Перуница

» » Сафонов Борис Феоктистович

Герои России » 

Сафонов Борис Феоктистович

Сафонов Борис Феоктистович

Многое пишут о наших Славных Предках. Древних предках. Подчас забывая о тех, кто жил и творил историю совсем недавно. О тех, кто отдал жизнь за нас... Наше будущее... Они тоже Витязи. Славные продолжатели дела Древних пращуров... Простые русские люди...

Этот материал о моем земляке. Простом Русском человеке... Русском солдате. Знал лично человека, ходившего с ним в одну школу... Он рассказывал, что Б.Ф. Сафонов в детстве любил запускать в небо бумажных змеев...

Сафонов Борис ФеоктистовичСафонов Борис Феоктистович(26.08.1915—30.05.1942) — летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза (1941, 1942), гвардии полковник. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Был командиром эскадрильи 72 сап, командиром 78 иап, 2 Краснознаменного гв. сап ВВС СФ. Совершил 234 боевых вылета. По разным источникам, сбил: 20+6, 25+14, 30+3. Погиб 30 мая 1942 г. во время эскорта конвоя PQ-16. У его P-40 заглох двигатель (причина не ясна — либо повреждение в бою, либо отказ) и он рухнул в море. Навечно зачислен в списки 2 гв. сап, который носит его имя. Его именем назван поселок в Мурманской области, самолет МиГ-31 174 гв. иап.

Борис Сафонов родился 28 Августа 1915 года в селе Синявино, ныне Плавского района Тульской области, в семье крестьянина. После окончания 7-ми классов, обучаясь в конце 20-х годов в железнодорожном ФЗУ в городе Туле, он становится старостой осоавиахимовского кружка.

Сафонов Борис Феоктистович
Фекла Терентьевна, мать дважды Героя Советского Союза летчика Бориса Феоктистовича Сафонова

В 1931 году начал заниматься в аэроклубе. Его инструктором была В. С. Гризодубова, впоследствии знаменитая летчица, Герой Советского Союза. Одним из первых Сафонов становится "Ворошиловским стрелком" 2-й ступени, показав лучший результат в группе.

В 1933 году Борис был призван в ряды Красной Армии. Окончив 1-ю военную авиационную школу летчиков в 1934 году, отправился служить в Белорусский Военный Округ. Был рядовым пилотом, инструктором парашютно - десантной службы, а позднее - помошником военкома эскадрильи по комсомольской работе.

В 1940 году, по его личной просьбе, Борис был отправлен в распоряжение ВВС Северного флота, командиром звена одного их авиаполков.
Б.Ф.Сафонов.

С началом Великой Отечественной войны Сафонов командовал эскадрильей 72-го САП. Ни одно боевое задание не выполнялось без личного участия ее командира. Войну летчики полка начали на устаревших истребителях И-16 ( летая на этих машинах Сафонов совершил 109 боевых вылетов и сбил 17 самолетов противника ). На левом борту фюзеляжа своего И-16, Сафонов крупными буквами вывел - "За Сталина !"

Сафонов Борис Феоктистович

а на правом - "Смерть фашистам !" ( один из самолетов, на котором воевал Борис Феоктистович, хранится в Ленинградском Военно - Морском музее ).

Сафонов Борис Феоктистович

Вечером 24 Июня 1941 года Сафонов вылетел на своем И-16 на перехват разведывательного Ju.88 и после долгой погони сбил его. Это был первый немецкий самолет, сбитый летчиками североморской авиации. 27 Июня 1941 года Сафонов одержал вторую победу - на этот раз его жертвой стал одиночный Hs.126.

7 Июля 1941 года Сафонов во главе девятки И-16 прикрывал военно - морскую базу Полярное, когда в воздухе появилась группа Ju.87, сопровождаемая истребителями Bf.109. Советские летчики атаковали пикировщики и уничтожили 4 самолета, а затем, перейдя в преследование, сбили еще 3 машины. Все наши летчики вернулись на базу.

14 Июля 1941 года Борис Сафонов был награжден первым Орденом Красного Знамени. К 28 Августа он совершил 130 боевых вылетов, провел 32 воздушных боя и лично сбил 11 самолетов противника. Только за 5 дней Августа он одержал 5 личных побед. 15 Сентября 1941 года семерка истребителей под командованием Бариса Сафонова, вступив в схватку с превосходящими почти в 8 раз силами противника, уничтожила 13 вражеских самолетов, ни потеряв ни одного своего. Сафонов лично сбил 3 машины.

Сафонов Борис Феоктистович16 Сентября 1941 года, за героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях, командиру эскадрильи 72-го сводного авиаполка ( ВВС Северного флота ) Капитану Б. Ф. Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза. К моменту опубликования этого Указа, на счету летчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед, из них 16 - на счету комэска.

Борис Сафонов быстро стал известен не только на Северном флоте, но при этом всегда оставался удивительно скромным человеком. Никогда не говоря о своих личных победах, он всегда подчеркивал заслуги своих товарищей по оружию. Часто обучение молодых летчиков Сафонов проводил непосредственно в боях. Как правило, самолеты противника он сбивал с первой атаки. Но когда с ним шел неопытный летчик, Сафонов стремился только "подранить" противника, а затем передавал инициативу своему напарнику.

Так, 31 Декабря 1941 года в районе острова Кильдин пара "Харрикейнов", ведовая Майором Сафоновым и Младшим лейтенантом Реутовым, сбила бомбардировщик "Хейнкель-111" из 1-го отряда 26-й эскадры ( №:4357. Тактический номер 1H + BH ). Экипаж немецкого самолета был взят в плен.

В тот день Сафонов, взяв себе в напарники Дмитрия Реутова, вылетел на перехват вражеского разведчика Не.111. Они настигли его и атаковали. Первым открыл огонь Дмитрий, но его очереди прошли мимо цели. Тогда Сафонов вырвался вперед и, слегка перемещаясь из стороны в сторону, повис за хвостом "Хейнкеля" в необстреливаемом секторе. Прицелившись по кабине стрелка, дал короткую очередь. Вражеский пулемет сразу же замолчал, его ствол вздернулся вверх и замер. Выпустив по стрелку еще одну очередь, для гарантии, Сафонов ударил по левому мотору разведчика. Тот загорелся.

Сбить пламя немецкому летчику не удалось - за самолетом потянулся густой черный дым. После этого Сафонов отвалил от "Хейнкеля" и занял место ведомого. Реутов, сблизившись с противником, открыл огонь по правому мотору и зажег его. Разведчик перевернулся и отвесно пошел к земле... После посадки, Сафонов отдал распоряжение начальнику штаба записать сбитый самолет на боевой счет своего ведомого. А сколько их было таких распоряжений? Знают об этом только сафоновцы...

Осенью 1941 года в трудном поединке Сафонов "завалил" известного немецкого Аса. Тогда нападениям вражеских истребителей подверглись несколько самолетов 72-го авиаполка. Особенно часто обнаруживали "Мессера", которого на аэродроме прозвали "рыжим". На фюзеляже немецкого самолета был нарисован большой рыжий пес с краснозвездным истребителем в зубах. Летчик самолета держался крайне нагло, но открытого боя старался избегать. Когда же это не удавалось, он улучшал момент и удачным маневром отрывался от преследования.

Сафонов досадовал, что ему не доводилось встретить в воздухе этого наглеца. Но наконец такой случай представился. При возвращении с задания Сафонов заметил "рыжего" и навязал ему бой. По первым же маневрам противника стало ясно - помериться силами придется с очень опытным воздушным волком. Гитлеровец, выбирая выгодные для атаки позиции, выполнял сложные пилотажные фигуры. Но через пару минут ему самому пришлось туго - Сафонов все сильнее и сильнее наседал на него. "Ястребок" наконей зашел "Мессеру" в хвост, однако тот тут же вывернулся и почти вертикально ушел вверх. За ним устремился и наш истребитель. Противник явно пытался оторваться, но это ему не удавалось. Сафонов плотно шел следом и ждал момента для точного удара.

И этот момент наступил. Когда немецкий летчик, пытаясь снова зайти истребителю Сафонова в хвост, начал делать переворот, прогремели меткие очереди. "Мессер" загорелся и камнем сорвался в отвесное пике, оставляя черный дымный шлейф. Воздушный пират успел оставить пылающую машину и, раскрыв парашют, приземлился на позиции советских зенитчиков. Пленный оказался матерым Асом Вилли Френгером. На его счету было 900 боевых вылетов и 36 сбитых над Ла - Маншем самолетов. При задержании он сорвал с груди свои награды - два Железных Креста и один в золотой оправе...

В Сентябре 1941 года на аэродроме, где находилась эскадрилья Сафонова, обосновались английские истребители. Это были "Харрикейны" с авианосца, прилетевшие для усиления истребительного прикрытия конвоев. Группа получила кодовое название "Бенедикт". Командовал ею Полковник Шервуд. Английские летчики любезно подарили две свои машины нашим пилотам, в ответ наше командование преподнесло им И-16 и "Чайку". Сафонов первым на Северном флоте облетал английский "Харрикейн", а спустя 10 дней эти машины освоили и другие летчики эскадрильи.

Английские летчики совместно с североморцами выполняли боевые задачи - патрулировали в воздухе, дрались с противником. Они сбили 15 вражеских самолетов. Особо отличились Капитан Рук и Сержант Г. Хоу, сбившие по 3 самолета. Наше правительство высоко оценило подвига английских летчиков. Пятеро из них были награждены Орденом Ленина ( один из них - Чарльстон Хоу, уже вернувшись на Родину, назвал Бориса Сафонова "великим летчиком своего времени" ).

Вскоре в полк поступила новая партия "Харрикейнов". Машины были уже не новые, с сильно изношенными моторами и без воздушных фильтров. Последнее обстоятельство особенно сильно сказалось весной, когда аэродромы очистились от снега и песчанная пыль стала настоящим бедствием для "Харрикейнов" ( к концу Мая около 50 машин простаивало в ожидании ремонта ).

По инициативе Сафонова английские самолеты были перевооружены. Сначала на них поставили 4 крупнокалиберных пулемета и 27 Февраля 1942 года Александр Кухаренко ( сам Сафонов лежал тогда в госпитале после операции аппендицита ), совершил первый вылет на переоборудованном "Харрикейне".

Сафонов Борис Феоктистович
Hurricane Mk.II Бориса Сафонова

Лиха беда - начало. Вскоре Сафонов решил заменить пару пулеметов на пушки ШВАК, затем - установить под плоскости направляющие для реактивных снарядов...

Не лучше оказались и американские "Киттихауки", также поступившие в полк. Эти машины имели неплохое вооружение и радиостанцию, но оказались совершенно непреспособленными к эксплуатации в зимних условиях. Надежность силовой установки тоже оставляла желать лучшего. Моторы "Киттихауков" часто не выдерживали форсированного режима работы - в такой ситуации обычно заклинивался коленчатый вал. Летчики, шутя, называли свои самолеты "чудом безмоторной авиации".

С Октября 1941 года Борис Феоктистович принял командованием 78-м истребительным авиационным полком. Показав отличные организаторские способности, умение обучать и воспитывать подчиненных, он получил очередное воинское звание Майор и значительно увеличил счет сбитых вражеских самолетов. 22 Декабря 1942 года Сафонов был награжден вторым Орденом Красного Знамени, а 22 Января 1942 года - третьим. 19 Марта 1942 года, в числе 5-ти Советских летчиков, Борис Сафонов был награжден высшей авиационной наградой Англии - Орденом "Ди - Эф - Си" ( Большой серебрянный крест ).

Во второй половине Марта 1942 года Подполковник Сафонов был назначен командиром 2-го Гвардейского истребительного авиаполка и летать стал меньше - много времени отнимало руководство боевой деятельностья подразделения, организационно - хозяйственные дела. В конце Марта он провел один из немногих воздушных боев в районе Туломской ГЭС и одержал очередные победы - лично сбил два истребителя Bf.109.

Сафонов Борис Феоктистович11 Апреля 1942 года в 70 км к северу от Мурманска произошел очередной воздушный бой. С советской стороны в бою участвовали 6 МиГ-3, которые атаковали группу немецких Ju.88, сопровождаемых шестеркой Bf.109. В этом бою советские летчики сбили два истребителя, а Сафонов - бомбардировщик Ju.88.

30 Мая 1942 года Борис Сафонов совершил свой последний - 224-й боевой вылет на прикрытие конвоя союзников, следовавшего в Мурманск. Находясь в воздухе, 3 советских летчика на самолетах Р-40Е "Киттихаук", во главе с Сафоновым, обнаружили на подходе к конвою 6 вражеских бомбардировщиков. Они стремительно атаковали врага. Сафонов сбил 2 самолета, подбил 3-й, но и сам погиб в этом бою. Он был первым из Советских Асов, кто уже в Мае 1942 года имел на боевом счету 30 самолетов противника уничтоженных лично, и еще 3 в групповых боях ( во многих изданиях общее число побед приводится разное - от 26 до 41 ).

Причина гибели отважного летчика до сих пор остается загадкой. Во многих изданиях приводятся разные версии - внезапная атака вражеского истребителя, огонь воздушного стрелка одного из "Юнкерсов" и отказ двигателя "Киттихаука". Наиболее вероятной считается последняя - о ненадежности моторов этих самолетов уже писалось выше. Однако, при всем этом, хочется обратить внимание на воспоминания Леонида Ивановича Родионова, бывшего мичмана Северного флота, оказавшегося свидетелем гибели Б. Ф. Сафонова ( по расписанию во время боевой тревоги Родионов находился на мостике одного из судов ):

- По рации ясно были слышны переговоры наших летчиков с командованием конвоя. Было отчетливо слышно, как Сафонов сообщил: "Сбил одного !", немного погодя: "Сбил второго !". И вдруг: "Подбил третьего. Сам подбит, тяну к кораблям". Хорошо видно было, как его самолет упал в море.

Командир бригады А. И. Гурин запросил у старшего офицера конвоя, а им всегда назначался англичанин или американец, разрешения послать один корабль на место падения самолета. О том, что упал самолет Сафонова, знали не только наши, но и старший конвоя, у него рация все время была включенной. Однако разрешения на выход корабля из ордера не последовало. Запросили вторично, подчеркнули, что сбит именно Сафонов. И снова отказ...

По прибытии на базу к нам приехал командующий Северным флотом Адмирал Головко. Антон Иосифович Гурин доложил ему подробности гибели Сафонова и о запрещении старшего конвоя подойти к месту падения самолета. Головко даже прослезился. "Послали бы вы этого американца подальше, - выдавил он. - Пусть бы не спасли, хотя бы прошли по тому месту, где он упал, у меня на душе было бы спокойнее".

16 Июня 1942 года Сафонов был награжден второй медалью "Золотая Звезда". Он стал первым из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне. Вновь к этому высокому званию он был представлен Наркомом ВМФ не посмертно, а при жизни, 27 Мая 1942 года - за три дня до своей гибели. Награжден Орденом Ленина, Красного Знамени ( трижды ).

Боевые заслуги Бориса Сафонова воплотились не только в уничтоженные им самолеты противника. Под его руководством в авиации Северного флота выросли и обрели солидный боевой опыт десятки воздушных бойцов, ставших впоследствии Героями Советского Союза. Именем Сафонова назван поселок Мурманской области.

Сафонов Борис Феоктистович
Последнее фото Б.Ф. Сафонова...


СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД:

Дата Время Тип сбитого
24.06.41 19:15-19:35 Хе-111
27.06.41 16:35-17:25 Хш-126
16.07.41 17:50-18:30 Хш-126
7.07.41 19:25-19:55 Ю-87
17.07.41 23:00-23:45 Ю-88
25.07.41 12:50-13:25 Ю-88
5.08.41 13:55-14:20 Ме-109
6.08.41 17:04-17:30 Ю-88
9.08.41 05:20-05:55 Ю-88
23.08.41 19:40-20:20 Ю-88
23.08.41 19:40-20:20 Ю-88
26.08.41 14:05-14:50 Ю-88
27.08.41 16:40-17:10 Хш-126
27.08.41 16:40-17:10 Ме-109
2.09.41 18:35-19:15 Ме-109
9.09.41 14:05-14:45 Ю-87
15.09.41 10:17-11:00 Ме-110
15.09.41 14:15-15:00 Хш-126, Ю-87
17.12.41 12:46-13:46 Ме-109
31.12.41 13:20-14:45 Хе-111
17.05.42 09:40-10:20 Ю-88
30.05.42 09:20 Ю-88
.....
06.03.02: Прекратил свое существование авиационный полк имени Бориса Сафонова. Расквартированный в Мончегорске Мурманской области боевой Гвардейский авиационный полк имени летчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза, плавчанина Бориса Сафонова расформирован.

Об этом заявил в Плавске его командир полковник Владимир Пилипенко. "Хотя и нет уже полка имени Сафонова, но люди остаются и нам надо воспитывать молодежь", - сказал Пилипенко. В дар школьному музею Бориса Сафонова в одном из средних учебных заведения Плавска он передал рычаги управления двигателями самолета.

http://www.perunica.ru/geroi/4986-safonov-boris-feoktistovich.html  





Сафонов Борис Феоктистович

Категория: Герои России   Теги: Великая Отечественная Война

<
  • 232 комментария
  • 40 публикаций
11 августа 2011 17:48 | #1

skif71

0
  • Регистрация: 30.04.2011
 
Да, сколько их было таких героев...

--------------------

<
  • 10 комментариев
  • 0 публикаций
11 августа 2011 18:28 | #2

panzer038

0
  • Регистрация: 17.01.2011
 
величайший пилот .....

<
  • 1 073 комментария
  • 91 публикация
11 августа 2011 23:25 | #3

kirrush

0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Здравия Скиф! Ты не совсем прав.
Цитата: skif71
Да, сколько их было таких героев...

ТАКИХ было не много. Обрати внимание, он начал войну как и все 22.06.1941 года. к моменту гибели 30.05.1942 года уже гвардии полковник... Меньше чем за год.
Я конечно не знаю твой опыт прохождения службы. Но дослужиться до полковника (гвардии полковника - за год). Извини... Таких было ЕДИНИЦЫ...
Мои слова смогут подтвердить другие люди, знающие, что такое - быть военным летчиком. В условиях Войны...
И еще... Ты можешь себе представить ЧТО такое означает: "летая на этих машинах Сафонов совершил 109 боевых вылетов и сбил 17 самолетов противника". Это об И-16.
Летать на "Ишаке" и сбить 17 самолетов... Хенкелей, юнкерсов, мессеров...
Еще раз- таких было единицы. Покрышкин, Кожедуб, Камозин... Сафонов. Если бы его не "завалили", еще не известно как бы сложилась его дальнейшая судьба. Он был АСОМ.
Асов много не бывает.
Добра, Скиф

<
  • 232 комментария
  • 40 публикаций
12 августа 2011 01:23 | #4

skif71

0
  • Регистрация: 30.04.2011
 
Здравия kirrush!
Не спорю, но нашёл в сети вот такую информацию, в которой говориться о 48 советских лётчиках, где 27 из них были награждены за боевые подвиги звания трижды и дважды Героя Советского Союза, одержали от 22 до 62 побед. Но меня удивило, что Сафонов оказался последним (48) в списке советских лётчиков-асов Второй мировой войны.

--------------------

<
  • 1 073 комментария
  • 91 публикация
13 августа 2011 00:51 | #5

kirrush

0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Привет Скиф! Пишу не в защиту своей статьи.просто хочется "пообщаться"
Цитата: skif71
Но меня удивило, что Сафонов оказался последним (48) в списке советских лётчиков-асов Второй мировой войны.
А ты посмотри, сколько ему довелось повоевать. Меньше года... Учитывая место несения службы (читай- ведения боевых действий) - Северный флот... Север. Я не спец. Но думаю, что пилотировать в боевых условиях ТАМ довольно сложно. Специфика. Да, еще! Чуть не забыл. При оценке действий командира, учитываются не столько его личные боевые успехи, сколько способность оперативно и эффективно руководить вверенным ему подразделением. Не маловажную роль играет такой показатель, как количество потерь.

P.S. Где такой "смайлик" "нарыл"? МожЕ ссылочкой с обществом поделишься?
Добра friends

<
  • 232 комментария
  • 40 публикаций
13 августа 2011 16:38 | #6

skif71

0
  • Регистрация: 30.04.2011
 
Здравия kirrush!
Согласен с тобой. В годы второй мировой войны уровень развития военной авиационной техники в таких странах, как США, Англия, Германия, СССР, достиг настолько высокого уровня, что исход воздушного боя стал зависеть не от того, на каких самолетах летали летчики противоборствующих сторон (в большинстве случаях), а исключительно от личных качеств пилотов, от их таланта и мастерства. И как ты уже упомянул, если учитывать ещё и место несения службы, то беспорно Сафонов был АСОМ.
Цитата: kirrush
Где такой "смайлик" "нарыл"? МожЕ ссылочкой с обществом поделишься?

Не вопрс. Вот.
И тебе добра

--------------------

<
  • 1 073 комментария
  • 91 публикация
13 августа 2011 23:00 | #7

kirrush

0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Здравия Скиф! Благодарю за ссылку. Понравилось.

<
  • 34 комментария
  • 0 публикаций
24 августа 2011 19:01 | #8

Скифъ

-2
  • Регистрация: 4.03.2010
 
верх идиотизма и абсурдность: защитник красных палачей и азиатского изувера сталина не может быть героем России

<
  • 100 комментариев
  • 17 публикаций
24 августа 2011 19:52 | #9

polakgen

0
  • Регистрация: 26.03.2011
 
Вот skif71, а вона скифъ. Kirrush, не стоит возражать скифъе. Относительно героизма Кравченко то же самое.

<
  • 1 073 комментария
  • 91 публикация
24 августа 2011 21:13 | #10

kirrush

0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Цитата: Скифъ
верх идиотизма и абсурдность: защитник красных палачей и азиатского изувера сталина не может быть героем России
bm zvv

polakgen. Здравствуйте. Разницу между Скифом и СкифомЪ я понял. А почему не возражать? Думаете "не трогай... оно и само рассосется". Возможно. Собственно, это и не возражение вовсе. А выражение своих впечатлений от комментария. Не! Я вот удивляюсь, и откуда берутся такие ... мнения (СкифЪ).

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера