Перуница

Приветствуем вас на форуме сайта Перуница!



 

Воздвиженье

Stanislaw
27 сентября 2012 22:22
Сообщение #1

Сообщений: 830
Регистрация: 25.01.2011
27 сентября - Воздвиженье, Здвиженье, Ставров день, Закрытие земли (бел.). Змеи и птицы отправляются в Вырай (Вырий, Ирий).
Вся природа в этот день готовится к долгой зиме. На Здвиженье нельзя ходить в лес, дабы не мешать лесным жителям - ни животным, ни Лешему.
На Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как тогда ужи в вирий идут.
Воздвиженье
По народным повериям, на Воздвиженье гады и другие пресмыкающиеся животные сползаются в одно место, под землю, к своей матери. И там им является легендарный Алатырь-камень — отец всем камням, который они лижут до тех пор, пока не излижут весь. Под землей и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле.
На Воздвиженье змеи и гады прячутся по домам, поэтому все двери надо держать закрытыми, чтобы они случайно не попали в дом.
На Воздвиженье, если змея ужалит кого-либо, то ей не уползти, так как в наказание она остается мерзнуть в зимнюю стужу, в холодные дни.

Вырий находится где-то там за морем, недалеко от центра мира.
Находится этот центр где-то далеко, но дорога к нему хорошо известна. Из хаты во двор, со двора в поле. Через поле, реку, через лес и горы, к синему морю. Средь синего моря – остров. На нем камень. На том камне растет Дуб. Вот здесь и находится центр мира.
Мировое древо не только скрепляет и поддерживает три части мира, по его стволу и ветвям герои могут попасть на Небо, а через дупло спуститься в Подземный мир.
Обитает в центре мира Князь змей, внешним видом похожий на большую змею.
Змеиный князь имеет жену, детей и много змей-слуг. Белорусы считали, что сам Князь змей добрый и хорошо относится к людям. Но его подчиненные – злые и несут вред как людям, так и домашним животным. Люди через заговоры обращались к Князю с просьбами: помочь больным животным или человеку, успокоить своих змей, чтобы не жалили людей и скот. Если это не помогало, угрожали усмирить змей-слуг и даже его самого с помощью Богов. Грозились сжечь его дом, послать на него молнию, гром небесный.
Вырий – пространство, куда отлетают души умерших людей. Но не каждая душа попадает в Вырай, а только та, которую отметят Боги Неба. Там души людские продолжают жить, не ведая страданий и горя. Вырий – страна вечного света и тепла, прекрасных садов и животных. Люди при жизни туда проникнуть не могут. В этой жизни Вырий доступен только птицам и змеям.
Когда ужи ползут в Вырай, то каждую травинку, пенек, дерево обнюхают. Если и человек сразу же понюхает это же растение, то превратится в ужа и с ними вместе уйдет.
Воздвиженье
Хозяин всех ужей – Ужиный князь. Он всегда ползет впереди своих подопечных, показывая им дорогу. Ужиный князь значительно больше остальных ужей, с блестящими глазами, может ходить на хвосте стоймя. Нет ему равного среди ужей: все они его дети и подданные. Если уж свистнет он, то свист его слышен по всей Беларуси.
Узнать князя ужей можно по золотой короне на голове.
Воздвиженье
Можно попробовать получить эту корону. Для этого надо пойти на Лосиную гору осенью, когда ужи собираются в Вырай. Путь к Лосиной горе тяжел, много страхов и искушений ожидает человека. Главное, ничего не бояться и ничему не удивляться, иначе не дойдешь до места. На гору надо прийти до утра. Приметив князя ужей, нужно расстелить перед ним скатерть иди полотенце, стать на колени и низко поклониться. Сбросит князь корону на полотенце и уйдет со своими подданными в Вырай. Владельцу ужиной короны всегда будет везти на охоте; ему будет помогать огромный таинственный черный пес. Кроме того, владельцу короны станут известны все сокровища, перед ним будут открываться все двери и запоры, он сможет понимать язык зверей и птиц...
Перейти в начало страницы
ВЕЛИМУДР
28 сентября 2012 08:20
Сообщение #2

Сообщений: 443
Регистрация: 30.04.2012
Здравия Друже. По моему эта тема могла бы быть в Славянских Праздниках :oppa:

--------------------
«(С)ПАСИ нас БОг» – мольба овец дрожащих,
Бредущих на закланье к алтарю…

РУС гордый чтит дела Добро творящих
И отВЕЧаЕт на Добро - Благо Дарю!
Перейти в начало страницы
Elol
28 сентября 2012 09:18
Сообщение #3

Сообщений: 2374
Регистрация: 4.09.2011
Цитата: ВЕЛИМУДР
По моему эта тема могла бы быть в Славянских Праздниках

согласна,
переношу

--------------------
Ложь убаюкивает.
Правда пробуждает.
Перейти в начало страницы
Stanislaw
28 сентября 2012 16:55
Сообщение #4

Сообщений: 830
Регистрация: 25.01.2011
Здравия.
А я тему ищу, найти не могу. :da:
Немного дополню информацию первого поста.
Вначале про центр мира, что находится (как все конечно же знают :da: ) на острове среди синего моря. Что за остров? Вот что можно найти в книге Александра Николаевича Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу":
Народные заговоры, сохранившие так много древнейших поэтических выражений, знают мифический алатырь-камень и ставят его в тесной, неразрывной связи с Буяном-островом. Принимая в соображение объясненное нами значение этого острова и общеарийское представление солнца драгоценным, огненным камнем, мы убеждаемся, что алатырь-камень есть, собственно, метафора ясного весеннего солнца. Лежит он на океане-море или на острове Буяне, и обозначается постоянным эпитетом бел-горюч, т. е. плавает по воздушному океану-небу, и хранится в райской области, в царстве вечного лета; эпитет «бел-горюч» заменяется иногда выражением: кип-камень (от глагола кипеть). На этом камне восседает красная дева Зоря: «на море = на окиане, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень алатырь; на том камне сидит красная девица» и зашивает раны кровавые. О розовой пелене Зори, расстилая которую богиня утра просветляет мир и призывает его к жизни, заговор выражается: «твоя фата крепка, как горюч камень-алатырь»; о самом же алатыре сказано: «под тем камнем сокрыта сила могучая, и силы конца нет». Именем этого камня скрепляется чародейное слово заклинателя: «кто камень-алатырь изгложет (дело — трудное, немыслимое), тот мой заговор превозможет». Весьма вероятно, что с этим уподоблением солнца белому, горючему камню уже в глубокой древности сливалось общераспространенное представление грозового облака скалою или камнем. Такое слияние тем легче могло совершиться, что богиня утренняя Зоря и богиня-громовница олицетворялись в едином образе, что дневной свет и роса, приносимые первою, сближались с весенним просветле¬нием неба и дождями, даруемыми второю. В приложении к камню-облаку эпитет «бел-горюч» мог указывать с одной стороны на заключенное внутри этого камня грозовое пламя, а с другой — на белоснежные и розовые цвета, какими окрашивают облака яркие лучи весеннего солнца. С возвратом весны пробуждается бог-громовник и, ударяя своею палицей по камню-туче, высекает из него молниеносные искры, разводит пожигающее пламя грозы и заваривает чудодейственный напиток живой воды (дождя); то же пламя добывает он и трением своей палицы о солнцево колесо. Вот почему на алатыре-камне пребывает не только богиня Лада, в христианской замене ее Богородицею, чествуемой в народе прозваниями громницы и огненной Марии, но и сам Перун, подставляемый обыкновенно Ильею-громовником, и его спутники — духи весенних гроз, под именем божьего воинства или небесных сил (святых угодников и ангелов). Приведем свидетельства народных заговоров:
«встану я, раб божий, благословясь, пойду перекрестясь... под восточную сторону к окияну-морю, на свят божий остров; на этом острове лежит алатырь-камень, а на камени стоит Мати пречистая Богородица. Прошу и молю, пречистая Божия Матерь, усердно своими горькими слезами: заступи обо мне, рабе божьем, отгони злую лихомонку за тридевять земель».
— «Пойду под восточную сторону к окияну-морю; на окияне-море стоит божий остров, на том острове лежит бел-горюч камень алатр, а на камени святый пророк Илия с небесными ангелами. Молюся тебе, святый пророче божий Илия! пошли тридцать ангелов в златокованом платье, с луки и стрелы, да отбивают и отстреливают от имярека уроки и призоры и притки».
— «На море-окияне лежит бел-алатр-камень, а на камени сила небесная. Подойду я по¬ближе, поклонюсь пониже: силы небесные! пошлите свою помощь и силу на наш скот милый живот — в чистое поле, в зеленые луга, в темные леса». Подновление в христианском духе замечается не во всех заклятиях; в некоторых заговорах обращения делаются к неведомому стрельцу и красной девице Зоре, а не к Илье-пророку и Богородице: «в окиан-море есть алатырь-камень, на том камне стоит человек он стреляет по чисту полю, убивает всякие боли»; затем следует мольба, чтобы стрелец этот защитил своими стрелами от сглаза, недугов и очарования. Согласно с представлением облаков подвижными, ходячими камнями, народная загадка отличает алатырь от обыкновенных скал, твердо прикрепленных к земле, как бы коренящихся в ее утробе. «Что растет без корню?» — спрашивает загадка и отвечает: бел-горюч камень. Весьма знаменательно свидетельство стиха о голубиной книге, что из-под этого камня текут источники, дающие всему миру пропитание и целение, т. е. живая вода дождей, воскрешающая природу и дающая земле урожаи:
Белый латырь-камень всем камням отец.
Почему же ён всем камням отец?
— С-под камешка, с-под белаго латыря
Протекали реки, реки быстрый
По всей земле, по всей вселенную(-ной),
Всему миру на исцеление,
Всему миру на пропитание.


Теперь про Лосиную гору. Так как нахождение такой горы на территории Беларуси мне неизвестно, то можно предположить, что гора эта находится в Нави. В подтверждение этой гипотезы можно вспомнить мифологические представления белорусов и балтов о том, что после смерти человеку придётся карабкаться на высокую гладкую гору. Чем праведнее жил человек, тем быстрее он взлетает на гору, отъявленных же грешников у подножия съедает Дракон. Крестьяне верили, что если в течение жизни собирать обрезанные ногти, то после смерти они срастутся и помогут вскарабкаться на гору. Балты же ложили на погребальный костёр когтистые лапы животных. Интересен тот факт, что описание такого варианта посмертного перехода у белорусов существует параллельно с "классическим": переход через Калинов мост.
Почему Лосиная?.. Вспоминается тот факт, что архаичное название Полярной звезды - Лось, известно такое обозначение и у балтов. Полярная звезда входит в состав созвездия Малая Медведица. Гляньте на карту звёздного неба: какое созвездие находится ниже Малой Медведицы? Правильно, тот самый Дракон, что пожирает заблудшие души...

В белорусском языке "вверх - угору".
Перейти в начало страницы
Змей
28 сентября 2012 17:09
Сообщение #5

Сообщений: 93
Регистрация: 19.08.2011
Занятно, только на днях читал про такую "Лосиную гору"My Webpage
Перейти в начало страницы
Stanislaw
28 сентября 2012 19:16
Сообщение #6

Сообщений: 830
Регистрация: 25.01.2011
Цитата: Змей
Занятно, только на днях читал про такую "Лосиную гору"My Webpage

Вот в этой статье попытались проанализировать находку: Геоглиф «Лось Зюраткуля» Всё же находка несколько иного плана, но несомненно, что и этот геоглиф и миф о Лосиной горе - те осколки, что могут приоткрыть завесу тайны над мировоззрением предков. Осталось сложить эти и другие осколки. Будем ждать результатов раскопок (если они будут или будут опубликованы) в 2013 году. Интересная получится мозаика. Изторыки будут брызгать ядом и рвать на себе волосы... :es:

Небольшой нюансик вот по этому моменту (уточнил):
Цитата: Stanislaw
Балты же ложили на погребальный костёр когтистые лапы животных.

Это были медвежьи лапы. Символично.
Перейти в начало страницы


Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера