Перуница

» » КЛЯКСЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ

История » 

КЛЯКСЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ

'КЛЯКСЫ

Россия всегда была, да и теперь остаётся слишком непонятной для цивилизованного Запада. Образ жизни русского человека, обычаи, нравы всегда вызывали недоумение у иноземцев. И это в лучшем случае. В худшем же случае – раздражение, озлобление, а порой и страх.

«Решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений «исторической науки» оказали свидетельства иностранцев. Начиная с Карамзина, русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные «гости», не делая ни малейших попыток объективно и непредвзято разобраться в том, где добросовестные свидетельства очевидцев превращаются в целенаправленную и сознательную ложь по религиозным, политическим и личным мотивам»
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).

Действительно, наша Россия всегда была, да и теперь остаётся слишком непонятной для цивилизованного Запада. Образ жизни русского человека, обычаи, нравы всегда вызывали недоумение у иноземцев. И это в лучшем случае. В худшем же случае – раздражение, озлобление, а порой и страх. Вернувшись домой, на родину, большинство из них, не утруждая себя объективностью рассуждений и поисками причин такого непонимания, принимались строчить мемуары, содержимым которых была открытая неприязнь к жизнестрою русского человека. Схема написания таких мемуаров или путевых заметок не оригинальна: не понятно – значит плохо, неправильно. Справедливости ради надо сказать, что часть «мемуаристов» просто заблуждалась по причине ограниченности собственного кругозора. Но заблуждавшимся можно простить их ошибки, они – ничто по сравнению с такими, как французский эмигрант маркиз де Кюстин со своими печально знаменитыми «Письмами из России», монах-иезуит Антоний Поссевин, автор мифа об убийстве русским царём Иоанном IV своего сына «за причастность к заговорщикам» и других страшилок о злодеяниях царя. Причину злостных наветов Поссевина установить несложно: Иван Грозный был буквально грозным (то есть строгим) как раз по отношению к иностранцам, чего бы и всем пожелать правителям, позволявшим и позволяющим в разное время разбазаривать нашу Россию.

Антоний Поссевин прибыл в Москву в 1581 году как посредник в переговорах русского царя с польским королём Стефаном Баторием, хотя имел совсем другое тайное поручение – в ходе переговоров добиться подчинения Русской церкви папскому престолу. Однако, блистательно задуманная миссия Поссевина провалилась, благодаря благоразумию нашего царя. Можно представить, как «душила жаба» вернувшегося восвояси Поссевина от обиды на русского царя за своё позорное поражение. Это и стало причиной грязных пасквилей на царя и всю Россию. Не это досадно. Ну, поглумился бы на бумаге в своё удовольствие, отыгрался да и ладно. Бумага стерпит. Досадно то, что эти его невероятные мифы о «монстре» на Российском престоле (как, впрочем, и болезненные фантазии маркиза де Кюстина), с готовностью переписывались и переписываются по сей день недобросовестными российскими историками. Видимо, по принципу «чем хуже, тем лучше».

И на этих «летописцах русской истории» список не исчерпан. Углубившись в древнюю историю, можно найти заметки посла багдадского халифа ИБН-Батута, жившего на Руси с 1321 по 1377 год, сочинения имперского посла при дворе Василия III Герберштейна или голландца де Бруина в царствование Петра I.

В их бумагомарательную артель запишем и Генриха Штадена, вестфальского гостя времён правления Ивана Грозного, который, вернувшись из России, засел за «Описание страны и управления московитов» и «Проект завоевания Руси (не больше, не меньше!). Эти его «труды» академик Веселовский назвал «бессвязным рассказом едва грамотного авантюриста». Казалось бы, ведь и бессвязно можно рассказать о чём-то хорошем. Но нет, у него те же страшилки: душераздирающие «свидетельства» о жестоких умерщвлениях, грабежах и прочих беспределах «великого князя». Видно, не сладко жилось на Руси тем, кто прибывал в нашу страну, движимый призывом «дранг нах Остен». Именно этот призыв традиционно грел сердца германских венценосцев и католических прелатов. Странно лишь то, что «творческое наследие» таких людей, как Генрих Штаден, может всерьёз восприниматься в качестве свидетельства о нравах и жизни русского народа и его царя.

Ну, да ладно, не будем более о грустном. Вспомним пример из области курьёзов. Один из очередных сочинителей о «дикой России» в своих путевых заметках с отвращением поведал соотечественникам о том, что в русских трактирах едят… ополоски от рыбы. Такое неизгладимое впечатление произвела на иностранца наша «юшка», любимая всеми нами русская уха. Кстати, и теперь многих шокируют наши гастрономические привязанности. Например, американцы просто в ступоре при виде таких всеми нами любимых продуктов, как холодец, кабачковая икра, сушёная вобла…

Размышления на эту тему привели меня к идее познакомить читателей с отрывками из «путевых дневников» нашего писателя Д.И. Фонвизина, которые, к сожалению, не очень популярны. Ведь они наилучшим образом могут проиллюстрировать, какую бы «историю»о своей стране изучали сегодня юные итальянцы и французы, если бы её «списали» историки с записок путешествующего по Европе в XVIII веке Д.И. Фонвизина. Тоже, как мы сейчас убедимся, очень впечатлительного. Итак…
«Италия, Боцен, 5 октября 1784 г.

Боцен лежит в яме. Жителей в нём половина немцев, а другая итальянцев. (…) Образ жизни итальянский, то есть весьма много свинства. Полы каменные и грязные; бельё мерзкое; хлеб, которого у нас не едят нищие; чистая их вода то, что у нас помои. Словом, мы, увидя сие преддверие Италии, оробели. Поутру, взяв почту, отправились из скаредного Боцена в Триент. (…) который ещё более привёл нас в уныние. В самом лучшем трактире вонь, нечистота, мерзость. (…) Не понимаю, за что хвалят венецианское правление, когда на земле плодоноснейшей народ терпит голод. Мы в жизни своей не только не едали, даже и не видали такого мерзкого хлеба, какой ели в Вероне и какой здесь все знатнейшие люди едят. Причиною тому алчность правителей. В домах печь хлебы запрещено, а хлебники платят полиции за позволение мешать сносную муку с прескверною, не говоря уже о том, что печь хлебы не смыслят. Всего досаднее то, что малейшее негодование на правительство венецианское наказывается очень строго. Верона город многолюдный и, как итальянские города, не провонялый, а прокислый. Везде пахнет прокислой капустой. С непривычки я много мучился, удерживаясь от рвоты. Вонь происходит от гнилого винограда, который держат в погребах; а погреба у всякого дома на улицу и окна отворены».

«Италия, Рим, 7 декабря 1784 г.
Я до Италии не мог себе вообразить, чтоб можно было в такой несносной скуке проводить своё время, как живут итальянцы. На конверсацию (собрание деловых людей – ред.) съезжаются поговорить; да с кем говорить и о чём? Из ста человек нет двух, с которыми бы можно б было как с умными людьми слово промолвить. (…) Угощение у них, конечно, в вечер четверти рубля не стоит. (…) Мой банкир, человек пребогатый, дал мне обед и пригласил для меня большую компанию. Я, сидя за столом, за него краснелся: званый его обед несравненно был хуже моего вседневного в трактире.(…) Сёмка мой иначе мне о них (итальянцах – ред.) не докладывает, как пришли, сударь, нищие. Правду сказать, и бедность тут беспримерная: на каждом шагу останавливают нищие; хлеба нет, одежды нет, обуви нет. Все почти наги и тощи, как скелеты. (…) Воров, мошенников, обманщиков здесь превеликое множество; убийства здесь почти вседневные. (…) Итальянцы все злы безмерно и трусы подлейшие. (…) Честных людей во всей Италии, поистине сказать, так мало, что можно жить несколько лет и ни одного не встретить. Знатнейшей породы особы не стыдятся обманывать самым подлым образом. (…) В Италии порода и титла не обязывают нимало к доброму поведению: непотребные дома набиты графинями. (…) Ни плодороднее страны, ни голоднее народа я не знаю. Италия доказывает, что в дурном правлении, при всём изобилии плодов земных, можно быть прежалкими нищими».

«Франция. Монпелье, 31 декабря 1777 г.
В пятом часу каждый понедельник ходим в концерт, а оттуда ужинать к графу Перигору. (…) Чтоб тебе подробнее подать идею о здешних столах, то опишу их просторно. Бельё столовое во всей Франции так мерзко, что у знатных праздничное несравненно хуже того, которое у нас в бедных домах в будни подаётся. Оно так толсто и так скверно вымыто, что гадко рот утереть. Я не мог не изъявить моего удивления о том, что за таким хорошим столом вижу такое скверное бельё. На сие в извинение сказывают мне: «Так его же не едят», - и что для того нет нужды быть белью хорошему. Подумай, какое глупое заключение: для того, что салфеток не едят, нет будто и нужды, чтобы они были белы. Кроме толстоты салфеток, дыры на них зашиты голубыми нитками! Нет и столько ума, чтоб зашить их белыми. (…)

Дрова здесь в сравнении с нашего очень дороги; я за два камина плачу двадцать рублей в месяц; но смешно вздумать, каких здесь обо мне мыслей по одному тому, что у меня в камине огонь не переводится: «Чудовищный богач, счастливец. Крез! Сенатор России! Какой великий господин!». Вот отзыв, коим меня удостаивают!».

Можно догадаться, почему не популярны у нас «Путевые дневники» Фонвизина. Не любит наш народ копаться в «грязном белье», смаковать неприглядное. Некоторую неловкость испытывала и я, когда переписывала эти строки писателя. Но сравнение это сделать было необходимо, чтобы порадоваться благоразумию западных учёных, тактично изучавших и писавших историю Италии и Франции. Самобичевание и самоуничижение почему-то стало уделом недобросовестных историков российских.

Тамара

http://www.perunica.ru/istoria/2028-klyaksy-russkoj-istorii.html  





КЛЯКСЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Категория: История

<
  • 56 комментариев
  • 0 публикаций
27 июня 2010 14:02 | #1

Ратибор Русинский

0
  • Регистрация: 26.12.2009
 
После темных веков жидо-христианства, по другому там и быть не могло!

<
  • 98 комментариев
  • 0 публикаций
27 июня 2010 15:43 | #2

Беляна

0
  • Регистрация: 8.03.2010
 
В яблочко!
Меня всегда бесит, когда говорят "У нас всё плохо! А вот на Западе..."
На Западе, блин, воздух слаще, трава зеленее и вода мокрее!
Да до 11 века, пока тамошний король на взял в жёны Ярославну из Киева, Париж был деревней! С..али на улицах! И это факт. Когда в Киеве были мостовые, чистота-красота.
Всё позабыли. Всё изгадили. Всё ограбили.
Обидно...

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
27 июня 2010 23:53 | #3

Рус-Словен

0
  • Регистрация: --
 
Непонятно только , как-же только могли возникнуть в бедной и грязной Италии такие феномены , как Леонардо да Винчи , Микеланджело , Ботичелли и т.д. , творениями которых , да и всех деятелей искусства и науки эпохи Итальянского Возрождения , продолжает восторгаться мир и 200 , и 300 лет спустя ?! http://smallbay.ru/renessitaly.html Ну да , наверное , не было никакого Возрождения - это всё "серые" придумали n1ha ! И университетов в Англии - Кембриджского и Оксфордского - основанных , между прочим , ещё в начале 13 (тринадцатого!) века ( когда на Руси сермяжной время измеряли .. в лаптях - исторический факт!) тоже , наверное, не было! n1ha Всех же озабоченных великоимперским комплексом , и не доверяющих "западным" свидетельствам , можно отослать к свидетельствам вполне себе русского Радищева , предельно правдиво описавшего картину русской провинции конца 18 века , со всей её нищетой , пьянством , грязью и даже , пардон , проституцией !http://www.rvb.ru/18vek/radishchev/01text/vol_1/03prose/021.htm?start=13&length
=1

<
  • 354 комментария
  • 525 публикаций
28 июня 2010 11:52 | #4

beregreki

+1
  • Регистрация: 1.05.2010
 
Что ж, вполне ожидаемая реакция. Закономерно, что опять же русского человека. А ведь я просто привела строки из путевых заметок литературного классика, не добавляя ничего от себя. Чисто для сравнения. А помойка и "дно", конечно же и у нас имело место, только ведь Фонвизин в своих поездках вращался, скажем так, в высших кругах, и описывает именно их быт и нравы.
Ну, а мы (вы) продолжаем выискивать о своём прошлом самую грязь и мразь, с упоением занимаемся "любимым делом": самобичеванием, уничижением. А вот зато в просвещённой Европе... и т.д. и т.п. (дальше читай свой комментарий).
А ведь в том и смысл статьи. Именно о том, что Европа восторгается собой и культивирует всё лучшее из своего прошлого, а нам бы в своей истории "душок" унюхать. Ничего не ново под луной. Каждый видит то, что ХОЧЕТ ВИДЕТЬ.
У Задорнова есть такой перл. Когда европейской женщине говорят комплимент, она благодарит и прихорашивается. Когда говорят комплимент нашей женщине - она спорит, доказывает, что это не так, что она на самом деле выглядит плохо, потому что устала, не выспалась и т.д. И ведь это тоже правда.

<
  • 68 комментариев
  • 1 публикация
28 июня 2010 12:03 | #5

Зеродор

0
  • Регистрация: 12.12.2009
 
Рус-Словен вот после вашего комента не вольно задаешся вопросом,а вы чьих будите?

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
28 июня 2010 14:06 | #6

Артём Александрович

0
  • Регистрация: --
 
Благодарю за интересную статью! kolo

<
  • 940 комментариев
  • 2 521 публикация
28 июня 2010 18:44 | #7

svasti asta

0
  • Регистрация: 3.07.2009
 
Цитата: Рус-Словен
Непонятно только , как-же только могли возникнуть в бедной и грязной Италии такие феномены , как Леонардо да Винчи , Микеланджело , Ботичелли и т.д.

Это общеизвестно, что розы лучше всего растут на говне. Их эпоха возрождения это их навязываемые мнимые ценности. Ну рисовали они там свои картины с иудохристианскими сюжетами, ну и что? Чем тут восторгаться? Ну нарисовал Леонардо свою Джоконду, и чего в ней особенного? Баба как баба, говорят, что не улыбается, потому что кариес на зубах. Просто растиражированная милионными копиями картинка и не более. И квадратом чёрным тоже восторгаться можно до безконечности. Ты просто, видимо, озабочен комплексом западного жопализания, вот и всё.

<
  • 167 комментариев
  • 0 публикаций
28 июня 2010 20:17 | #8

Flis

0
  • Регистрация: 20.02.2010
 
Рус-Словен
Кто бы что ни говорил, РУСЬ искони СВЯТА, святой и останется! Пройдут эти гнусные времена.Кто знаком с выражением "святая эстония"?

<
  • 98 комментариев
  • 0 публикаций
28 июня 2010 21:35 | #9

Беляна

0
  • Регистрация: 8.03.2010
 
svasti asta
В яблочко!

Я изучала историю искусства.
И поверьте, разглядывая ренессансных жирных голых баб, я испытывала лёгкое отвращение.
Вот готика - это да, там нечего ни добавить, ни убавить.
Но я бы всё это променяла на картины Шишкина:)

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
28 июня 2010 21:54 | #10

Орёл

0
  • Регистрация: --
 
Flis

А чего это тебе Перунова Русь не нравится!?

<
  • 167 комментариев
  • 0 публикаций
28 июня 2010 22:04 | #11

Flis

0
  • Регистрация: 20.02.2010
 
Орел
Где речь шла, что мне не нравиться РУСЬ?

<
  • 252 комментария
  • 47 публикаций
29 июня 2010 01:22 | #12

Слава Бо

0
  • Регистрация: 9.10.2009
 
спокойно! thank_you
я уважаю себя и людей, которые мастерят шонибуть,
никто мне не мешат похвалить раз-другой друзей
и усех кто тёплый и к чему то стремится в жизни.
не надоть ляля xoroshiy

<
  • 463 комментария
  • 21 публикация
29 июня 2010 17:44 | #13

АлександрВ

0
  • Регистрация: 31.10.2009
 
Цитата: Орёл
А чего это тебе Перунова Русь не нравится!?


А как она до Эстляндии называлась? В смысле, был Пернов теперь Пярну, был Ревель теперь Таллин...

<
  • 589 комментариев
  • 5 публикаций
30 июня 2010 16:16 | #14

Varulv 2

0
  • Регистрация: 19.05.2010
 
Цитата: svasti asta
Ну нарисовал Леонардо свою Джоконду, и чего в ней особенного? Баба как баба, говорят, что не улыбается, потому что кариес на зубах. Просто растиражированная милионными копиями картинка и не более. И квадратом чёрным тоже восторгаться можно до безконечности

Эко ты хватил, дружище. Искусство европейских мастеров недостижимо для "малевичей" в принципе. Ты не путай гениальную красоту(я не конкретно про Джоконду) с жиТовскими штучками. Квадрат и мы с тобой нарисовать можем офигенный.


Цитата: Беляна
разглядывая ренессансных жирных голых баб, я испытывала лёгкое отвращение

Жалко, что твоего любопытства только на "ренесансных баб" хватило.
"Лёгкое отвращение": Я уже тяжёлое скоро испытывать буду от таких забавных коментов

<
  • 98 комментариев
  • 0 публикаций
3 июля 2010 15:57 | #15

Беляна

0
  • Регистрация: 8.03.2010
 
Varulv, прости, пожалуйста. Но я же сказала, что изучала историю искуства. Это о чём-то говорит? Полный курс, от первобытных племён до современности. Не хочу хвастаться, но я любопытствовала не только в Ренессансе. Но ОЧЕНЬ много где. И могу самостоятельно мыслить, анализировать и критиковать.
То, что я высказала своё мнение...
Что ж, для этого и созданы "комментарии" pardon

<
  • 589 комментариев
  • 5 публикаций
7 июля 2010 20:30 | #16

Varulv 2

0
  • Регистрация: 19.05.2010
 
Цитата: Беляна
И могу самостоятельно мыслить

Дык ведь надо бы ещё и знания иметь. Дюрер, к примеру : http://www.renesans.ru/renaissance/artist_01.shtml
Где здесь "жирные бабы"?
А техника и искусство Леонардо вообще недостижимо не для кого сейчас по-определению!!! А какие он чертежи боевых машин делал...просто загляденье! Так что руки OFF от мастеров.
Мне так параллельно, воняло то него когда он рисовал, или нет, но результат - превосходен!

<
  • 92 комментария
  • 2 публикации
10 июля 2010 11:30 | #17

матрешка

0
  • Регистрация: 21.02.2010
 
Уважаемые комментаторы, об искусстве эпохи Возрождения можно говорить только с любовью и восхищением, либо не говорить и вовсе. Мнение типа "нравится-не нравится", "хороший-плохой" в данном случае - это подготовительная группа детского сада.
Искусство Ренессанса - вершина мирового художественного творчества и во многом его начало. И уж, конечно, все в нем не ограничивается обнаженной женской натурой.
Я не профессиональная художница и не критик. Просто мыслящий и чувствующий человек.
Комментарии к статьям нужны не просто для выражения своего мнения, а для выражения своего конструктивного мнения.

Когда Юпитер наращивает обороты, - быки пускай себе тихо-мирно пасутся в стороне... Это к тому, что мы с вами в начале 21-го века ещё малы для понимания искусства художников-титанов 14-15 вв.

<
  • 98 комментариев
  • 0 публикаций
13 июля 2010 23:26 | #18

Беляна

0
  • Регистрация: 8.03.2010
 
Ух, ёжкин кот.
Говорить с восхищением или не говорить вовсе - это как о мёртвых: или хорошо, или ничего.
Считаю, что "нравится-не нравится", это не уровень детского сада, а личные пристрастия и вкусы.
Я лишь сказала, что "ренессансные голые бабы", т.е. обнажённое тело, к тому же не здоровое, а рыхлое, как у откормленной курочки, у меня вызывает лёгкое отвращение. Я бы такую натуру не писала.
Насчёт всего остального - нет вопросов. У Дюрера отменные гравюры. И можно найти ещё очень много чего интересного. И не только в Ренессансе. И не только в Европе.
Но считать Ренессанс "вершиной и началом" я бы не стала. У каждого своё начало. И свои истоки.

<
  • 463 комментария
  • 21 публикация
14 июля 2010 01:40 | #19

АлександрВ

0
  • Регистрация: 31.10.2009
 
рыхлое, тучное тело - больное.

<
  • 589 комментариев
  • 5 публикаций
15 июля 2010 22:47 | #20

Varulv 2

0
  • Регистрация: 19.05.2010
 
Цитата: Беляна
т.е. обнажённое тело, к тому же не здоровое, а рыхлое, как у откормленной курочки, у меня вызывает лёгкое отвращение.

Вы просто не разбираетесь в вопросах истории ИЗО, к примеру при наклоне корпуса полной дамы вбок, изображалась в большинстве случаев только одна складка. А теперь фокус: дамы в студии, наклонитесь(можно не сильно) перед зеркалом вышеописанным способом da

<
  • 98 комментариев
  • 0 публикаций
16 июля 2010 00:08 | #21

Беляна

0
  • Регистрация: 8.03.2010
 
Склади - это шкура, т.е. кожа, это нормально. А вот пухлые руки, бёдра и т.п. - это ненормально. Ну, исключая лёгкую полноту у беременных и кормящих мам:)

<
  • 589 комментариев
  • 5 публикаций
2 августа 2010 19:40 | #22

Varulv 2

0
  • Регистрация: 19.05.2010
 
Цитата: Беляна
Склади - это шкура

"Шкура" - у животных, а у человека - кожа, причём довольно тонкая, а вот под кожей - жирочек da

<
  • 48 комментариев
  • 0 публикаций
3 августа 2010 01:55 | #23

serikdjan

0
  • Регистрация: 27.05.2010
 
Страну мы любим,
И сопереживаем,
влочя свой интерес и догмы,

а кто, чего то не узнает ,
тот ведь, чего то не упомнит,
а смысл басни зрите в корень ,
а не развешивайте ярлыков,

жить знать, и помнить что ты русский,
по праву каждый может думать,
а надо просто верить слову,
историю ведь можно и придумать,

писать историю и спорить о том,
кто прав кто виноват,
не сможет нас душой наполнить ,
словесный шум из баррикад,

ведь наши предки создавали,
для нас бескрайние просторы
чтоб помнил каждый в своем доме,
что он всегда по русски будет прав

что нас и миру не поссорить,
ведь русский русскому, есть брат

...........................
судите строго вы поэта ,
за эти странные слова,
но коли будем спорить долго,
враг Sпiздит скоро все дрова sarcastic_hand

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера