ответ, - благодарствую!

И не лень же стока букав рисовать-то было...
Мне - нет, а шо: скопировала, - и вставила. А вот парням этим, завиралам (сей "источник" писавшим), видимо, был резон, почто и Лень-матушку позабыли вовсе.

О Кощее как хранителе славянской мудрости неведомо мне. Можно ли получить более развернутый ответ на эту тему?

--------------------
Хочешь изменить Мир? - начни с себя***
Традиция - это не собирание пепла, а сохранение огня (с)
Перейти в начало страницы
Вольх
5 ноября 2011 22:47
Сообщение #10

Сообщений: 520
Регистрация: 18.06.2011
Цитата: ЛеснаЯ
О Кощее как хранителе славянской мудрости неведомо мне. Можно ли получить более развернутый ответ на эту тему?

О, боги!
То поВеда надолго будет. Давай завтра....

--------------------
"...Идите в миры многия, познавая их, ибо в том Сила ваша есть..."
Перейти в начало страницы


Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера