Перуница

» » » «За речкою огни горят». (Традиционные песни Южной России).

Музыка / Народная музыка » 

«За речкою огни горят». (Традиционные песни Южной России).

'«За

Альбом: За речкою огни горят
Жанр: Народная песня, Аутентичное исполнение
Год выпуска диска: 2009
Производитель диска: Россия. Музыкальное издательство "IZBA records".
Аудио кодек: mp3; 320
Продолжительность: 01:00:22

Трэклист:
1. А в городе мята
2. Король при городу ходит
3. Ой, у стенке сучок - то-то мой мужичок
4-a. Середи двора Иванового
4-b. По-за речкою огни горят
5. Коледа-краселка
6. Воля-волюшка
7. Дубровушка зелёная
8. Чей то конь по улице играет?
9. Киньтеся, бояре, у новые торги
10. Дружко-богатина
11. Ох ты, ясное солнушко

12. Донная наша речушка широкая
13. Ай, горе моё, гореваньице
14. По-над садом, садом дорожка лежала
15. Ой, будь же ты здорова, Савельевна черноброва
16. Перед сенями, сенями
17. Да не дело было, ой, Марьюшке
18-a. Кукушечка-любушечка
18-b. Да побувай, мой милый, на покосе
18-c. Побувай же, да Иванушка, у Марины
19. Во горенке во новой
20. Мы сидели за вобраным за столом
21. Не спится мне ноченька
22. Вселиственный мой венок
23. Ой, чарочка, чарочка
24. Ох да уж ты чёрнай ты мой
25. Бел Ванюшка
26. Разбессчастный казачок
27. Село-весело, Подсереднее


Исполняют ансамбли:

1-4 села ДОБРОЕ Грайворонского района Белгородской области
5-12 села КУПИНО Шебекинского района Белгородской области
13-19 села ФОЩЕВАТОВО Волоконовского района Белгородской области
20-27 села ПОДСЕРЕДНЕЕ Алексеевского района Белгородской области

Архивные записи 1979-1982 г.г.

Об альбоме:

Одной из самых ярких страниц музыкальной жизни Москвы в последние десятилетия
ХХ века были этнографические концерты, ежегодно (а иногда и несколько раз в год) проходившие в московском Доме композиторов. Для участия в этих концертах Фольклорная комиссия Союза композиторов России по рекомендации ученых-фольклористов приглашала лучших сельских исполнителей традиционной музыки, певцов и инструменталистов, из отдаленных сел и деревень, где еще сохранялись старинные песни и инструментальные наигрыши в подлинном виде, не искаженном каким-либо вмешательством культпросветработников.
Концерты всегда проходили с полным аншлагом, далеко не все желающие могли на них попасть. Причина такой популярности лежит в абсолютной подлинности звучавших песен и высочайшем исполнительском искусстве всех участников концертов. Публика имела редкую возможность получить знания о традиционной культуре, познакомиться с местными традициями народного пения и услышать эталонное звучание музыкального фольклора различных областей России.

Во время пребывания сельских музыкантов в Москве проводились стационарные записи, хранящиеся теперь в архиве Фольклорной комиссии. Именно они легли в основу предлагаемой серии дисков. Среди них есть "живые" концертные фонограммы, хотя и обладающие по вполне понятным причинам рядом неустранимых технических дефектов, но передающие атмосферу концертного зала, живую реакцию публики и эмоциональный подъём исполнителей.

В программу диска "За речкою огни горят" вошли песни в исполнении четырёх этнографических коллективов Белгородской области. Ансамбль из села Доброго Грайворонского района представляет малоизвестную традицию юго-западных территорий, расположенных по течению реки Ворсклы. Эти земли вплоть до середины XVII столетия оставались незаселёнными и входили в так называемое Дикое поле. Лишь с началом строительства Белгородской засечной черты здесь, между крепостями Хотмыжском и Вольной, на берегу Ворсклы стали возникать сёла-слободы.

Местная музыкально-фольклорная традиция отличается хорошей сохранностью зимних календарно-обрядовых песен: колядок, щедровок-виноградий, а также гадальных песен, звучавших в Васильевский вечер, под старый Новый год ( 3). Весной, начиная с Масленицы, молодёжь играла в весенние игры ( 2) и водила на лугах "танки" - хороводы, отличавшиеся сложностью хореографического рисунка. Например, в танке "А в городе мята" сочетаются пляска по кругу и движение "стенка на стенку" ( 1).

Свадебный обряд представлен песнями, звучавшими во время выпекания каравая. Три родственницы невесты замешивали тесто в деже. Если у девушки не было кого-то из родителей, она голoсила - причитала над дежой под песню каравайниц ( 4-а). Как только каравай сажали в печь, все присутствующие начинали "скакать" - плясать на лавках под весёлую песню ( 4-b).

Ансамбль из села Купино Шебекинского района знакомит с традицией верховьев Северского Донца, близкой к песенной культуре курского края. В программу диска вошли две песни календарного цикла: колядка, с которой местные жители обходили дворы вечером под Рождество, желая хозяевам хорошего урожая ( 5), а также одна из медленных круговых песен, звучавших весной, когда разливался Донец ( 6). В отличие от весенних, зимние карагоды - это быстрая зажигательная пляска на льду водоёмов, чеканный ритм которой подчёркивается хлопками, возгласами-"иханьем" ( 12).

Свадебные песни в Купино многочисленны и разнообразны, они сопровождали все обрядовые действия: от прощания невесты с подругами в "вечере" накануне венчального дня ( 7) до приезда свадебного поезда ( 8), выкупа косы ( 10), "повивания" - центрального эпизода свадьбы, когда на невесту надевали женский головной убор - "сороку" ( 8), и свадебного пира ( 11).

Песенная традиция Приосколья представлена песнями одного из самых известных белгородских сёл - Фощеватова. В приоскольских селах сохранились легенды о татарских набегах, нашедшие отражение в текстах колыбельных песен ( 13). Основу традиции составляют карагодные ( 15, 19) и свадебные песни, которые отличаются сложностью многоголосной фактуры. Среди них - прощальные песни в сопровождении причитаний невесты ( 16) и уникальные "двуххорные" песни, исполняемые двумя группами певиц, делящих между собой напев: одни "приказывают", то есть пропевают основные слова, а другие - "лелёкают" ( 17).

В календарный цикл приоскольской традиции помимо зимних поздравительных песен входят песни, сопровождавшие весеннее-летние ритуалы кумления и "крещения кукушки" ( 18-а), а также летние полевые припевки, которые поются молодожёнам во время покоса ( 18-b, 18-c).

При исполнении лирических протяжных песен в ансамбле выделяются два лидера: запевала - как правило, эта роль отводится мужчина, и подголосница, ведущая партию верхнего голоса ( 14).

Завершают программу диска песни с восточной окраины Белгородской области, ранее входившей в состав Воронежской губернии. Именно здесь, в междуречье Оскола и Дона, находится один из ярчайших очагов народной музыкальной культуры. В селах, расположенных на этой территории, старинные песни сохранялись в быту вплоть до конца ХХ столетия. Село Подсереднее - подлинный заповедник местной фольклорной традиции, основу которой составляют протяжные лирические песни со сложными распевами, требующими высочайшего исполнительского мастерства ( 21, 24). Оппозицию им составляют скорые карагодные песни летних "улиц" - гуляний, в которых принимали участие все жители села ( 25, 27); песни, с которыми провожали весну, завивая венки из хлебных колосьев ( 22); а также песни праздничных застолий ( 20, 23).

Автор проекта Екатерина Дорохова

Сcылки удалены по просьбе правообладателя.
Заказать диск можно в издательстве IZBA records

http://www.perunica.ru/miusik/folk/1669-za-rechkoyu-ogni-goryat-tradicionnye-pesni.html  





«За речкою огни горят». (Традиционные песни Южной России).

Категория: Музыка / Народная музыка

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
27 марта 2010 21:02 | #1

vesnushkinsneg

0
  • Регистрация: --
 
вот канал IZBA records
этнографическое и фольклорное видео

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера