Ко дню рождения проф. Аполлона Григорьевича Кузьмина

Ко дню рождения проф. Аполлона Григорьевича Кузьмина
А.Г.Кузьмин после публичной лекции (90-е годы)

Профессор Аполлон Григорьевич Кузьмин родился 8 сентября 1928 года на Рязанщине, в селе Высокие Поляны. Он прожил нелёгкую, но интересную жизнь, в которой переплелась историческая наука, общественная деятельность и служение России. Предлагаю Вашему вниманию отрывки из воспоминаний д.и.н. С.В.Перевезенцева.

* * *

Аполлон Григорьевич Кузьмин родился в семье сельского фельдшера, человека, односельчанами уважаемого, но небогатого. С детских лет стало заметно, что он обладает многими талантами. Уже в пять лет он научился читать. К этому занятию его приучил дед, Аполлон Иванович, в честь которого Аполлон Григорьевич и получил свое несколько необычное для деревенского жителя имя. Довольно рано он начал играть в шахматы и сумел достичь очень приличных высот в шахматном искусстве…

С 1952 года, когда А.Г.Кузьмин стал студентом исторического факультета Рязанского педагогического института, вся его жизнь оказалась связана с изучением отечественной истории. Уже после окончания института, он сначала работал научным сотрудником Рязанского краеведческого музея, потом учился в аспирантуре кафедры источниковедения МГУ им. М.В.Ломоносова, где его научным руководителем был знаменитый русский историк, академик М.Н.Тихомиров.


В 1963 году А.Г.Кузьмин с блеском защитил кандидатскую диссертацию. В это же время академик Тихомиров привлек своего талантливого ученика к подготовке издания Полного собрания русских летописей. Затем Кузьмин преподавал в Рязанском пединституте, пока в 1969 году не перебрался окончательно в Москву - его пригласили занять должность заместителя главного редактора журнала «Вопросы истории». Одновременно он преподавал в МГУ на кафедре истории СССР эпохи феодализма. В 1971 году А.Г.Кузьмин защитил докторскую диссертацию «Начальные этапы древнерусского летописания».

С защитой докторской диссертации у Аполлона Григорьевича вышла целая история. И история не очень приятная. Дело в том, что уже в конце 1960-х годов Кузьмин принял участие в нескольких открытых научных дискуссиях, смело, не взирая на лица и авторитеты, вступал в настоящие интеллектуальные бои со своими оппонентами, довольно жестко и аргументировано защищая свои позиции. Кузьмин отстаивал подлинность «Слова о полку Игореве» и «татищевских известий» в «Истории Российской» В.Н.Татищева, резко критиковал советских норманистов, впервые опубликовал несколько антинорманистских статей по проблеме происхождения Руси.

Но, как представляется, главное заключалось в том, что Кузьмин не скрывал своих патриотических взглядов, открыто их высказывал. Беда заключалась в том, что в тогдашнем либерально настроенном так называемом «интеллигентном обществе» быть «русским патриотом», особенно после событий в Чехословакии в 1968 году, считалось, мягко говоря, «немодным». Либерально-западнические настроения оказались близки и немалому числу историков. Лишь немногие, такие как академик Б.А.Рыбаков, решались открыто демонстрировать свой патриотизм. Но то - академик Рыбаков, носивший в исторических кругах неофициальное прозвание «Царь Борис». А тут какой-то Кузьмин, всего лишь кандидат наук, да еще «выскочка» из Рязани…

В результате А.Г.Кузьмин нажил себе немало недругов. И ладно бы все эти идейные и научные противоречия сводились к словесной полемике. Так ведь, нет. Предпринимались и более действенные усилия.

Каверзы начались еще до дня защиты диссертации: один из положительных отзывов на исследование Кузьмина был вдруг срочно отозван и заменен другим - отрицательным. На саму защиту из Ленинграда прибыл настоящий «десант» из нескольких человек, призванный «завалить» соискателя докторской степени. Но Кузьмин с честью выдержал испытание. Тогда поле «битвы» перенеслось в Высшую аттестационную комиссию, где диссертация Кузьмина должна была пройти утверждение. В ВАК и в ЦК КПСС как из рога изобилия посыпались анонимки. Позднее, как рассказывал Кузьмин, он сам видел кипы бумаг из анонимных писем в отделе науки ЦК партии. Наверное, недоброжелатели Кузьмина надеялись, что он сложит крылья и смиренно согласится с, казалось бы, неизбежным поражением…

С 1975 года и до самой кончины научно-педагогическая деятельность А.Г.Кузьмина оказалась связана с Московским государственным педагогическим институтом (ныне - Московский педагогический государственный университет), где он был профессором кафедры истории России почти тридцать лет…


А.Г.Кузьмин с ректором МПГУ акад. В.Л.Матросовым

В целом же, профессор А.Г.Кузьмин - один из немногих историков, кто объединил в единое целое философию и историю, теорию исторического знания и сам процесс познания истории. Нельзя не отметить и тот факт, что именно А.Г.Кузьмин, как талантливый педагог, научил несколько поколений своих учеников философскому пониманию истории, философскому отношению к истории. А значит, и философско-историческому пониманию современности…

Во второй половине 80-х годов в политической атмосфере советского общества многое начало меняться. Именно в эти годы, а точнее в 1989 году А.Г.Кузьмин фактически создал и возглавил Московское городское добровольное общество русской культуры «Отечество». Оно занималось не только культурной, но и политической работой, через «Отечество» были выдвинуты в кандидаты, а затем стали депутатами Московского городского Совета около десяти человек…

Девяностые годы оказались, может быть, самыми трудными в жизни Аполлона Григорьевича Кузьмина. Конечно, я не могу судить об этом с абсолютной определенностью, но мне кажется, что было именно так. Он очень тяжело переживал развал Советского Союза и последующее наглое унижение и разграбление остатков некогда великой страны.


С гитарой в домашней обстановке

И все же Аполлон Григорьевич не опустил рук. Он продолжал писать публицистические статьи, публиковал их в газетах и журналах. Однако тиражи изданий падали с каждым месяцем, ибо становилось все меньше и меньше читателей. А потому все меньше и меньше оказывался слышен голос Кузьмина, как, впрочем, и голоса многих других ученых, писателей и публицистов. Эта невозможность повлиять на реальную политическую действительность, конечно, угнетала Аполлона Григорьевича. Подобного рода бедствия усилило личное горе. В 1996 году в автокатастрофе погибла его дочь Татьяна.

Но и после этих трагедий Кузьмин не сдался. Русский характер Кузьмина не позволил ему этого сделать, его служение Отечеству продолжилось. Он продолжал воспитывать студентов и аспирантов, готовить из них профессиональных историков. Именно в эти годы больше всего его учеников защитили кандидатские диссертации, а некоторые уже и докторские. Появилось целое научное направление, которое получило название «школа Кузьмина».

9 мая 2004 года его не стало… Хоронили Аполлона Григорьевича в Москве. Отпевали в храме Архангела Михаила в Тропарево. А потом автобусы и машины отправились на Хованское кладбище.

P.S. Лачаева М.Ю. Аполлон Кузьмин - Русский интеллигент и историк.



Список основных публикаций Аполлона Григорьевича Кузьмина

1959

• Некоторые данные по археологии и топографии Кремля Переяславля Рязанского // Краеведческие записки. Рязань.

1961

• Заголовки и киноварные заметки на полях рукописи Симеоновской летописи // Вестник Московского Университета. Серия 9. История. № 5.

1963

• К вопросу о времени создания и редакциях Никоновской летописи // Археографический ежегодник за 1962 г. М.
• Летописные известия о разорении Рязани Батыем // Вестник Московского Университета. Серия 9. История. № 2.
• Муромско-рязанские известия «Истории Российской» В.Н.Татищева // Московский Университет. Исторический факультет. Сборник научных работ аспирантов истфака МГУ. М.
• Об источниковедческой основе «Истории Российской» В.Н.Татищева // Вопросы истории. № 9.

1964

• Публикация: Вкладная книга Солотчинского монастыря // Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. Т. 3.

1965

• Публикация: Александро-Невская и Лебедевская летописи // ПСРЛ. Т. 29. М.
• Рязанское летописание. Сведения летописей о Рязани и Муроме до середины XVI в. М.

1967

• Публикация: Древнейшая рязанская грамота XIV века // Советские архивы. № 1.
• К вопросу о происхождении варяжской легенды // Новое о прошлом нашей страны. М.

1968

• Индикты Начальной летописи // Славяне и Русь. М.
• Ипатьевская летопись и «Слово о полку Игореве» // История СССР. № 6
• Хронология Начальной летописи // Вестник Московского Университета. Серия 9. История. № 6.

1969

• Две концепции начала Руси в Повести временных лет // История СССР. № 6.
• Из истории организации земской статистики в Рязанской губернии // Некоторые вопросы краеведения и отечественной истории. Рязанский педагогический институт. Учёные записки. Рязань.
• Мнимая загадка Святослава Всеволодовича // Русская литература. № 3.
• Название «Рязань» в связи с некоторыми проблемами истории района Средней Оки в X-XI вв. // Некоторые вопросы краеведения и отечественной истории. Рязанский педагогический институт. Учёные записки. Рязань.
• Русские летописи как источник по истории Древней Руси. М.
• Скептическая школа в русской историографии // Некоторые вопросы краеведения и отечественной истории. Рязанский педагогический институт. Учёные записки. Рязань.
Слово о полку Игореве о начале Русской земли // Вопросы истории. № 5.
• Существует ли проблема Тмутараканского камня? // Советская археология. № 3.

1970

«Варяги» и «Русь» на Балтийском море // Вопросы истории. № 10.
• К вопросу о «полочанах» Начальной летописи // Древние славяне и их соседи. М.
• О времени написания Нестором Жития Феодосия // Вопросы литературы и методики её преподавания. Рязанский педагогический институт. Учёные записки. Рязань.
• Летописные источники посланий Симона и Поликарпа // Археографический ежегодник за 1968 г. М.
• Рец.: Селицкий Ф. Повесть минувших лет // Вопросы истории. № 3.
• Un Demi-siecle des etudes orientales en U.R.S.S. // Science socials. № 2.

1971

Рец.: Болгарский учёный о советской историографии начала Руси // Вопросы истории. № 2.
• Был ли В.Н.Татищев историком? // Русская литература. № 1.
• Древнерусские исторические традиции и идейные течения XI века // Вопросы истории. № 10.
• К прочтению текста вводных статей комиссионного списка Новгородской I летописи младшего извода // Археографический ежегодник за 1970 г. М.
• Рец.: 31 Т. ПСРЛ. М., 1968 // История СССР. № 1.

1972

• Духовная культура Древней Руси // Вопросы истории. № 9 (в соавторстве с Н.Н.Ворониным).
• Статья 1113 года в «Истории Российской» В.Н.Татищева // Вестник Московского Университета. Серия 9. История. № 5.
• The problem of the origin of the varangian legend // Readings for «Introduction to Russian civilization». Chicago.

1973

• К спорам о методологии изучения начального летописания // История СССР. № 4.
Рец.: Против спекуляций по поводу переписки Курбского и Ивана Грозного // Вопросы истории. № 9.
Сказание об апостоле Андрее и его место в Начальной летописи // Летописи и хроники. М.
• Советская историческая наука на современном этапе // Вопросы истории. № 5 (в соавторстве с И.В.Созиным, В.Г.Трухановским).
Спорные вопросы методологии изучения русских летописей // Вопросы истории. № 2.

1974

Важный вклад в древнерусскую историографию // Вопросы истории. № 4.
Об этнической природе варягов // Вопросы истории. № 11.
• Рец.: Сионизм: теория и практика // Молодая гвардия. № 10.

1975

• Точка в круге, из которой вырастает репей // Молодая гвардия. № 12.
• The problem of the ethnicity of the varangians // Readings for «Introduction to Russian civilization». Chicago.

1976

• Рец.: Куда же идут народы? // Молодая гвардия. № 9.
• Рец.: Скаржинская В.Д. Обыкновенный ревизионизм // Молодая гвардия. № 9.
• О термине «бела» древнерусских памятников // Средневековая Русь.
• Sulla natura etnica del Varjagdi // Rassenga sovietuca. № 2.

1977

Начало новгородского летописания // Вопросы истории. № 1.
Начальные этапы древнерусского летописания. М.
• Публицистика и общественная мысль XVI века // Очерки русской культуры XVI века. Ч. 2. М.

1978

• Рец.: Бронжерс Дж. А. Аэрофотосъёмки и исследование Кельтских полей в Нидерландах. Амерсфорт, 1976 // Вопросы истории. № 12.
• Рец.: Возвращение русского сентиментализма // Молодая гвардия. № 8.
• Рец.: За кулисами истории // Москва. № 8.
• Идеология и практика международного сионизма (глава в книге). М.
• Рец.: Неутомимый исследователь (о Б.А.Рыбакове) // Комсомольская Правда. 3 июня.
• Рец.: Правда жизни и истинное знание // Молодая гвардия. № 12.
Русское просветительство XVIII века // Вопросы истории. № 1.
• Славянское письмо «черты» и «резы» // Древняя Русь и славяне. М.

1979

Рец.: Денисова Р.Я. Антропология древних балтов. Рига, 1975; Денисова Р.Я. Этногенез латышей. Рига, 1977 // Вопросы истории. № 3.
• Рец.: Новое исследование о сионизме // Молодая гвардия. № 11.
• Обзор рукописей Рязанского музея // Археографический ежегодник. М. (в соавторстве с Л.Н.Вдовиной и А.А.Севастьяновой)
• Повесть временных лет. Материалы к практическим занятиям по истории СССР. М.
• Рец.: Этногенез славян // Общественные науки в СССР. История. № 5.

1980

Заметки историка об одной лингвистической монографии // Вопросы языкознания. № 4.
Рец.: Истоки культовых особенностей западнославянских храмов // Вопросы истории. № 4.
• Рец.: Книжные богатства Древней Руси // Молодая гвардия. № 6.
• Первые попытки ограничения самодержавия в России // Советское государство и право. № 7.
• Принятие христианства на Руси // Вопросы научного атеизма. Вып. 25. М.
• Рец.: Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979 // Вопросы истории. № 7.

1981

Татищев. ЖЗЛ. Серия биографий. М.

1982

• Общественно-политические и правовые взгляды Татищева // Советское государство и право. № 9.
• Писатель и история // Наш современник. № 4.
• Предмет науки и учебное пособие // История СССР. № 6.
• Священные камни памяти (о книге В.А.Чивилихина «Память») // Молодая гвардия. № 1.

1984

• О предмете исторической науки // Предмет и структура общественных наук. М.
• Рец.: У истоков становления русского либерализма (об: Е.А.Дудзинская. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983) // Молодая гвардия. № 10.

1985

• Исторические романы Валентина Иванова // Иванов В. Повести древних лет. М.
• Неожиданные признания //Наш современник. № 9.
• Об истоках древнерусского права // Советское государство и право. № 2.

1986

• Василий Никитич Татищев // Книжное обозрение. V. 18.
• Крещение Руси: спорное и бесспорное // Молодёжь, религия, атеизм. М.

• Ответы, порождающие вопросы // Наш современник. № 5.
Сведения иностранных источников о руси и ругах // Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1. М.
Древнерусские имена и их параллели // Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2. М.

1987

Западные традиции в русском христианстве // Введение христианства на Руси. М.
• «Крещение Руси»: концепции и проблемы // Крещение Руси в трудах русских и советских историков. М. (совместно с В.И.Вышегородцевым и В.В.Фоминым)
• Мели в экстерриториальном потоке // Наш современник. № 8.
• Одоакр и Теодорих // Дорогами тысячелетий. М.
Рец.: Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII-XIX вв. Языковая программа Карамзина и её исторические корни. М., 1985 // Вопросы истории. № 2.

1988

• К какому храму ищем мы дорогу? // Наш современник. № 3.
• Падение Перуна: Становление христианства на Руси. М.
• Понятие «Русь» в современной литературе // Богословские труды. Сб. 29. М.
• Церковь и светская власть в эпоху Куликовской битвы // Вопросы научного атеизма. Вып. 37. М.
• Die Taufe der Rus in der heutigen Historiographie // Die Slawischen Sprachen. Band 16. Salzburg.

1989

• Высшая ценность – Отечество // Молодая гвардия. № 10.
• О механизме шельмования // Отечество. Вып. 2.
• Старые споры и новые проблемы // Наш современник. № 3.
• Тернии на подступах к Храму Соломона // За алтари и очаги. М.

1990

«Мудрость бо велика есть…» // Златоструй. Древняя Русь. X-XIII вв. М.

1991

• Василий Никитич Татищев // Русская мысль и просвещение. М.
• Есть ли будущее у социализма? // Наш современник. № 7.
Пропеллер пассионарности или теория приватизации истории // Молодая гвардия. № 9.

1992

«Евразийство» и «геополитика» // Русский Вестник. № 27.
• Ухабы на дорогах истории // Молодая гвардия. № 3-4.

1993

Аутодафе русской интеллигенции расчистит путь евразийской элите // Литературная Россия. № 32.
• Се Повести временных лет (Лаврентьевская летопись). Арзамас. (в соавторстве с В.В.Фоминым)
Об истоках русского национального характера // Русский народ: историческая судьба в XX веке. М.
• Какой фашизм нам угрожает? // Молодая гвардия. № 8.
Кто в Прибалтике «коренной»? М.
• Маги и медиумы геополитики // Литературная Россия. № 14.
Ответы и наветы // Молодая гвардия. № 11-12.
• Откуда тянет смрадом фашизма? // Русский собор. № 7.
• Поражение ради прозрения // Молодая гвардия. № 9.
Россия в оккультной мгле // Молодая гвардия. № 2.
• Русский народ – история и современность // Вестник Московского Университета. Серия 9. История. № 5.
Хазарские страдания // Молодая гвардия. № 5-6.

1994

• Вавилонское столпотворение на Средней Волге // Литературная Россия. № 33.
Вальпургиева ночь духовной оппозиции // Молодая гвардия № 9.
Евразийский капкан // Молодая гвардия. № 12.
• Какой пантюркизм мы выбираем? // Литературная Россия. № 26.
• Мародёры на дорогах истории // Литературная Россия. № 10.
Неравное равенство // Молодая гвардия. № 1.
• Об этнониме «варяги» // Дискуссионные проблемы отечественной истории. Арзамас.
Почему в России не уважают законы? // Аль-Кодс. № 29.
• Признаки и призраки коммунизма // Аль-Кодс. № 17.
Чем «чёрный октябрь» отзовётся? // Молодая гвардия. № 7.

1995

Арийские руны на Влесовых струнах // Литературная Россия. № 32-33.
• «Земля» и «власть» в эпоху образования единого Русского государства (кон. XV – сер. XVI вв.) // Русский язык, культура и история. Ч. 2.
Из истории самоуправления в России // Аш Шамс. № 2.
Кому открыты двери храма Соломона? // Литературная Россия. № 35.
• Новое наступление «Влесовой книги» // Дискуссионные проблемы отечественной истории. Арзамас.

1996

• Владимир Святой; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах; Александр Невский; Адашев и Сильвестр; Василий Никитич Татищев // Великие государственные деятели России: Учебное пособие для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий и школ / Под. ред. А.Ф.Киселёва. М.
Руги и русы на Дунае // Средневековая и новая Россия. СПб.

1997

• Русь в поэзии Николая Рубцова // Русский язык, культура и история. М.
Чем держалось единство России // Изм. № 3.

1998

• Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рождённые трёхвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. М.
• Славянофилы и русское общество; У истоков русского либерализма // Назарова Т.А. Общественно-политические взгляды Ю.Ф.Самарина / Под. ред. А.Ф.Киселёва. М.

1999

• История России с древнейших времён до начала XVII в. // Отечественная история: Сб. типовых программ для пед. высш. учебн. заведений: в 2 частях. Ч. 2. М.
• Митрополит Алексий; Первый митрополит русин Илларион; Подвижники Печерские; Пути проникновения христианства на Русь; Флорентийская уния и русская церковь // Великие духовные пастыри России: Учебное пособие для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий и школ / Под. ред. А.Ф.Киселёва. М.

2002

• Источниковедение истории России (с древнейших времён до монгольского завоевания): Учебное пособие. М.
«Красота наша погыбе»: Русь и Золотая Орда // Роман-журнал XXI век. № 9.
• От моря до моря // Мир истории. № 4-5.

2003

Два вида русов в юго-восточной Прибалтике; Облик современного норманизма // Сборник Русского исторического общества. Т. 8 (156). М.
История России с древнейших времён до 1618 г.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений в 2 т. М.
Начало Руси. Тайны рождения русского народа. М.
• Начальные этапы древнерусской историографии // Историография истории России до 1917 г.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений в 2 т. / Под. ред. М.Ю.Лачаевой. Т. 1. М.
• Предисловие // Е.С.Евсеев. Сионизм в системе антикоммунизма. М.

2004

Крещение Руси. М.
• Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1618 г.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. (в соавторстве С.В.Перевезенцевым, Е.С.Галкиной, Ю.В.Колиненко, В.И.Меркуловым)

2005

Мародёры на дорогах истории. М. (посмертное издание)


Категория: История

<
  • 13 комментариев
  • 0 публикаций
9 сентября 2010 07:14 | #1
0
  • Регистрация: 3.06.2010
 
Таких людей нужно знать, и главное - помнить!

--------------------

<
  • 5 комментариев
  • 0 публикаций
12 сентября 2010 21:47 | #2
0
  • Регистрация: 27.07.2010
 
Замечательный человек. Побольше бы таких, любящих своё дело, людей.

<
  • 274 комментария
  • 60 публикаций
27 августа 2017 23:01 | #3
0
  • Регистрация: 19.01.2012
 
Русские люди - читайте Кузьмина, а не Зубова А.Б.

--------------------

<
  • 448 комментариев
  • 0 публикаций
28 августа 2017 08:46 | #4
0
  • Регистрация: 19.04.2012
 
Кузьмин сначала считал призвание варягов-скандинавов мифом, но затем признал его подлинным событием с участием варягов-славян, указав, что его прежний «подход логичен, если исходить из представления о „варягах“ как скандинавах. Пересмотр этого положения существенно меняет оценку всего предания»... такое изменение позиции свидетельствует о том, что у Кузьмина «достоверность фактов, сообщаемых источниками, зависит от того, какую концепцию принимает исследователь. Концепция оказывается важнее фактов. Тем самым утрачивается критерий истинности концепции, а любая фальсификация, любая подгонка фактов под априорные общие суждения становится простым и легким делом»

Читайте-читайте.)) "Истинно-Арийская наука".)

--------------------

<
  • 274 комментария
  • 60 публикаций
28 августа 2017 10:37 | #5
0
  • Регистрация: 19.01.2012
 
Сергей мог бы привести автора твоей цитаты

Кузьмин сначала считал призвание варягов-скандинавов мифом,



Ты солгал ) в очередной раз?

Разгоров о призвание варягов и призвание варягов-скандинавов разве не разные вещи? )

Призвание варягов было, но каких варягов, вот в чем вопрос? )

--------------------

<
  • 448 комментариев
  • 0 публикаций
28 августа 2017 11:07 | #6
0
  • Регистрация: 19.04.2012
 
Цитата: ИГО-ИГГ
Ты солгал в очередной раз?

Что-то не припоминаю первого раза.))
Цитата: ИГО-ИГГ
Призвание варягов было, но каких варягов, вот в чем вопрос? )

Насколько я понимаю, отрицался сам факт призвания варягов, пока подразумевалось, что они скандинавы. А когда допустили, что они могли быть славянами, факт призвания ВНЕЗАПНО стал признаваться.)
А автор цитаты, проф. Кобрин Владимир Борисович.

Цитата: ИГО-ИГГ
Призвание варягов было

Сказание о призвании являлось местным ладожским преданием. Как и все ладожские предания, оно было записано впервые, вероятно, около 1118 г., и до этого времени его, видимо, не знали письменные памятники не только Киева, но и Новгорода. Примечательно во всяком случае, что в Новгородской I летописи во всех известиях XII — начала XIII в. «Русью» называется только Киевское Приднепровье.
Отстоящее на два с половиной столетия от описываемых событий Сказание, конечно, не могло быть чем-либо иным, кроме как легендой.


Рюрик приходит «к Илмерю» и создает здесь город, который называет «Новый город». «Новый», очевидно, по отношению к «Старой» Ладрге. Не в этом ли соперничестве двух северных городов и заключался первоначальный смысл всего Сказания?

Видимо, принятая княжескими династиями (да н то едва ли не одними Мономаховичами), эта легенда с трудом входила в сознание народа.

Очень может быть, что и отождествление варягов и Руси лишь позднейшая попытка (позднее начала XII в.) подкрепить шаткую династическую легенду.

(с)Кузьмин 1967г. Ну не было НИКАКИХ варягов.)))

--------------------

<
  • 274 комментария
  • 60 публикаций
18 сентября 2017 14:08 | #7
0
  • Регистрация: 19.01.2012
 
Лонгин

ВО.. НАПРИМЕР ФОРМА ЛЖИ )))

ты же не являешь настолько глубоким знатоком творчества Кузьмина,и приведя его цитаты по памяти? Или Воспоспользовался работами критиков Кузьмина? проф Кобрина? И после этого ты будешь обвинять в отсутствии самостоятельного мышления других (квайгона)?

--------------------

<
  • 448 комментариев
  • 0 публикаций
18 сентября 2017 14:19 | #8
0
  • Регистрация: 19.04.2012
 
ИГО-ИГГ,
Я нашел утверждение Кобрина и убедился в его справедливости, заглянув в работы Кузьмина, откуда и процитировал.) Даже если бы я процитировал процитированное, то это не было бы ложью.)))
А вот ты делаешь утверждения и обвинения, ни хрена не проверив. Впрочем, на здоровье. Если продолжаешь в том же духе, то не реагирую на тебя более.

--------------------

<
  • 274 комментария
  • 60 публикаций
18 сентября 2017 18:31 | #9
0
  • Регистрация: 19.01.2012
 
Лонгин
я тебе о самостоятельности мышления и в частнрости твоем...

В отличии от тебя ... читал не утверждения, а этнографические материалы которые оставляют следы : керамика, бытовые предметы, особенности похоронный обряда, форма оружия, у.поминания в летописях, расположение Русей на старинных картах и делал самостоятельные выводы.
И это именно мои мысли и выводы по расположению Литвы и происхождению литвинов. А началось давно еще в прошлом веке с поиска Белой Руси, где находилась и почему так называлась - Белой.

И Меня не интересует борьба школ и формы методы шельмования апонента, даже такая мягкая...)
Только дурак не меняет свои вгляды, Но у тебя утверждение в предвзятости Кузьмина, который ЯКОБЫ имел определенный взгляд и под него признавал или не признавал факты.

Цитата: Лонгин
Если продолжаешь в том же духе, то не реагирую на тебя более.

Это уже было, повторяешься..(((

--------------------

<
  • 448 комментариев
  • 0 публикаций
18 сентября 2017 21:46 | #10
0
  • Регистрация: 19.04.2012
 
Цитата: ИГО-ИГГ
ЯКОБЫ

У меня нет желания заниматься изобличением Кузьмина, но в том, что удалось прочитать, "принципиальный антинорманнизм" просматривается достаточно явно.

--------------------


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*