СЕВЕРНАЯ СТАТЬ

В изобразительном искусстве того или иного этноса наиболее явно проступает конкретная этнопсихология. На мой взгляд, именно изобразительное искусство, а не музыка или танец, представляет в этом смысле наибольший интерес. Дело в том, что в картинах или скульптуре отражены те образы менталитета, которые наиболее отчётливо читаются и закрепляются в памяти. Ведь в зрительных образах запечатлено более, чем в звуковых например.

Зрительные образы встречают нас в самом раннем детстве и проводят через лабиринт жизни до самого конца. Они старше звуков, поскольку лучше сохраняются. Они приходят к нам вместе с текстом сказок, и вот детская неуверенная рука, с неразвитой ещё моторикой, пытается на белом листе выводить сказочных персонажей. Ребёнок ещё не понимает, чем именно Баба Яга занимается, но уже её изображение в ступе им воспроизводится.

В последнее время, мне всё больше нравится изучать живопись и скульптуру. Кое-что накопилось и уже попало на страницы ресурса. И всё чаще я стал замечать общие точки соприкосновения в творчестве различных художников, принадлежащих к различным этносам, пишущих в различных стилях. Объединяет их лишь одно: в их картинах является нам северная стать. Пусть она и облачается в разные одежды, но её величественную и прекрасную поступь нельзя не узнать.

Начнём с образов животных. По понятным причинам, я вынужден ограничится небольшим количеством иллюстраций.
Ворон, один из любимых моих образов в искусстве. И у славян и у германцев этот образ связан с вечностью, мистической силой мира животных, смертью.

Обратите внимание на образ ворона в картинах известного русского художника - И. Билибина.

СЕВЕРНАЯ СТАТЬ



Вспомнилась композиция современной русской фолк-группы "Ворон, волк и сокол".

А вот известная картина Васильева, который часто использовал это мистическое животное в своём творчестве.



Не менее эта птица распространена в скандинавском эпосе и искусстве.




Образ ладьи и драккара, морского похода у русских художников.





Ну а в скандинавском искусстве он весьма широко распространён:





Образ воина и воинства, в разных стилях и у разных этносов тем не менее пробуждает весьма схожие ассоциации и чувства:









Отдельного упоминания заслуживает изображение леса. В русской изобразительной традиции лес выглядит как непролазная, буйная чаща. И в то же время поразительно красивая в своей дикой естественности. Различные породы деревьев уживаются в одном лесу, а сам лес как бы демонстрирует свою силу и величие, готовый наказать неуважительного странника. русский лес - одна из самых притягательных тем в творчестве именно русских художников. Возможно это обусловлено ландшафтными и климатическими особенностями нашей природы. Ведь художник изображает прежде всего, то что видел, а уже затем - вкладывает идею в картину.





У германцев другой лес в изобразительном искусстве, менее опасный и дикий, но не менее священный. И не могу удержаться от одной аналогии: немецкий художник в III Рэйхе отобразил лесную готику следующим лаконичным образом:



Через несколько десятков лет другой художник, уже русский, изобразил ту же самую идею, но в расширенном и усложнённом виде. Позаимствовал Константин Васильев эту идею у Вернера Грауля и показал своё видение, или же это мистическая случайность - это совершенно не важно, а важно то, что одна и та же идея картины воплотилась в прекрасных картинах двух замечательных художников.



Образы крестьян и труда на ниве у русских и германских художников. Думаю человек с развитым эстетическим чувством без труда определит: где творения германской руки, а где - русской. Но общность светлого замысла поражает своим стройным единством.












Во всех этих картинах - одно одинаково любо моему взору:
это северная стать, это поступь севера.


VARULV


Категория: Славянская культура   Автор: VARULV

<
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
13 апреля 2012 00:58 | #1
0
  • Регистрация: 14.03.2012
 
Немного не в тему, но ... может кто нибудь знает, восстановили музей Васильева в Москве? Картины вернули туда?
Всё никак не доеду туда.

<
  • 23 комментария
  • 0 публикаций
13 апреля 2012 04:25 | #2
0
  • Регистрация: 27.03.2012
 
Yaruga, я туда не дошёл, но много говорили по поводу открытия 31 марта. восстановили первый этаж, там и начнут выставлять экспозицию (работы Всеволода Иванова, Нелли Генкиной и других художников славянской тематики. Экспозиции с новыми мастерами будут обновляться постоянно, а основу конечно составят копии и несколько оригиналов картин Константина Васильева. с офф.сайта)

VARULV, благодарствую за тему, как омылся духом, ибо перед этим окунулся с головой в такую грязь духовную, что долго не мог собрать разум для адекватных комментариев...

ужасает то, что дерьмо мазаное на полотне у нас многие считают высоким искусством, к тому же хорошо продающемся за бугром
после просмотра гарантирован как минимум мутный осадок в душе и голове... http://art.mirtesen.ru/blog/43365291234/Neobyichnyie-kartinyi-Vasiliya-SHulzhenk
o


и восхищающиеся комментаторы удручают чуть ли не больше самих полотен

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
13 апреля 2012 10:32 | #3
0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: ВоСтриГа
http://art.mirtesen.ru/blog/43365291234/Neobyichnyie-kartinyi-Vasiliya-SHulzhenk

o

Зачем вы так, меня чуть не "вывернуло"...

<
  • 23 комментария
  • 0 публикаций
13 апреля 2012 10:54 | #4
0
  • Регистрация: 27.03.2012
 
Цитата: VАRULV
меня чуть не "вывернуло"...

уж извиняюсь, честно предупредил о своих впечатлениях...

<
  • 160 комментариев
  • 11 публикаций
13 апреля 2012 11:52 | #5
0
  • Регистрация: 20.02.2012
 
Цитата: ВоСтриГа
http://art.mirtesen.ru/blog/43365291234/Neobyichnyie-kartinyi-Vasiliya-SHulzhenk
o

Верно сказано: "взгляд на мир из очка туалета". Автор наверное болен.

--------------------

<
  • 31 комментарий
  • 1 публикация
13 апреля 2012 22:15 | #6
0
  • Регистрация: 18.02.2012
 
Ведь в зрительных образах запечатлено более, чем в звуковых например.


Не соглашусь с автором в этом. И музыка и изобразительное исскуство во многом и формируют культуру. Музыка в отличие от изобразительного исскуства может управлять людьми. В намного большей степени чем картины. В бой часто шли именно под музыку, а не картины. Дело даже попросту в том, что музыку мы ощущаем всем телом её частоты и вибрации, в отличие от тех же картин, которые воспринимаем лишь только лишь глазами. Но там же где достоинство музыки, там же и ее к сожалению единственный недостаток. Я это называю это эффектом "Здесь и Сейчас". То есть у музыки гораздо больше власти над людьми, но и живет она гораздо меньше. Кончилась музыка - кончился эффект, она остается лишь в сердце и памяти. Музыка способна вызвать гораздо больше чувств(вспомните композицию Эннио Морриконе - Chi Mai, сколько людей плакало от неё), но она и существует во временном промежутке меньше. А основная сила изобразительного искусства - символичность его, и сила, приписываемая людьми этим символам. К сожалению сейчас что среди музыки, что среди картин по большей части понаделано говна...

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
13 апреля 2012 22:47 | #7
0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: Белимир
В бой часто шли именно под музыку, а не картины.

Я согласен с вами в том, что стимулирование к действиям у звукового ряда значительно сильнее, чем у визуального. Скорее всего, в основе этого эффекта лежит эволюционное прошлое человека, в котором звук имел значительно большее применение чем знак.
По поводу зрительного образа я говорил о его большей содержательности и живучести. Вы, собственно это тоже подметили:
Цитата: Белимир
но и живет она гораздо меньше.

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
13 апреля 2012 23:53 | #8
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Пепел святынь Руяна стучит в моё сердце. drova

--------------------

<
  • 291 комментарий
  • 7 публикаций
14 апреля 2012 01:55 | #9
0
  • Регистрация: 15.05.2011
 
боюсь опять хрень брякну.но вот когда то в юности смотрел фильм"где летают серебристые вороны".И каково же было мое удивление когда приехав в вч возде благовещенска я увидел их,красавцев.)))

--------------------

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
15 апреля 2012 12:24 | #10
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Кое что о воронах, слугах Одина: [leech=https://www.perunica.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL2Jhci1ndXppbi5jb20vcG9zdDIxNTM5NzEyMC8%3D]https://www.perunica.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL2Jhci1ndXppbi5jb20vcG9zdDIxNTM
5NzEyMC8%3D[/leech]

--------------------

<
  • 50 комментариев
  • 3 публикации
15 апреля 2012 14:04 | #11
0
  • Регистрация: 16.01.2011
 
Позвольте и мне рассказать мою историю о Вороне.

Ворон
Почему рассказываю эту историю снова и снова…
Если он в моём сердце - зачем говорить об этом?
Как будто хочу достучаться до Небес… Но разве Небеса не в моём сердце?
Тогда – зачем говорю об этом?
Зачем возвращаюсь в тот день, когда нашла его на обочине дороги...
Ветеринар обнаружил перелом в суставе, но успешного лечения (за отсутствием опыта) не обещал.
Лечение закончилось ампутацией крыла…
Моя мечта отдать Ворона Небесам разбилась вдребезги…
Мы оборудовали ветками маленький балкон, чтобы Ворон жил там, прыгая по ним.
Я пыталась приручить его, но он так болезненно реагировал на
моё вторжение, что в конце концов, никто не беспокоил его больше, мы просто кормили и убирали.
Моя подруга, которая приезжала на лето в гости и любила прежде покурить на том балконе, не понимала, как можно было отдать его бесполезной птице. Но в нашей семье никто не задавался подобными вопросами, поэтому и ответов на них не было.
Ворон жил рядом в одиночестве.
Была ли такая жизнь лучше его смерти на свободе?.. Нам было больно, но мы приняли это, как Судьбу.
Ворон жил у нас уже 4 года, когда я стала замечать, что он стал КРАСИВЫМ. Не оперением своим. В оперении он здорово проигрывал своим крылатым собратьям. Наш Ворон Сиял. Не сверкал, не блестел, но СИЯЛ. Сияла его голова. Я стала завораживаться им… такое захватывающее зрелище это было, но молчала об этом. Однако мой младший сын сказал: "Посмотри, каким красивым стал ворон!"
В тот день я уехала на работу. Не находя себе места, вышла в город, чтобы побродить по улицам, но стало ещё хуже, тогда села на маршрутку и вернулась домой.
Сразу пошла посмотреть на Ворона. Он снова заворожил меня своим Сиянием, и я не заметила, как моё созерцание превратилось в диалог с ним...
Отвлеклась на телефонный звонок и вернулась к Ворону снова, но не нашла его на месте. Открыла балконную дверь, чтобы посмотреть, где он...
…он лежал мёртвым прямо под порогом...
Сквозь рыдания, сопли и слёзы я вопрошала: за что мне ЭТО? Как нести мне такие Дары?

PS Когда Ворон вошёл в мою жизнь, я не ведала ещё, что нахожусь на гребне девятого вала. Но, очевидно, и я нужна была Ворону, чтобы он завершил какое-то из своих деяний.
Я люблю тебя, Ворон. Прости меня...

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
15 апреля 2012 18:21 | #12
0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Даже не знаю - что сказать.
Ну...это...рад что моя тема помогла выговорится...

<
  • 50 комментариев
  • 3 публикации
15 апреля 2012 18:55 | #13
0
  • Регистрация: 16.01.2011
 
Ещё одно наблюдение о вОронах.
Когда у меня была собака, мы ходили к морю в предрассветный час. Едва только начинало светать, мы были уже у моря. Встречали, играя, рассвет и возвращались домой. Занимало это около 2-х часов.
Меня поражало, когда я видела зимой, в шторм и ветер, который у нас бывает довольно сильным в это время года, уходящих в море воронов. Они поднимались с берега и уходили в море. По одному.
Когда я созерцала их в это время, ещё не зная никаких легенд и преданий, думала, что эти птицы не знают смерти. Мне казалось, что только не ведая, что же такое смерть, можно отправиться в столь рискованный полёт.

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
15 апреля 2012 19:41 | #14
0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Ну, раз уж на то пошло...
Образ ворона - один из самых близких мне образов животных и символов.
Из скандинавской мифологии мы знаем, что два ворона сидят на плечах Одина: Хугин (мысль) и Мунин (память).

Я видел настоящего огромного чёрного ворона, с лоснящимся блестящим оперением только один раз - когда шёл по деревенской дороге. Он сидел посреди дороги, но близко не подпустил. Однако я успел сфоткать. Впечатление он действительно умет производить. Впрочем как и обычные серые вороны, демонстрирующие в черте города огромную смекалку.


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*