Перуница

» » Северная деревня: архаика и современность

Культура » 

Северная деревня: архаика и современность

Детство и старость. Ходят под руку...Детство и старость. Ходят под руку...

...Стоят на Севере пустые выморочные избы. Ныне в любой деревне обязательно встретишь два-три потемневших от времени, покосившихся старых сруба с худой, прогнившей крышей и чёрными глазницами выбитых окон. Не редкость там и полностью заброшенные села и деревни, с целыми улицами из старинных кондовых изб. Сердце обливается кровью, когда стоишь на такой заросшей бурьяном пустынной улице, среди старых, но крепких ещё домов и амбаров. А когда-то здесь было шумно и многолюдно - гуляли весёлые праздники с лихими святочными катаниями и хороводами на Красную горку, справляли свадьбы; где-то у околицы далеко заполночь были слышны переборы разудалой тальянки, а утро оглаша-лось хриплыми звуками пастушьего рожка...

Здесь жили люди. Здесь они рождались и умирали, смеялись и горевали, любили и мечтали, обливались солёным потом и любовались ясными звёздами морозного ночного неба. Здесь Родина многих поколений простых безвестных крестьян, чьи имена затерялись во мраке столетий, а плоть давным-давно истлела на скромных деревенских погостах.

Тишина вокруг. Лишь ветер тихонько колышет густые кусты черёмухи под окнами огромной, вросшей в землю избы-пятистенка. Кто жил здесь?.. Пробираюсь сквозь заросли крапивы к покосившемуся крылечку с резными столбиками, смахиваю веткой колышущийся на ветру прозрачный паутинный саван и вхожу в полумрак прохладных сеней. После яркого солнца глаза не сразу привыкают к полутьме. Кругом хаос и беспорядок, дорогу преграждают горы мусора и сломанной мебели. Среди старого хлама попадаются истинные шедевры, которые смогли бы украсить любой столичный музей. Тут и резные прялки, и трепала, и косы-горбуши с изогнутыми рукоятями, до блеска отполированными трудовыми крестьянскими ладонями. В углу валяется огромная деревянная ступа, а на повети обнаруживается целый склад всевозможных бондарных и плетёных изделий - вёдра, бочонки, ушаты, пестери, разнокалиберные лыковые солонки...

Захожу в саму избу. Справа от двери возвышается просевшая глинобитная громада русской печи. Над головой широкий настил полатей. Лавки по стенам, разграбленная божница, низкий прокопчённый потолок. Затхло и сыро. Грязь кругом, на полу валяются битые горшки, рваная одежда, ворох соломы из разодранного пестрядинного матраса.

Но поначалу на всё зто совершенно не обращаешь внимания. Стоит только войти в избу, первое, что бросается в глаза, - это росписи! Росписи везде, где только можно их разместить, разве что не на полу и потолке. Расписаны и голбец, и залавок, и подпечный шесток; в красочном обрамлении оконные косяки и даже входная дверь. Словно не в деревенскую избу, а в сказочный терем попал. Отовсюду, со всех углов и стен на тебя смотрят фантастические птицы-сирины и различные диковинные звери. Вот, например, гривастые львы, которые идут друг за другом на задних лапах с добродушными улыбчатыми мордами... Но больше всего цветов: яркие, сочные пурпурные, нежно-голубые с белыми разводами, они даже в полутьме словно светятся, излучая какую-то внутреннюю теплоту, заложенную в них безымянным художником, и создают атмосферу праздника и вечной весны. Честное слово, в этот момент можно позавидовать людям, которые выросли и прожили всю свою жизнь в этом райском саду. Вы только представьте - каждое утро просыпаться в настоящей сказке, среди невиданных зверей и дивных цветов! Вот вам и темнота деревенская, мужики-лапотники с единственной мыслью о хлебе насущном...


Как-то недавно задумался: что за неведомая сила толкает меня на ежегодные поездки по Русскому Северу? Какое загадочное притяжение заставляет каждое лето сходить с поезда на глухих дальних полустанках и накручивать десятки километров по разбитым просёлкам, чтобы наконец выйти к какой-нибудь лесной заброшенной деревеньке или одиноко стоящему полуразваленному погосту? И неожиданно осознал, что Север для меня - своеобразная ниша, куда я стремлюсь убежать от современности. Именно здесь, вдали от назойливых достижений цивилизации, я пытаюсь хотя бы ненадолго заглушить в душе щемящее чувство тоски по давно и, увы, безвозвратно ушедшим временам далёкой былинной Руси. Иногда кажется даже, что я опоздал с рождением на несколько сотен лет. Но день ото дня крепнет в душе убеждение: распорядись судьба по-иному, живи я не в этом "цивилизованном" мире начала XXI века, а там и тогда, в глубине столетий, - не полюбить бы мне Русь вот так, всею душою, не осознать бы, не прочувствовать то, исконно русское. Я бы просто жил - пахал, сеял, воевал, коротал зимние вечера за привычным мужицким трудом - и едва ли смог бы так восхищаться протяжною русскою песней или былиной, зреть в замысловатой резьбе избяных причелин и наличников, в узорочье женских вышивок - отголоски седой славянской древности. Там и тогда всё это было бы привычно и обыденно, как здесь и сейчас — заурядный трамвай...

Путешествуя же по северной деревенской глубинке - по этому заброшенному заповеднику русской традиционной культуры, - то и дело сталкиваешься с отголосками простой и мудрой патриархальной жизни наших предков, становишься к ним ближе и воспринимаешь их время как своё, но подходишь к нему с пониманием сегодняшнего человека.

Именно Русский Север сберёг для нас древние киевские былины и жемчужины деревянного зодчества, орнаментальную архаику народной вышивки и резьбы, сохранил языческие по сути обряды и обычаи. По счастью, всё это было в своё время собрано и тщательно записано не одним поколением отечественных этнографов и фольклористов. Ещё в начале XX века после одной из своих поездок по Русскому Северу М. М. Пришвин писал: «На Севере, знакомясь с народными верованиями, надгробными плачами и похоронными обрядами, можно почувствовать себя вдруг среди славян-язычников. Множество признаков здесь говорит о них...»

Много воды утекло с тех пор, многое до неузнаваемости изменилось в мире, но и ныне этот край хранит бесценные сокровища нашей тысячелетней традиции и культуры. Если внимательно прислушаться, то здесь ещё можно сквозь туманную поволоку веков уловить слабое эхо тех шумных тризн и многолюдных братчин, что справляли наши далекие предки-славяне; можно ещё различить едва слышный шёпот - слова таинственных заговоров-заклинаний, что столетия назад слетели с уст неведомого нам старца-чародея; можно вживе увидеть все те же рудяные узоры ткачества и хитросплетения вышивок, что, отражаясь в зеркале днепровской воды, некогда украшали рубахи румяных киевлянок времён Святослава или Владимира Красна Солнышка.

Именно здесь, в забытых Богом лесных северных деревушках, общаясь с местными восьмидесятилетними стариками - последними хранителями огромного неоценимого наследия наших предков, записывая от них обряды и заговоры, причитания и бывальщины, перенимая житейский опыт и знания, а то и просто слушая их простую живую и образную речь, незаметно для себя как бы погружаешься в атмосферу той мудрой патриархальности, что некогда царила в благословенные допетровские времена...

А.В. Алексеев. Из полевого дневника


В старой избе. 2008 г. Избы уже нет - распилена на дрова...В старой избе. 2008 г. Избы уже нет - распилена на дрова...
В старой избе. 2008 г. Избы уже нет - распилена на дрова...


И этого дома уже не существуетИ этого дома уже не существует
И этого дома уже не существует


А это моя старая избёнка (кони не мои)А это моя старая избёнка (кони не мои)
А это моя старая избёнка (кони не мои)


Пятистенок 1867 г. Дер. БерсеневоПятистенок 1867 г. Дер. Берсенево
Пятистенок 1867 г. Дер. Берсенево

Северная деревня: архаика и современность


Изба в дер. Покровка (нежилая). Воломы. 1997 г.Изба в дер. Покровка (нежилая). Воломы. 1997 г.
Изба в дер. Покровка (нежилая). Воломы. 1997 г.


У крыльца своей избы. Крыльцо с конём сработал собственноручно в 1990 году. Фото 1995 г.У крыльца своей избы. Крыльцо с конём сработал собственноручно в 1990 году. Фото 1995 г.
У крыльца своей избы. Крыльцо с конём сработал собственноручно в 1990 году. Фото 1995 г.


Северная деревня: архаика и современность


Амбар, зарод, река КичменьгаАмбар, зарод, река Кичменьга
Амбар, зарод, река Кичменьга


Так ставят (ставили) зарод. А.И. Лобова. 1996 г.Так ставят (ставили) зарод. А.И. Лобова. 1996 г.
Так ставят (ставили) зарод. А.И. Лобова. 1996 г.


Моя изба и мой первый (и последний) зарод. 2001Моя изба и мой первый (и последний) зарод. 2001
Моя изба и мой первый (и последний) зарод. 2001


Северные просторы ("исторический ландшафт")Северные просторы ("исторический ландшафт")
Северные просторы ("исторический ландшафт")


Так выглядел Воломский погост в 1997 г. Фото с колокольни. Все дома вымершие...Так выглядел Воломский погост в 1997 г. Фото с колокольни. Все дома вымершие...
Так выглядел Воломский погост в 1997 г. Фото с колокольни. Все дома вымершие...(http://www.volomy.ru)


Крестовоздвиженский храм Воломского погостаКрестовоздвиженский храм Воломского погоста
Крестовоздвиженский храм Воломского погоста (http://www.volomy.ru)


Крест с резной надписьюКрест с резной надписью
Крест с резной надписью


Поминки на Троицу. СараевоПоминки на Троицу. Сараево
Поминки на Троицу. Сараево


Красный угол в моей избеКрасный угол в моей избе
Красный угол в моей избе


"Беседки" 2008 г."Беседки" 2008 г.
"Беседки" 2008 г.


Красный угол в выморочной избе. Вещи найдены сдесь же.Красный угол в выморочной избе. Вещи найдены сдесь же.
Красный угол в выморочной избе. Вещи найдены сдесь же


Красный угол в выморочной избе. Дер. Сивцево (нежилая)Красный угол в выморочной избе. Дер. Сивцево (нежилая)
Красный угол в выморочной избе. Дер. Сивцево (нежилая)


Интерьер выморочной избы. Дер. Сивцево (нежилая)Интерьер выморочной избы. Дер. Сивцево (нежилая)
Интерьер выморочной избы. Дер. Сивцево (нежилая)


Анна Ивановна в своей избе. 2007 г.Анна Ивановна в своей избе. 2007 г.
Анна Ивановна в своей избе. 2007 г.


Старый поставецСтарый поставец
Старый поставец


Еще два старых шкафа. Расписные! Село СараевоЕще два старых шкафа. Расписные! Село Сараево
Еще два старых шкафа. Расписные! Село Сараево


Небольшая коллекция прялок (сейчас уже в Звенигородском музее)Небольшая коллекция прялок (сейчас уже в Звенигородском музее)
Небольшая коллекция прялок (сейчас уже в Звенигородском музее)


Рамный переплёт боковины голбца. Между ними всавлялись филёнкиРамный переплёт боковины голбца. Между ними всавлялись филёнки
Эти тяжелые массивные доски мы с Володей Ковалём в 1997 г. тащили 35 километров по лесу с Воломского погоста. Сейчас они украшают Звенигородский музей. Это рамный переплёт боковины голбца. Между ними всавлялись филёнки


Дверь голбца. С косяком весит килограмм 70. В 1991 году тащил её на горбу по пояс в снегу почти километр. Спас. Теперь и она у нас в музее
Дверь голбца. С косяком весит килограмм 70. В 1991 году тащил её на горбу по пояс в снегу почти километр. Спас. Теперь и она у нас в музее


БратЫньБратЫнь
БратЫнь


Последние дни старого дома...Последние дни старого дома...
Последние дни старого дома...


Традиционный интерьер. Изба постройки 1911 г. (Моя избёнка)Традиционный интерьер. Изба постройки 1911 г. (Моя избёнка)
Традиционный интерьер. Изба постройки 1911 г. (Моя избёнка)


Печь в выморочной избе. Дер. Сивцево (нежилая)Печь в выморочной избе. Дер. Сивцево (нежилая)
Печь в выморочной избе. Дер. Сивцево (нежилая)


Печь в выморочной избе. Дер. Сивцево (нежилая)Печь в выморочной избе. Дер. Сивцево (нежилая)
Печь в выморочной избе. Дер. Сивцево (нежилая)

Северная деревня: архаика и современность


Печь в выморочной избе. Дер. Сивцево (нежилая)Печь в выморочной избе. Дер. Сивцево (нежилая)
Печь в выморочной избе. Дер. Сивцево (нежилая)


Печь в выморочной избе. Дер. СеливановоПечь в выморочной избе. Дер. Селиваново
Печь в выморочной избе. Дер. Селиваново


Рассказы о былой жизниРассказы о былой жизни
Рассказы о былой жизни


Деревня Брод. Слева крайний мой дом. В лодке - кузнец и печник Егор Михайлович. Умер в 2004 г.Деревня Брод. Слева крайний мой дом. В лодке - кузнец и печник Егор Михайлович. Умер в 2004 г.
Деревня Брод. Слева крайний мой дом. В лодке - кузнец и печник Егор Михайлович. Умер в 2004 г.


На старинных полатяхНа старинных полатях
На старинных полатях


Река Кичменьга (пройдена вся от истока до устья!)Река Кичменьга (пройдена вся от истока до устья!)
Река Кичменьга (пройдена вся от истока до устья!)


Моя коллекция поясов (небольшая часть собрания)Моя коллекция поясов (небольшая часть собрания)
Моя коллекция поясов (небольшая часть собрания)


Роспись Крестовоздвиженского храма Воломского монастыряРоспись Крестовоздвиженского храма Воломского монастыря
Роспись Крестовоздвиженского храма Воломского монастыря (http://www.volomy.ru)


Северная деревня: архаика и современность


Да, большая часть уже в музее. Успели спасти от грабежа и безразличия. Удивляет полное равнодушие местных музеев. Нам до этих мест 1200 км пришлось отмахать, а они сами сидят на золотом материале и в ус не дуют. А всё ведь уходит очень быстро - через 10 лет об этом будут лишь вспоминать.

Всё ведь держится у нас на людях. В краеведческих музеях большей частью работают (просиживают) безразличные к делу тетки, у которых в голове лишь свои семейные проблемы. Они, как правило, назначаются чиновниками от культуры и сидят до пенсии так ничего путного и не сделав. А вот местных подвижников к этому делу не подпускают - не замай! Вот они и сидят на своих неизданных краеведческих рукописях, которые потом, после их ухода, сжигаются родственниками...


Кое что из сборов по деревнямКое что из сборов по деревням
Кое что из сборов по деревням


Северный тамбур
Северный тамбур


Дверь голбцаДверь голбца
Дверь голбца


"Самовар кипит - уходить не велит" Расписной вологодский шкаф
"Самовар кипит - уходить не велит" Расписной вологодский шкаф


Ткачество КичменьгиТкачество Кичменьги
Ткачество Кичменьги


Филенчатая дверь поставцаФиленчатая дверь поставца
Филенчатая дверь поставца


Филенчатая дверь поставцаФиленчатая дверь поставца
Филенчатая дверь поставца


Северная деревня: архаика и современность


Северная деревня: архаика и современность


Северная деревня: архаика и современность


Овсяниковцы. Фото 1960-хОвсяниковцы. Фото 1960-х
Овсяниковцы. Фото 1960-х


У зарода. 1992. Снимал ещё "Сменой"У зарода. 1992. Снимал ещё "Сменой"
У зарода. 1992. Снимал ещё "Сменой"


Сараевское кладбищеСараевское кладбище
Сараевское кладбище


Анна Ивановна Лобова у своей печи. 2008Анна Ивановна Лобова у своей печи. 2008
Анна Ивановна Лобова у своей печи. 2008


В избе. Рукодельницы у окна. 2009В избе. Рукодельницы у окна. 2009
В избе. Рукодельницы у окна. 2009


Кросны с браниной (приглядитесь к рисунку!)Кросны с браниной (приглядитесь к рисунку!)
Кросны с браниной (приглядитесь к рисунку!)


Екатерина Кирилловна Борболина за кроснами в своей избе. На фото в раме справа она в молодости. 1997 год. (уже 9 лет как умерла).Екатерина Кирилловна Борболина за кроснами в своей избе. На фото в раме справа она в молодости. 1997 год. (уже 9 лет как умерла).
Екатерина Кирилловна Борболина за кроснами в своей избе. На фото в раме справа она в молодости. 1997 год. (уже 9 лет как умерла)


Е.К. Борболина у своей печиЕ.К. Борболина у своей печи
Е.К. Борболина у своей печи

https://vk.com/album49592106_116704728

http://www.perunica.ru/kultura/8813-severnaya-derevnya-arhaika-i-sovremennost.html  



+28


Северная деревня: архаика и современность

Категория: Культура   Теги: Русский Север, Музей   Автор:

<
  • 30 комментариев
  • 0 публикаций
30 июля 2016 11:17 | #1

Размысл

+4
  • Регистрация: 7.04.2013
 
Воспринимаю всё не так грустно, как автор. Просто Русь дышит. Выдохнула, и сошел народ с глухих мест... Вдохнет, и снова в отдаленных уголках оживут деревни и хутора.

<
  • 911 комментариев
  • 201 публикация
31 июля 2016 09:27 | #2

волхва Пятница

+2
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Размысл, Как вы хорошо сказали! Я обычно при нытье о "безвозвратно утраченном"начинаю нудить о "дискретности исторического процесса")))) . Спасибо! Можно цитировать ?

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера