Поиск | Последние сообщения | RSS

Национальная религия Венесуэлы. Религиозный синкретизм в Венесуэле

Боримир
19 октября 2012 06:23
Сообщение #1

Сообщений: 4
Регистрация: 23.07.2012
До того, как я попал в Венесуэлу, у меня было представление о ней как о стране в общем католической, где ведут активную пропаганду различные протестантские секты и имеется некоторое количество последователей синкретических афро-христианских культов и местных индейских. И к своему удивлению обнаружил, что здесь существует, и широко распространена религия, о которой мне раньше слышать не приходилось - культ Марии Лионсы, (далее КМЛ , culto de Maria Lionza). КМЛ – замечательный образец не двоеверия даже, а скорее многоверия, и несмотря на некоторые внешние христианские атрибуты, в нем намного больше индейского и африканского язычества, чем христианства. Этот культ, возникший в штате Яракуй, стал известен с середины прошлого века. Наверняка он существовал и раньше, но известность и широкое распространение получил, когда жители штата в связи с экономическими причинами стали разъезжаться по всей Венесуэле. Его основа – верования жившего здесь раньше индейского племени нивар. Нивары давно исчезли как народ, постепенно растворившись среди испаноязычного населения, но свою религию, в отличие от языка, они потомкам передали. И сейчас она, правда в сильно измененном виде, все шире распространяется среди венесуэльцев.
Прежде всего, о том, кто такая Мария Лионса. Это Богиня природы, земли, плодородия, хранительница вод, лесов и животных. Нивары называли ее Яра, и одно из толкований названия штата Яракуй – «жилище Яры». Яра превратилась в Марию скорей всего во времена насильственного насаждения католицизма, когда индейцы продолжали почитать свою Богиню в образе одного из католических скульптурных изображений девы Марии. Но при этом всегда четко осознавалось, что Мария Лионса, и дева Мария, которая тоже занимает важное место в этом культе – это совершенно разные личности.
О происхождении Марии Лионсы существует не менее 20 разных легенд. В одних она – дочь индейского вождя, родившаяся, по предсказанию жрецов, с необычными для этой расы зелеными глазами, что предвещало большие несчастья в том случае, если она спустится к озеру, в котором обитал Властелин Вод – гигантская анаконда, и увидит в нем свое отражение. По недосмотру охранявших ее воинов она все же однажды спустилась к озеру, что произошло потом – здесь в разных вариантах легенды большие расхождения, от мистической связи между ней и Властелином Вод до проглачивания, но после этого анаконда стала быстро расти в размерах, вызвав большое наводнение, после чего лопнула, а дочь вождя стала богиней, и с тех пор живет на горе, которая называется Сорте. Эта гора – главный центр паломничества поклонников религии. Со стороны эта гора не представляет собой ничего особенного, мне доводилось несколько раз проезжать по трассе недалеко от нее, но побывать на самой горе пока не получается. Есть другая серия легенд, в которых Мария является метиской, дочерью испанца и индеанки, или даже имеет чисто европейское происхождение. Богиней она стала, когда сбежала из дома, не желая выходить замуж за выбранного ей отцом жениха, и укрылась на горе Сорте. Согласно верованиям, Богиню иногда можно увидеть на этой горе в виде обнаженной женщины, разъезжающей верхом на тапире. Первая статуя, изображающая Марию Лионсу именно в таком «непотребном» для христиан виде, была установлена в Каракасе в 50-е годы, сейчас ее копии есть в разных частях страны.
Мария Лионса – главная из «Трех Сил» (Tres Potencias), занимающих высшую ступень в этом культе. Две другие «Силы» являются историческими личностями. Это индейский вождь Гуакайпуро, погибший в борьбе с испанцами в период колонизации, и Фелипе, «Первый Негр», бывший раб, единственный чернокожий генерал в армии Симона Боливара, также погибший в сражении.
Пантеон этой религии делится на Духовные Дворы (Cortes Espirituales). Думаю, что немногие религии имеют такой гигантский и невероятно пестрый пантеон, который к тому же имеет тенденцию к постоянному увеличению. Боги, духи и люди, относящиеся к различным народам и эпохам, собраны в нем в совершенно немыслимом сочетании. Этот культ легко принимает Богов любых других религий в качестве своих, выделяя их в отдельные Духовные Дворы. Возникают и новые Дворы, состоящие в основном из людей, признанных святыми. К каждому из святых или Богов можно обратиться за помощью лично, перед его статуэткой, но лучше все же с помощью жреца- медиума, вступающего в прямой контакт с духом святого. Спиритизм, общение с духами играет огромную роль в этой религии. Особенность КМЛ – широкое использование табака и алкоголя в ритуальных целях, но надо отметить, что пьют и курят в Венесуэле гораздо меньше чем в России.

Всего Дворов около 50, я назову основные.
1. Небесный Двор, в который входит христианская Троица, дева Мария, ангелы и христианские святые. Этот Двор считается главным, и использование христианских молитв является обязательным при обращении к представителям любого другого Двора.
2. Индейский Двор Венесуэлы, возглавляемый Гуакайпуро, состоит из знаменитых индейских вождей, и других получивших известность аборигенов страны.
3. Черный Двор, во главе его, конечно, «Первый Негр», состоит из известных личностей черной расы, а так же из божеств афрохристианских религий кубинского происхождения сантерии и пало. Но признавая Богов этих культов, КМЛ отвергает некоторые их обычаи, а именно практикуемые в них жертвоприношения животных, и использование человеческих останков в ритуальных целях в культе пало.
4. Двор Освободителей, состоящий из героев войны за независимость, Боливара, Миранды, и др.
5. Медицинский Двор, возглавляемый доктором Х. Г. Эрнандесом, знаменитым медиком и ученым, процесс причисления которого к лику святых католической церковью длится уже много лет, и никак не завершится. Но для венесуэльцев он несомненный святой.
6. Двор донов Хуанов – один из немногих, не имеющий в своем составе людей. Доны Хуаны в Венесуэле – это духи, помогающие людям разных делах. Но могут и навредить, при неуважительном к ним отношении. Их десятки, а может и сотни: Доны Хуаны дорог, четырех ветров, табака, пьяниц, денег, мыслей, торговли, лотереи…
7. Двор Духов, в него входит множество добрых и злых духов
8. Двор Викингов, под руководством Короля-Викинга (Одина), и состоящий в основном из скандинавских первооткрывателей Америки, Эрика Рыжего со товарищи. Мне лично кажется довольно странным обожествление этих персонажей в Южной Америке, тем более что этот Двор один из наиболее почитаемых.
9. Corte Calé- этот Двор появился недавно, не более 15 лет назад, и отношение к нему далеко не однозначное, многие последователи культа его не признают. «Calé» - это венесуэльская «феня», жаргон преступного мира. Возглавляется Двор Исмаэлем, который погиб в 70-е годы в перестрелке с полицией. Он был известен тем, что грабил банки, богатых людей, магазины, и всю добычу раздавал беднякам. Двор состоит в основном из подобных же «робингудов», надо сказать, что в Латинской Америке это довольно распространенное явление. К Исмаэлю и иже с ним за помощью обращаются как преступники, так и их жертвы. В качестве подношения обязательны сигара, стакан рома, и… исполнение песни! Наиболее популярны в данном случае песня «Тюрьма» (аналог нашей «Таганки») или одна из песен о Марии Лионсе.
Некоторые другие Духовные Дворы: Индейский (общеамериканский), Египетский, Цыганский, Китайский, Кубинский, Африканский, Космический, Студенческий, Знахарский, Ведьмовский, Детский, Военный и др.
Никакой официальной канонизации в этой религии не существует, любая более-менее известная и уважаемая личность после смерти имеет шансы занять место в пантеоне. Хотя, вполне возможно, что переселение в мир иной даже и не является обязательным условием для обретения святости. В лавке, где продаются принадлежности культа, в компании с фигурками Че Гевары и Хосе Марти я увидел Фиделя Кастро! Это, кстати, вовсе не говорит о какой-либо политической ориентации КМЛ. В пантеон входит в качестве главы Военного Двора диктатор Венесуэлы Хуан Винсенте Гомес, правивший с 1908 по 1935 г, придерживавшийся далеко не левых взглядов. Так что, если ты левый – можешь молиться Фиделю, если правый – Гомесу… Если пофантазировать немного, и представить существование подобного религиозного культа в России, то «святыми» в нем наверняка оказались бы Ленин, Сталин, Буденый, Корнилов, Врангель, Колчак, Унгерн… Просто относились бы они к разным «дворам».
Сколько последователей у этой религии, сказать трудно. Считается, что около трети венесуэльцев хотя бы периодически участвует в ритуалах КМЛ, хотя при этом многие из них называют себя католиками. У некоторых из знакомых мне венесуэльцев всё, связанное с этим культом, вызывает страх, и к моему желанию побывать на горе Сорте они относятся не слишком одобрительно.