Чувашский костюм

Чувашский костюм

Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пёркенчёк).

Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику. У низовых сурпан был длинный (почти 2,5 м) и покрывал голову. Средняя часть делалась из белого полотна, а концы сурпанов украшались узорноткаными полосками, лентами (хаю), позументом (ука), кумачом (сентел), кружевами (шатакла). Узорнотканые полоски выступали на сурпанах в виде таких узоров, как квадраты, ромбы, кресты и т. п. Сурпан низовых закреплялся головной повязкой (пус тутри).

Сурпан чувашек анат енчи был короче, украшения были несколько уже - это тканые или кумачовые полоски, вышивка, белые кружева. Сурпан одевался по-другому, с помощью повязки масмак.

Сурпаны верховых чувашек были недлинные (120-150 см), узкие. Их изготовляли из тонкого полотна с двусторонней вышивкой. Геометрические узоры вышивок, как и у анат енчи, размещаются ярусами. Концы сурпанов украшались бахромой (сусе, ярапа), разноцветным бисером (шарса).

Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у анат енчи и анатри они широкие с крупными узорами, у вирьял-узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани. Орнамент узоров на масмаках очень разнообразный-это фигуры коней, птиц, драконов, целые орнаментированные "картины" сотворения мира.

Женщины анат енчи и анатри в прошлом носили чалму - косынку из тонкого белого холста, ею закрывалась вся голова (у чувашских женщин бытовал обычай не показывать волосы). По краям чалмы размещалась вышивка.

В чувашский женский наряд входили поясное и набедренное украшение-сара и яркач. Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками, украшали нашивками. Длинная бахрома обогащала эти наряды, а при движении оживляла весь костюм женщины. Орнамент узоров - геометрический, связанный с представлением о модели мира. Использовались и стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев.

В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. Возникли они разными путями, претерпевали изменения, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность их носителей. В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы миропонимания наших предков. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги), защита от злых духов и других опасностей.

Полный комплекс украшений представлен в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг.

В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных металлов и камней, входят головной убор девушки тухъя, головной убор женщины хушпу, нагрудные и шейные наряды (ама, шўлкеме, алка, мая, суха), перевязь (тевет), подвески (сарка), браслет (сула), кольцо (сере), поясные подвески-нахвостник (йёс хўре), поясной кошелек (енчёк), поясное зеркальце (тёкер) и др. Головные уборы встречаются трех типов: в виде широкого обруча с расширяющимися кверху сторонами, полусферические (с закрытым верхом) и в форме шапки с открытым навершием. Хушпу имеет твердый остов, наспинную часть (хўре), украшена она монетами, бисером, раковинами каури, кораллами. Головная часть убора покрывалась семью или девятью рядами бляшек или нухраток, центральная часть украшалась узорами из ромбиков и крестиков (числом по девяти) из красных, желтых и зеленых бисеринок. На "ушах", наспинной части, по краям хушпу вешали монеты, которые при движении (пляске) издают легкий звон. В хушпу явно ощущается стремление его создателей подчеркнуть связь красоты формы с музыкальностью.

Тухъи бывают двух видов - островерхие и без острия. У тухъи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев. Красиво оформлялся козырек убора-красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры. На височной части размещались по тринебольшие кисти из красных, белых и зеленых бисеринок. Тухъя не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции.

В одном ряду с тухъя и хушпу находятся женские и девичы нагрудные украшения - шўлкеме и ама. Девичье шўлкеме, в отличие от женского, не имело трехугольной детали в верхней части и было одноярусным. Шўлкеме верховых чувашек состояло из двух одинаковых частей: собственно шўлкеме и сурпан сакки, соединенных в два яруса, и имело квадратную форму, а у низовых и средненизовых - соответственно полуовальную и прямоугольную.

По своей конструкции ама (другое название-хёрес сакки) существовал в двух видах: ама из отдельного нагрудника и нагрудник ама с наспинной частью пус xысё. Шўлкеме и ама украшали серебряными монетами, рядами разноцветного бисера, бусами, раковинами.
Среди шитых бисером, украшенных серебром нарядов особое место занимает женское и девичье украшение в форме перевязи - тевет. Надевали перевязь через левое плечо. Женщины носили ее на свадьбах, девушки-во время весеннего обряда девичья пашня, на хороводах и осенних праздниках, посвященных молотьбе, первому хлебу или льну. Тевет представляла собой широкую (до 10-12 см) полосу, сшитую из холста с подкладкой. Она украшалась узорной тесьмой (по краям) с нашитыми на ней рядами бисера и раковин, рядами монет, бисера. На концах тевети вышивались узоры - изображения светил, очертания гор, деревьев.

Девушки носили шейные ожерелья ука, на холщовую или кожаную основу которых нашивали бусы, бисер, монеты. Суха (май шарси) изготовлялась также в виде густой сетки, составленной из бус, нанизанных на нитки; нижний ряд их составлялся из монет. Ожерелья низовых чувашей состояли главным образом из монет и назывались тенкёллё мая.

Очень важна была знаковая функция одежды - она показывала отличия по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию, ритуальному назначению (свадебная одежда, одеяние предводителей религиозных обрядов и т. д.). Знаковые различия проявились прежде всего в головных уборах и украшениях. Так, сурпан, масмак, хушпу, головной платок пус тутри являлись уборами замужних женщин. В свадебном обряде существовал специальный обряд одевания сурпана.

Сугубо девичьим головным убором была тухъя, ее уже не могла носить женщина. Женскими украшениями считались сурпан сакки, пус хысё, сурпан хысё, девичьими-шўлкеме, шейные украшения и ушные подвески (их носили также молодые женщины), украшения из лент. В то же время некоторые украшения были общими для женщин и для девушек-это сара, тевет, ама и др.


Тухъя анат енчи - средненизовых чувашей. XIX в.
Казанская губ., Цивильский у., д. Мусирма (ныне Урмарского р-на).



Девичий головной убор тухъя низовых группы (анатри). 19 в. Наиболее распространенный тип этого головного убора - круглая и богато орнаментированная шапочка, с заостренным коническим навершием наверху. Наушники - кожаные ии холщовые, треугольной формы (как на снимке) или в виде ремешков, как у самарских чувашей. Из кн. "Чувашский костюм от древности до современности". 2002.



Костюм девушки низовой группы (анатри). 19 в. Лесная подгруппа (хирти). Из кн. "Чувашский костюм от древности до современности". 2002.



Костюм девушки низовой группы (анатри), степная подгруппа (хирти). 19 в. Местный вариант шапочки тухъя (из селений т.н. Убеевского куста) отличается наличием кораллового "козырька". Это выступающий налобник с округлой передней кромкой (обычно края шапочки тухъя - ровные). Чересплечное украшение - подвеска теветь - имеет довольно простую форму (на плотную полосу холста нашито 2 ряда монет).Из кн. "Чувашский костюм от древности до современности". 2002.



Костюм замужней женщины с нагрудной подвеской ама. 19 в. Богато орнаментированная празднично-обрядовая рубаха, по шее и вдоль спины проходит женская повязка сурпан (местн. сорпан). С ушей свисают хăлха çакки - подвески с монетами 15 и 20 коп., на серебрянном проволочном каркасе. Странно, но волосы оставались непокрытыми. Экспонаты ЧНМ, Чебоксары. Фото: Г.С. Самсонова.



Одевание женского костюма верховой группы (вирьял, тури). На груди - украшение из четырехугольных кожаных пластин с монетами - сурпан çакки/шýлкеме или йĕкĕрлĕ шýлкеме. Эти украшения из серебряных монет 18-19 вв. не имеют ничего общего с т.н. доспехами амазонок. Экспонаты - ЧНМ, Чебоксары.



Ама - основное женское украшение верховых чувашей (вирьял, тури). 19 в.
Тяжелая нагрудная подвеска с серебрянными монетами 1 руб, 50 коп. Нашивается на полосы (кожаные или матерчатые), соединенные внизу какой-либо перемычкой.
Поверх ама спускается ажурная цепочка чепчушка. Фото: Г.С. Самсонова.



В саду. Мать с тремя детьми. Девочка слева - в народном костюме, подобном женскому, с минимальным количеством орнамента и украшений. Чуваши Казанской губ., Ядринского уезда. 1915. Научный архив Чув. гос. института гуманитарных наук. Отд. VIII.



Çуха (ворот) - девичье шейно-наплечное украшение. 19 в. Диам. ок. 45 см. Холст, шитье бисером, бусами, серебряные монеты, жетоны, раковины каури. Дмитровоградский краеведческий музей, Ульяновская обл.


ОРНАМЕНТ чувашской вышивки. Фрагменты предметов костюма 18 - 20 вв.


Археологическая находка - фрагмент шерстяной ленты с орнаментом из золотой позументной тесьмы ука и шнура. Вероятнее всего, это часть головного убора или повязки.



Снимок с девушкой в традиционном платье 18 - нач. 19 вв. Ассимметричный грудной разрез обрамлен богатым вышитым узором.



Традиционная девичья рубаха. 19 в. У девушки типичная чувашская внешность - овальное лицо, скромный взгляд, щеки здорового цвета.









Девичья рубаха. 19 в. Верховые чуваши (вирьял, тури). На груди - ассимметричный узор.



Девушка верховой группы (вирьял, тури) в богато орнаментированной рубахе 19 в., с обрядовым платком в руках. Экспонаты: ЧНМ, Чебоксары. Фото: Г.С. Самсонова.



Женская рубаха кĕпе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Модель: Аня, ЧГХМ. Фото: М.А. Костарев.



Нагрудные узоры кĕскĕ на женской рубахе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Модель: Аня, ЧГХМ. Фото: М.А. Костарев



Нагрудные узоры кĕскĕ на женской рубахе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Скан (с геометрич. искажениями). ЧГХМ.



Подол женской рубахи. Нашивки, домотканая тесьма шарач. ЧГХМ.



Орнамент поясной подвески. 19 в. Верховые чуваши (вирьял).



Орнамент поясной подвески. 19 в. Верховые чуваши (вирьял).



Сурпан - женская головная повязка с украшенными концами. Нач. 20 в. Вышивка двухсторонняя. Верховые чуваши (вирьял). Из колл. Г.Н. Иванова-Оркова.



Узор на конце женской шейно-головной повязкисурпан. Кон. 19 в. Холст, вышивка двухсторонняя, ленты, бахрома. Казанская губ., Чебоксарский уезд (ныне Чебоксарский р-н Чувашской Республики). Верховые чуваши (вирьял). Из колл. Г.Н. Иванова-Оркова.



Узор на конце женской шейно-головной повязки сурпан. Кон. 19 в. Холст, вышивка двухсторонняя. Казанская губ., Козьмодемьянский уезд (ныне Моргаушский р-н Чувашской Республики). Верховые чуваши (вирьял).



Женская поясная подвеска, прикрывающая тыльную часть фигуры. Кон. 19 в. Кумач, вышивка, бисерные подвески. Средненизовые чуваши (анат енчи). ЧГХМ.



Свадебный платок (жениха, свахи). Фрагмент, угол с двухсторонним вышитым орнаментом. 19 в. Верховые чуваши (вирьял). ЧГХМ.



Узор женской головной повязки сурпан тутри. Нач. 20 в. Чуваши Самарской Луки. Самарская губ., д. Севрюкаево. Эспед. 1993 г.



Женская поясная подвеска, прикрывающая тыльную часть фигуры. 19 в. Холст, вышивка. Верховые чуваши (вирьял).



Узор поясной подвески. 19 в. Холст, вышивка. Верховые чуваши (вирьял).



Девичья нагрудная фигура сунтăх. Кон. 19 в. Ситец, вышивка.



Хултăрмач - относительно простой наплечный узор, чья симметричная форма близка к овалу. Вышивался на большинстве рубах. В некоторых случаях узоры вышивались без черной контурной обводки. Скан выполнен с некоторым искажением.



Оформление подола женской рубахи. Кон. 19 в. Ситец красный и "французский", вышивка.



Узор обрядового (свадебного) покрывала. 18-19 вв. Холст, вышивка двухсторонняя.



Фрагмент обрядового (свадебного) покрывала. 18-19 вв. Холст, вышивка двухсторонняя.



Узор поясной подвески типа сарă, сар или яркăч. 18 в. Двухсторонняя вышивка на холсте, нити шелковые и шерстяные, обшивка лентами. Верховые чуваши (вирьял).



Центральный орнамент поясной подвески сар. 18 в.



Поясная подвеска сарă, сар. Конец 19 в. Самарская Лука. Двухсторонняя вышивка шерстью, обшивка лентами, бахрома шерстяная. Экспедиция ЧГХМ 1995 г.



Центральный орнамент поясной подвески сар. Кон. 19 в. Самарская Лука. ЧГХМ.



Поясная подвеска сар. Кон. 19 в. Казанская губерния (закамские чуваши). Двухсторонняя вышивка, обшивка лентами, бахрома шерстяная. Экспедиция ЧГХМ 1995 г.



Орнамент поясной подвески сар. Кон. 19 в. Казанская губерния (закамские чуваши).


Категория: Традиционная одежда   Теги: Чувашия

<
20 апреля 2010 10:16 | #1
VARULV
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
из царских монет мне особенно понравились. настоящее " da приданое"

<
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
11 октября 2012 22:05 | #2
+2
  • Регистрация: 3.12.2011
 
"Эти украшения из серебряных монет 18-19 вв. не имеют ничего общего с т.н. доспехами амазонок." Кто может предоставить доспехи амазонок и почему внесли это предложение в описание костюма о амазонках? Хотели подчеркнуть, что чувашки не претендовали на исторических амазонок? Любой здравомыслящий хомосапинс узрит военную форму этого костюма. Тот же нагрудный "ама" защищающий грудь, "пус хысё" - защищающий шею и спину. Не говоря уж о шлемовидном головном уборе.

<
7 июля 2022 10:58 | #3
Вячеслав Шадриков
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
у меня претензие к автору этой большой и богатой статьи... проделав такую внушительную работу, неужели нельзя было некоторые буквы использовать из чувашского алфавита? ӑ,ӗ,ӳ,ҫ,. и из-за этих букв некоторые слова произносятся уродливо

...пус хысё???


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*