Перуница

» » » Фольклорный ансамбль "ВОЛЯ" - "В славном городе Воронеже" [1997]

Музыка / Народная музыка » 

Фольклорный ансамбль "ВОЛЯ" - "В славном городе Воронеже" [1997]

Фольклорный ансамбль "ВОЛЯ" - "В славном городе Воронеже" [1997]

Альбом: Фольклорный ансамбль "ВОЛЯ" - "В славном городе Воронеже"
Год: 1997
Жанр: Фольклор, русские народные песни
Формат: МР3
Качество: 160 кбит/сек
Размер архива: 73 мБ

Песни Белгородской области

1. У нас во лугу - троицкая хороводная песня с. Афанасьевка 2.51
2. У нас по матушке, по Волге - протяжная песня с. Афанасьевка 3.36
3. Пошел дождичек - протяжная песня села с. Афанасьевка 4.10
4. Мне не спится ноченькой - протяжная песня с. Афанасьевка 4.27
5. Кумушки-подруженьки - плясовая песня с. Афанасьевка 3.00
6. Выходил наш император - историческая протяжная песня с. Иловка 3.45
7. Федора - плясовая песня с. Глуховка 2.02
8. Вселиственный мой венок - троицкая песня с. Подсереднее 2.36
9. Мимо моего садика - плясовая песня с. Подсереднее 3.20
10. Там летел павлин - рекрутская постовая песня с. Больше-Быково 3.37

Песни Воронежской области

11. Лень, ты моя лень - троицкая песня с. Бутырки 3.10
12. Ох, что же вы, ребятушки, не женитесь - масленичная корильная песня с. Бутырки 2.23
13. Уж ты, веснушка, моя весна - протяжная песня с. Пчелиновка 3.57
14. В славном городе Воронеже - рекрутская протяжная песня с. Пчелиновка 4.09
15. Травка подкошена - протяжная песня с. Россошь 355
16. Горемычная кукушка - семицкая песня с. Россошь 3.20
17. Батюшка наш Дон - протяжная песня с. Верхний Мамон 4.04
18. Три древа - протяжная песня с. Кочетовка 3.24
19. Уж вы, бабочки, вы солдатушки - плясовая песня с.Березки 1.59


Поет Фольклорный ансамбль "Воля"
Воронежского государственного института искусств
художественный руководитель - Галина Сысоева

Фольклорный ансамбль "Воля" создан в 1989 году при факультете музыкальной фольклористики Воронежского государственного института искусств. В его репертуаре песни юга России всех жанров, воссоздаваемые аутентично, с сохранением региональных диалектных признаков и особенностей бытования. Выступая в подлинных костюмах, имеющих музейную ценность, участники ансамбля воспроизводят при пении некоторые обрядовые действа и игры.

Преобладающим является исконно народное звучание а'капелла, но в соответствии с традицией нередко используются гармошки, жалейки и другие русские инструменты.

"Воля", как один из ведущих коллективов Российского Союза фольклорных ансамблей часто демонстрирует свое искусство на всероссийских и международных фестивалях, много гастролирует по стране и за рубежом. О собирательской и творческой деятельности ансамбля американским телевидением снят фильм "Россия. Спрятанная память", имевший немалый успех.

По подбору голосов и характеру их использования представляемый коллектив соответствует бытующим в южнорусских областях чисто народным "поющим избам" и " крестьянским артелям". Это проявляется, в частности, в рассечении голосов на нижнегрудной и вер хне голо в ной регистры и сохранении их тесситуры при исполнении конкретной песни. Отсюда сравнительно небольшой диапазон каждой партии (исключения редки) с преимущественным использованием природного "среднего" тона певцов, выявляемого и в разговорной речи. Регионально характерным является также звучание в одном регистре женских и мужских голосов, яркая эмоциональность исполнения, тембрально насыщенное зычное звучание, изощренно сложное гетерофонное сплетение мелодических линий.

Художественный руководитель "Воли" Галина Яковлевна Сысоева свои функции определила также в соответствии с фольклорной традицией, где нет, как в профессиональных хорах и оркестрах, дирижера, подчиняющего своей воле личности артистов (название ансамбля приобретает тем самым дополнительный смысл). Ее авторитет, правда, непререкаем, но зиждется он на стремлении не погасить, но, напротив, высветить индивидуальность каждого исполнителя и на умении, оставаясь главной, быть рядовым ансамблистом или одним из запевал. Тут сказывается опыт глубокого знатока фольклора, еще в детстве постигшей народную песню в естественном бытовании, долгие годы возглавлявшей различные народные коллективы и освоившей едва ли не все специфические формы и приемы исполнительской культуры русского народа, в частности и те, что в начале века были определены знаменитой собирательницей фольклора Е.Э.Линевой: хор народный поет "не как один человек, а как много людей", которые "стремятся каждый проявить свою личность, но вместе с тем заботятся о красоте общего исполнения" ("Великорусские песни в народной гармонизации", в.1, СПб, 1904 аХХIII-ХХIV).

Смысл издания данного компакт-диска определяется следующими обстоятельствами: он демонстрирует возможность адекватного исполнения сельских старинных песен городским молодежным (в основном студенческим) ансамблем. Пение не по-городски (как это практикуется нередко в больших народных хорах), а сответственно традиции, по-крестьянски доказывает возможность широкого распространения лучших и достоверных песенных образцов в разной и, что особенно важно, молодежной среде. Поскольку все нарастающее стремление фольклористов к точным расшифровкам никогда, видимо, не будет реализовано до конца при любых ухищрениях нотной графики, аутентичные фонографические записи становятся сегодня все более нужными. Особая потребность ощущается в публикациях образцов, объединенных единой певческой традицией.

В данную программу вошли белгородские и воронежские песни, представляющие целостный региональный стиль: до середины 50-х годов нынешнего века западные районы Белгородской области входили в Воронежскую область. В центре традиции - широкораспевные протяжные песни (их называют здесь "прохожими" или "проходными"), находящиеся в ряду вершинных достижений мировой музыкальной культуры. Не случайно более половины записанных на диске песен (одиннадцать из девятнадцати) относятся к этому жанру. Правда даны они в сокращении, так как их полные тексты длятся до 30 минут. Из поколения в поколение в протяжных песнях передаются впечатления о далеких исторических событиях. В №6, к примеру, запечатлена беседа императора с солдатами, а в №2 - радостное ожидание предводителя крестьянского восстания Степана Разина. Песней "В славном городе, во Воронеже" (№14) подставлен старинный сказ о солдатском наборе: отец с матерью не могут решиться, какого из трех сыновей послать служить в царскую армию на 25 лет. Еще более характерны для местной традиции протяжные песни о красоте родной земли (№3,13), о сильных и вольных людях, поселившихся на ней (№17), о любовных переживаниях (№4, 15). Им свойственна богатейшая поэтическая символика, понятная и близкая русскому человеку. В случаях же отсутствия развернутого драматического сюжета она становится чуть ли не единственным носителем содержания. Так в песне "Три древа" (№18) глубочайшие и томительные размышления о будущей судьбе обретают оригинальную метафорическую окраску - речь в ней идет о березе, яблоне и груше как символах любви, мудрости и грусти.

Если протяжные песни олицетворяют вершинные этапы крестьянской лирики, то обрядовые календарные и хороводные песни являются древнейшими по происхождению. Широко бытуя и сегодня, они зачастую звучат с новыми, приближенными к нашему времени текстами. Особенно много сохранилось песен, приуроченных к Троице, так называемых "весновых"; звучащих накануне Троицы "во время беления холстов" (№16), во время троицкого шествия по селу (№11), завивания венков (№8), вождения хороводов (№1). Некоторые плясовые песни, отпочковавшиеся в наше время от обрядов, можно услышать на любом деревенском празднике (№5,9,12). Нередко они сопровождаются темпераментной пляской, о характере которой легко судить по особому перестуку каблуков, в народе называемому "пересеком" (№7,19).

Продолжая мысль об аутентичности исполнительской манеры ансамбля "Воля", подчеркнем в заключении, что на данном компакт-диске записаны не заученные по нотам образцы. Певцы обрели способность следовать не букве, но духу народного исполнительства, для чего им потребовалось не просто освоить конкретные песни, но овладеть специфическими для региона приемами звуковедения, доения мелодических линий, их сплетения в ходе вдохновенной импровизации в многоголосные комплексы. Особенно ценным является мастерство импровизации, которая в белгородско-воронежском пограничье отличается редкой интенсивностью и инициативностью. Это проявляется в умении певцов (сельских "корреспондентов") института искусств и самих ансамблистов "Воли" исполнять каждую песню разными по числу голосов составами, всегда сохраняя необходимую полноту ее гармонии. Именно импровизационность (не заученность) создает то особое специфически народное, непредустановленное музицирование, которое (позволим себе аналогию) можно сравнить с техникой скорописи, употребляемой при выполнении живописных копий со старинных икон.

Обобщим все это иносказательно: данные записи, которые любители русского народно-песенного искусства получают от ансамбля "Воля" как некий дар, было бы неправильно уподобить сорванным полевым цветам - ведь их неизбежно ожидает скорое и безвозвратное увядание. Слушая же диск, скорее ощущаешь себя словно бы перенесенным в те полевые бытовые условия, где эти цветы только и живут на корню своей естественной жизнью, бесконечно повторяя весь цикл прорастания и расцветания.

Е.Б. Трембовельский, доктор искусствоведения

http://www.perunica.ru/miusik/folk/5788-folklornyy-ansambl-volya-v-slavnom-gorode-voronezhe-1997.html  





Фольклорный ансамбль

Категория: Музыка / Народная музыка   Автор:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера