Перуница

» » » Воскресшие голоса земли Рязанской (Фолклорный ансамбль Московской государственной консерватории)

Музыка / Народная музыка » 

Воскресшие голоса земли Рязанской (Фолклорный ансамбль Московской государственной консерватории)

Воскресшие голоса земли Рязанской (Фолклорный ансамбль Московской государственной консерватории)

Альбом: Воскресшие голоса земли Рязанской.
Антология музыкально-обрядового фольклора Рязанской области, вып.5.
Фолклорный ансамбль Московской государственной консерватории.
Жанр: Фольклор, русские народные песни
Формат: МР3
Качество: 320 кбит/сек
Размер архива: 125 Мб

Список песен:

Ряжский р-н
1. Кому повем печаль мою - духовный стих

Кадомский р-н
2. Ой, ладо. Троица святая – троицкая
3. Уж вы горы – протяжная
4. Авсень, авсень - новогодняя поздравительная
5. Растите скорея – лирическая
6. Петербургская славная дорожка - лирическая солдатская
7. Э уле. Не клен, не береза – троицкая

Спасский р-н
8. Э-ой, сыколочек – свадебная

Сараевский р-н
9. Ой вы горы, протяжная
10. Эх, не у нас ли в саду – лирическая
11. Уж ты, Ваня – лирическая
12. Я пашу ли, я пашу – плясовая

Клепиковский р-н
13. Ой, жаворонки - весенняя закличка
14. Вянули – троицкая
15. Брала, брала ягодку – плясовая

Касимовский р-н
16. Как у месяца - новогодняя поздравительная
17. Эх, сею, вею – плясовая

Путятинский р-н
18. Ох, да я на свете рождёна - лирическая масленичная

Скопинский р-н
19. На горе-то калина - плясовая масленичная
20. Соловьюшка – лирическая

Касимовский р-н
21. Кто бы нам поднес – плясовая
22. Барыня - наигрыш на балалайках


АНТОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОСКРЕСШИЕ ГОЛОСА РЯЗАНСКОЙ ЗЕМЛИ

Воскресшие голоса земли Рязанской (Фолклорный ансамбль Московской государственной консерватории)

На диске звучат песни Рязанской земли, которые уже не услышишь на сельской улице, семейном застолье или лесной поляне в троицкое воскресенье. Иногда уже нет и самих сел, в которых их пели. Безжалостная к небольшим "неперспективным" деревням судьба стерла их с лица земли, оставив где несколько домов, в которых доживают одинокие старики, а где только заросли бурьяна. Но даже в больших и жизнеспособных селах смолкают голоса знатоков и мастеров старинной русской песни, которая уступает место новым жанрам и музыкальным представлениям.

Однако многое из богатств рязанской песенности удалось сохранить на магнитной ленте и в нотных записях. Вот уже долгие годы фольклористы Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского планомерно собирают фольклор Рязанской области. В 1978 году участники музыкально-этнографической экспедиции объединились в фольклорный ансамбль для того, чтобы попробовать петь песни так, как они звучат в народе. Для музыканта-профессионала это довольно сложная задача. Надо долго вживаться в особый строй народной музыкально-поэтической речи, перенимая ее тембровые, ладоинтонационные, диалектные особенности. Песня в исполнении городской молодежи не должна стать точной копией оригинала, разученного по нотам. Ведь подлинное мастерство исполнения заключается в постоянной изменчивости, вариантности, сочетающейся с соблюдением определенных законов местной традиции. Лишь тогда песня становится живым организмом, а не музейным экспонатом.

Записанные на диске песни представляют разные локальные традиции Рязанщины. Каждой из них свойственно преобладание определенного типа многоголосия, ладовых структур, характера звучания. В селах Кадомского района до недавнего времени на Семик и Троицу водили обрядовые хороводы. В деревне Заулки с песней "Э уле! Не клен, не береза" (№7) женщины ходили "ломать березку", которую наряжали в платки, пояса, ленты. В селе Котелино в лесу под заранее выбранной березкой, сняв пояса и взяв их в руки, пожилые женщины сцеплялись в хоровод и ходили кругом, распевая "Ой, ладо" (№2). Музыкальный язык песен села Чермные близок мордовским традициям. Для него характерен бурдонный тип многоголосия, обилие диссонирующих созвучий. Именно так звучали новогодний поздравительный "Авсень" (№ 4) и лирическая "Растите скорея" (№ 5), которую "играли" (пели) женщины и девушки по дороге к дому жениха. Большой популярностью в кадомских селах пользовались протяжные песни с солдатской тематикой (№3,6).

На юге области в Сараевском районе расположены села, история которых восходит к XVI веку, временам Ивана Грозного. На гуляниях в селах Сысои и Муравлянка, на так называемых "улицах", господствовало импульсивное, открыто-эмоциональное пение. Так звучали и протяжные (№9 — 11), и плясовые (№ 12) песни.

В Мещерской стороне в деревне Акулово Клепиковского и селе Пустынь Касимовского районов сложилась местная уникальная система многоголосия, основанная на переплетении голосов в относительно узком диапазоне. Так поют и весеннюю закличку "Жаворонки" (№13), и новогодний поздравительный "Таюзень" (№16), и троицкую "Вянули" (№14), с которой акуловские женщины возвращались на Троицу с кладбища после поминания родных.

Во многих селах Рязанской области на масленицу было принято петь протяжные песни. С ними ходили по селу или катались на санях в селах Романовы Дарки ("Ох, да я на свете рождена", № 18), Чулково ("Соловьюшка",№20).

Особая ладоинтонационность свойственна свадебным песням сел, расположенных в среднем течении реки Пры. Из села Бельского Спасского района пришла к нам песня "Э-ох, сыколочек наш" (№8).

Участники фольклорного ансамбля Московской консерватории всегда стремились перенимать песни в процессе общения с народными мастерами. Поэтому каждая из песен имеет своих "авторов" — носителей традиции. Духовный стих был записан в селе Подвислово Ряжского района от сестер Д.П.Золотаревой и М.П.Рязановой. Непревзойденные мастерицы народного пения Мария Емельяновна Клинишова, Анастасия Степановна Бахметьева, Пелагея Андреевна Байкова, Александра Ивановна Буденкова и многие другие замечательные женщины бережно сохраняли для потомков уникальное музыкальное наследие Рязанской земли.

Их памяти посвящен этот диск.

Н. Гилярова, профессор
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

http://sunday-school.ucoz.ru/forum/6-337-1

http://www.perunica.ru/miusik/folk/5940-voskresshie-golosa-zemli-ryazanskoy-folklornyy-ansambl-moskovskoy-gosudarstvennoy-konservatorii.html  





Воскресшие голоса земли Рязанской (Фолклорный ансамбль Московской государственной консерватории)

Категория: Музыка / Народная музыка

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера