О разных родах присяг у Славяноруссов.

'О

У всех народов мы находим употребление присяги в делах и договорах, предоставляемых на совесть; потому что никакие человеческие законы и никакие удостоверения в честности не сильны остановить вероломства, как скоро только можно скрыть оное от людей и небояться вышнего наказания. Правда, и присяга не всегда обуздывает вероломство. Но по крайней мере общее мнение всех народов, что клятвопреступление есть ужаснее всех родов злодейства перед Богом, неоставляет совесть клятвопреступников спокойною и безопасливою.

Цицерон о древних Римлянах говорит: предки наши почитали присягу крепче всякого обязательства к добросовестию. А наши предки, древние Славяне, были еще добросовестнее тех Римлян. Ибо по свидетельству Прокопия, Историка VI века, они сами по себе были не коварного и не обманчивого духа (1). Гельмолд, Летописатель XII века, также свидетельствует, что они весьма редко и клятву употребляли, почитая оную наровне с клятвопреступлением, прогневляющим богов (2). Уважение присяги, данной даже по неволе неприятелям, замечательно у нас и в позднейшие веки. Во 145 статье Судебника Царя Ивана Васильевича постановлено было: "аще кто будет в полону, и велят ему крест целовати нужею, дабы ему опаса менее было, и тот из полону побежит в свою землю; також и о том крестном целовании, аще кто будет послом, или гостем (купцом), да их посадят тамо, и они по своей воле крест целуют на том, чтоб им небежати из той земли, а как приедет в свою землю, ино им дати епитимью и до их смерти; а дати им епитимья в понедельник, среду и пяток ясти хлеб с укропом (с теплою водою); во вторник и четверток по дважды в день сухоядение; в субботу и неделю дважды в день без масла; дары святые таковым дати при смерти. Буди сие ведомо. Лучше бо умрети а креста не целовати. Зане крестному целованию на лже покаяния несть, и есть смертный грех." Такой же строгий закон о присяге положен и в Уложеньи Царя Алексия Михайловича в Главе XIV.

У предков наших были разные образы присяг. В договорах Олеговых, Игоревых и Святославовых с Греками упоминается оных со стороны Русских вообще две: а) Христианская, в церкви пред крестом с обетом клятвопреступникам, да примут месть от Бога вседержителя, осуженье на погибель в сий век и будущий; б) языческая, оружием и богами своими, с обетом, да неимут помощи от бога своего, да неущитятся щиты своими, да посечены будут мечи своими и от стрел и от иного оружия своего, и да будут раби в сей век и будущий (3). Первую из сих присяг давали только Христиане, каковых по свидетельству Нестора много тогда уже было из Варягов (4); а последнюю Славяне, Варяго-Руссы, Мери и другие. Славяне клялись богом своим Перуном, Мери богом Велесом, а Варягоруссы, по обыкновению северных народов, оружием, положив на землю щиты, обнаженные мечи, стрелы, панцыри и проч.

Со введением в России общенародного христианства все упомянутые присяги языческие прекратились у Славяноруссов. Однакожь остался до позднейших даже времен один род языческой присяги поединком на поле, и в Русской Правде, данной от Ярослава I Новгородцам, он положен коренным законом, хотя там же упоминается и о роте (5), под именем коей толкователи разумеют крестное целование. Сверх того, кажется, вместе с Русскою же Правдою введены в Руссию из Германских ордалий присяги или испытания железом и водою; ибо употреблению их до того времени следов не видно в наших летописях. А Шведские историки свидетельствуют, что на Севере ордалии вошли в употребление только с 986 года, и в Швеции уничтожены они в 1320 году (6). Но у Задунайских Славян, как видно из Богемских историков, ордалии сии введены были еще до Карла Великого, а при нем уже отменены Арнестом, первым Архиепископом Прагским (7). Впрочем, какие обряды в России наблюдались при сих родах присяги, о том летописи наши также неоставили нам никакого известия, и мы неможем иметь другого о них понятия, кроме описания бывших таких же испытаний у других Европейских народов. Но обряды сии разнствовали по местам, как говорят ниши толкователи Русской Правды (8). А врассуждении поединков мы имеем частию в Русской Правде, а более в Судебнике Царя Ивана Васильевича обстоятельные законоположения (9). Замечательно при сем то, что в России поединки бывали только палками и дубинами, а не военным оружием, и притом поединщики надевали на себя доспехи, то есть панцыри, латы, шишаки, и брали щиты. Так бивались издревле и Новгородцы в междоусобиях своих, сходясь на Волховском мосту торговая сторона противу Софийской. Есть в летописях наших примеры, что поединками решились и военные дела, как то видно из поединков Усмаря с Печенежанином, Мстислава Князя с Радедею Косожским Князем и Владимира Мономаха с Генуезским Воеводою. Ибо тогда успех оружия над противником, так как безвредность от раскаленного железа и кипячей воды; почиталась судом и оправданием божиим и очистительною в распрях как бы присягою (10). В дополнительных к Судебнику статьях 107,108, 114 и 119 поединки хотя не вовсе, но в некоторых делах были отставлены, и заменены обысками и крестным целованием. А в Уложеньи Царя Алексия Михайловича о них и не упоминается; но вместо того удержаны из древних же ордалий пытки. Государь Петр I в Воинском и Морском уставах хотя запретил поединки, однакожь, кажется, из 3 и 4 статьи I книги Воинского устава заметно, что не совсем запретил отмщение. Уже Императрица Екатерина II Указом 1787 года без исключения запретила все поединки и самоуправства. Но кулачной бой в простом народе и ныне еще употребляется оправданием в решении ссор и распрей.

Между Русскими Князьями в договорах о землях и разных правах или уступках со времени христианства употреблялась присяга, или просто клятвою или крестным целованием; а потому-то договорные их между собою граматы назывались крестными граматками или крестноцеловальными записями (11). Такая же присяга была у нас и между посланниками разных держав. Но были еще другие особенные роды присяги, на пример Богородицею (12), к Волгину Кресту и на скамью (13). Последнее что значит, до ныне еще необъяснено. К роду присяг также можно причислить сдачу побежденных на щит, то есть в плен на капитуляцию, и на щит без вести, то есть без возврату (14); а также принятие из пелены на епитрахиль (15), то есть из под иконы с привесною пеленою на поручительство и защиту духовных особ. Что касается до присяг на должности и чины, то Цари Михаил Феодорович в 1626 и Алексий Михайлович в 1653 году уставили каждому чину особые присяги пред крестом и евангелием (16), а Государь Петр I генеральную в 1711 году и при генеральном регламенте (17).

Есть еще особый род присяги в Уложеньи Царя Алексия Михайловича (18), узаконенный для решения споров о землях, хождением по спорной меже с образом. "А будет" сказано там "в спорных землях за чем Указу учинить будет немощно, и на таких спорных землях истцу с ответчиком учинити вера, образное хождение, и с образом велить итти тому, кому в суде дано будет на душу. - А будет на которых спорных землях будут старожильцы с обе стороны, и учинится у тех старожильцов промеж собою спор; одни старожильцы станут правити ответчика, и на той спорной земле истцу с ответчиком дати жребей, кому из них и против которыя старожильцовы сказки спорная земля с образом отвести, да кому вымется жребей, и тому та спорная земля с образом и отвести."

Наконец был еще особый род присяги о спорных землях, обойдением межи, положив горсть земли на голову. В Писцовых книгах Сольвичегодскому Вологодской Епархии Коряжемскому монастырю на пожни или покосы в 7133, то есть в 1625 году данных, между прочим написано: "И на той пожне перед писцы был спор, Коряжемского монастыря служка Олешка Сергеев с крестьянином с Окинфенком Болакшиным; служка называет своею, а Окинфенко своею же, а крепостной никто на ту спорную землю не положил; и в том им дан суд и с суда им учинена вера, и ответчик Окинфенко дал истцу Олешке на душу. И Олешка положа земли себе на голову, отвел той пожне межу от Спаские пожни Прилуцкого монастыря с куста с ивово на увал к горе полторы сажени; да с того куста на другой крест ивовой же полторы сажени; повыше куста по увалу к горе полторыж сажени; да с того на черемховой куст; пониже того куста под гору сажень, да прямо по увалу в старую реку Вычегду; а у реки наконец увала на ивовом кусте грань, а на горе пожня Окинфенка Балакшина. А про крепость истец Коряжемского монастыря служка Олешка сказал, что у них крепость на ту спорную землю сгорела в монастыре 7091 года и проч." Ниже сего в той же Писцовой книге еще написано: "да у тоеж деревни Погорелки суд был перед писцы у старцев Коряжемского монастыря со крестьянином Пачезерские волости с Ерофеенком Шелешеньевым о спорной земле, что меж тех деревень, о сенном перекосе, и в том спорном ме сте розвести их нечим, и с суда дана им вера; и ответчик Ерофеенко, в том дал на душу старцам и слугам; и монастырской служка Пронька Михайлов положа земли на голову, ту спорную землю обшел, и между им вперед учинили куды шол Пронько Михайлов с конец болота от березки, что стоит в огороде, а с тое березки на осину, и с тое осины на малую осину, да с осинки ни три ивы молодые, да с ивки на молодую березу, да с тое березы на большую, на кривую березу, да с тое березы на пожне яма с угольем, да с тое ямы в хобот маленькой ямаж с угольем, да от тое ямы на чист яма ж с угольем и с головнями, а третья яма на берегу, а с берега на ель в старом огороде, да по старому огороду на виловатую елку, а с елки по огороду на березу, и на берег, и на курью под гору; а на тех на всех межных деревах грани тесаны по три рубежа, и половина по тем межам городить городьба монастырским половникам деревни, а другая половина городить Ерофеенку Шелешеньеву и проч."

Сей род народной присяги, вероятно, заимствован от какого нибудь Северного идолопоклоннического народа, и может быть от Зырян, населяющих большую часть Сольвычегодского уезда, или от предков их Пермяков. Вероятно также, что в Уложеньи узаконенный обход по меже с иконою положен на место сего обхода с землею на голове.

Ingenium illis nec malignum, nec fraudulentum. Procopius de Bello Gothico. Lib. III, Cap. 14.

Jurationes difficillime admituntur. Nam jurare apud Slauos quasi perjurare est ob vin licem Deorum iram. - Helmoldi Chronica Slauorum, edit. Lubecae 1659 in 4. Lib.I, Cap.83.

Несторов. Летопис. по Кенигсбергскому списку, стран.26, 39, 44 и 65.

Там же стран.45.

Русская Правда, издан. 2, 1799 стран.31 и 52.

Ioann. Loccenii antiquitales Sueo - Gothicae edit. Francofurti 1676 in 4. pag. 41 - 45.

Bibliotheca Slauica Fortunati Durich, edit Vinaobonae 1795 vol. I, pag.228

Русская Правда, стран.28 и след.

В статьях 9,10 и след. К сему смотри Вестник Европы 1811 N 10, стран.115 и след.

В доказательство сего вот выписка из одного на Двине судного дела 7044 или 1536 года по спорам о земле. "И истцовы старожилы Полутко, да Фофаник да Микулка тако рекли: то, господине, старожилы лживые; называют, господине, в Халине остров против Волочка Николвскою землею на праве в низ, а на леве Архангельскою вверх; ибо, господине, от тех мест, где вы стояли от Челмохты реки до поперет до Двинки вниз на право вся земля Архангельская, а Николвские, господине, земли нет. Дайте, господине, нам с ним Божью правду; да лезем с ним на поле биться" и проч. Смот. Исторические начатки о Двинском народе, издан. 1784 г. в С. П. Б: стран.28 и след.

Несторова Летопись по Кенигсбергскому списку стран.292 и древняя Росс. Вавлиофика.

Нестор. Летоп. стран.256.

Древняя Росс. Вивлиофика, издан. 2, Часть XII, стран.64.

Нестор. Летоп. стран.266,269, и в других местах.

Татищ. Росс. Истор. Часть IV, стр. 569.

Древняя Росс. Вивлиофика, издан.2, Часть VIII, стран.60 и 83, и Часть XVI, стран. 1 и след.

Смотр. Указатель Росс. законов Часть I, издан.1803, стран.171, и Генеральный регламент Петра I.

Уложенья Гл.X. стран.236 и 237.


Категория: История


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*