Перуница

» » » Песни и обряды черноморских казаков (Станица Анастасиевская Краснодарского края) [1990]

Музыка / Народная музыка » 

Песни и обряды черноморских казаков (Станица Анастасиевская Краснодарского края) [1990]

Песни и обряды черноморских казаков (Станица Анастасиевская Краснодарского края) [1990]

Альбом: Песни и обряды черноморских казаков (Станица Анастасиевская Краснодарского края)
Год: Записи 1986 - 1990, выпуск 1990.
Жанр: Фольклор, русские народные песни
Формат: МР3
Качество: 160 кбит/сек
Размер архива: 49 Мб


СТОРОНА 1 «КАЗАЧЬИ НАПЕВЫ»,
фольклорный ансамбль станицы Анастасиевской
Славянского района района Крвснодарккого края
Руководитель А. Демчук

1. ВЫХОДИЛА НАША АРМЕЮШКА, казачья строевая — 4.15 Запевает Григорий Стецунов
2. ОЙ, НА ГОРИ СНЖОК ТРУСЭ, солдатская — 2.06 Запевает Григорий Стецунов
Н. Шевцов, гармонь.
3. НА ГОРОДИ ВЕРБА РЯСНА, лирическая протяжная — 2.26 запевает Т. Гаврилова
4. ОЙ, У РУСАЛЫМИ, щедровка
(документальная запись)— 4.15 Запевает Т. Гаврилова
5. ИШЛЫ ВОЛЫ ИЗ ДИБРОВЫ, лирическая
(документальная запись) — 2.17
Запевают Григорий Стецунов и Леонид Яценко
6. НА ГОРОДИ БУРКУН, плясовая — 2.16 Запевает Григорий Стецунов
7. ОЙ ТЫ, ЛЮЛЬКА ПЕНЬКОВАЯ, плясовая — 1.55 Запевает Григорий Стецунов Н. Шевцов, гармонь

СТОРОНА 2 «МАЛАНКА»,
студия казачьего фольклора при ВНМЦ им. Н. К. Крупской Министерства культуры РСФСР Руководитель С. Заградская
8. ПОЖУРЫЛЫСЬ ЧОРНОМОРЦИ, историческая протяжная — 6.05
Запевает Е. Лебедев
И. Заградская, подголосок
9. ПО-ЗА ЛУГОМ ЗЭЛЭНЭНЬКИМ, лирическая протяжная — 5.36
Запевает Е. Лебедев
И. Заградская, подголосок
10. ОЙ, УЧОРА ИЗ ВЭЧОРА, обрядовая, на вождение Маланки— 1.55
Запевает С. Заградская
И. Заградская, подюлосок
11. РОЖДЕСТВО ТВОЕ, ХРИСТЕ-БОЖЕ НАШ, тропарь— 1.06
Запевает Е. Лебедев С. Неплох, подголосок
12. ОЙ, ДОБРЫЙ ЖЕ ВЭЧЕР, колядка — 3.36
Запевает С. Заградская
С. Неплох, подголосок

Песни и обряды черноморских казаков (Станица Анастасиевская Краснодарского края) [1990]

...Августовским жарким днём 1792 года к берегу Тамакского полуострова причалили лодки-чайки с чубатыми вольнолюбивыми казаками Черноморского войска (бывшими запорожцами) царской милостью «жалованными» на пользование целинными чернозёмами и со строгим предписанием блюсти ценой самой жизни южные границы от воинственных соседей. Здесь в Прикубанских степях и была основана станица Анастасиевская на месте бывшего сторожевого казачьего кордона, возведенного по прямому указанию А. В. Суворова, командовавшего в ту пору Кубанским корпусом. Здесь суждено было продолжиться нелегкой жизни воинов-пахарей, призванных самой судьбой быть во все времена верными стражами российских рубежей.

Казачьи вольницы, как известно, всегда была надёжным щитом от иноземных вторжений и в то же время опорой государственности, православия, национального духа. Именно в казачьей среда, где, как говаривали в старину, приходилось «свинцом засевать, а шашкой жать», сформировалось самобытное военное искусство с понятиями чести, доблести и братства, высокая культура труда и быта, своеобразие человеческих отношений, в которых удивительно сочетаются строгое почитание норм традиционной морали и нравственности с непосредственностью поступков, возвышенностью чувств. «Природа — мой букварь, а сердце — мой учитель» — вот одна из сохранившихся заповедей черноморцев, ставшая своеобразным камертоном их искусства.

Песни и обряды черноморских казаков (Станица Анастасиевская Краснодарского края) [1990]

Традиционная песенная, празднично-обрядовая культура станицы Анастасиевской органично соединила в себе особенности украинских казачьих и южнорусских (в основном Воронежской, Курской губерний) крестьянских традиций, отразившихся в местных условиях полувоенного быта и активного землепашества. Это – культура доблестных воинов-пограничников и тружеников-земледельцев, знающих цену самой жизни, людскому братству, хлебу насущному. Не случайно в их «удалых» песнях – исторических, походных, созданных, как правилона чужбине, - темы казацкой доли, неизбывной тоски по дому так тесно переплетаются с темами бытовыми, любовными (№ 8). В балладах, лирических, свадебных, календарно-обрядовых песнях кубанцев мы открываем для себя истинный кладезь житейской мудрости, исповедей людских чувств и переживаний.

В казачьей песне сквозь слёзы сиротские, вдовьи стенания (ведь казаки «плачут спиваючи») всегда звучат мотивы величания жизни, родости бытия, добродушия и веселья станичных балагуров. Оптимизм, воля к жизни казаков-черноморцев ощущается и в мелодическом стиле их песен с характерными двух- и трёхголосьем и упруго пульсирующей ритмикой, которая мобилизует и объединяет поющих…

На нашем диске этот песенный стиль представлен несколькими основными жанрами песенной культуры, среди которых внимание слушателей привлекут, прежде всего, древние обрядовые мелодии с языческими и христианскими мотивами («Ой, учора из вэчора» - № 10, «Рождество твоё, Христе-Боже наш» - № 11), с образным поэтическим языком – несколько загадочным, волнующим воображение. С протяжной песней «Пожурылысь чорноморци» (№ 8) мы погружаемся в стихию величественных исторических тем-повествований, пришедших с казаками-запорожцами из-за Буга и Днепра. А такие песни, как казачья строевая «выходила наша армеюшка» (№ 1) и солдатская «Ой на гори снижок трусэ» (№ 2), знакомят нас с произведениями более позднего периода. Также заняли своё достойное место на нашем диске песни лирические, шуточные, плясовые с наигрышами, без которых не обходится ни одна казачья спевка.

Песни распеты двумя родственными коллективами – станичным ансамблем «Казачьи напевы» и преемником этой песенной традиции – московской фольклорной группой «Маланка», избравшей название зимнего святочного обряда в качестве символа своей деятельности. Именно песни и обряды Анастасиевской, записанные более десяти лет в первой экспедиции, а также талантливые исполнители их – У. И. Лысенко, А. И. Прус, М. Г. Лукомская (к сожалению, ушедшие из жизни) и ныне здравствующие М. В. Волошина, супруги Яценко, Шевцовы и многие другие вдохновили москвичей всерьёз заняться малоизученной культурой станиц и хуторов российской глубинки.

Кроме общих песен, можно проследить ещё одну черту родственности коллективов. Она – в стихийно сложившихся на сегодняшний деньструктурах обоих ансамблей. В одном и другом случае это – большая полноценная «казачья» семья с естественным включением в неё семейно-родственных звеньев, детей,которых не отделяют здесь от взрослых. Случайно ли такое совпадение! Скорее, закономерное. Ведь в приобщении младшего поколения к истокам нашей отечественной культуры видится нам сегодня одно из главных условий существования каждого фольклорного коллектива, выполняющего свой высокий гражданский долг.

Светлана Заградская

http://sunday-school.ucoz.ru/forum/6-105-1

http://www.perunica.ru/miusik/folk/5956-pesni-i-obryady-chernomorskih-kazakov-stanica-anastasievskaya-krasnodarskogo-kraya-1990.html  



+3


Песни и обряды черноморских казаков (Станица Анастасиевская Краснодарского края) [1990]

Категория: Музыка / Народная музыка   Теги: Казачьи песни

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера