Перуница

» » Галина Сысоева: «Фольклор может быть элитарным»

Культура » 

Галина Сысоева: «Фольклор может быть элитарным»

Галина Сысоева: «Фольклор может быть элитарным»

Фольклорный ансамбля «Воля» Воронежского государственного института искусств произвёл фурор на Всероссийском фестивале-конкурсе «Музыка Земли». Воронежцев особо отметил художественный руководитель фестиваля всемирно известный пианист Борис Березовский.

«Музыка Земли» – уникальный творческий проект, в котором на одной сцене звучат этническая, фортепианная и симфоническая музыка, что позволяет ярко и наглядно продемонстрировать тесную взаимосвязь фольклора и классики.

Ансамбль «Воля» был основан два десятилетия тому назад. Руководителя коллектива, профессора Воронежского государственного института искусств Галину Сысоеву знают и уважают музыканты Воронежа и области – не только фольклористы, но также исполнители классики и джаза… Медленно, но верно известность ансамбля распространяется далеко за пределы нашего региона. В чём причина растущей популярности?


– Галина Яковлевна, ведь 20 лет назад фольклор не был так популярен как сегодня? Это теперь фольклорные отделения есть в вузах и каждой музыкальной школе.

Галина Сысоева: «Фольклор может быть элитарным»– Да, в советские времена фольклор выглядел элементом декора на государственных праздниках, этакое украшение массовых зрелищ. Фольклор, если мы говорим о государственных академических ансамблях, служил проводником советской политики, был чрезмерно идеологизирован. Оттого и возникало снисходительное отношение к народникам как людям, которые занимаются своим делом не по любви, а по приказу партии и правительства.

Считалось, что люди, исполняющие классику и джаз – это мастера, а фольклор – это так, самодеятельность. Кафедра музыкальной фольклористики в Воронежском государственном институте искусств открылась лишь в 1991 году, когда на государственном уровне осознали, что корни свои, наши народные традиции надо ценить и беречь. Через четыре года в 1996 году мы проводили в большую жизнь первых выпускников, а в 1997 выпустили первый диск нашего ансамбля, который записывали в России и США. Теперь мы называемся кафедрой этномузыкологии: ведь мы не только собираем старинные песни нашего края, но еще изучаем старинные обряды, фонетические особенности южнорусской речи, расспрашиваем старожилов, как выглядели праздничные костюмы Воронежской области.

Считаю, что широкая публика в XXI веке заново открывает для себя фольклор, причем с более глубокой и неожиданной стороны, поскольку слышит не академическую обработку народной песни, а ее аутентичное звучание. Помню, как еще 20-30 лет назад люди стеснялись надевать народные костюмы! И то, что сегодня для фольклора открываются лучшие концертные залы страны, – это настоящий прорыв, сопоставимый с тем, что осуществили в начале XX века известные собиратели фольклора Воронежской области Митрофан Ефимович Пятницкий, Евгения Эдуардовна Линева и Константин Ираклиевич Массалитинов. Именно они стали записывать крестьян на фонограф, устраивать в Москве концерты с участием подлинных носителей народной традиции – это же был фурор, всплеск интереса к фольклору! И сегодня происходит подобное.


– За счет чего растет известность вашего коллектива? Вы участвуете в конкурсах, фестивалях? По-моему, фестивалей сегодня больше, чем людей: только ленивый не проводит сегодня фестивали, не так ли?

– Да, фестивалей действительно много, но хороших среди них мало. Как и во всем остальном: в жизни не бывает много хорошего. Вот и серьезных конкурсов тоже, к сожалению, немного. Поездку на фестиваль, как правило, приходится оплачивать самостоятельно. Порой в фестивале или конкурсе названо около 10-15 номинаций, что позволяет участникам представить самые разные музыкальные жанры. В итоге каждый коллектив возвращается домой с дипломом или грамотой, что, конечно, приятно, но мало способствует профессиональному росту.

Одной из серьезных побед нашего фольклорного ансамбля «Воля» я считаю участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Музыка Земли», где мы в 2015 году стали лауреатами. На этом фестивале все было по высшему разряду. Дорогу и проживание нам оплатило Министерство культуры РФ. На финальном этапе осталось не так-то много коллективов, потому что происходил целенаправленный и тщательный отбор: ансамбли оценивались по их подлинным музыкальным достижениям. В составе жюри были уважаемые музыканты: композитор Александр Чайковский – директор Московской государственной филармонии, Анатолий Гринденко – руководитель и дирижер мужского хора Московской патриархии «Древнерусский распев», Андрей Котов – руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» и пианист Борис Березовский, художественный руководитель фестиваля-конкурса «Музыка Земли». Этот фестиваль повышает статус фольклорной музыки. Ведь в финальных слушаниях и гала-концерте фольклористы выступают наряду с всемирно известными исполнителями академической музыки. Так повышается и наша самооценка, и значимость народного искусства как такового. Выдающиеся люди из мира классической музыки признают, что для исполнения фольклорной музыки тоже требуются и талант, и мастерство, и глубокое погружение в народную традицию.


– Как изменилась жизнь вашего коллектива после участия в фестивале-конкурсе «Музыка Земли»? Наутро вы проснулись знаменитыми?

– Внешне ничего особенно не изменилось, но мы почувствовали уважение музыкальной элиты к делу, которым занимаемся. Что и говорить, часто приходилось испытывать пренебрежительное отношение к народной музыке как простой и примитивной. Да, фольклор может быть простым, кабацким, массовым, но может быть и сложным, изысканным. Есть простые песни, а есть совершено уникальные, требующие от исполнителей высочайшего художественного мастерства. Фольклор, как многослойный пирог, бывает разным. Можно выйти в круг, топнуть ножкой – и ты уже артист! А настоящих мастеров много не бывает. Они-то и являют собой подлинные жемчужины. Порой слушаешь: поет простая свинарка, а мышление у нее – космическое! Слушаешь и не понимаешь, как это у нее получается?! Фольклор может быть элитным искусством. И мы стараемся восстановить этот элитарный слой фольклора, который по уровню сложности и исполнительскому мастерству сопоставим с величайшими образцами академической музыки.


– Общался ли с вами Борис Березовский, звезда мировой величины? Или он просто был в жюри – абсолютно недосягаемый?Когда он играет за роялем, производит впечатление человека серьезного и замкнутого…

– Что вы, это абсолютно обманчивое впечатление! Нас он поразил именно своей открытостью и готовностью идти на контакт. Проявил такую искреннюю любовь к делу, которым мы занимаемся! Это была не просто вежливость, элементарное уважение. Он готов распахнуть свою душу и обнять каждого с такой искренностью и радостью, которая вообще редко встречается в жизни. Его сердечность и эмоциональность сразила нас наповал.

Кроме того, мне нравится его фортепианная игра. Особенно ценю в ней четкую артикуляцию. Я имею академическое образование, часто бываю на концертах и отмечаю, что порой игра пианистов-виртуозов превращается в спорт, словно бы они соревнуются между собой – кто быстрее, кто громче. Демонстрируют технику, и только. У Березовского виртуозность – не самоцель, а способ высказывания. Он находит какую-то особенно доверительную интонацию – отчетливую, искреннюю. Благодаря четкой артикуляции в пальцах пианист доносит до нас музыкальную речь, исполненную высокого смысла.

Галина Сысоева: «Фольклор может быть элитарным»

– Вы знакомитесь на фестивалях с другими фольклорными коллективами? Потом продолжаете дружить, взаимно приглашать друг друга на гастроли?

– С некоторыми коллективами мы знакомы давно. Например, на разных форумах встречаемся с ансамблем старинной казачьей песни «Казачья удаль» из Волгоградской области. Знакомимся с новыми фольклорными коллективами. Жизнь показала, что любые контакты не случайны. Даже у самых мимолетных встреч есть продолжение – его надо только дождаться.

Кстати, всем своим знакомым фольклористам я рекомендую принять участие в фестивале-конкурсе «Музыка Земли» – это шанс определить уровень своего мастерства, понять, чего ты стоишь по большому счету. Не надо бояться жюри, наоборот, стоит проявить смелость, чтобы после участия в конкурсе подняться на новую ступень взаимоотношений с профессиональным музыкальным искусством.


– Как вы пополняете репертуар? Репертуар – это фундамент любого коллектива или исполнителя в любом жанре.

– Мы часто бываем в экспедициях, находим в деревнях удивительных бабушек, записываем и запоминаем народные песни, обряды. Жизнь положили на то, чтобы показать, что народ у нас ярчайший, художественно одаренный и… все-таки недооцененный до конца. Так хочется открыть для всех, особенно для молодежи, талант нашего народа, красоту русской души. Жаль, но старики наши беспомощны, они постепенно уходят и не могут передать молодым обычаи своих прадедов, – а ведь это подлинные сокровища! Нужны посредники, и мы относим себя к таким посредникам между народной традицией и сценой. Передаём русскую песню будущему поколению. Хотя в глубинке, в деревне народная песня умирает… И не потому что меняется мода, приходят новые веяния, а потому что умирает сама деревня. Деревням ставят памятники! Остается надпись: здесь было село такое-то, здесь была деревня такая-то… Но мы не позволим предать забвению старинные деревенские песни и будем продолжать их пропагандировать, ощущая важность своей миссии.

Галина Сысоева: «Фольклор может быть элитарным»


Текст: Светлана Раченко
Фото: muzklondike.ru

http://culturavrn.ru/person/18818

http://www.perunica.ru/kultura/8789-galina-sysoeva-folklor-mozhet-byt-elitarnym.html  





Галина Сысоева: «Фольклор может быть элитарным»

Категория: Культура   Автор:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера