Музыкальные тайны курского края

Есть ли связь между культурой курского края и мелодиями перуанских индейцев? Ученые отвечают на этот вопрос положительно. В индейских племенах и когда-то в курских селах играли на одних и тех же музыкальных инструментах. Это духовой инструмент, разновидность музыкальной флейты, известной также как флейта Пана. Курские музыканты назвали его кугиклами.

Бережно хранят курские традиции в областном Доме народного творчества. О музыкальных традициях сел Плехово Суджанского района и Будище Большесолдатского района, судьбе музыкантов-самородков рассказывает заведующий отделом традиционной народной культуры Владимир Минский.


Песни покосные, бурлацкие и постовые


Инструмент кугиклы представляет собой набор пустотелых трубочек одинакового диаметра, но разной длины. Многоствольные флейты были распространены и в Латинской Америке. Делали их там из особого перуанского тростника, который, по индейской легенде, срезали в предрассветные часы. И курские кугиклы изготавливали из камыша или тростника. Этот уникальный музыкальный инструмент, входивший в состав маленького оркестра, где кроме кугикл были и рожок (жалейка), и скрипка, и балалайка, на весь мир прославили знаменитыми наигрышами село Плехово Суджанского района. Здесь водили знаменитые карагоды (опять же уникальная танцевальная курская традиция) под «Тимоню», «Чеботуху», «Батюшку».

– Плехово давно известно фольклористам, – рассказывает Владимир Юрьевич. – В 1937 году здесь побывала экспедиция Московской консерватории, руководил которой известный ученый Климент Васильевич Квитка. С этих пор музыкальная традиция села внимательно изучается фольклористами. Здесь записано более 200 песен и инструментальных наигрышей, жанры устного фольклора. Плехово выделяется сохранностью традиции инструментальной ансамблевой игры, слаженностью многоголосного звучания песен. В Плехово помнят много лирических песен: рекрутские, покосные, бурлацкие (их пели, уходя на заработки – «бурлачить» – за пределы родного села), постовые – их пели во время Великого поста, когда запрещались гуляния в карагодах.

Эти традиции сохранялись и в деревне Будище Большесолдатского района. Именно здесь жила знаменитая кугикальница Марина Алексеевна Бочарова.


Моречка


Игриц на кугиклах в ансамбле было не меньше трех. Причем одна из них играла мелодию на пяти дудочках, другие «придували» – использовали три или два ствола, запаздывая по отношению к играющей на полдоли. Есть традиционные правила: на кугиклах играют только женщины, на рожке, скрипке, гармони – только мужчины. На балалайке – те и другие. Непревзойденной игрицей на кугиклах в селе Будище была Марина Бочарова. Начала играть на них с раннего детства. «Меня никто не учил, я же вот такая маленькая ходила по карагоду, слухала и сама играла», – вспоминала она. – Ни один карагод, ни одно гулянье не обходилось без ее участия. Позже, в юности и после замужества, Моречка, – так звали односельчане Марину Алексеевну, оставалась первой в карагоде. Менялись времена, а народные традиции в Будище оставались неизменными, их берегли.

В Великую Отечественную войну муж Марины Алексеевны ушел на фронт. Она вынесла на себе все тяготы войны, много работала, была награждена медалью «За доблестный труд в годы ВОВ 1941-1945 г.г.». И вот – мирное время. Марина Алексеевна с большой радостью участвовала в художественной самодеятельности, играла на кугиклах. Она ездила с односельчанами в Курск, Москву, Воронеж. Талант будищан всегда высоко оценивался самым строгим жюри. В копилке наград знаменитой кугикальницы – четыре медали «Лауреат смотра художественной самодеятельности». Марина Алексеевна была ведущей в музыкальном сопровождении ансамбля «Тимоня».

Учила Марина Алексеевна игре на кугиклах односельчан, гостей из других городов. Каждый год к ней приезжали студенты культурно-просветительных и музыкальных учебных заведений и из Суджанского техникума искусств, и из дальних регионов, в том числе участники московского детского фольклорного ансамбля «Веретенце». Ученики ловили каждое слово, вели съемку, делали звукозаписи. А еще Моречку навещали фольклористы-профессионалы, такие как А.В Руднева, А.С Кошелев, О.В. Величкина и многие другие. Марина Алексеевна всем объясняла: «Все музыканты должны ладить в игре!» Она доставала бережно завернутые кугиклы и, рассказав о каждой дудочке, о карагодах, начинала играть так, что все слушали как завороженные.


Рожечник Егор Песцов


В ансамбле рожок – самый громкий и мелодически подвижный из инструментов, он вел мелодическую линию, его гармонической поддержкой служили аккорды балалаек и скрипки. Совсем недавно, 14 января, исполнился бы 101 год со дня рождения плеховского рожечника Егора Стефановича Песцова. Нам довелось поговорить с его правнучкой Ольгой Удот, актрисой Курского театра кукол. (Маленькие и взрослые зрители хорошо знают ее персонажей – Заяц – «Кот в сапогах», Лиса – «Золотой цыпленок», Роджер – «Повелитель мух»).

Музыкальные тайны курского края
Пулеметчик Егор Песцов

Прадед Ольги Егор Стефанович был необыкновенно одаренным человеком. В селе его знали и как искусного печника. На радость детям мастерил удивительные игрушки из того, что было под рукой. А игрой на рожке он увлекся еще в детстве, когда ходил пасти стадо. В Великую Отечественную пулеметчик Егор Песцов прошел всю войну. Вернулся в родное село с победой, где и нашел свою любовь на всю жизнь – Екатерину Анисимовну, вместе они прожили 60 лет.


Плеховский рожечник Е.С.Песцов

– Их свадьба была зимой, на Святки, невесту, тогда она жила в соседнем селе, забирали на лошадях с бубенцами, – рассказывает правнучка. – Прабабушка любила вспоминать, как «ехала к мужу в козырях». Жили они дружно, хотя на долю выпало многое: и голод, и разруха, и война. Моя прабабушка – труженик тыла. После войны она с односельчанами на эшелонах добиралась в Грозный, туда был эвакуирован скот. Они по горам сгоняли животных и обратно пешком с живностью возвращались в родное село. Так они преодолели сотни километров, шли несколько месяцев. Прабабушка и прадедушка были великие труженики. Сохранилась фотография, где Егор Стефанович играет на рожке. Хорошо видны натруженные руки музыканта. Бабушка с дедушкой вырастили четверых детей, очень музыкальными были сыновья. Василий мастерски играл на балалайке, а Иван был гармонистом от Бога, виртуоз, самоучка. Так, как он на гармошке играл «Тимоню», мало кому удавалось повторить. К сожалению, он трагически погиб в возрасте 30 лет. Музыкальные традиции передавались в семье по наследству. Сейчас правнук Егора Стефановича Артем очень любит играть на своей детской гармошке и сам подбирает мелодии.

Музыка была частью жизни многих односельчан Песцовых. Ученые-фольклористы, побывавшие в Плехово, записали 80 кассет – песни, инструментальные наигрыши. До сих пор ученые удивляются: самоучки «выводили» такие мелодии, которые не могут повторить люди с консерваторским образованием. Во время фольклорных экспедиций, когда в Плехово прибывали студенты, ученые, плеховцы оставляли свои дела, собирались, играли и пели. Это был праздник и для исполнителей, и для ученых.

– Своим учеником прадедушка считал Владимира Панкова. Стремясь постичь секреты народной музыки, он не отходил от дедушки ни на шаг. «Кто перенял, так это Володя», – часто говорил прадедушка, имея в виду искусство игры на рожке. Сейчас Владимир Панков – известный российский режиссер, художественный руководитель студии Saun Drama, – рассказывает Ольга. – Владимир Николаевич часто приезжал в гости. Сегодня дедушки уже нет с нами, и бабушка не дожила до своего столетнего юбилея всего два месяца. Всегда очень тосковала по мужу.

100-летнему юбилею своего прадедушки, хранителя старины Егора Песцова, Ольга посвятила стихи, в которых есть такие строки:

На улицу по праздникам
Сходился весь народ!
С кугиклами и плясками
Водился карагод!
От танца от веселого
Шел ходуном бугор,
Когда «Тимоню» русского
Вел дедушка Егор!



Предками данная мудрость народная


К сожалению, уже ушли от нас и Марина Бочарова, и Егор Песцов. На мероприятия, посвященные 100-летию курских музыкантов, прибыли ведущие фольклористы России – Сергей Старостин, Марина Крюкова, Михаил Горшков, Борис Ефремов с учениками.

Михаил Горшков вспоминал, как в далеком уже 1991 году снимал документальный фильм о Плехово, о хранителях старины.

– В Плехово мы приехали по весне. Нашли пожилых женщин – самой молодой на тот момент было 76 лет, остальные старше 80. Сюжет, как они играли на кугиклах, я демонстрировал в Америке, Голландии, Норвегии. У зрителей волосы на голове дыбом становились! Как? Не может быть! Чтобы эти бабушки с таким «драйвом» исполняли музыку?! Как будто им не 80 лет, будто это подростки. А еще у бабушек была такая ритмика! Наверное, она взята от природы, предков, самой земли. Даже профессиональные джазмены не могли понять, как курские бабушки могли так точно ритмически поставить танец.


Знаменитая кугикальница М.А. Бочарова

– Мы приехали сюда, чтобы вспомнить вместе с односельчанами о том, что рядом с ними жили Егор Песцов – плеховский рожечник, и Марина Бочарова из села Будищи – карагодница, кугикальница, – говорил председатель Российского фольклорного союза Сергей Старостин. – Мне очень повезло: я застал их живыми, в полной музыкальной боеготовности. В гимне России о чем поется? «Предками данная мудрость народная». А где она спрятана – мудрость народная? Рядом – в Плехово. Уникальные курские традиции должны развиваться. Обращаюсь к курской молодежи: у вас есть колоссальный курский бренд, уникальный образчик культуры. Это то, чем можно было бы гордиться. Ирландский степ «раскрутили» на весь мир, создали шоу, которое объездило весь свет. Никто не мешает и курского «Тимоню» сделать мировым.

Елена ГАМОВА

См. также:


Категория: Славянская культура


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Век живи, век ..."
Ответ:*