Перуница

» » » Песни села Урлук. Традиционный фольклор семейских Забайкалья [1992]

Музыка / Народная музыка » 

Песни села Урлук. Традиционный фольклор семейских Забайкалья [1992]

Песни села Урлук. Традиционный фольклор семейских Забайкалья [1992]

Страна: Россия
Жанр: Фольклор
Год выпуска: 1992
Формат: MP3
Битрейт аудио: 256 kbps
Продолжительность: 37:05

Трэклист:
01 - Пробьёт печальная слеза
02 - Осыпаются листья осенние
03 - Нареченька
04 - Воробушки головушка заболела
05 - Аленький цветочек
06 - Кольцо души девицы
07 - По горам то я скитался
08 - Тумба-тумба
09 - На серебряных волнах
10 - По дорожке вдоль да вдоль
11 - Частушки

Доп. информация:
Записано в 1991 году
УРЛУКСКИЙ ХОР, хор с. Урлук, Красночикойский район, Читинская область
Возник в 1950-е при Доме культуры с. Урлук при содействии Н.Г.Лисина. Репертуар - песни семейских. В 1965 присвоено звание народного. Первые выступления состоялись на зональных и всерос. смотрах художественной самодеятельности в Иркутске, Хабаровске. В 1967 выступал в Кремлевском Дворце съездов, в Колонном зале Дома союзов ВЦСПС (Москва). Гастроли в Финляндии и на Кипре (1977).
Наиболее известны солисты: Н. Резников, В. Банина, Н. Шелопугина, И. Маниковский.
Рук. коллектива, концертмейстер хора М. Леонов.
Курировал работу хора В.Н.Волков.
В 1992 выпущена пластинка "Песни села Урлук. Традиционный фольклор семейских Забайкалья" тиражом 10 тыс.
(информация с http://ez.chita.ru/encycl/concepts/?id=5665 )


История старообрядцев

История возникновения поселений

Песни села Урлук. Традиционный фольклор семейских Забайкалья [1992]

Село Урлук Красночикойского района Читинской области - подлинный заповедник сибирской песни, старины.

Здесь берегут народные традиции, которые принесли в эти далекие края, на самую границу с Монголией, русские старообрядцы, переселившиеся из центральных районов Европейской территории России на новые земли в поисках счастья и покоя. Произошло это в середине XVIII века, когда по специальному указу Сената, староверам было обещано невмешательство в их религиозные установления и обычаи со стороны государства и официальной православной церкви, но на том лишь условии, что они будут осваивать пахотные земли в Забайкалье. Переселялись старообрядцы целыми семьями, поэтому и называли себя "семейскими". Живя в окружении бурят и монголов, семейские сберегли многое от русской старины, и за два столетия сложили свой особый жизненный уклад, сформировали своеобразный сибирский говор, особую самобытную песенную манеру.

Заселение Забайкалья русскими - часть общего процесса освоения Восточной Сибири, начавшегося в XVII веке. Первые русские появились здесь в 30-х годах XVII века. Это были военнослужилые люди, влекли в Забайкалье торгово-промысловые интересы. Они облагали ясаком местное население - кочевые племена эвенков, бурят и монголов. В это время появились первые русские населенные пункты - небольшие зимовья с примитивными строениями, где останавливались землепроходцы. Из зимовий возникли остроги. Путь продвижения в Забайкалье шел с Ангары (Верхней Тунгуски) через Байкал на Селенгу и далее на Амур. Уже в конце XVII века появились заимки русских по рекам Хилку и Чикою. В освоении этой территории немалую роль сыграли военные походы воеводы Головина в 1688 г. с целью защитить Прибайкалье от набегов монголов. Значительная часть отрядов Головина осталась навсегда жить в этом крае. В 1689 г. восточная граница освоенной русскими территории Забайкалья доходила до реки Аргунь.

Первые поселенцы (казаки и промышленники) несли ратную службу и осуществляли гражданское управление краем. Содержались они за счет казны. Отсутствие земледелия в Забайкалье приводило к огромным расходам на доставку продовольствия. Для развития земледелия на вновь присоединенных землях были приняты меры к принудительному и добровольному заселению края. В 1697 году из Тобольска в Нерчинск было сослано "на пашню" 100 семей (626 человек) беглых верхотурских крестьян. В 1697 - 1701 гг. по рекам Нерче и Шилке возникли поселения добровольных переселенцев.

Особенно остро стоял вопрос о заселении пустующих, годных для земледелия земель во второй половине XVIII века. По Указу 1760 г. сюда высылались помещичьи крестьяне "за провинность", "в зачет рекрут", а в 1764 г. поселились на пашню в Нерчинском и Селенгинском уездах русские крестьяне-старообрядцы, вывозимые из района Ветки и Стародубья. По Указу 1799 г., ссылались крепостные крестьяне и отставные солдаты на поселение между Байкалом, Верхней Ангарой, Нерчинском и Кяхтой.

Таким образом, состав первых поселенцев Забайкалья: казаки, стрельцы, беглые крестьяне, сосланные "на пашню" помещичьи крестьяне, государственные крестьяне-раскольники, ссыльные. Они основали свои поселения. Так, первым казачьим поселением была станица Киранская в Троицкосавском округе, с 1727 г. известно Кударинское станичное селение, в 1690 г. появилась Верхнеудинская казачья слобода в Селенгинском округе, в 1650 г. - казачьи станицы в Акшинском и Читинском округах. Крестьянские поселения появились в Нерчинском, Троицкосавском округах. В первой половине XVIII века в Забайкалье преобладали поселения "военного" характера - поселения служилых людей. В дальнейшем берет верх земледельческое заселение края. Значительная часть служилых людей со временем также начала заниматься земледелием, превращаясь в крестьян.

Среди крестьян, селившихся в Забайкалье с XVIII века различались православные и старообрядцы. Православные, или как их называют здесь, "сибиряки", - это поселенные "в зачет рекрут" помещичьи крестьяне и бывшие монастырские крестьяне. Старообрядцы, известные в литературе под названием "семейские", т.к. они пересялились в Забайкалье семьями, были государственными крестьянами. Они основали свои поселения в Нерчинском, Селенгинском, Верхнеудинском округах. Семейские большей частью занимали те места, где уже жили православные, и реже переходили на неосвоенные земли. Здесь возникали села со смешанным населением - православным и старообрядческим.

Первые партии семейских появились в Забайкалье по рекам Чикою и Джиде. Часть их осела на Чикое, где основались их поселения Урлук, Кочон (Архангельское), часть перешла через горы на севере и поселилась в Верхнеудинском округе, где впоследствии образовались две волости - Тарбагатайская и Мухор-Шибирская. В начале XVII в. здесь были поселены уже православные крестьяне "в зачет рекрут" (Верхний Жерим, Бурнашово, Десятниково, Тарбагатай, Старый Загон, Мухор-Шибирь). Хонхолой был основан выходцами из западных губерний России в 30-х гг. XVIII в. Семейские застали там три двора Бурдуковских и Коршуновых. В это же время образовано и семейское село Никольское. В 60-х гг. XVIII в. переселившиеся с Чикоя старообрядцы основали также селения Большой Куналей, Куйтун, Надеино, застав здесь небольшой число православных русских и крещеных бурят.

Другая часть семейских, остановившаяся вначале на р. Джиде, снялась оттуда, т.к. там были места, непригодные для поселения, и отправились на р. Хилок, где были кочевья бурят. В 1767 г. в бассейне Хилка поселилось 1344 чел. Семейских. Часть их в 1798 - 1801 гг. пошла на р. Бичуру, где было несколько домов русских поселенцев и близ которой кочевали буряты. К концу XIX в. на Чикое население стало достаточно плотным,поэтому образовались выселки в Читинский округ, из которых возникли села Ново-Павловское и Дешулан (1868г.), Ново-Салия, Старые и Новые Ключи. Вслед за семейскими потянулись в Забайкалье и "хохлы" (украинцы и белорусы), привлеченные обещаниями льгот со стороны правительства (указ 1805 г.). В Забайкалье образовалось несколько их поселений (с. Николаевское).

Пожилые люди, жители забайкальских сел, рассказывают, что их предки переселились в эти места их различных губерний России. Во многих местах сохранились воспоминания о приходе первых основателей сел - крестьян, сосланных за "продерзость", военных поселенцев, основавших казачьи станицы (Кудара, Киренская, Мизенская, Черноярская), о поселении каторжан (с. Острог), о появлении в Забайкалье старообрядцев (семейских), о приселении их к сибирякам, об освоении ими новых территорий. В некоторых селах ведут счет поколений.

Нередко первым пришельцам приходилось занимать необжитые места, вырубать леса, чтобы основать село. В степных местах по соседству с селениями кочевали "ясачные" (буряты), следы их кочевий сохранились вблизи многих русских поселений (Тарбагатай, Большой Курналей, Шаралдай, Турунтаево).

http://sunday-school.ucoz.ru/forum/6-467-1

http://www.perunica.ru/miusik/folk/6630-pesni-sela-urluk-tradicionnyy-folklor-semeyskih-zabaykalya-1992.html  





Песни села Урлук. Традиционный фольклор семейских Забайкалья [1992]

Категория: Музыка / Народная музыка   Теги: Старообрядцы

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера