Поиск | Последние сообщения | RSS

Кродирование и Культ Предков. Традиция и современность

ЛеснаЯ
5 ноября 2011 20:57
Сообщение #1

Сообщений: 980
Регистрация: 10.09.2011
Делать ссылок на источники не буду, поскольку информация надёргана отовсюду, понемногу и в разное время. Есть фактологические ошибки , - правьте. Уж христианство постаралось наложить свой отпечаток и здесь.
_____________________________

В Славянской традиции похорон существовало Кродирование. Ритуал Кродирования — это процедура, при которой на окраине леса из бревен и сухой соломы собиралась “Крода” (постамент из бревен высотой от 2-х до 5-ти метров). На Кроду возлагали тело умершего и поджигали. В момент горения вокруг водили хороводы, призывали в Богам и предкам с просьбами принять Душу в мир Правный, в Мир Богов и Первопредков. Взывали к Богине Смерти Маре и Богине Карне, которые провожали умершего в последний путь.

Такая Крода способна сжечь дотла все, включая и кости. Пепел рассеивали по ветру, передавая его в лоно священного ветра Свентовида, тем самым, ускоряя путь души от Мира Срединного (нашего) в Мир Верхний. А для памяти ставили на капище семейном, или в изгородь у дома столб-изваяние с ликом умершего, ибо теперь он как хранитель рода, будет охранять ныне живущих. В случае, если кости не сгорели полностью, их уже можно закопать в землю, души в ней уже нет, ибо она взошла вместе с дымом костра в небо. Кости после этого собирали и особым образом хоронили. А чаще всего – брали землю с пепелища и почитали её как память об умерших, схоронив на погосте.

Смерть не была чем-то траурным, а придавали огню умерших с чувством радости и счастья, за того, кто восходит вверх по ступеням своего развития. Славяне считали, что смерть прекрасна, ибо сам смысл смерти состоит в переходе в Вышний Мир Богов.

Славянский Культ Предков включал в себя поминальные дни, обряды поминовения, ритуалы проводов в иной мир и встреч душ предков.

Согласно славянским канонам, 1 марта были празднования в честь мёртвых, а посвящены они были богине Зимы и Смерти – Морене. Проводился обряд на рассвете, и назывался он «тризна». Вначале сжигали чучело суровой богини, что символизировало уход зимы и возрождение природы, то есть победу жизни над смертью. Как ни странным может показаться в наше время, но это был самый настоящий пир, но – в честь усопших! Древние славяне-язычники приносили на могилы еду-питьё, крашеные яйца, и, конечно же, причитали по дорогим ушедшим людям, вспоминали их добрыми словами, просили охранять живых. Поминовения были приурочены и к Масленице, и к другим славянским торжествам.

Остановимся на самом ярком поминальном обряде – «Дедах». Русскими он почти забыт, но его помнят и отмечают в Украине и Белоруссии и по сей день. До введения христианства этот обряд проводился на протяжении 10-14 дней, но главное поминовение всегда должно приходиться на субботу. Позже он изменил своё первоначальное название и стал называться «родительские субботы». Если обратить внимание на название, то можно подумать, что чествовали только усопших мужчин. Однако это не так: были и «Бабы», проводившиеся в пятницу, и «Дети» - в четверг. В эти дни было принято нести на могилу обязательно горячую пищу – считалось, что души насыщаются паром и запахом аппетитной еды. На импровизированном столе раскладывали приборы в большем количестве, чем для собравшихся – остальные были для предков.

Начинался обряд в сумеречное время, при зажжённых свечах, а в некоторых районах – и при кострах. Перед началом трапезы всех умерших выкликали поимённо, после чего полагалось некоторое время помолчать, отойдя в сторонку. Но основное празднество проводилось дома, после посещения погоста. А начиналось оно с того, что глава семейства торжественно приглашал усопших к столу примерно такими словами: «Святые Деды, идите к нам! Ешьте то, что Бог послал».

Конечно, не обходилось без напитков – это были, в основном, хмельной мёд или бражка. В некоторых местностях часть алкоголя выливали за окно или под стол, – таким образом, потчевали ушедших. То же самое относилось и к продуктам – иногда вставляли ложку в миску с едой и оставляли всё на подоконнике или во дворе. Недоеденное также оставляли на ночь – а вдруг душа захочет ночью поесть - или просто клали остатки пищи под любое дерево.

«Деды» проходили в строгой, приличествующей случаю обстановке. Никаких песен, частых отлучек, тем более, баек. Ножи отсутствовали, впрочем, как и вилки. Прекрасно понимая, что мир мёртвых и мир живых разделены непроницаемой стеной, хозяева не позволяли, при всём уважении к усопшим, им надолго задерживаться в доме. Провожали «гостей» особым ритуалом, огнём и водой запечатывая вход.

В эти поминальные дни нельзя было выполнять работы по хозяйству, исключение составляло лишь приготовление пищи. Особый запрет накладывался на действия, связанные с шитьём, а также на интимную жизнь. Считалось, что ребёнок, зачатый в эти дни, будет страдать разного рода патологиями. Не допускалось в период повсеместных поминок и вступление в брак. По мнению предков, все эти действия тревожат души мёртвых, не давая возможности защищать оставшихся на земле.

__________________
В больше степени мне интересны эти традиции в современном преломлении. И первый вопрос: от властей нагоняя и санкций не будет за кродирование родственников?

И ещё: насколько важно соблюдать обряды, не пропускать празднества (Радогощь, Деды, к примеру), посвящённые предкам? Как я могу судить, если человек (муж и жена) родил детей, заботится, воспитывает их, - это самое дорогое и важное, что он может принести в качестве «требы» Роду. Пожалуй, и вообще единственное. Тогда что такое «обрядовость»? Своего рода творчество? Индивидуальное творчество, которое стало общей традицией (внешней формой), своего рода одёжей, костюмом на карнавале, в мистерии? Но это ведь не суть. В такой одёже душевно и весело можно провести время с сородичами, но если нет содержания (духовная суть), - т.е. семьи своей, - то получается мыльный пузырь. Для себя я развожу понятия "духовной традиции" и "душевной обрядовости". Истина, наверное, в том, чтобы объединить одно с другим.






--------------------
Хочешь изменить Мир? - начни с себя***
Традиция - это не собирание пепла, а сохранение огня (с)
Stanislaw
5 ноября 2011 21:44
Сообщение #2

Сообщений: 830
Регистрация: 25.01.2011
Цитата: ЛеснаЯ
Остановимся на самом ярком поминальном обряде
Дзяды в Беларуси отмечают несколько раз в году, главные - весной (перед масленницей) и осенью. Сейчас дзяды также связывают и с Радаўніцай, кстати этот праздник (да, всётаки "Свята" лучше звучит) сохранился только в Беларуси, где является наиболее почитаемым из всех, связанных с Предками. Попы активно из года в год вмешиваются в проведение его, обзывая "истинно христианским", а такой элемент свята как катание крашенных яиц по могиле, раскладывание еды на рушниках, застеленных на могиле - языческими пережитками. Ну, люди не особо ведутся - память Предков, видимо, сильнее. Хотя "стол" на могиле не накрывают да водки всё больше "кушают"...

Цитата: ЛеснаЯ
глава семейства торжественно приглашал усопших к столу примерно такими словами:

Сьвятыя Дзяды, просім за пачэсны стол! (пачэсны - почётный)
Димма
13 июня 2019 18:33
Сообщение #3

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: ЛеснаЯ
В Славянской традиции похорон существовало Кродирование.



Археологами установлено, что у разных славянских племен были абсолютно разные похоронные обряды.
Разные обряды- следствие разных религий. Единого обряда не было для Пскова, Киева и полабских славян.
НОРАЯНА
13 июня 2019 22:24
Сообщение #4

Сообщений: 1017
Регистрация: 30.10.2011
Цитата: ЛеснаЯ
». Вначале сжигали чучело суровой богини,


Так и хочется сказать, что сами вы чучело, ну вы хоть посмотрите, что такое чучело, ё маё.
Сжигали сделанный своими руками Образ Марёны, ну чистый сатанинский обряд. Вообще то на проводы Марёны на костёр возлагался символ её, за зиму изношенного покрова, т.е шубы, накидки ит.д., а в замен, в знак благодарности на требный уже огонь возлагался новый образ, символ покрова, который можно самому сшить, купить и вышить руны Марёны, это так, кратенько.

--------------------
Мудрость измеряется Любовью.
Мне на своем стоять твердо, крепко, ничего не бояться.
Вкорень
13 июня 2019 22:25
Сообщение #5

Сообщений: 1850
Регистрация: 10.05.2018
Димма,

Прикинь, разные похоронные обряды - следствие разных уровней развития тех или иных человеческих сообществ, разности среды, а значит, и возможностей (и потребностей) условий их выживания уже в те времена, когда никаких религий не было.))))

Нуууу, сам посуди, на каком костре можно было сжигать своих покойников там, где никаких "дров" для этого. На костер для приготовления пищи и согреться (в степи ночами сааавсем не жарко бывает, однако, слыхал, чай? А, можа, и не понаслышке знаешь? da ) и то... как-нибудь...

Мне интересно: как думаешь, когда тот или иной народ "в поход ломанулся" в поисках лучшей доли, это как-то влияло на его самооценку, самосознание, самоосознание, самоназвание и само пере именование, наконец, или как? ai Если как, то как? bm

--------------------
По пути поиска Пути не сбиться бы с Пути
НОРАЯНА
13 июня 2019 22:50
Сообщение #6

Сообщений: 1017
Регистрация: 30.10.2011
Цитата: ЛеснаЯ
И первый вопрос: от властей нагоняя и санкций не будет за кродирование родственников?


Так ипо ныне существует " Обряд отпускания Живы" после 9 дней. И никаких притеснений, можно и без кроды и уж точно без попов.

--------------------
Мудрость измеряется Любовью.
Мне на своем стоять твердо, крепко, ничего не бояться.
Димма
13 июня 2019 22:56
Сообщение #7

Сообщений: 1567
Регистрация: 12.06.2019
Цитата: Вкорень
Прикинь, разные похоронные обряды - следствие разных уровней развития тех или иных человеческих сообществ, разности среды, а значит, и возможностей (и потребностей) условий их выживания уже в те времена, когда никаких религий не было.))))


Да, конечно. )) Тем не менее, когда на Руси утвердилось православие, то и обряд похоронный тоже стал справляться по единому христианскому стандарту, от Белого моря и до Чёрного. ))
А до этого что было: в Псковской области была языческая культура псковских длинных курганов 5-11 вв.. А на Правобережной Украине - Лука-Райковецкая культура 7-10вв., там поначалу хоронили в бескурганных могильниках.. ))
********************************************************
Цитата: Вкорень
Мне интересно: как думаешь, когда тот или иной народ "в поход ломанулся" в поисках лучшей доли, это как-то влияло на его самооценку, самосознание, самоосознание, самоназвание и само пере именование, наконец, или как? Если как, то как?


Конечно, влияло. ) Одни народности мигрировали морем (как предки кривичей), а другие- сушей (предки древлян и вятичей). Моряки считали себя более "развитой" цивилизацией, чем сухопутные, также, антагонизм был между земледельческими и скотоводческими племенами, каждое племя считало свою жизнь лучше, а также свою религию. )) Появлялась и военная гордыня у тех народов, кому удалось больше успехов долбиться в ратном деле. )