Перуница

» » Мистика голоса и пения в культуре славян

Культура » 

Мистика голоса и пения в культуре славян

Мистика голоса и пения в культуре славян

Голос в целом и пение в особенности наделяется в трад. культуре магической силой – продуцирующей и обережной. Человеческий голос – признак мира Яви, мира живого, а его противоположность, молчание – соотносится со смертью. Поэтому в обрядах соприкосновения с Иным миром голос (и конечно пение) часто табуируется (приглушенный разговор при покойнике и на поминках, запрет петь после заката, запрет на пение для людей в печали (период траура) и пр.). И наоборот, чтобы оградиться от иномирных сил или очиститься после общения с ними, требуется громко запеть (напр., при возвращении с похорон).

Связь понятий «пение―жизнь» подкрепляется и тем, что полноценной способностью петь в народной культуре наделяются люди детородного возраста, дети и старики владеют голосом не в полной мере.

Голос (как и тень) – вместилище души и силы хозяина, его мощь – признак здоровья и воли человека (ср. суждение о жизнеспособности новорожденного по силе первого крика).

Мистика голоса и пения в культуре славян

Здесь нужно упомянуть о понятии опоры – ключевой особенности народной манеры пения. Произнесение на опоре позволяет извлекать сильный, ровный и продолжительный звук при минимальных затратах воздуха и усилий – вы можете петь несколько часов, не уставая, что и делают народные исполнители. Но опора – не только положение тела, связок и мышц. Психологическое состояние также влияет на голос. Попробуйте громко запеть или прочесть стихи после того, как вас обидели, огорчили – вы обнаружите, что внутри всё сжалось и силы голоса нет, он дрожит и блекнет. Таким образом, опора – это «земля под ногами», в широком смысле. Кстати, сюда включается также душевный комфорт. Полноценно раскрыть голос, как и душу, мы можем только в соседстве близких людей, хорошо настроенных на нас. В народной культуре широко бытовало понятие о пении как «проверке совместимости» товарищей, о супружеском пении как высшем выражении семейного лада.

Излишне говорить об общеизвестной продуцирующей магии песен, это основное наполнение календарного и семейного песенных циклов. Помимо древного заклинательного содержания песен, сам звук голоса, будучи признаком жизненной силы, здоровья, передает эти качества растениям, скотине, людям.

Календарные обрядовые песни строго приурочены к своему времени в году, и петь их в иное время считается недопустимым, опасным, греховным. Даже для собирателей фольклора бабушки не делают исключения: «Хотите масленичных? Так приезжайте на Масленой, всё вам пропоем». Почему так? Календарная песня – плоть от плоти своего сезона, она родилась в те древние времена, когда люди были чутки и сонастроены с ритмами Природы, - поэтому такая песня мелодически, ритмически, фонетически передает вибрации, свойственные данной поре года.

Мистика голоса и пения в культуре славян

Возьмем весенние заклички. После долгой зимы, нередко уносившей жизни селян, истощившей запасы, мы замечаем первые признаки приближения тепла. Мы истово торопим тепло, закликаем Солнце, Весну, перелетных птиц. Юное время – юные певцы. Молодежи больше всех не терпится хороводить, играть на улице, гулять в лугах допоздна. Девушки восходят на горки, где первые проталины. Выше, выше летите звонкие голоса, до самого Солнышка-вёдрышка, до самого Ирия докричитесь. Одни заклички отрывистые как щебетание первых пригревшихся птиц. Другие – напевные как течение талой воды, два голоса как переплетение холодных струй. В мелодиях преобладает восхождение. Строчки заканчиваются гуканием – высоким зовущим «Гу-у!». В некоторых песнях открытое подражание голосам птиц.

Теперь возьмем Купальские песни. Много-премного Солнца, долгий закат – почти до самого восхода. Долгие-предолгие звуки в концах строчек, эхом наползающие на новый запев, эхо порой длиною с целый куплет. Еще немного продлить это колдовское безумие, а дальше – жатва, уж некогда будет папороть с любимым искать, да дивиться, как Солнышко на закате играет. «Дикие» интонации мелодии и текстов – отзвук разгульного буйства вегетативных сил, противостояние полов – противостояние стихий, Огня и Воды, с неизбежным плодотворным союзом в итоге.


здесь обе песни поздней весны - Троицкого цикла.

Календарная песня связана и взаимодействует с природным окружением: одни песни по завету дедов поются на закате, другие на возвышенностях, третьи при воде (акустика какая!) или даже «стоя по колено в воде» - ее тоже весной будить надо. Носители традиции умели слушать воздух: пропоют веснянку на мартовском морозце и слушают: звенит, али нет? Если звук глухой – значит, не пора еще, зима не скоро уйдет. А ежели звенит голос, далеко летит – то закликай шибче, Весна на пороге!

Песня также маркирует и сакрализует половозрастную структуру общества. Некоторые жанры закреплены за определенной статусной группой – так, девицы поют заклички, жатвенные песни – для замужних женщин, колядное «посевание» исполняют мальчики. И неспроста: именно данная стать в наибольшей мере проводит силы, необходимые для того или иного обряда. В фольклористике считается, что обрядовое пение как теперь, так и в древности, было примущественно женской сферой, мужские жанры обычно связаны с профессиональной деятельностью и др. необрядовыми вещами. Впрочем, есть летописные упоминания мужских похоронных плачей, есть немного и других примеров сугубо мужского обрядового пения.

Для нас, современных горожан, народная песня может стать духовной практикой, средством постижения мировоззрения наших предков – с одной стороны, и с другой стороны – способом сонастроиться с циклами живой Природы, участвовать в ее ежедневной и ежегодной мистерии рождения, умирания и возрождения.

Мистика голоса и пения в культуре славян

Основной источник: Толстой Н.И., ред. Славянские древности: этнолингвистический словарь. В 5 томах. Т. 1 (М. Индрик, 1995), статья «Голос»; Т. 3 (М.: Индрик, 2004), статья «Пение».

П.С. Кому захотелось петь и слушать - есть у нас такой сборник: "Обрядовые песни ЛЕТНИХ праздников" http://ladolado.livejournal.com/65792.html
стоит 190 р, почтой можно получить. Кому нужно - пишите на ящик там указанный.
(также есть Зимний, Весенний и Свадебный сборники)

http://ladolado.livejournal.com/116761.html

http://www.perunica.ru/kultura/6433-mistika-golosa-i-peniya-v-kulture-slavyan.html  





Мистика голоса и пения в культуре славян

Категория: Культура   Автор:

<
  • 35 комментариев
  • 0 публикаций
9 июля 2012 18:30 | #1

Медведъ

0
  • Регистрация: 9.02.2011
 
А. Андреев "Мир Тропы" (Очерки руской этнопсихологии)


--------------------

<
  • 20 комментариев
  • 0 публикаций
17 июля 2012 09:15 | #2

Шкворень

0
  • Регистрация: 19.08.2011
 
Медведъ,
А услышать храмовое пение, даже в сети, можно?

<
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
13 ноября 2014 19:32 | #3

batar

0
  • Регистрация: 13.11.2014
 
Интересная статья. Но меня интересует случаи, когда голос действует во время пения как трубы Иерихона- разрушает... Кто то с таким сталкивался или читал о таком?

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
13 ноября 2014 20:37 | #4

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: batar
Интересная статья. Но меня интересует случаи, когда голос действует во время пения как трубы Иерихона- разрушает... Кто то с таким сталкивался или читал о таком?

Был свидетелем такого а позже и постоянным участником.
Свидетелем... пела тонким голосом подруга дочери и на столе лопнул стеклянный стакан. С другим стаканом не вышло.
Участником. Есть такие виды испытаний - Вибрационная устойчивость и Вибрационная стойкость. Изделие подвергается воздействию вибрационных нагрузок (тряске) в определенном диапазоне частот от ифра до ультра. Возникающие Резонансы отдельных элементов изделия не должны приводить к выходу его из строя. Циклограмма испытаний задавалась с обычной магнитофонной кассеты. Издаваемый установкой довольно сильный гул как то порядком надоел и я воткнул вместо испытательной кассеты "Стену" Пинк Флойд.
Изделие вышло из строя по причине наложения Гармоник, вызвавших такие Резонансы, что мама дорогая. Пришлось дорабатывать конструкцию не только этого изделия и трясти не только под Пинк Флойд... da

<
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
13 ноября 2014 23:15 | #5

batar

0
  • Регистрация: 13.11.2014
 
Квака, спасибо! Очень интересно. Забавно что ""трубы разрушили стену Иерихона", а в вашем случае "Стена" разрушила предмет thank_you
Мне доводилось читать об испытании узи-волн советскими военными попытке создать оружие. Но такой эффект голоса и песен заинтересовал из-за знакомой. Когда она сердится в ее руках лопают пополам металлические ручки дверей и перегорают лампочки, но интереснее всего ее убежденность, что ей нельзя петь, иначе "якобы" со слушателями происходят неприятности. Я далеко не мистик, и в такое не верю,но наблюдая за ней заметил странность. Если она мурлыкает не открывая рта, все хорошо, но стоит пропеть пару слов и случаются мелкие неприятности...думал чушь, Однако на днях знакомые признались, что решили ее переубедить , что все это ее выдумки, и на дне рождении подстроили так, что она запела. пропела полностью припев песни... результат;именинник мертв, его жена в коме,подруга жены приковало к постели,мать лишилась сына, а племянницу хозяина вдруг выслали из страны при наличии всех документов... интересно Ваше мнение?

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
14 ноября 2014 00:10 | #6

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: batar
интересно Ваше мнение?

"У страха глаза велики".
Подсознание...
Они сознательно готовили некое действо... а где то в глубине происходили процессы настройки на совершенно другой результат.....
Доигрались сами, не ведая, что творили...

Цитата: batar
Однако на днях знакомые признались, что решили ее переубедить , что все это ее выдумки, и на дне рождении подстроили
Сила действия не всегда равна силе противодействия... В Айкидо например используется сила противника, при относительно небольших затратах собственной
в данном случае так и получилось...

<
  • 131 комментарий
  • 8 публикаций
14 ноября 2014 02:02 | #7

Маковка

0
  • Регистрация: 11.01.2014
 
batar, я не раскрою тайну голоса (мне кажется дело совсем не в нём), а попробую помочь вашей знакомой превратить её "проклятие" в "дар". Пусть она подмечает, в каких ситуациях ей хочется петь и кто может стать её потенциальными слушателями. Пусть она это принимает к сведению и советует в данный момент окружающим её людям в ближайшее время быть внимательными.

А чтобы голос именно разрушал... это определённая его частота должна быть. Вот как в первом примере у Кваки. Я, например, физически на себе испытала горловое пение тибетских монахов, слушая их вживую.

<
  • 154 комментария
  • 1 публикация
14 ноября 2014 11:11 | #8

Якорень

0
  • Регистрация: 22.07.2012
 
Цитата: Квака
Доигрались сами, не ведая, что творили...


Цитата: batar
Однако на днях знакомые признались, что решили ее переубедить ,


Все верно. Знакомые должны были признаться еще и в том, что они не только ее предупредили, но и всех остальных участников, достаточно опасного, надо сказать, эксперимента. Т.е. они сами и воссоздали те самые настройки, которые и привели к вполне естественному резонансу. da

Голосом (звуком) совпадающих или накладывающихся частот можно не только стены разрушать... Можно и сводить в могилу, и оживлять мертвых, если, конечно, вовремя оживлять. Ну, не было раньше никаких электрических стимуляторов (тот же частотный удар, но искусственный. )))

А почему разному времени года соответствуют разные песни - так это совсем просто. Разные температуры, разный метаболизм, разные затраты организма на сохранение баланса и прочее, разная сила и эластичность связок в качестве воссоздающего инструмента....

Цитата: Маковка
Пусть она подмечает, в каких ситуациях ей хочется петь..


....лучше, и гораздо, если НИКТО впредь не будет заставлять ее петь, особенно, в качестве эксперимента - пусть поет, когда ей хочется. Кстати, частенько люди, одаренные природно настроенным "инструментом" и слухом, развивают его не в кругу зевак, а где-нибудь (в поле, в лесу, на берегу реки ит.д.), где они учатся владеть собственным голосом и где при этом процессе им никто не мешает.)))

Следует, наверное, добавить еще и вот что: дети, как вы знаете, редко говорят шепотом - обычно кричат. Они еще не владеют своим "инструментом", а только развивают его. Это уже потом, когда окрепнут связки и сформируется окончательно и гортань, и легкие (много чего - не об этом), они начинают учиться интонировать собственный звук, уже под него подбирая соответствующие (по частотному соответствию, я бы сказала) слова.

Так вот, запрещая детям кричать, требуя от них тишины, мы делаем все для того, чтобы в дальнейшем энергия "не выраженного звука"начала разрушать самого его владельца. Что, собственно, зачастую и происходит сегодня, особенно в условиях города...

--------------------

<
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
14 ноября 2014 14:08 | #9

batar

0
  • Регистрация: 13.11.2014
 
Квака, Маковка, Якорень... все теории интересны и думаю они взаимодополняющие, а не исключающие.... но вот что вспомнилось из рассказа. девушка не знала о ловушке, там чем-то ее напоили. это при том что она пьет очень редко/1-2 раза в год/ и очень в малых колическвах/скорее дигустационных/, не помню, что бы выпив она хоть раз теряла контроль над собой. наоборот контроль увеличивался.о ловушке она не знала, знали только гости участвующие в розыгрыше. Да и петь она не любит, говорит что нет слуха музыкального и голоса. и это истинная правда, она ужасно фальшивит. а поет только когда счастлива и ее переполняют чувства, ну или как в последнем случае вышло. Но когда мы учились в школе и на пении определяли голоса, педагог прослушав ее сказал: можешь не петь на уроках а только открывать рот, у тебя нет слуха и голоса. В реалии у нее какой-то фоновый голос. когда мы едем в машине и говорит ее голос сливается с шумом машине, на природу с шумом ветра или моря... словно сливается с ними... Думаю Якорень попал в точку, она не научилась владеть голосом в детстве. Может ей пойти Учиться вокалу?

<
  • 154 комментария
  • 1 публикация
14 ноября 2014 18:06 | #10

Якорень

0
  • Регистрация: 22.07.2012
 
Цитата: batar
В реалии у нее какой-то фоновый голос.


Дорогой мой, боюсь, что Вы совершенно не понимаете того, о чем говорите.))) Мы все с раннего детства учимся слышать и подражать именно тому, что Вы так пренебрежительно называете "фоновым голосом".

Именно на звучание окружающей нас среды настраивается и наш собственный инструмент, а за не развитостью, или думанием, что развились (как в случае с учительницей музыки в Вашем примере, да, впрочем, и Вашем собственном), мы сами становимся простыми ретрансляторами "мусорных шумов", и не более того. Таких "молчащих" легко "забить" любой какофонией, выдавая ее за некую "гениальную музыку". Сами приведете примеры???!

Ни один из нас не знает, что слышит каждый из нас. То, что воспроизвести мы это не можем, говорит лишь только о не развитости нашего "инструмента". Подчас и как правило, те, кто пробуют подражать, очень хорошо слышат. Про таких говорят - абсолютный слух! А вот "инструмент" не позволяет воспроизвести услышанное... Причем, чем богаче и природнее звучит среда, тем богаче и красивее настраиваются тона и в нас с Вами. На что может настроить городской шум, как Вы думаете?))

Никогда не слышали откровений типа: "у меня в голове звучит красивая музыка, а напеть я ее не могу"? Так вот - это как раз об этом. Кроме того, простите меня, Вы уже занялись фантазированием, и я это слышу, а тема-то - действительно очень серьезная. Вы, по-видимому, даже не догадываетесь - на сколько. da

Цитата: batar
Может ей пойти Учиться вокалу?


Оставьте ее в покое! Не терпится побыть владыкой судьбы или эдаким просветителем-мужчиной, который "все знает"?))) Если ей это действительно надо будет, она будет петь! И, вполне вероятно, совсем не так и не то, что Вы, например, считаете музыкой - такого "добра", а еще больше - вовсе безголосых караоке-фонограмщиков - у нас итак, больше, чем предостаточно, не находите?
С уважением.

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера