Перуница

» » Великая трезвость Руси

История » 

Великая трезвость Руси

Великая трезвость Руси

"Так как москвитяне воздерживаются от пьянства, то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами, которые, посылая нам деревянные чаши и палки для опоры слабым, старым и пьяным, сёдла, копья, украшения и различное оружие, грабят у нас золото..."


Самуил Маскевич (около 1580-1632) — польский дворянин, писарь. Неоднократно и подолгу бывал в России. Из дневника Маскевича 1594-1621 годов: "Москвитяне соблюдают великую трезвость, которой требуют строго и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено; корчем или кабаков нет во всей России; негде купить вина, ни пива; и даже дома, исключая бояр, никто не смеет приготовить для себя хмельного; за этим наблюдают лазутчики и старосты, коим велено осматривать дома.

Иные пытались скрывать бочонки с вином, искусно заделывая их в печах, но и там, к большой беде, виновных находили. Пьяного тотчас отводят в «бражную тюрьму», нарочно для них устроенную; там для каждого рода преступников есть особая темница; и только через несколько недель освобождают от неё, по чьему-либо ходатайству. Замеченного в пьянстве вторично снова сажают в тюрьму надолго, потом водят по улицам и нещадно секут кнутом; наконец освобождают. За третью же вину опять в тюрьму, потом под кнут; из-под кнута в тюрьму, из тюрьмы под кнут... виновного раз до десяти, чтобы, наконец, пьянство ему омерзело. Но если такое исправление не поможет, он остаётся в тюрьме, пока не сгниёт..."

Михало́н Литви́н — посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве, побывавший в России в XVI в.,
Из трактата Литвина «О нравах татар, литовцев и москвитян»:

"Мосвитяне на пирах пасхальных довольствуются следующими припасами: солью, не чисто вымытой, горчицей, чесноком, луком и (другими) плодами своей земли; не только простолюдины, но и вельможи и государь их, разоритель наших городов, коих он хвастливо насчитывает уже 73. На обеденном столе царском, между золотыми сосудами и домашними блюдами, ставят немного перцу, но не варёного, который никто не трогает... Впрочем, мосхи ... хотя и владеют землями, на которых растёт виноград, но вина сами не пьют, а продают христианам, получая на вырученные за него деньги средства для войны..."

"Воистину у московитов тот, кто лишь попробует вина, получает восемь-десять ударов палками и платит штраф таким же количеством монет. В Московии же нет нигде шинков, если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь его дом разоряется, имения конфискуются, прислуга и соседи, живущие на той же улице, наказываются, а сам (хозяин) навсегда сажается в тюрьму. С соседями обходятся так сурово, поскольку считается, что они заражены этим общением и являются сообщниками страшного преступления.…"

"Так как москвитяне воздерживаются от пьянства, то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами, которые, посылая нам деревянные чаши и палки для опоры слабым, старым и пьяным, сёдла, копья, украшения и различное оружие, грабят у нас золото..."

«Он (Иван III) причтен своими подданными к лику святых подвижников, как освободитель Отечества. Так и сын его Василий третий, следуя той же трезвости и тем же нравам, отнял у нас Смоленск. Построил слободу «Наливки» руками наших наемных солдат и дал ей это имя в укор нашему племени, склонному к пьянству. Сын его, Иван IV, построил в наших пределах Себеж, Велиж и Заволочье. Своих же держит в трезвости. Народ у него всегда при оружии. Мира он не вымаливает, силу отражает силой».

В России действовала многослойная система, противостоящая потреблению алкоголя:

1. Суровая природа, не способствующая производству алкоголя и делающая его дорогим.

2. Требования аскетичной трудовой морали, которая опять же диктовалась суровой природой.

3. Государственный контроль за потреблением и оборотом алкоголя,

4. Активное осуждение пьянства со стороны Церкви, что в условиях тотальной набожности, когда большинство называло себя в первую очередь не русскими, а именно христианами (от чего произошло самоназвание «крестьянин»), было очень существенно,

5. Осуждение со стороны «мира», крестьянской общины. Индивидуальных хозяйств в России не было, а значит, попытка любого мужика «употреблять» сразу же пресекалась «всем миром».

http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/slavjanskii-byt/velikaja-trezvost-rusi.html

http://www.perunica.ru/istoria/8285-velikaya-trezvost-rusi.html  





Великая трезвость Руси

Категория: История   Теги: Вредные привычки

<
  • 277 комментариев
  • 0 публикаций
10 июля 2015 13:06 | #1

Лонгин

-1
  • Регистрация: 19.04.2012
 
В неудовлетворенности литовской действительностью лежат и причины восхищения Литвина русскими, их порядочностью и рассудительностью. Михалон прославляет умеренность в России, где якобы не едят пряностей, не пьют вина, но продают его в Литву. Неверно и его известие об отсутствии в России кабаков.

великий князь Иван IV, ... собственноручно поднес литовским послам напитки — «фрязские вина и вишневые и малиновые меды в ковшах и в чарах в золотых»
Меды в ассортименте продавали за границу значит? А импортировали вина - послов угощать?)))
Татаро-и отчасти русофильство Михалона, объясняющиеся общей тенденцией развития общественной мысли и указывающие на принадлежность его сочинения к гуманистическому направлению в литовской культуре XVI в. со свойственной эпохе Возрождения открытостью навстречу новому, неизвестному, готовностью использовать чужой опыт, уважением к другим культурам


Можно еще по сочинениям Мюнхгаузена неплохо Россию изучать.))

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
11 июля 2015 02:03 | #2

Квака

-1
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Лонгин
Можно еще по сочинениям Мюнхгаузена неплохо Россию изучать.

А давай противоположные высказывания тех же времен...

<
  • 277 комментариев
  • 0 публикаций
13 июля 2015 11:47 | #3

Лонгин

-2
  • Регистрация: 19.04.2012
 
Цитата: Квака
А давай противоположные высказывания тех же времен...

Для начала хорошо бы полный контекст читать. И головой думать.)) Неужели тебе "родовая память" и банальный здравый смысл не подсказывают, что описания послов с реальной жизнью слабо стыкуются?
Откуда бы этот агитплакат взялся, если бы пьянство не было реальной проблемой?))

"они предаются питью вина неразумным образом и пьют его целые дни и ночи; часто случается, что они умирают со стаканом в руке."
Ибн-Фодлан о славянах-язычниках Х в.

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
13 июля 2015 14:31 | #4

Квака

+3
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Лонгин
Ибн-Фодлан о славянах-язычниках Х в

Это мы со Ржевом уже как то проходили.
У Ибн-Фолдана нет ни слова ни о славянах, ни о язычниках. Упомянуты Русы. И где? В Волжской Булгарии, где он был с посольством. В Булгарии, а не на Руси. И кого он там мог наблюдать? Таких же послов, торговцев и "туристов".
До сих пор профболезнью послов является цероз печени. До какого состояния могут довести себя "туристы" пояснять не надо, а торговцы составляли отнюдь не большую и лучшую часть населения Руси. Это и сейчас в основном полукровки.
То что в Булгарии видел он и описал. Оснований не верить ему нет, но видел он меньше, чем Литвин, поскольку на Руси не был.
Цитата: Лонгин
И головой думать

<
  • 277 комментариев
  • 0 публикаций
13 июля 2015 14:48 | #5

Лонгин

-3
  • Регистрация: 19.04.2012
 
Зато времена гораздо более древние.))
Ну да ладно, это была только иллюстрация того как увиденное интерпретируется чужаками.
Понятно, что повального алкоголизма на момент Литвина и Маскевича не было. А между тем это уже больше пяти веков от крещения.)
Стало быть:
1) Христианство к делу спаивания не причастно?
2) Слабоалкоголка на Руси употреблялась испокон - не так ли?
3) Выводы в заключении статьи - бред, не находишь?

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
13 июля 2015 17:15 | #6

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Лонгин
Выводы в заключении статьи - бред, не находишь?

Не нахожу. Разве что первый пункт.
Алкогольные бунты конца 19-го века это чего такое?

<
  • 277 комментариев
  • 0 публикаций
14 июля 2015 13:13 | #7

Лонгин

-2
  • Регистрация: 19.04.2012
 
Цитата: Квака
Разве что первый пункт.

2. Требования аскетичной трудовой морали, которая опять же диктовалась суровой природой.

Назови-ка мне место, где можно было спокойно пинать и бухать.))) О чем вообще этот пункт??
3. Государственный контроль за потреблением и оборотом алкоголя

О чем?? Мы же убедились и на своем и на пиндосовском примере, что это бесполезно. Тем более, что именно "госконтроль" привел к расцвету пьянства. Не так?
4. Активное осуждение пьянства со стороны Церкви, что в условиях тотальной набожности, когда большинство называло себя в первую очередь не русскими, а именно христианами (от чего произошло самоназвание «крестьянин»), было очень существенно,

А где Церковь это одобряла или осуждала менее активно?))
5. Осуждение со стороны «мира», крестьянской общины. Индивидуальных хозяйств в России не было, а значит, попытка любого мужика «употреблять» сразу же пресекалась «всем миром».

В принципе так должно было бы быть. Но что-то я не припомню ярких случаев и не вижу никаких результатов действия подобного механизма. "Мір" существовал до самого Октября, а спивание шло с 16-го века.
Цитата: Квака
Алкогольные бунты конца 19-го века это чего такое?

Это проявилось еще в 1858 г . в Ковенской губернии, под влиянием римско-католического духовенства, которое, с разрешения епархиального начальства, в церквах приглашало народ присоединиться к братству трезвости, установленному папою Пием IX, с обещанием за то его благословения и отпущения грехов. Проповеди сии имели такой успех, что до февраля 1859 г . почти вся Ковенская, а вскоре и более половины населения Виленской и Гродненской губерний принадлежали к братству трезвости.

В то же время подобное стремление возникло в Приволжском крае. Возвышение новым откупом цен на вино, весьма дурное его качество и увеличение дороговизны на все вообще предметы привели крестьян к решимости отказаться от употребления вина, если не навсегда, то, по крайней мере, временно. Это началось в Саратовской, и вслед за тем зароки повторились в Рязанской, Тульской и Калужской губерниях. Крестьяне на мирских сходках добровольно отрекались от вина, целыми обществами составляли о своих обетах письменные условия, с назначением денежных штрафов и телесных наказаний тем, которые изменят этому соглашению, и торжественно, с молебствиями, приступали к исполнению условий.

1) Алкоголизм укоренился и стал источником проблем
2) Проблемы (в том числе проблема "нормально выпить") усилились произволом откупщиков.
3) Католическая агитация.
...
4)Бунт.

Если бы действовали механизмы описанные в статье не было бы ни проблемы, ни бунтов, не так ли?

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера