Перуница

» » СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

Культура » 

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

В изобразительном искусстве того или иного этноса наиболее явно проступает конкретная этнопсихология. На мой взгляд, именно изобразительное искусство, а не музыка или танец, представляет в этом смысле наибольший интерес. Дело в том, что в картинах или скульптуре отражены те образы менталитета, которые наиболее отчётливо читаются и закрепляются в памяти. Ведь в зрительных образах запечатлено более, чем в звуковых например.

Зрительные образы встречают нас в самом раннем детстве и проводят через лабиринт жизни до самого конца. Они старше звуков, поскольку лучше сохраняются. Они приходят к нам вместе с текстом сказок, и вот детская неуверенная рука, с неразвитой ещё моторикой, пытается на белом листе выводить сказочных персонажей. Ребёнок ещё не понимает, чем именно Баба Яга занимается, но уже её изображение в ступе им воспроизводится.

В последнее время, мне всё больше нравится изучать живопись и скульптуру. Кое-что накопилось и уже попало на страницы ресурса. И всё чаще я стал замечать общие точки соприкосновения в творчестве различных художников, принадлежащих к различным этносам, пишущих в различных стилях. Объединяет их лишь одно: в их картинах является нам северная стать. Пусть она и облачается в разные одежды, но её величественную и прекрасную поступь нельзя не узнать.

Начнём с образов животных. По понятным причинам, я вынужден ограничится небольшим количеством иллюстраций.
Ворон, один из любимых моих образов в искусстве. И у славян и у германцев этот образ связан с вечностью, мистической силой мира животных, смертью.

Обратите внимание на образ ворона в картинах известного русского художника - И. Билибина.

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ


Вспомнилась композиция современной русской фолк-группы "Ворон, волк и сокол".

А вот известная картина Васильева, который часто использовал это мистическое животное в своём творчестве.

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ


Не менее эта птица распространена в скандинавском эпосе и искусстве.

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ


Образ ладьи и драккара, морского похода у русских художников.

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ


Ну а в скандинавском искусстве он весьма широко распространён:

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ


Образ воина и воинства, в разных стилях и у разных этносов тем не менее пробуждает весьма схожие ассоциации и чувства:

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ


Отдельного упоминания заслуживает изображение леса. В русской изобразительной традиции лес выглядит как непролазная, буйная чаща. И в то же время поразительно красивая в своей дикой естественности. Различные породы деревьев уживаются в одном лесу, а сам лес как бы демонстрирует свою силу и величие, готовый наказать неуважительного странника. русский лес - одна из самых притягательных тем в творчестве именно русских художников. Возможно это обусловлено ландшафтными и климатическими особенностями нашей природы. Ведь художник изображает прежде всего, то что видел, а уже затем - вкладывает идею в картину.

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ


У германцев другой лес в изобразительном искусстве, менее опасный и дикий, но не менее священный. И не могу удержаться от одной аналогии: немецкий художник в III Рэйхе отобразил лесную готику следующим лаконичным образом:

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ


Через несколько десятков лет другой художник, уже русский, изобразил ту же самую идею, но в расширенном и усложнённом виде. Позаимствовал Константин Васильев эту идею у Вернера Грауля и показал своё видение, или же это мистическая случайность - это совершенно не важно, а важно то, что одна и та же идея картины воплотилась в прекрасных картинах двух замечательных художников.

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ


Образы крестьян и труда на ниве у русских и германских художников. Думаю человек с развитым эстетическим чувством без труда определит: где творения германской руки, а где - русской. Но общность светлого замысла поражает своим стройным единством.

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ


Во всех этих картинах - одно одинаково любо моему взору:
это северная стать, это поступь севера.


VARULV

http://www.perunica.ru/kultura/6204-severnaya-stat.html  





СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

Категория: Культура   Автор:

<
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
13 апреля 2012 00:58 | #1

Yaruga

0
  • Регистрация: 14.03.2012
 
Немного не в тему, но ... может кто нибудь знает, восстановили музей Васильева в Москве? Картины вернули туда?
Всё никак не доеду туда.

<
  • 23 комментария
  • 0 публикаций
13 апреля 2012 04:25 | #2

ВоСтриГа

0
  • Регистрация: 27.03.2012
 
Yaruga, я туда не дошёл, но много говорили по поводу открытия 31 марта. восстановили первый этаж, там и начнут выставлять экспозицию (работы Всеволода Иванова, Нелли Генкиной и других художников славянской тематики. Экспозиции с новыми мастерами будут обновляться постоянно, а основу конечно составят копии и несколько оригиналов картин Константина Васильева. с офф.сайта)

VARULV, благодарствую за тему, как омылся духом, ибо перед этим окунулся с головой в такую грязь духовную, что долго не мог собрать разум для адекватных комментариев...

ужасает то, что дерьмо мазаное на полотне у нас многие считают высоким искусством, к тому же хорошо продающемся за бугром
после просмотра гарантирован как минимум мутный осадок в душе и голове... http://art.mirtesen.ru/blog/43365291234/Neobyichnyie-kartinyi-Vasiliya-SHulzhenk
o


и восхищающиеся комментаторы удручают чуть ли не больше самих полотен

<
  • 1 060 комментариев
  • 21 публикация
13 апреля 2012 10:32 | #3

VАRULV

0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: ВоСтриГа
http://art.mirtesen.ru/blog/43365291234/Neobyichnyie-kartinyi-Vasiliya-SHulzhenk

o

Зачем вы так, меня чуть не "вывернуло"...

<
  • 23 комментария
  • 0 публикаций
13 апреля 2012 10:54 | #4

ВоСтриГа

0
  • Регистрация: 27.03.2012
 
Цитата: VАRULV
меня чуть не "вывернуло"...

уж извиняюсь, честно предупредил о своих впечатлениях...

<
  • 161 комментарий
  • 11 публикаций
13 апреля 2012 11:52 | #5

Артемий

0
  • Регистрация: 20.02.2012
 
Цитата: ВоСтриГа
http://art.mirtesen.ru/blog/43365291234/Neobyichnyie-kartinyi-Vasiliya-SHulzhenk
o

Верно сказано: "взгляд на мир из очка туалета". Автор наверное болен.

--------------------

<
  • 33 комментария
  • 1 публикация
13 апреля 2012 22:15 | #6

Белимир

+1
  • Регистрация: 18.02.2012
 
Ведь в зрительных образах запечатлено более, чем в звуковых например.


Не соглашусь с автором в этом. И музыка и изобразительное исскуство во многом и формируют культуру. Музыка в отличие от изобразительного исскуства может управлять людьми. В намного большей степени чем картины. В бой часто шли именно под музыку, а не картины. Дело даже попросту в том, что музыку мы ощущаем всем телом её частоты и вибрации, в отличие от тех же картин, которые воспринимаем лишь только лишь глазами. Но там же где достоинство музыки, там же и ее к сожалению единственный недостаток. Я это называю это эффектом "Здесь и Сейчас". То есть у музыки гораздо больше власти над людьми, но и живет она гораздо меньше. Кончилась музыка - кончился эффект, она остается лишь в сердце и памяти. Музыка способна вызвать гораздо больше чувств(вспомните композицию Эннио Морриконе - Chi Mai, сколько людей плакало от неё), но она и существует во временном промежутке меньше. А основная сила изобразительного искусства - символичность его, и сила, приписываемая людьми этим символам. К сожалению сейчас что среди музыки, что среди картин по большей части понаделано говна...

<
  • 1 060 комментариев
  • 21 публикация
13 апреля 2012 22:47 | #7

VАRULV

0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: Белимир
В бой часто шли именно под музыку, а не картины.

Я согласен с вами в том, что стимулирование к действиям у звукового ряда значительно сильнее, чем у визуального. Скорее всего, в основе этого эффекта лежит эволюционное прошлое человека, в котором звук имел значительно большее применение чем знак.
По поводу зрительного образа я говорил о его большей содержательности и живучести. Вы, собственно это тоже подметили:
Цитата: Белимир
но и живет она гораздо меньше.

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
13 апреля 2012 23:53 | #8

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Пепел святынь Руяна стучит в моё сердце. drova

--------------------

<
  • 302 комментария
  • 7 публикаций
14 апреля 2012 01:55 | #9

воин велеса

0
  • Регистрация: 15.05.2011
 
боюсь опять хрень брякну.но вот когда то в юности смотрел фильм"где летают серебристые вороны".И каково же было мое удивление когда приехав в вч возде благовещенска я увидел их,красавцев.)))

--------------------

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
15 апреля 2012 12:24 | #10

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 

--------------------

<
  • 50 комментариев
  • 3 публикации
15 апреля 2012 14:04 | #11

ЛадыСвет

0
  • Регистрация: 16.01.2011
 
Позвольте и мне рассказать мою историю о Вороне.

Ворон
Почему рассказываю эту историю снова и снова…
Если он в моём сердце - зачем говорить об этом?
Как будто хочу достучаться до Небес… Но разве Небеса не в моём сердце?
Тогда – зачем говорю об этом?
Зачем возвращаюсь в тот день, когда нашла его на обочине дороги...
Ветеринар обнаружил перелом в суставе, но успешного лечения (за отсутствием опыта) не обещал.
Лечение закончилось ампутацией крыла…
Моя мечта отдать Ворона Небесам разбилась вдребезги…
Мы оборудовали ветками маленький балкон, чтобы Ворон жил там, прыгая по ним.
Я пыталась приручить его, но он так болезненно реагировал на
моё вторжение, что в конце концов, никто не беспокоил его больше, мы просто кормили и убирали.
Моя подруга, которая приезжала на лето в гости и любила прежде покурить на том балконе, не понимала, как можно было отдать его бесполезной птице. Но в нашей семье никто не задавался подобными вопросами, поэтому и ответов на них не было.
Ворон жил рядом в одиночестве.
Была ли такая жизнь лучше его смерти на свободе?.. Нам было больно, но мы приняли это, как Судьбу.
Ворон жил у нас уже 4 года, когда я стала замечать, что он стал КРАСИВЫМ. Не оперением своим. В оперении он здорово проигрывал своим крылатым собратьям. Наш Ворон Сиял. Не сверкал, не блестел, но СИЯЛ. Сияла его голова. Я стала завораживаться им… такое захватывающее зрелище это было, но молчала об этом. Однако мой младший сын сказал: "Посмотри, каким красивым стал ворон!"
В тот день я уехала на работу. Не находя себе места, вышла в город, чтобы побродить по улицам, но стало ещё хуже, тогда села на маршрутку и вернулась домой.
Сразу пошла посмотреть на Ворона. Он снова заворожил меня своим Сиянием, и я не заметила, как моё созерцание превратилось в диалог с ним...
Отвлеклась на телефонный звонок и вернулась к Ворону снова, но не нашла его на месте. Открыла балконную дверь, чтобы посмотреть, где он...
…он лежал мёртвым прямо под порогом...
Сквозь рыдания, сопли и слёзы я вопрошала: за что мне ЭТО? Как нести мне такие Дары?

PS Когда Ворон вошёл в мою жизнь, я не ведала ещё, что нахожусь на гребне девятого вала. Но, очевидно, и я нужна была Ворону, чтобы он завершил какое-то из своих деяний.
Я люблю тебя, Ворон. Прости меня...

<
  • 1 060 комментариев
  • 21 публикация
15 апреля 2012 18:21 | #12

VАRULV

0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Даже не знаю - что сказать.
Ну...это...рад что моя тема помогла выговорится...

<
  • 50 комментариев
  • 3 публикации
15 апреля 2012 18:55 | #13

ЛадыСвет

0
  • Регистрация: 16.01.2011
 
Ещё одно наблюдение о вОронах.
Когда у меня была собака, мы ходили к морю в предрассветный час. Едва только начинало светать, мы были уже у моря. Встречали, играя, рассвет и возвращались домой. Занимало это около 2-х часов.
Меня поражало, когда я видела зимой, в шторм и ветер, который у нас бывает довольно сильным в это время года, уходящих в море воронов. Они поднимались с берега и уходили в море. По одному.
Когда я созерцала их в это время, ещё не зная никаких легенд и преданий, думала, что эти птицы не знают смерти. Мне казалось, что только не ведая, что же такое смерть, можно отправиться в столь рискованный полёт.

<
  • 1 060 комментариев
  • 21 публикация
15 апреля 2012 19:41 | #14

VАRULV

0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Ну, раз уж на то пошло...
Образ ворона - один из самых близких мне образов животных и символов.
Из скандинавской мифологии мы знаем, что два ворона сидят на плечах Одина: Хугин (мысль) и Мунин (память).

Я видел настоящего огромного чёрного ворона, с лоснящимся блестящим оперением только один раз - когда шёл по деревенской дороге. Он сидел посреди дороги, но близко не подпустил. Однако я успел сфоткать. Впечатление он действительно умет производить. Впрочем как и обычные серые вороны, демонстрирующие в черте города огромную смекалку.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера