Перуница

» » КОЧ - ДРЕВНЕЕ ПОМОРСКОЕ СУДНО

История » 

КОЧ - ДРЕВНЕЕ ПОМОРСКОЕ СУДНО

'КОЧ
морской коч

Когда заходит речь об истории создания Российского флота, говорят о трёхсотлетии. Цифра очень странная, она вызывает недоумение. Трудно не задаться вопросом: а как же жила наша держава, имея столько морских границ, до Петра I, которого традиционно считают основателем отечественного флота? Ведь история России измеряется тысячелетиями.

Однако, многочисленные справочники дают информацию, касающуюся истории кораблестроения в России, только начиная с петровских времён.

Несмотря на это история хранит память о древнем поморском судне с удивительным названием – КОЧ. А слово это пришло к поморам с новгородской земли, где «коца» или «коча» означало одежду. Название выбрано не случайно, так как суда буквально «одевались в шубу» - корпус их был защищён от натиска льдов двойной обшивкой. На таких судах поморы могли ходить за тысячи километров по северным морским просторам, занимаясь рыбным промыслом. Кочи славились своей прочностью. Деревянные конструкции, изготовленные из лучших пород дерева (лиственница, сосна, красное дерево) – крепили железными скобами, которых шло на судно от трёх до четырёх тысяч и гвоздями. В документах архиепископа Холмогорского за 1695 (!) год можно прочесть об архангельских кочах длиной 18,5 метров и шириной 5,14 метра, грузоподъёмностью 30-40 тонн, что превышает размеры некоторых современных траулеров.

Поморские кочи преодолевали в сутки 150-200 километров в то время, как английские купеческие суда – около 120 километров, а голландские фрегаты – лишь до 80-90 километров.

'КОЧ На этих уникальных судах поморы достигали таких арктических широт, которые были недоступны никаким другим судам с металлическим корпусом и механическими двигателями. Уникальны они были не только своей защитной «шубой», но также яйцевидной формой корпуса. Днище корпуса было округлым, напоминавшим половинку ореховой скорлупы. Если льды сдавливали такое судно, его корпус не раздавливался, а выжимался наружу. Эти суда, слывшие самыми долговечными на протяжении пяти столетий, приобрели, благодаря мастерству и пытливости ума поморских мастеров, ещё одну необычную особенность: корма и нос имели практически одинаковую форму и срезаны были под углом 30 градусов, что позволяло легко вытаскивать их на берег.

Народы русского Севера сохранили имена гениальных «кочевых мастеров», составлявших целые династии. Это семьи Дерябиных, Варгасовых, Вайгачевых из Холмогор, братьев Кулаковых из Архангельска, пинежских умельцев Антона Пыхунова и Ефима Тарасова. О древнем поморском коче напоминают нам некоторые географические названия Арктики. Например, Кочевая губа в устье реки Яны. Характерно то, что все мастера при строительстве кочей применяли только свой, «кочевой» инструмент: по-особому заточенные свёрла, буравчики, пилы, тёсла, топоры.

'КОЧ
Древнерусский коч "ледового класса"

Таким образом, становится очевидным, что Россия в области кораблестроения шла своим, совершенно особенным, самобытным, отличным от западных традиций путём. Царь Пётр I, позаимствовав заграничный опыт кораблестроения, решил преобразовать российский флот по западным образцам. Под угрозой смертной казни строительство «староманерных» судов было строжайше запрещено. По некоторым источникам, кочи по приказу царя просто уничтожались.

Но, несмотря на строгие меры, великий российский преобразователь не смог добиться полного повиновения потомственных кочевых мастеров, которые под угрозой расправы сумели сохранить вековой опыт и традиции своих предков, продолжая строить кочи.

Благодаря подвигу поморов, некоторое количество кочей сохранилось до начала ХХ века, когда на них обратил внимание и по достоинству оценил Ф. Нансен, задумавший к тому времени трудную экспедицию на Северный полюс. При выборе прототипа для строительства судна «Фрам», которое, по замыслу, должно было дрейфовать во льдах, он отказался от всех новейших типов стальных кораблей и принял решение построить судно по опыту кочевых мастеров, из лучших пород дерева, с яйцевидной формой корпуса, чем обеспечил успешное проведение экспедиции.

Адмирал С.О. Макаров, разрабатывая модель первого в мире ледокола, воспользовался советом Нансена и также остановил свой выбор на яйцевидной форме корпуса и, по образцу поморских кочей, срезал носа и кормы. Эти гениальные изобретения древних поморских мастеров оказались настолько удачны, что и сегодня, через столетие после создания первого в мире макаровского ледокола «Ермак», они считаются непревзойдёнными для строительства судов ледового плавания.

'КОЧ
Ледокол «Ермак». Теоретический чертеж корпуса

Если вы откроете многотомную «БСЭ», то не ищите в ней слово «коч». Его там нет. Как же такое могло случиться? Оплошность, умысел или пренебрежение к историческому наследию Родины? Загадка, на которую нет ответа. Нет о них ни слова в школьных учебниках. Лишь в толковом словаре В.И. Даля, низкий ему поклон, нашлось короткое сообщение в несколько строк о славном судне коч.

…А студёные северные моря бороздят сегодня правнуки древних поморских судов – атомоходы «Сибирь», «Арктика», «Россия», так поразительно похожие на своего незаслуженно забытого, красивого, технически совершенного пращура – древнего коча.
Волей судьбы они стали ему достойным памятником.

Тамара

http://www.perunica.ru/istoria/1921-koch-drevnee-pomorskoe-sudno.html  





КОЧ - ДРЕВНЕЕ ПОМОРСКОЕ СУДНО

Категория: История

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
31 мая 2010 19:44 | #1

KVladimir

+1
  • Регистрация: --
 
Очень интересно...Премного Благодарен.
Всю жизнь нас пытаются подтесать под чей-то стандарт.
Да Сами Мы не глупее ни запада ни востока....

ziga

<
  • 589 комментариев
  • 5 публикаций
1 июня 2010 10:08 | #2

Varulv 2

+1
  • Регистрация: 19.05.2010
 
В отличии от скандинавов, у которых всё развитие обусловлено применением флота, у Русов - ни одного открытия земель, или тотального десантного мародёрства за описываемый период. Я был в музее викингов в Норвегии, там драккарчик стоит(озобергская находка), так построен, что нигде такого на Руси я не встречал в музеях.
Да вы не нервничайте, морская тема - Не наш главный козырь.

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
1 июня 2010 14:07 | #3

Борвирус

+1
  • Регистрация: --
 
"у Русов - ни одного открытия земель" ОГО КАК!!?!? Может вы конечно не в курсе уважаемый, но именно поморы открыли и освоили Грумант(шпицберген).
«Баренцево море нать Поморским морем звать», - гласит поморская пословица, записанная в прошлом веке известным архангельским краеведом Ксенией Гемп. Но для европейцев поморы были всего лишь российскими аборигенами. По западным понятиям, аборигены-поморы не могли считаться первооткрывателями Арктики, точно так же как индейцы не могли открыть Америку. О том, что Баренц «открывал» уже освоенные поморами арктические территории, свидетельствуют записи из его собственного судового журнала. Например, когда Баренц «открыл» архипелаг Новую Землю, он нашел там поморские избы, и даже воспользовался запасами муки, оставленной поморскими промышленниками! На обратном пути после зимовки Баренц умер, и возможно его экспедиция так и погибла бы во льдах, если бы 28.07.1597 года не встретила поморских промышленников. Поморы объяснили голландцам по компасу и карте, где они находятся и указали экспедиции путь домой. Вот и судите после этого, кто же настоящие хозяева Арктики?
Кстати именно на поморских кочах открыли Беренгов пролив. и не забудте 1323г — Военный набег русских кочей на Хологаланд (Норвегия).

<
  • 215 комментариев
  • 7 публикаций
2 июня 2010 06:41 | #4

Есень

+1
  • Регистрация: 24.12.2009
 
Не говоря уж о постоянных походах к византийцам а затем к туркам за зипунами. kazak

--------------------

<
  • 47 комментариев
  • 0 публикаций
2 июня 2010 21:33 | #5

вятич 78

+1
  • Регистрация: 10.05.2010
 
Правильно,знай наших! imp

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера