Перуница

» » Славяне и скифы

История » 

Славяне и скифы

'Славяне

Около 750 года до н. э. на черноморском побережье возникли первые колонии ионических городов-метрополий. Очень скоро Понт Аксинский («негостеприимный») сменил свой эпитет на Эвксинский – «гостеприимный». Литературным следствием греческой колонизации Черного моря было появление первого историко-этнографического описания северной части ойкумены, принадлежавшее Геродоту (ок. 484–425 гг. до н. э.).

Более десяти лет им владела «охота к перемене мест». За это время он объездил почти все страны Передней Азии и побывал в Северном Причерноморье. Геродот наблюдал и изучал обычаи и нравы чужих народов без тени расового высокомерия, с неистощимым интересом подлинного исследователя, «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности», – за что был причислен Плутархом (ок. 46–после 119 г. н. э.) к «филоварварам» – любителям чужого, презираемым образованными людьми того времени.

К сожалению, исконно славянские земли остались совершенно неизвестными «отцу истории». Области за Дунаем, пишет он, «по-видимому, необитаемы и беспредельны». Он знает только одну народность, живущую севернее Дуная, а именно сигиннов, кочевое ираноязычное племя. Сигинны во времена Геродота заняли территорию почти по всему степному левобережью Дуная; на западе их земли простирались до владений адриатических венетов. Из этого можно заключить, что в V веке до н. э. области славянского поселения все еще находились к северу от почти непрерывной горной цепи – Рудных гор, Судет, Татр, Бескид и Карпат, – протянувшейся по Центральной и Восточной Европе с запада на восток.
Гораздо больше сведений Геродоту удалось собрать о Скифии и скифах.

Скифы, в VIII веке до н. э. вытеснившие из Северного Причерноморья полулегендарных киммерийцев, вызывали живой интерес у греков из-за их соседства с греческими колониями в Крыму, снабжавшими хлебом Афины и другие эллинские города-государства. Аристотель даже упрекал афинян за то, что они целые дни проводят на площади, слушая волшебные повести и рассказы людей, возвратившихся с Борисфена (Днепра). Скифы слыли по-варварски храбрым и жестоким народом: они сдирали кожу с убитых врагов и пили вино из их черепов. Сражались они как пешими, так и конными. Особенно славились скифские лучники, чьи стрелы были обмазаны ядом. В изображении образа жизни скифов античным писателям редко удавалось избежать тенденциозности: одни рисовали их людоедами, пожиравшими собственных детей, тогда как другие, наоборот, превозносили чистоту и неиспорченность скифских нравов и упрекали своих соотечественников за то, что они развращают этих невинных детей природы, приобщая их к достижениям эллинской цивилизации.

Помимо личных пристрастий, заставлявших греческих писателей выпячивать те или иные черты скифских нравов, правдивому изображению скифов мешало одно, чисто объективное затруднение. Дело в том, что греки постоянно путали скифов, принадлежавших к ираноязычным народностям, с другими народами Северного Причерноморья. Так, Гиппократ в своем трактате «О воздухе, водах и местностях» под именем скифов описал каких-то монголоидов: «Скифы походят только на самих себя: цвет кожи их желтый; тело тучное и мясистое, они безбороды, что уподобляет их мужчин женщинам» (1). Сам Геродот затруднялся сказать что-либо определенное о преобладающем в «Скифии» населении. «Численности скифов, – пишет он, – я не мог узнать с точностью, но слышал два разных суждения: по одному, их очень много, по другому, скифов собственно мало, а кроме них живут (в Скифии. – С.Ц.) и другие народы». Поэтому Геродот называет скифами то всех обитателей причерноморских степей, то только один народ, господствующий над всеми другими. При описании образа жизни скифов историк также вступает в противоречие сам с собой. Его характеристика скифов как бедного кочевого народа, не имеющего ни городов, ни укреплений, а живущего в повозках и питающегося продуктами скотоводства – мясом, кобыльим молоком, творогом и проч., тут же разрушается рассказом о скифах-пахарях, торгующим хлебом.

Это противоречие проистекало из того, что античные писатели плохо представляли себе политическое и социальное устройство степняков. Скифское государство, представлявшее собой конфедерацию собственно скифских родов, было устроено по образцу всех прочих кочевых империй, когда одна сравнительно небольшая в численном отношении орда господствовала над чужеплеменными кочевыми ордами и оседлым населением.

Согласно Геродоту, главной скифской ордой были «царские скифы» – их самоназвание было «сколоты» (2), которых историк называет самыми доблестными и наиболее многочисленными. Всех прочих скифов они считали подвластными себе рабами. Цари скифов-сколотов одевались с поистине варварской пышностью. На одежде одного такого владыки из так называемой Куль-Обской могилы близ Керчи были пришиты 266 золотых бляшек общим весом до полутора килограммов. Кочевали сколоты в Северной Таврии. Восточнее, в соседстве с ними, жила другая орда, именуемая у Геродота скифами-кочевниками. Обе эти орды и составляли собственно скифское население Северного Причерноморья.

Скифия простиралась на север не очень далеко (днепровские пороги не были известны Геродоту), охватывая довольно узкую в то время степную полосу Северного Причерноморья. Но как любые другие степняки, скифы нередко отправлялись в военные набеги на своих близких и дальних соседей. Судя по археологическим находкам, они достигали на западе бассейна Одера и Эльбы, разоряя по пути славянские поселения. Территория лужицкой культуры подвергалась их нашествиям с конца VI века до н. э., и эти удары в спину, надо полагать, значительно облегчили венетам покорение славян. Археологами обнаружены характерные скифские наконечники стрел, застрявшие в валах лужицких городищ с внешней стороны. Часть городищ, относящихся к этому времени, хранит следы пожаров или разрушений, как, например, городище Вицин в Зеленогурском регионе Чехии, где помимо прочего найдены скелеты женщин и детей, погибших во время одного из скифских набегов. Вместе с тем своеобразный и изящный «звериный стиль» скифского искусства находил множество поклонников среди славянских мужчин и женщин. Многочисленные скифские украшения на местах лужицких поселений свидетельствуют о постоянных торговых сношениях славян со скифским миром Северного Причерноморья.

Торговля велась скорее всего через посредников, так как между славянами и скифами вклинились известные Геродоту племена ализонов и «скифов-земледельцев», живших где-то по течению Буга. Вероятно, это были какие-то подчиненные скифами ираноязычные народности. Далее на север простирались земли невров, за которыми, по словам Геродота, «идет уже безлюдная пустыня». Историк сетует, что проникнуть туда невозможно из-за метелей и вьюг: «Земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению». О самих неврах Геродот рассказывает с чужих слов и очень скупо – что обычаи у них «скифские», и сами они колдуны: «…каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик». Впрочем, Геродот добавляет, что не верит этому, и, разумеется, правильно делает. Наверное, в данном случае до него дошли в сильно искаженном виде сведения о каком-то магическом обряде, или, быть может, обычае невров во время ежегодного религиозного праздника одеваться в волчьи шкуры. Высказывались предположения о славянской принадлежности невров, поскольку легенды об оборотнях-волкодлаках позднее были чрезвычайно распространены на Украине. Однако это маловероятно. В античной поэзии есть короткая строка с выразительным описанием невра: «...невр-супостат, в броню одевший коня». Согласимся, что невр, восседающий на бронированном коне, мало похож на древнего славянина, каким его рисуют античные источники и археология. Зато известно, что кельты были искусными металлургами и кузнецами; культ лошади был у них чрезвычайно популярен. Поэтому более естественно допустить кельтскую принадлежность геродотовских невров, связав их имя с названием кельтского племени нервиев (Nervii).

Такова Скифия и прилегающие к ней земли по сообщениям Геродота. В классическую эпоху Греции, когда сложилась и оформилась античная литературная традиция, скифы были самым могущественным и, главное, наиболее известным грекам народом варварской Европы. Поэтому впоследствии имя Скифии и скифов использовалось античными и средневековыми писателями как традиционное название Северного Причерноморья и обитателей юга нашей страны, а иногда вообще всей России и русских. Об этом писал уже Нестор: улучи и тиверцы «седяху по Днестру, по Бугу и по Днепру до самого моря; суть грады их и до сего дня; прежде эта земля звалась греками Великая Скуфь». В X веке Лев Диакон в своем описании войны князя Святослава с болгарами и византийским императором Иоанном Цимисхием назвал русов их собственным именем – 24 раза, зато скифами – 63 раза, тавроскифами – 21 и таврами – 9 раз, не упомянув при этом вообще имени славян (Сюзюмов М. Я., Иванов С. А. Комментарии к кн.: Лев Диакон. История. М., 1988. С. 182). Западноевропейцы очень долго использовали эту традицию, именуя «скифами» жителей Московского государства даже в XVI–XVII веках. 


1. А. Блок в соответствии с «монгольской» теорией происхождения скифов, популярной в конце XIX – начале XX в., наделил их в своем известном стихотворении «раскосыми очами», каковых у них в действительности никогда не было.

2. Академик Б. А. Рыбаков в своих трудах настойчиво отождествлял скифов-сколотов с протославянами. В качестве главного аргумента он использовал слово «сколотный» в значении «внебрачный сын», ссылаясь на один сюжет из древнерусских былин, повествующий о рождении у Ильи Муромца сына от степной поляницы-богатырши. Этого мальчика по имени Сокольник (или Подсокольник) его сверстники и дразнили «сколотным». Обидчики были жителями степи, следовательно, делал вывод Рыбаков, «сколоты» в их устах есть древнейшее название славян, т.е. геродотовских скифов-сколотов. Удивительно, что уважаемый ученый, увлеченный своей смелой гипотезой, не удосужился в данном случае заглянуть хотя бы в словарь Даля, где слово «сколотный» в его упомянутом значении отнесено к глаголам «сколачивать, сколотить». Таким образом, «сколотный сын», «сколоток», «сколотыш» означает то же, что и более позднее выражение «б… сын», т. е. «семибатечный» ребенок, зачатый гулящей матерью от неизвестного отца (по аналогии со «сколотным платьем» – одеждой, сшитой из нескольких лоскутов ткани). Скифы-сколоты на поверку оказываются совершенно ни при чем.

Что довольно убедительно сделал Рыбаков - так это показал, что сколоты легенды о трех сынах Таргитая никак не могут быть одним народом с собственно скифами. Сколоты автохоны (потомки "дочери Борисфена") и земледельцы (золотой плуг с ярмом - в первой тройке сакральных сокровищ), а скифы - исторически недавние на момент описанных Геродотом событий пришельцы и кочевники, не знающие земледелия и не имеющие полей, что неоднократно Геродотом подчеркивается.

А вот со славянами их он отождествил действительно напрасно. Тут весьма серьезной преградой является факт, что земледельцы-сколоты, "борисфениты", активно торговали с греками - в то время как славяне общались с этим народом не иначе как через римское посредство, на что указывает само слово "греки".

***

5. По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким
образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по
имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и
дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их
утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей:
Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на
Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша6.
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как
золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять
золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих
братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес
золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство
младшему.

6. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя,
называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от
младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются
сколотами
, т. е. царскими. Эллины же зовут их скифами.

7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают,
впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария
прошло как раз только 1000 лет
(*)


Вот, собственно, приводимое Геродотом предание, вокруг которого столько споров. Пресловутому Б.А. Рыбакову вменяют в вину, что он-де привязал это предание к скифам-земледельцам, тогда как оно имело в виду всех скифов.

Я, со своей стороны, затрудняюсь понять уважаемых скифологов. Как можно приписывать всем скифам - о которых Геродот несколько раз повторяет, что они "не землепашцы, а кочевники" - почитание золотого плуга?

Далее, обращаю внимание на выделенные мною в тексте места. Там ясно сказано, что прародительницей сколотов являлась "дочь Борисфена", Днепра - то есть это легенда автохтонов Приднепровья, более того, легенду относили ко временам за тысячу лет до похода Дария - то есть к середине второго тысячелетия до нхл. Собственно же скифы, как во времена Геродота отличнейше помнили, не так давно пришли в северное Причерноморье из земель массагетов.

Итак, "сколоты", о которых говорится в предании, цитируемом Геродотом, это пахари-автохтоны. Скифы, о которых говорит он же, это кочевники-пришельцы. Совершенно очевидно, что без путаницы не обошлось. Сколоты и скифы не могут быть одним народом.

Источники:
http://community.livejournal.com/oldrus/138580.html
http://smelding.livejournal.com/317475.html

http://www.perunica.ru/istoria/2910-slavyane-i-skify.html  





Славяне и скифы

Категория: История

<
  • 23 комментария
  • 0 публикаций
28 апреля 2011 01:52 | #1

demetriy87

0
  • Регистрация: 23.02.2011
 
Ничего греки не путали, называя всю эту часть Евразии Скифией. Посмотрите на символику "ираноязычных" (что в общем осталось на уровне гипотезы) скифов и сармат, и сравните со славянской. Вы получите ответ на свой вопрос. Этот народ никуда не испарялся и не исчезал, он живет на своих землях до сих пор, но называется по диалектным признакам русскими, украинцами, белорусами, поляками, чехами, словаками, сербами, хорватами, боснийцами, черногорцами, македонцами, болгарами. От этого государства и народа (скифов) в слиянии с местными малочисленными племенами произошли современные татары, казахи, узбеки, туркмены, таджики, персы, немцы, датчане, шведы, норвежцы, сумь, емь, эстонцы, карелы, мокша, эрьзя, марийцы, удмурты, башкиры, коми-пермяки, хакасы, телиуты и часть дунган (хина - китайцев). Прямыми братьями скифов и нас являются северные индусы, предками которых были арии. Хотите доказать обратное, уничтожения огромных народов (коими были скифы), пришлите ссылку на находки массовых захоронений и остатки сгоревших городищ на территории Скифии. Я таких пока не знаю ни одного. Что киммеры, что скифы, что сарматы, что аланы никуда не исчезли бесследно. В жизни так не бывает, народ не мыльный пузырь. Судя по древним преданиям, частично пересказанным греками и другими соседними со Скифией народами, названия Скифы и Сарматы - это названия правящих династий. Антропологически на пространствах от Рейна до Хуанхэ преобладал один тип людей - европеоидный, принадлежащий к индоевропейской расе. Тогда как современные осетины и другие кавказские народы к нему не принадлежат (кавказоидная раса). Описания греков и других правдивы в том, что их (скифов) невозможно отличить друг от друга, это правда. Не путайте ситуацию того времени и современную. Тогда народов было намного меньше, чем сейчас, и различий между ними соответственно. А насчёт кочевника и пахаря, простой пример - вы сможете причислить казака войска Донского к особому народу, выделив его отличия в хозяйстве и одежде от русского крестьянина Тульской губернии? Глупо выделять народы по типу хозяйства, при этом не рассматривая их схожесть во всех остальных признаках. Так можно выделить сейчас - народ лесовиков нефтедобытчиков, народ лесовиков охотников, народ горнодобытчиков, народ земледельцев, народ полуоседлых скотоводов, народ земледельцев садоводов, народ рыболовов... На основании различий в инвентаре и одежде, подтвердить их различия. Это будет открытие в науке... Которое все поднимут насмех)))))))
Вопрос с греческими "колониями" в Причерноморье довольно спорный. Судя по тому, что ни македонцы, ни персы, ни римские легионы не смогли захватить эту часть суши, оставив там останки своих воинов, можно сделать вывод об очень мощной армии Скифии и Сарматии (которая во времена расцвета захватывала сильные государства Азии). Вы можете себе представить, чтобы эти же скифы, позволили строить на своих землях города каким-то грекам? Это невозможно. Окруженные с суши эти города не продержались бы и неделю при осаде. Не забывайте ещё о том, что Скифия, а потом и Сарматия (а позднее Русь и Россия) долгие годы были поставщиками хлеба, мёда, воска, пушнины в Грецию и страны Средиземноморья. Они что платили грекам там дань? Ни одного свидетельства захвата армией греческого полиса территории Скифии нет, и быть не может. Эти города были скифскими. Там проживали скифские цари (как вы думаете стал бы жить к примеру Петр Первый в Стокгольме? или Сталин в Берлине?). Причерноморье было своего рода буфером обмена между Средиземноморьем и Скифией. Именно этим объясняется присутствие аналогов греческих сооружений и архитектуры (к примеру Неаполь скифский, что в Крыму, по виду похож на греческий город, но население его полностью состояло из скифов и бежавшей после поражения в междусобице от Сарматской династии, династии Скифских царей с их двором). Греки в этих городах жили в роли диаспоры, ибо Скифия была очень важным торговым партнером греческих полисов. Здесь жили купцы, а иногда и их семьи (в том числе и персидские). Антропологически, различия между скифами и сарматами всё же были, но выражались они в длине черепа (у скифов череп более округлый, а у сармат удлинённый - это можно легко подтвердить, посмотрев на современных украинцев и русских). Никаких особых других отличий не было. И это не мои цитаты учебников и многих научных статей, где идут поиски "исчезнувших цивилизаций" - это голые факты, и выводы на их основе.

<
  • 1 073 комментария
  • 91 публикация
28 апреля 2011 02:31 | #2

kirrush

0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Цитата: demetriy87
пришлите ссылку на находки массовых захоронений и остатки сгоревших городищ на территории Скифии.
Они вам пришлют ссылку там будет маетриал достоверно утверждающий, что скифы - кочевники и городов и поселений у них не могло быть потому, что так ПРИНЯТО считать...
Цитата: demetriy87
В жизни так не бывает, народ не мыльный пузырь.
Очень даже бывает! Согласно ОВИ. Сплошные "появления" и "исчезнования". Наверное Левашов прав. Летали народы древности на этих ...вайтманах. Прилетали и улетали...
Понравился ваш коментарий. Только не надо никому ничего доказывать. То что вы пишите НЕ НУЖДАЕТСЯ в доказательствах. Это уже ОЧЕВИДНО всякому размышляющему человеку. А все эти научные теории только путают и ставят в тупик человека, стремящегося узнать иститну. Ну или хотя бы приблизиться к ней.
" Сходил" по ссылкам и там вот что написано:
Скифия простиралась на север не очень далеко (днепровские пороги не были известны Геродоту)
И все! ВОТ не были известны Херодоту и все! Что хошь то , и делай, но не простиралась СКИФИЯ далеко на север
В изображении образа жизни скифов античным писателям редко удавалось избежать тенденциозности: одни рисовали их людоедами, пожиравшими собственных детей, тогда как другие, наоборот, превозносили чистоту и неиспорченность скифских нравов и упрекали своих соотечественников за то, что они развращают этих невинных детей природы, приобщая их к достижениям эллинской цивилизации.
Может "античные писатели" страдали раздвоением личности? Причем все.

<
  • 89 комментариев
  • 0 публикаций
14 июня 2011 15:01 | #3

Судимира

0
  • Регистрация: 21.06.2010
 
Посмотрите на символику "ираноязычных" (что в общем осталось на уровне гипотезы) скифов и сармат, и сравните со славянской.
Ясное дело культурный обмен)) Никакая это не гипотеза. Скифы не говорили на славянском языке. И.е. народы так или иначе будут культурно похожи, но не 100%.

Этот народ никуда не испарялся и не исчезал, он живет на своих землях до сих пор
Потому что он влился в праславянский этнос.

Прямыми братьями скифов и нас являются северные индусы, предками которых были арии.

С горем пополам подтверждаю da

В жизни так не бывает, народ не мыльный пузырь.
ОК, поясните исчезновение скифов со страниц летописей))

Тогда как современные осетины и другие кавказские народы к нему не принадлежат (кавказоидная раса).
Принадлежат)) предки кавказцев, осетин, таджиков - те же индоевропейцы)) Историю хеттов упускаете. Хетты индоевропейцы, по типу ближе всего армянам, например. А по генетике - арии))

И это не мои цитаты учебников и многих научных статей, где идут поиски "исчезнувших цивилизаций" - это голые факты, и выводы на их основе.
За малым исключением додумываний, у вас вполне академические данные. Многие ученые признают что скифы влились в славян, стали их прочной частью. Но скифы - не равны славянам. Как непример германцы индусам ведическим. Разюброс по времени, развитию, археологическим культурам.

скифы - кочевники и городов и поселений у них не могло быть
Были, но только у сильно эллинизированных. Скифы очень ревностны к своим традициям. Так вот это нормально для евразийского арийского народа быть кочевниками. Вся арийская культура развита на колеснице, колесе, движении. Отсюда конь-солнце, свастика и прочие архетипы. Боги колесничие, наконец.

простиралась СКИФИЯ далеко на север
Чушь какая-то. Скифия простиралась до юга Урала, есть старинные карты и куча других подтверждений.

Может "античные писатели" страдали раздвоением личности?
Просто античным писателям встречались разные роды этих самых скифов)) Что, не могло быть в древности жестоких людей, преступавших обычаи?)) Еще как могло!) На чем тогда зиждутся законы, порядки, устои общества? Как формируется традиция? Просто надо учитывать все мнения. Как с кельтскими жертвоприношениями, например, которые материально не подтверждены, а зато римляне их описывали в красках bm

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера