Перуница

» » » Ансамбль "Театр народной музыки" - Крапива [2001]

Музыка / Народная музыка » 

Ансамбль "Театр народной музыки" - Крапива [2001]

Ансамбль "Театр народной музыки" - Крапива [2001]

Исполнитель: Ансамбль "Театр народной музыки" под упр. Тамары Смысловой
Название: Крапива (The Nettle)
Год выхода: 2001
Страна: Россия (Russia)
Стиль: Народный фольклор
Качество звука: MP3 @ 320 Кбит/с
Размер: 90.81 Мегабайт

Список песен:
1. Мария-дева. Верба (весенние обрядовые песни)
2. Полынь (песня забайкальских староверов)
3. Знамя царское (песня казаков-некрасовцев)
4. На солнечном исходе (северная женская песня)
5. Небылица в лицах (скоморошина)
6. Добрыня (былина)
7. Павлин. Перепелка (Белгородская область)
8. Кукырики-Комарики
9. Совища
10. На Середенской (хороводная Белгородской области)
11. Две колыбельные (татарский цикл)
12. Стрела (весенняя обрядовая песня)
13. Каравать (свадебная)
14. Тимоня (плясовая)
15. Крапива


Ансамбль «Театр народной музыки» имени Дмитрии Покровского был создан я 1997 году Музыканты этого коллектива долгие гады (1973-1996 гг.) работали артистами и солистами в известном Ансамбле Дмитрия Покровского, собирали и изучали фольклор, осваивали певческие манеры исполнительства и игру на традиционных инструментах, а также стили народного танца различных областей России. На гастролях в нашей стране и за рубежом им неизменно сопутствовал успех. Они принимали участие в записях всех дисков ансамбля, выпущенных в СССР, США и Европе.

Сейчас «Театром народной музыки» руководит бывшая солистка Ансамбля Дмитрия Покровского, Лауреат Всероссийского конкурса исполнителей народной музыки Тамара Смыслова.

Новый диск ансамбля "Крапива" также целиком основан на подлинном фольклорном материале. Открывают альбом песни и наигрыши восточных славян, звучащие в первом номере. Это весенние заклички Брянской области, которые крестьяне издревле начинали петь, как только стает снег, своими голосами, заухами дудок и рожков как бы пробуждая природу от "зимней спячки".

Обрядовые и необрядовые песни языческого календаря составляли некогда годовой круг, строгому распорядку которого была всегда подчинена вся хозяйственная жизнь земледельца. От Пасхи до Вознесенья водили хороводы, и кульминацией этого отрезка времени в западных районах Брянщины и по сей день является обряд "Похорон стрелы" (13) От этого древнего магического обряда осталось лишь символическое действо: женщины идут по полю, вырывают клочки травы и бросают назад через плечо. Все заканчивается хороводами и плясками.

Уникальную в своем роде традицию мужского пения сохранили семейскне Забайкалья - староверы, предки которых были выселены во второй половине ХVIII веха из центральных областей России. Лирическая песня "Полынь - горькая в поле трава" (2) - высочайший образец такого многоголосного импровизационного пения.

Следует заметить, что принцип импровизации сохраняется во всех стилях народного музицирования. Поражает вариативность мелодики, принципов голосоведения, тембровая игра голосов, умение слушать друг друга.

В лирической песне "Крапива" (15), записанной у донских казаков от женского трио, нижний голос ведет текст, а два верхних "дишканят", т.е. выводят подголоски на одних только гласных звуках. Содержание как бы отражает весь уклад жизни этих одновременно землепашцев и ратников - оно сводится в песне к тому, что девушка просит своего милого взять её с собой на войну.

Высочайшие образцы песенного искусства донесли до наших дней и казаки-некрасовцы, - староверы, приехавшие в Ставропольский край во второй половине XX века из Турции, где они прожили в изгнании около 200 лет. В их гимне - "Знамя царское" (3) - рассказывается о том, как казаки выбирают в атаманы знаменитого Ермака Тимофеевича.

Плясовые наигрыши на губной гармонике нашли широкое распространение в среде казаков-некрасовцев. Они сохранили самые древние образцы народного эпоса: былины, исторические песни, а также скоморошины.

Скоморошину "Совища" (9) поёт Тамара Смыслова, используя характерные приемы исполнительства в этом стиле и жанре.

Былина о Добрыне Никитиче (6), распетая в традиции донских казаков, была записана в станице Алексеевской Волгоградской области. По воспоминаниям казаков, былины пелись во время длительных переходов верхом на конях или на привале. Внутрислоговая распевность - одна из ярких черт местной песенной мелодики.

Хороводная песня "На солнечном исходе" (4) с берегов Северного моря отличается поэтичностью текста и мягким звучанием в "головном" регистре. Женская группа ансамбля владеет приемами народного пения, характерными для различных регионов русского Севера. Характерный "окающий" диалект придает этим песням особый колорит.

Скоморошнна "Небылица в лицах" (5) была записана от уроженки Архангельской губернии М.Д. Кривополеновой в самом начале XX века.

Сопровождает исполнение этой веселой песенки звучание древнерусской балалайки - копия той, которую археологи нашли в раскопках Новгорода Великого.

Песни и инструментальные наигрыши южных областей России представлены на диске пятью номерами. Две колыбельные песни (11), записанные в Белгородской области объединены одним сюжетом: это рассказ о встрече матери и дочери в татарском плену после долгой разлуки. Инструментальное вступление, исполненное на варгане и дудке, своими тембрами создают атмосферу таинственности и тревоги.

Варган - простейший и древнейший инструмент, сохранившийся у многих народов во всем мире. На юге России широко бытуют и другие простейшие инструменты, например, духовые, такие как кугиклы, изготовленные из тростника. Это чисто женский инструмент, а вот колюки считаются мужским и делаются из полой травы или колючек. В исполнении мужской группы звучат частушки "Кукырики-комарики" (8) под весёлый наигрыш на этом экзотическом инструменте.

Кугиклы звучат во вступлении к двум песням из Белгородской области (7). Осенняя хороводная "Павлин" исполняется женской группой ансамбля в характерной манере, присущей пению именно в этой местности. Свадебная "Перепелка" отличается четким ритмом, отбиваемым ногами и простейшими ударными инструментами (трещетками, бубном).

Свадебные песни звучали в разные моменты действа: как только просватают девушку, когда "поезд" жениха едет забирать невесту к венцу и т.д. Плясовая песня "На Середенской улице" (10) могла петься в любой момент этого обряда, тогда как "Каравать" (12), записанная в селе Болото Тульской области, пелась только на свадебном пиру. Исполняя эту плясовую шуточную песню, принято было громко топать и в ритм стучать в печную заслонку, по металлической косе и т.п.. А вот в Курской области и по сей день на свадьбах и во время других праздников весело отплясывают знаменитый хоровод "Тимоня" (14) под традиционный инструментальный ансамбль, в который входят уже известные кугиклы, дудки, жалейки и рожки.

http://sunday-school.ucoz.ru/forum/6-210-1

http://www.perunica.ru/miusik/folk/5993-ansambl-teatr-narodnoy-muzyki-krapiva-2001.html  





Ансамбль

Категория: Музыка / Народная музыка

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера