Перуница

» » Коловрат в России

История » 

Коловрат в России

Коловрат в России

Коловрат в России


Отрывок из книги «Сакральный символ. История свастики»

В русской культуре свастика занимает совершенно особое место. По степени распространенности этого сакрального символа Россия едва ли уступает даже такой насыщенной арийской символикой стране, как Индия. Свастику можно встретить практически на любых предметах русского народного искусства: в орнаменте вышивки и ткачества, в резьбе и росписи по дереву, на прялках, вальках, рубелях, трепалах, набилках, набойных и пряничных досках, на русском оружии, керамике, предметах православного культа, на полотенцах, подзорах, передниках, скатертях, поясах, исподках, мужских и женских рубахах, кокошниках, сундуках, наличниках, ювелирных изделиях и т.л.

Русское название свастики - «коловрат», т.е. «солнцеворот» («коло» - древнерусское название солнца, «врат» - вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни - над смертью, яви - над навью. По одной из версий коловрат символизировал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, в то время как посолонь - убыль дневного света и заходящее осеннее солнце. Существующая путаница в названиях порождена различным пониманием вращательного движения русской свастики. Некоторые исследователи полагают, что «правой» или «прямой» свастикой следует называть крест с концами, загнутыми в левую сторону. Согласно этой версии, смысловое значение свастики максимально приближено к древнейшему (символ «живого» огня), и потому загнутые концы ее следует рассматривать именно как языки пламени, которые при вращении креста в правую сторону естественным образом отклоняются влево, а при левостороннем его вращении - вправо под воздействием встречного потока воздуха. Версия эта, безусловно, имеет право на существование, однако не следует скидывать со счетов и противоположную точку зрения, согласно которой свастика с концами, загнутыми в правую сторону, должна называться «правосторонней». Во всяком случае, во многих деревнях Вологодчины «коловратом» до сих пор называют именно такую свастику, а еще чаше не делают различия между право- и левосторонними свастиками вообще. На мой взгляд, «коловрат» и «посолонь» разные названия одного и того же знака. «Посолонь» это, буквально, движение (вращение) по солнцу. Но ведь и «коловрат» («коловращение», т.е. движение солнца) - то же самое! Никакого противоречия между этими двумя исконно русскими словами нет и никогда не было!

Коловрат в России


Коловрат в России


В русской традиции, вообще, левосторонняя свастика никогда не считалась «злой», и никакого противопоставления разнонаправленных свастик на русской земле никогда не существовало. В подавляющем большинстве случаев в русских орнаментах лево- и правосторонняя свастики всегда стоят рядом без какого-либо намека на их «враждебность».

Не исключено, что споры вокруг направленности вращения свастики явились далеким отзвуком неприятия староверами никоновского обхода церквей против солнца. Но при этом староверы с одинаковым почтением относились как к той, так и к другой свастике и никогда не противопоставляли их друг другу. Любопытно, что свастичные мотивы в русской народной вышивке были особенно широко распространены именно в районах проживания старообрядцев. И это неудивительно: русские староверы являлись наиболее ревностными хранителями древних (в том числе - языческих) традиций, и хотя формально выступали против язычества, по духу своему все-таки были несравненно ближе к язычеству, нежели к христианству.

Коловрат в России


Коловрат в России


Этот факт можно сколько угодно оспаривать, но от этого он не перестанет быть фактом. И огромное количество языческих свастик на старообрядческих подзорах и полотенцах - красноречивое тому свидетельство.

Одним из первых советских ученых, осмелившихся не только произнести слово «свастика», но и назвать ее основным элементом русской вышивки, был Василий Сергеевич Воронов.

«В вышивке преобладают чистые геометрические узоры, составляющие, видимо, более старый орнаментальный слой, - писал он в 1924 году, - главным элементом их служит древнейший мотив свастики, усложненный или раздробленный в бесчисленном множестве остроумных геометрических вариаций (так называемые «гребни», «расковка», «козыри», «крылья» и пр.). На этом мотиве, как на основе, развертывается художественная изобретательность вышивальщиц»1.

В христианской традиции свастика приобрела дополнительное смысловое значение и превратилась в символ света, побеждающего тьму. Ее можно было увидеть на облачении священнослужителей, окладах, потирах, крешальнях, иконах, книжных миниатюрах, епитрахилях, в росписи храмов, на надгробиях православных могил и т.д. В орнаментальном поясе между апостольским и святительским чинами киевского собора Святой Софии (XI век) в зеленых ромбах с красными обводками помещены золотые разнонаправленные свастики с укороченными концами. Их можно увидеть как на южной, так и на северной стороне апсиды киевской Софии. В черниговском Спасо-Преображенском соборе (XVI век) орнамент из правосторонних свастик опоясывает центральный барабан и лестничную башню. Свастичным меандром украшен арочный проход в Киевскую лавру пол надвратным храмом Св. Троицы. По краю чугунных ступеней Никольского собора Николо-Персрвенского монастыря под Москвой также идет орнамент из свастик. Свастичные мотивы легко угадываются на заставке древнерусской рукописи конца XV века «Слова Григория Богослова»; па заставке Евангелия XVI века; на заставке «Присяги производимому во священники», отпечатанной Санкт-Петербургской Синодальной типографией в январе 1909 года, на заставке Евангелия конца XIX века, на заставке Апостола XVI века и т.д.

Коловрат в России


Заглавная буква имени Христа во многих изданиях книг Иоанна Кронштадтского изображалась в форме свастики2. Аналогичный прием использовали и северно-русские резчики по дереву. На «пасхальнике» (тип составной пряничной доски для выпечки обрядовой пасхи) XIX века из Верховажского района Вологодской области буква «X» в аббревиатуре «ХВ» (Христос Воскрссе!) выполнена в форме свастики с завитками на концах3. На знаменитом лике Христа Пантократора (Вседержителя) в новгородском Софийском соборе две разнонаправленные свастики помешены на груди под ворогом Вседержителя. На иконе Богоматери Державной, явленной в селе Коломенском в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в лень отречения Николая II от престола, также имеется изображение свастики, венчающей корону.

Левосторонние свастики украшают подолы княжеских одеяний на иконе XVI века Святые князья Гавриил и Тимофей», хранящейся в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Крупные лево- и правосторонние свастики синего цвета четко видны на голубом иерейском фелоне с миниатюры Сборника притчей и повестей конца XIX века4. На концах епитрахили XV века из бывшего Севастьяновского собрания Румянцевского музея свастический орнамент со схематичными голубками явно заимствован из исламской архитектуры5.

Коловрат в России


Коловрат в России


Коловрат в России


Коловрат в России


Коловрат в России


Коловрат в России


Наиболее часто свастические символы различных форм встречаются на иконах Богоматери, точно так же, как орнамент из свастик чаще украшает женскую крестьянскую одежду: и в том, и в другом случае свастики выступают в качестве магических (и в первую очередь, конечно, языческих) оберегов. Ни о каких «эстетических соображениях» в данном случае речь идти просто не может: иконописцы никогда не позволяли себе вольностей и строго следовали традициям, особенно в использовании различных знаков и символов. Свастические символы имеются и на знаменитых вятических височных кольцах с семью лопастями, датируемых X11-XITI веками. На кольце из Зюзино правосторонние свастики помещены на две верхние лопасти. По своему начертанию они в точности повторяют эмблему РНЕ А.П. Баркашова. На кольце из курганной группы в Дубках Царицынских левосторонние свастики располагаются чуть ниже - на второй сверху лопасти каждая. На кольце из Рассохино левосторонняя криновидная свастика присутствует на самом щитке6.

На древнерусских перстнях изображение свастики встречается повсеместно. Примечательно, что наиболее часто мы видим здесь правостороннюю прямоугольную свастику, помещенную в круг, овал или квадрат. И лишь в отдельных случаях она предстает перед нами с округлыми либо спиралевидными завитками. Во время раскопок в Новгороде (усадьба «Е» Неревского раскопа) в мастерской литейщика XIV века было обнаружено сразу десять перстней со свастикой. Аналогичные перстни русского типа найдены в Болгарском городище на Волге, а также во многих русских городах.

Коловрат в России


Только в собрании вологодского коллекционера М. Сурова имеются шесть перстней с изображением свастики. Два из них - литые пластинчатые с тремя и пятью квадратными клеймами соответственно. В центре обоих перстней помещена правосторонняя свастика, в клеймах по сторонам - Х-образные кресты. Еще на двух перстнях из этой же коллекции помешены спиралевидные свастики на квадратном и овальном щитках соответственно. Наибольший же интерес представляют два оставшихся перстня с изображением правосторонней прямоугольной свастики. В первом случае она заключена в квадратный щиток с точечным ободком и четырьмя выпуклыми точками по углам; во втором - на щиток в виде листика с тонким выпуклым ободком7. Четыре последних перстня вполне могли быть отлиты местными, вологодскими мастерами в XIII-XVI веках, поскольку композиции на них очень своеобразны и, насколько мне известно, не имеют себе аналогов ни в частных, ни в музейных собраниях.

Еще более часто знак свастики наносился на днища и боковины древнерусских глиняных сосудов. Причем сама свастика здесь принимала самые разнообразные формы: она могла быть как лево-, так и правосторонней, трех- и четырехлучевой, с короткими и удлиненными лопастями, вдавленной и выпуклой, с прямоугольными, округлыми, спиральными, ветвящимися и гребенчатыми концами. В том, что клейма эти использовались в качестве родовых знаков, нет никаких сомнений. Исследователи предпочитают называть их «знаками собственности», но по сути своей они являлись примитивными родовыми гербами. Имеется немало свидетельств, что знаки эти передавались от отца к сыну, от сына к внуку, от внука к правнуку и т.д.. Сам знак при этом мог усложняться, поскольку сын нередко привносил в него что-то новое. Но основа его обязательно оставалась прежней и была легко узнаваема. На мой взгляд, именно здесь следует искать истоки русской геральдики, которая ныне охвачена болотным цветением и целиком ориентирована на Запад. Лаконичность, строгость и выразительность: вот составляющие истинной русской эмблематики. Современные же прозападные гербы, отличающиеся своей намеренной перегруженностью и аляповатой пышностью, являются наглядными свидетельствами мании величия их обладателей и разработчиков. Чем мельче человек, тем пышнее у него герб: разве это не тенденция современности?

Коловрат в России


Оригинальное изображение свастики, вписанное в средокрестие, имеется в южном нефе собора Софии Новгородской (XI век). Перед нами - еще один прообраз эмблемы РНЕ Александpa Баркашова. И все же наиболее активно знак свастики использовался русскими ткачихами и вышивальщицами. Если бы появилась возможность собрать русские полотенца, скатерти, подзоры, рубахи и пояса с вышитыми на них свастиками из запасников всех российских музеев и частных коллекций, уверен - для их размещения не хватило бы огромных залов Эрмитажа и Третьяковки, вместе взятых. Обилие и разнообразие свастичных мотивов в русской народной вышивке способно повергнуть в шок любого начинающего исследователя. При этом надо учесть, что огромное количество фотографий предметов русской вышивки со свастичными узорами никогда не было опубликовано. В советских книгах по народному искусству они появлялись лишь изредка, и то либо в уменьшенном виде, либо под прикрытием других композиций. Первым изданием, в котором свастичные мотивы (в основном - на примере олонецких оплечий) были представлены достаточно широко, явилась книга «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке», увидевшая свет в 1990 году. К ее основным недостаткам следует отнести слишком малый размер иллюстраций, при котором разглядеть свастичные узоры в отдельных случаях можно только через увеличительное стекло. В остальных советских изданиях по народному искусству свастичные мотивы в вышивке были сознательно представлены в ничтожно малых количествах так, чтобы у читателя ни в коем случае не сложилось впечатление об их доминировании среди других популярных мотивов.

Свастика в русской вышивке выступала как в качестве самостоятельного мотива, так и в сочетании с другими элементами: растительными, геометрическими, зооморфными, культовыми и т.д.. В более поздних бытовых сюжетах она практически не встречается. И это вполне объяснимо: бытовые сцены при всей их оригинальности имеют мало общего с русской традицией и не несут в себе почти никакой сакральности. Присутствие же свастики сакрализует любой предмет, будь то деревенский подзор или гробница римского императора.

Судя по всему, каких-либо общепринятых правил в изображении русской свастики никогда не существовало: она наносилась на ткань произвольно, в зависимости от фантазии вышивальщицы. Разумеется, образцы узоров имелись, но они бытовали на очень ограниченном пространстве, зачастую не выходя за пределы волости или даже деревни. Отсюда - такое многообразие свастичных композиций в русской вшивке. И отсюда же - трудности в их атрибуции и привязке к конкретной местности. Так, например, тарногские свастики в целом более крупные, нежели северодвинские, но это вовсе не значит, что на Северной Двине не было крупных, а под Тарногой не встречались мелкие. Относительно Русского Севера можно сказать так: что ни деревня, то свой свастичный узор. Складывается впечатление, что вышивальщицы соревновались друг с другом, стараясь перещеголять соперниц и непременно сделать свой узор «басче». Не следует забывать, что мастерство вышивальщиц в ту пору ценилось гораздо выше и являлось едва ли не лучшей «рекомендацией» для будущих женихов, а рубаха пришедшей на посиделки девушки служила для нее своеобразной «визитной карточкой». Свастичные мотивы в народной вышивке встречаются буквально повсюду: на Украине, в Белоруссии, в Центральной и даже Южной России. Однако безусловный приоритет в этой области принадлежит Русскому Северу. Объясняется это довольно просто: с насаждением христианства наиболее стойкие языческие приверженцы уходили на Север - туда, где еще не было насильственных крещений «огнем и мечом», где людей еще не загоняли в реки целыми толпами под бдительным присмотром иноземных попов и сумасбродных князей. Именно эти люди явились «последними могиканами» Руси языческой, и именно им удалось заложить вековые традиции на Русском Севере. Свастичные узоры на русских полотенцах, подзорах и скатертях являются визуальным отображением древнерусских ведических традиций и, без сомнения, несут в себе гораздо более глубокий смысл, нежели представляется современным исследователям русского народного искусства.

Легендарный рязанский богатырь, защищавший русскую землю от монгольских захватчиков и своим беспримерным мужеством завоевавший уважение даже своих врагов, вошел в историю под именем Евпатия Коловрата. Левостороннюю свастику нарисовала на стене оконного проема Ипатьевского дома в Екатеринбурге перед своей гибелью последняя русская Императрица Александра Федоровна. Имеются свидетельства, что она сопроводила изображение свастики какой-то надписью, однако содержание ее так и осталось неизвестным8. Император Николай II ездил на машине, на капоте которой красовалась свастика в круге. Таким же знаком подписывали личные письма он и Императрица.

Коловрат в России


Нумизматы хорошо знают «керенки» достоинством 250, 1000, 5000 и 10000 рублей, на которых двуглавый орел изображен на фоне свастики-коловрата. Деньги эти печатались вплоть до 1922 года, однако матрица для них была изготовлена еше по заказу последнего российского Императора, намеревавшегося после войны провести денежную реформу.

Коловрат в России


Коловрат в России


Любопытно, что именно в первые годы советском власти, т.е. одновременно с вышеупомянутыми «керенками», в обращение были запущены купюры различного достоинства (от 1 до 10 000 рублей), в орнаменте водяных знаков которых четко проступали шестиконечные звезды Давида. Еще более любопытно, что 3 ноября 1919 года свастика была утверждена в качестве нарукавного знака калмыцких формирований красной Армии. Сведения об этом поступили от кандидата исторических наук полковника В.О. Дайписа, возглавлявшего отдел Института военной истории Министерства обороны СССР. Публикуемый ниже документ и прилагавшийся к нему эскиз были обнаружены полковником в Центральном государственном архиве Советской Армии (ныне - Российский государственный военный архив).

Коловрат в России


Приложение к приказу

«Войскам Юго-Восточно-го фронта с.г. 213.

Описание: ромб 15x11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре - венок, в середине которого - «ЛЮН ГТН», с надписью РСФСР. Диаметр звезды - 15 мм. Венка - 6 см. Размер «ЛЮН ГТН» - 27 мм. Букв - 6 мм.

Знак для командования и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев - трафаретный. Звезда, «ЛЮНГТН» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев желтой краской), самый ненок: и надпись - серебром (для красноармейцев белой краской)»9.

Автором этого документа, по всей видимости, является командующий Юго-Восточным фронтом, бывший полковник царской армий В.И. Шорин, репрессированный в конце 1930-х годов и реабилитированный посмертно10.

Коловрат в России


Более того, имеются достаточно серьезные свидетельства о том, что знак свастики в 20-е годы использовался и в качестве эмблемы одного из партийных издательств Карелии. В конце 30-х - начале 40-х годов прошлого века крестьянская одежда с вышитыми на ней знаками свастики повсеместно изымалась и уничтожалась «эн-кавэдэшниками». «На севере, - пишет В.Н. Дёмин, - специальные отряды ходили по русским деревням и силой заставляли женщин снимать юбки, поневы, передники, рубахи, которые туг же бросались в огонь»11. В некоторых местах дело доходило до того, что сами крестьяне, опасаясь репрессий, начинали уничтожать полотенца, предметы одежды с вышитыми на них знаками свастики. «Даже те бабушки, которые век от века вышивали этот знак на рукавицах, - справедливо отмечает Р. Багдасаров, - после Отечественной войны стали называть его «немецким знаком»12. Исследователь из Усть-Печеньги Тотемского района Вологодской области Александр Кузнецов описывает любопытный случай, имевший место накануне Великой Отечественной войны на родине его предков в деревне Ихалица. Приехавший в деревню сотрудник НКВД заночевал у председателя колхоза Заплеталы и во время ужина заметил висевшее на божнице полотенце-убрус, в середине которого освещалась лампадой большая сложная свастика, а по краям шли узоры из небольших ромбических свастик. От возмущения глаза у гостя стада выпуклыми, как у речного рака. Лежавшей на печи старой матери Заплеталы на силу удалось успокоить разбушевавшегося «энкавэдэшника» и втолковать ему, что помещенный в центре убруса знак - вовсе не свастика («эдакого слова-то у нас не знают»), а «Косматый Ярко», узор же на боковых полосах - это «гуськи».

Коловрат в России


Инцидент в Ихалице, в отличие от других мест, не получил развития, поскольку на следующий день сотрудник НКВД обошел всю деревню и убедился, что «ярки» и «гуськи» имеются практически в каждом крестьянском доме. Сам А. Кузнецов полагает, что название «ярко» донесло до нас одно из прозвищ славянского солнечного божества Ярилы, а в слове «косматый» отразились глубокие знания наших далеких предков «о Солнце, о том, что на поверхности светила бушуют огненные языки - протуберанцы. «Ярко» - так еще недавно в деревнях могли сказать о мужике, который в одиночку во время драки клал наземь троих противников. А силушку в деревне всегда уважали»13. Еще одно свидетельство о борьбе со свастикой было обнаружено в Центральном Хранилище Советской Документации и опубликовано в первом номере журнала «Источник» за 1996 год. 9 августа 1937 года в Комиссию партийного контроля при UK ВКП(б) обратился управляющий Московской областной конторы Метисбыта некий товарищ Глазко с образцом маслобойки, изготовленной на заводе № 29, лопасти которой имеют «вид фашистской свастики». Проверка установила, что автором конструкции маслобойки является старший инженер треста ширпотреба ГУАПа Тучашвили. В течение 1936 и 1937 годов завод изготовил 55763 маслобойки. Начальник цеха ширпотреба Краузе заявил, что лопасти маслобойки похожи на фашистскую свастику, однако зам. начальника треста Борозденко ответил: «Лишь бы рабочему классу было хорошо, не обращай внимания».

Позицию заместителя поддержат начальник треста Татарский и директор завода № 29 Александров. «Выпуск маслобоек, - писал доносчик в Комиссию партийного контроля, - лопасти которых имеют вид фашистской свастики, считаю вражеским дедом. Прошу передать все это дело в НКВД. Проект постановления прилагается. Руководитель группы Тыжпрома КПК Васильев. 15 октября 1937 г.»14. Усилия доносчика не пропали даром. Ровно через два месяца на заседании Бюро комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) было принято решение:

«1. Принять к сведению заявление наркома оборонной промышленности Л. М. Кагановича, что в месячный срок лопасти маслобоек, имеющие вид фашистской свастики, будут изъяты и заменены новыми.

2. Дело о конструировании, изготовлении и непринятии мер к прекращению производства маслобоек, лопасти которых имеют вид фашистской свастики, передать в НКВД. Результаты голосования: «за» -Шкирятов, «за» - Ярославский. 15 декабря 1937 г.»15.

Нетрудно догадаться о дальнейшей судьбе Тучашвили, Борозденко и Татарского, не правда ли? Благодаря подобным гнусным доносам в 30-е годы пострадали сотни тысяч лучших людей России. Фамилии «вершителей судеб» (а точнее говоря - их псевдонимы) нам хорошо известны: ни один из них так и не понес заслуженного наказания за свои кровавые преступления. «Долгое время из спецхрана никому не выдавалась невинная по названию книжка Б. А. Куфтина «Материальная культура русской Мещеры» (М., 1926), -пишет В. Н. Демин. - Только потому, что посвящена она, в частности, анализу распространения свастикового орнамента среди русского населения». Свастика с выступающими концами креста на фоне восьмиконечной звезды Богородицы является официальной эмблемой организации «Русское Национальное Единство» (РНЕ). Совмещение этих двух символов в эмблеме РНЕ вовсе не случайно. Изображение восьми конечной (русской) звезды символизировало присутствие главного божества и часто встречалось на воинских стягах, одежде, оружии, различных предметах быта и культа. В христианской традиции восьми конечная звезда получила дополнительное смысловое значение: ее называют «звездой Богородицы» иди «Вифлеемской», так как загорелась она на небе во время рождества Иисуса Христа и, двигаясь по небосклону, указывала волхвам путь к его колыбели. Изображение ее имеется во всех явленных в России иконах Богородицы. Свастика в эмблеме РНЕ помешается внутри звезды, т. е. как бы накладывается на ее силуэт (отсюда - удлиненные прямые концы самого креста - «лучи» или «мечи», как их иногда называют). Мнение о том, что подобные «лучевые» свастики (как в эмблеме РНЕ) никогда не встречались в русской культуре, ошибочно. Например, на домотканом тотеме ком полотенце из коллекции М. Сурова их вышито аж восемь штук! Кроме того убедиться в этом же можно, открыв 524-ю страницу известной книги Б. А. Рыбакова «Язычество Древней Руси» издания 1987 года, где на рис. 87 изображено вятическое височное кольцо XII века с заклинательпыми знаками плодородия, по бокам от которых располагаются те самые «лучевые» свастики. Примечательно, что сам академик рассматривает этот вид свастики «не как знак солнца, а только как знак огня» и также соотносит се с огневым способом обработки земли под пашню, замечая при этом, что «свастика встречена не только в Зюзине, но и в других подмосковных курганах».

Коловрат в России


Коловрат в России


Коловрат в России


Во время проведения выставки «Русский национальный костюм» в залах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге один из посетителей (некий М. Бляхман) попытался уничтожить путем сожжения женское подвенечное платье, обильно украшенное свастиками. В отделении милиции мерзавец нагло заявил, что таким образом он борется с «фашизмом»16.

Известны и другие местные названия свастики: «ковылъ» (Тульская губ.), «конь», «коневая голяшка» (Рязанская губ.), «заяц» (Печора), «рыжик» (Нижегородская губ.), «вьюн» (Тверская губ.), «кривонога» (Воронежская губ.) и т. д.. На территории вологодских земель название свастики было еще более разнообразным. «Крючья», «крюковеи», «крюк» (Сямженский, Верховажский районы), «огниво», «огнивец», «конегонъ» (конь-огонь?) (Тарногский, Нкжсенский районы), «сверь», «сверчок» (Великоустюгскмй район), «вожок», «вожак», «жгун», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «ярко», «косматый ярко», «космач» (Т(отемский район), «гуськи», «чертогон» (Бабушкинский район), «косарь», «косовик» (Сокольский район), «перекрест», «враток» (Вологодский, Грязоиецкий районы), вращенец», «вращенка», «врашун» (Шекснинский, Череповеший районы), «углый» (Басаевский район), «мельник» (Чагодошенский район), «крутяк» (Белозерский, Кирилловский районы), «пылань» (Вытегорский район). Наиболее архаичным из них, несомненно, является «огнивец». В этом названии отражено первоначальное значение магического символа свастики: «живой огонь» - «огнь» -«огниво» - «огнивец».

Мотив воспетого Ницше «вечного возвращения», круговорота жизни удивительным образом нашел свое воплощение в глухой вологодской «глубинке». Во многих деревнях Тариогского и Нюксенского районов смысловое и символическое значение свастики определяется коротко, просто и гениально: «все и всяк вернется». В одной этой фразе заключена гораздо большая мудрость, нежели в десятке мудреных философских учений, вместе взятых. Вопреки распространенному в научных кругах мнению, направление вращения креста с загнутыми концами в русской традиции не имело решающего значения: как на языческих, так и на христианских орнаментах мирно соседствуют левосторонняя (коловрат) и правосторонняя (посолонь) свастики.

На Руси разная направленность свастики чаше всего ассоциировалась с восходящим и заходящим Солнцем, с пробуждающейся и засыпающей Природой, но ни о какой «оппозиции» (добро-зло, светлое-темное, высшее-низшее и т. д.) речи здесь идти не могло, т. к. смысловое и символическое значение русской свастики никогда не отрывалось от своих корней и было максимально приближено к древнеарийскому.

Как видим, свастика на Руси являлась одним из самых распространенных и глубоко почитаемых символов. Ни к немецкому, ни к итальянскому, ни к какому-либо другому «фашизму» знак этот не имеет ни малейшего отношения. И тем не менее на протяжении вот уже восьми с лишним десятилетий именно он подвергается самым яростным и злобным нападкам со стороны сначала коммунистических, а теперь и демократических идеологов, именно его пытаются отождествить со всем злом, которое довелось испытать человечеству в XX столетии. Кроме того, что нападки эти абсолютно необоснованны, с исторической точки зрения они еще и нелепы: подвергать опале какой бы то ни было символ, пусть он даже будет олицетворением самого зла, - это не просто варварство и крайняя степень невежественности, это еще и вопиющая дикость, аналога которой не было в мировой истории. Можно только пожалеть мэра Юрия Лужкова, подписавшего Закон г. Москвы № 19 (от 26.05.99 г.) «Об административной ответственности за изготовление и демонстрацию нацистской символики на территории г. Москвы». Согласно духу и букве этого закона, например, весь коллектив фольклорного ансамбля «Сударушка» из Tapногского района Вологодской области, гастролировавшего в столице, следовало бы привлечь к ответственности «за ношение нацистской символики на территории г. Москвы» (ст. 2) и оштрафовать на сумму от 20 до 100 минимальных окладов трупа.

Коловрат в России


Коловрат в России


Коловрат в России


Коловрат в России


Такого рода запрещения, на мой взгляд, абсолютно бессмысленны. Тогда почему до сих пор никому не пришло в голову наложить запрет, например, на ту же дьявольскую символику? Пройдитесь по городским коммерческим киоскам - и вы увидите десятки сатанинских символов и знаков Бафомета на всевозможных браслетах, брелках и цепочках.

Разве кто-нибудь счел необходимым запретить пятиконечную звезду (масонскую пентаграмму) - этот каббалистический и поистине кровавый символ, под знаком которого Россия испытала столько мук и страданий, сколько не довелось испытать ни одной другой стране в мире.

Я ни в коем случае не призываю водрузить свастику на трехцветный российский флаг. Но необходимость и реабилитации этого древнейшего традиционного русского символа, на мой взгляд, давно назрела. Первым серьезным отечественным исследованием, посвященным символизму свастики, явилась книга Р. Багдасарова «Свастика: священный символ», выпущенная московским издательством «Белые альвы» в 2001 году и с тех пор дважды переизданная.

Несмотря на все свои недостатки, книга эта явилась ценным вкладом в дело изучения и постижения глубочайшего смысла символа свастики. К основным недостаткам исследования Р. Багдасарова я отношу чрезмерное увлечение богословскими интерпретациями, излишнее количество второстепенных фактов, лирических отступлений и теологических мудрствований.

В целом книга эта написана с нейтральных позиций, и автор ее по мере сил оставался беспристрастным в своих оценках, соблюдая формальный объективизм, хотя симпатии его к древнейшему арийскому символу очевидны.

Я же со своей стороны не скрываю, что отношусь к этому символу с глубочайшим почтением и любовью. Свастику надо прочувствовать, пропустить через свое сердце, принять ее со всеми «темными сторонами» и потрохами, полюбить ее без оглядки так, чтобы никто на свете не смог помешать тебе проникнуться ее глубочайшей сутью, познать ее сокровенное мистическое значение: только в этом случае исследование может приобрести настоящую ценность для будущих поколений. Еще двадцать лет назад издать такую книгу было нельзя. Не исключено, что невозможно будет издать ее и в дальнейшем. Поэтому максимально выложиться и вложить в исследование всю свою душу было делом моей чести. В настоящей книге приведено около 3500 иллюстраций. Всего же их в моем собрании более 11,5 тысяч. Когда-нибудь — я в этом абсолютно уверен — будет издана многотомная и прекрасно иллюстрированная «Энциклопедия свастики», которая ознаменует собой действительную, а не мнимую, реабилитацию этого великого арийского сакрального символа.



Примечания

1. Воронов В. С. О крестьянском искусстве. М., 1972. - С.92.
2. Альманах библиофила. Вып.26. М., 1989, Вкл.; Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб.второй. Ы, 1974. - С.276; Багдасаров Р. Свастика: священный символ. М, 2001. - С.245, 382.
3. Жариков С. Своя суть // Молодая Гвардия. 1990, №9. - С.241.
4. Суров М. В. Вологодчина: неизведанная давность. Вологда, 2002. - С.72.
5. Живая старина. 1994, №2. - С.1 обложки.
6. Багдасаров Р. Свастика: священный символ. М., 2001. - С.165-166, 381, Рис.81.3,4.
7. Суров MB. Вологодчи-на: неизведанная давность. Вологда, 2002. - С.220.212, 216,225-227, Кат. №26. 64, 117, 187, 196.211.
8. Никитина Ю. И. Рисунки-граффити из Софии Новгородской // Советская археология, 1990 №3. - С. 221.
9. Луи Повель, Жак Бержье, Утро магов. Киев, 1994, - С.320-321.
10. РГВА . Ф.107, Оп.1. Д.104. Лл. 195об., 196.
11. Дёмин В. Загадки Русского Севера. М., 1999. - С.47.
12. «Его же мiръ не можетъ прiяти ...»// Родина. 1997. №7. - С.84.
13. Кузнецов А. В. «Косматый Ярко» из Тотьмы // Родные просторы. 1994, №1 (22). - С.7-8.
14. ЦХСД. Ф.6. Оп.1,Д.79, Л.65.
15. ЦХСД. Ф.6. Оп.1,Д.79, Л.64.
16. Болотов С. С. Против свастики - против культуры // Вече. Спб., 1996, №2. - С.8.

http://prosvetlenie.net/show_content.php?id=110#1

http://www.perunica.ru/istoria/4861-kolovrat-v-rossii.html  





Коловрат в России

Категория: История   Теги: Свастика   Автор:

<
  • 202 комментария
  • 3 публикации
14 июля 2011 19:16 | #1

198вшп

+1
  • Регистрация: 13.04.2011
 
Из-за ублюдка шикельбрудера такой великий знак был очернен,и похоже навсегда

<
  • 321 комментарий
  • 3 публикации
14 июля 2011 19:29 | #2

Urtica

+1
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Спасибо! Приятно прочитать! У староверов хорошо сохранились как раз элементы древнерусские. Довелось наблюдать на Алтае.

<
  • 83 комментария
  • 0 публикаций
14 июля 2011 20:45 | #3

гном_из_Перми

+1
  • Регистрация: 8.11.2010
 
Цитата: 198вшп
го великого арийского сакрального

очернён да, но не навсегда kolo

Цитата: 198вшп
Из-за ублюдка шикельбрудера такой великий знак был очернен,и похоже навсегда


очернён да, но не навсегда kolo

--------------------

<
  • 589 комментариев
  • 5 публикаций
14 июля 2011 20:56 | #4

Varulv 2

0
  • Регистрация: 19.05.2010
 
Цитата: 198вшп
шикельбрудера

Блин, Шикльгрубера.

<
  • 1 073 комментария
  • 91 публикация
14 июля 2011 22:46 | #5

kirrush

0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Скиф, благодарю за очень интересный материал!

<
  • 9 комментариев
  • 0 публикаций
14 июля 2011 23:29 | #6

арея

-1
  • Регистрация: 13.07.2011
 
Гитлер не просто так принял Православие. Силы сатаны направляли его на уничтожение Руси Ведической.То что не смогли сделать иудо-большевики, то довершил Гитлер. Недаром ведь германцев ( немцами их стали называть когда они православие приняли) встречали во многих областях ,как освободителей ,хлебом и солью. А особенно народы в предгорьях Эльбруса (Алатырь -гора). именно на Эльбрусе находится вход в Ирий или Сваргу.Германцы рвались на Кавказ не из-за нефти,как нам преподносит жидовская ИзТория, а именно к Алатырь-горе (Эльбрусу). Они кстати на него взошли и флаг там свой оставили. Всех православных кто помогал германцам(фашистам),а это были Казаки,ингуши,чечены и татары (в Крыму), всех Иудо- большевики(можно еще сказать Сталин ,его любят все склонять) сослали после войны в Среднюю Азию. Все эти народы ,кроме Казаков которые ушли с германцами,приняли потом мусульманство.

<
  • 589 комментариев
  • 5 публикаций
14 июля 2011 23:41 | #7

Varulv 2

-1
  • Регистрация: 19.05.2010
 
Цитата: арея
Гитлер не просто так принял Православие

Я не знаю, что Вы употребляете, но это по-любому нечто, что Мир не видывал доселе.

<
  • 9 комментариев
  • 0 публикаций
14 июля 2011 23:47 | #8

арея

+1
  • Регистрация: 13.07.2011
 
Я ничего не употребляю. Включите логическое мышление. Фашисты в приветствии руку кверху поднимали. Так в Православии Славят богов.Почитайте Шемшука он в своих книгах много чего интересного рассказывает.,ну а даль у кого есть логическое мышление сам домыслит.

<
  • 940 комментариев
  • 2 523 публикации
14 июля 2011 23:50 | #9

svasti asta

-1
  • Регистрация: 3.07.2009
 
Цитата: Varulv 2
Я не знаю, что Вы употребляете, но это по-любому нечто, что Мир не видывал доселе.
Да нет, это Babayker не так давно давал ссылку на книгу про галюциногенные мухоморы, пригодилась видимо книжка-то pardon

<
  • 589 комментариев
  • 5 публикаций
15 июля 2011 06:48 | #10

Varulv 2

-1
  • Регистрация: 19.05.2010
 
Цитата: арея
Фашисты в приветствии руку кверху поднимали. Так в Православии Славят богов.

Беру слова обратно, это не запрещённые вещества, это...

Вот и в клиники для душевнобольных проник светлый луч интернета!

<
  • 215 комментариев
  • 7 публикаций
15 июля 2011 07:55 | #11

Есень

0
  • Регистрация: 24.12.2009
 
Недавно прочёл очередную научную статью по мифологии славян. И есть у меня мысль пока не подтверждённая, но вполне обоснованная, что свастика может также иметь значение феникса. (Огненная птица сгорающая и вечно возрождающаяся из пепла связывающая явь и навь.)

--------------------

<
  • 202 комментария
  • 3 публикации
15 июля 2011 10:08 | #12

198вшп

-1
  • Регистрация: 13.04.2011
 
Я умышленно написал шикельбрудер,точнее даже надо было написать шекельбрудер-"брат еврейских денег",на которые он развязал бойню против славян и уничтожил их больше чем пейсатых(сраная исТория брешет).А то,что нацисты (не фашисты,как пишет Арея,фашисты в Италии)приветствовали Солнце Ещё ничего не значит и поганый нохча может вскинуть руку к Солнцу,а потом ударит тебя в спину ножом.

<
  • 25 комментариев
  • 0 публикаций
15 июля 2011 12:29 | #13

mikola

-1
  • Регистрация: 21.05.2011
 
арея, ты жжешь не по детски. Можешь начинать писать новую историю.

<
  • 321 комментарий
  • 3 публикации
15 июля 2011 14:09 | #14

Urtica

+1
  • Регистрация: 9.07.2011
 
" На Руси разная направленность свастики чаше всего ассоциировалась с восходящим и заходящим Солнцем, с пробуждающейся и засыпающей Природой, но ни о какой «оппозиции» (добро-зло, светлое-темное, высшее-низшее и т. д.) речи здесь идти не могло, т. к. смысловое и символическое значение русской свастики никогда не отрывалось от своих корней и было максимально приближено к древнеарийскому."

Только ли древнеарийскому? Недавно довелось общаться с индейцем из США. Обсуждали с ним свастику. Он сказал, что встречал этот знак на севере Америки в наскальных рисунках. Сам принадлежит к племени солнцепоклонников.

<
  • 260 комментариев
  • 4 публикации
15 июля 2011 19:54 | #15

Яр

0
  • Регистрация: 11.12.2009
 
Что за "Свастики в гербовых щитах"?

<
  • 41 комментарий
  • 1 публикация
15 июля 2011 23:49 | #16

Serp

-1
  • Регистрация: 8.06.2010
 
Гитлера ("Истенного Арийца") - использовали Евреи и Рептилойды, что стоят за ними. Они впарили НаРоду германии (а Германия разделена по крови на западную и восточную часть, где сплошь славянская кровь и наши старые провинции) полуправду о том, что они "избранные". Короче пропели свою любимую еврейскую песенку.
Немцы клюнули на эту полуправду, центром которой была - ложь! И попёрлись воевать с настоящими АРиями - нами.
Так что их чёрная свастика, развернутая против хода Солнца - символ СМЕРТИ. И относится она к культу смерти мрачненьких, как и мёртвые головы, чёрные кители и многое ИНое.

А наша Сваста - это символ нашей РОДной Галактики (Сварги). Она яркого цвета да вращается по часовой стрелке, по ходу движения Яра Батюшки.

Любви да РАдости. )

<
  • 56 комментариев
  • 0 публикаций
16 июля 2011 21:02 | #17

Горыныч

+1
  • Регистрация: 5.04.2010
 
Отличная статья, благодарю!
Порой ловлю себя на мысли что действительно вся эта хрень с гитлером была затеяна, чтобы лишить нас свастики. и когда она вернется в исконном значении и понимании неизвестно...

<
  • 40 комментариев
  • 0 публикаций
17 июля 2011 00:33 | #18

Lord_Wolf

+1
  • Регистрация: 29.04.2011
 
Шьем рубаху, вышиваем на ней свастики и идем в люди! но перед выходом, собираем максимум инфы с доказательствами :) и всем кто "накидывается с кулаками" доказываем что фашизм тут ни при чем ziga adolf grabli

<
  • 589 комментариев
  • 5 публикаций
17 июля 2011 14:02 | #19

Varulv 2

-1
  • Регистрация: 19.05.2010
 
Цитата: Lord_Wolf
вышиваем на ней свастики и идем в люди! но перед выходом, собираем максимум инфы

Есть закон федеральный "о противодействии экстремизму". Чушьня несусветная, но он есть. Так вот: запрещается открытая демонстрация именно свасты третьего Рэйха(или других организаций экстр. толка типа Р н Э). А если это свастический орнамент, то нормально...

Цитата: Горыныч
Порой ловлю себя на мысли что действительно вся эта хрень с гитлером была затеяна, чтобы лишить нас свастики

Парни, вы хоть прислушайтесь к тому, что пишите.

<
  • 260 комментариев
  • 4 публикации
18 июля 2011 12:48 | #20

Яр

0
  • Регистрация: 11.12.2009
 
Цитата: Яр
Что за "Свастики в гербовых щитах"?

инглиизмом попахивает

<
  • 227 комментариев
  • 10 публикаций
20 июля 2011 09:36 | #21

Внук Велеса

+1
  • Регистрация: 8.06.2011
 
Цитата: Varulv 2
Так вот: запрещается открытая демонстрация именно свасты третьего Рэйха

"пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения" - так гласит этот закон - Статья 1. Основные понятия Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ.
Это значит, что даже если ты оденешь рубашку 19 века с орнаментом, то на тебя всё равно повесят ярлык "экстремист". А власть у нас так устроена, что не государство доказывает, что ты экстремист, а ты вынужден доказывать, что ты НЕ экстремист. Как в том анекдоте "поди докажи им, что ты не медведь".

<
  • 589 комментариев
  • 5 публикаций
20 июля 2011 11:13 | #22

Varulv 2

+1
  • Регистрация: 19.05.2010
 
Цитата: Внук Велеса
Это значит, что даже если ты оденешь рубашку 19 века с орнаментом, то на тебя всё равно повесят ярлык "экстремист". А власть у нас так устроена, что не государство доказывает, что ты экстремист, а ты вынужден доказывать, что ты НЕ экстремист. Как в том анекдоте "поди докажи им, что ты не медведь".

Не совсем!
ДО СТЕПЕНИ СМЕШЕНИЯ - где в законе(подзаконном акте) раскрывается эта степень???
это значит что если эксперт в соответствующей области даст заключение ,являющееся доказательством в суде, то да!

В Питере недавно такой эксперт преждевременно и скоропостижно скончался.
Это был эксперт(избранной национальности), при помощи которого было выиграно ЕДИНСТВЕННОЕ в РОССИИ(насколько мне известно) аналогичное дело.

<
  • 9 комментариев
  • 0 публикаций
21 июля 2011 20:53 | #23

Богуслав

0
  • Регистрация: 4.04.2011
 
Любопытно, что в данном случае свастику мы видим на женской обежде, полотенцах, скатертях. Про мужские рубашки 19 века где можно посмотреть?

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
30 июля 2011 08:13 | #24

A-Des

+1
  • Регистрация: 30.07.2011
 
Цитата: арея
Я ничего не употребляю. Включите логическое мышление. Фашисты в приветствии руку кверху поднимали. Так в Православии Славят богов.Почитайте Шемшука он в своих книгах много чего интересного рассказывает.,ну а даль у кого есть логическое мышление сам домыслит.

Согласен с арея. Не знаю чего-то там употребляет Varulv 2 и от чего ему так весело, но посоветовал бы ему ещё почитать Мурада Аджи "Европа, тюрки, Великая Степь". Тюрки (или они же скифы) ещё задолго до христианства почитали крест и на знамёнах ихних были кресты и вскидывали руку скифы (тюрки), стоя перед крестом, славя Богов и предков Рода, точно также.
Фашисты же, во главе с ефрейтором Шикльгрубером, сплагиатили всё часто не совсем точно передав смысл символов и жестов. А на счёт гитлеровской свастики (им же и придуманно) так дело в том, что из 144 славянских свастических символов нет ни одного похожего на гитлеровский чёрный крест с загнутыми концами.

«коло» - древнерусское название солнца
Огромное мерси автору за такое разъяснение сакрального значения термина "коло", но всегда полагал, что "коло" это круг. А полный круг их 144 свастических символов называется — шара.

<
  • 302 комментария
  • 7 публикаций
30 июля 2011 12:16 | #25

воин велеса

0
  • Регистрация: 15.05.2011
 
Цитата: A-Des
Тюрки (или они же скифы) ещё задолго до христианства почитали крест

Цитата: A-Des
Мурада Аджи "Европа, тюрки, Великая Степь"

У него много интересного,но все же давай не будем забывать,что это заказ.

--------------------

<
  • 18 комментариев
  • 0 публикаций
31 января 2012 19:27 | #26

ratibor

0
  • Регистрация: 26.12.2009
 
Внук Велеса,

Кстати, был ещё товарищ А.А. Власов, но его и вообще РОА, я так понимаю, нынешнее правительство не считает нацистами иии ещё какими нибудь ....стами. Дело в том, что у РОА использовался тот самый "ТРИКОЛОР", что развивается с 1992, наверное, года над кремлём и в других местах, где не попадя... Самое интересное, что у наших МУСОРОВ кокарда на фуражках такая же как у РОНА.
Но...... Либо РОНА тоже не плохие парни, либо мусора фашисты )

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
31 января 2012 19:32 | #27

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: ratibor
Самое интересное, что у наших МУСОРОВ кокарда на фуражках такая же как у РОНА.

ХЕ! Пойду ка до гаража прогуляюсь. Там соседи два мента... постебаюсь, а то дюже они ЕДро любят.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера