Перуница

» » Автомобили Пузырева

Наука и Техника » 

Автомобили Пузырева

Автомобили Пузырева
Автомобиль Пузырёва А28/40


Иван Петрович, по образованию юрист, по отзывам современников, был “редким типом настоящего любителя автомобилизма, такого любителя, которого не удовлетворяет только владеть колясками, пользоваться ими, но и которому нужно еще и строить, самому конструировать... и кататься на собственной в полном смысле слова машине”. Иван Пузырев был сыном генерал-майора от артиллерии и мог бы жить безбедно и беззаботно, но его неудержимо притягивали к себе автомобили. В 1907 году он открывает небольшой магазин по продаже автомобильных запчастей, а через 2 года основывает завод и занимается уже ремонтом машин. Это предприятие располагалось на окраине Петербурга, в Новой Деревне, и было названо “Русский автомобильный завод И. П. Пузырева”. Вскоре он приступил к выпуску единичных экземпляров легковых машин, “изготовленных русскими мастерами целиком из отечественных материалов”.

Пузырева считали богатым и необузданным романтиком автомобилизма. Огромное состояние отца позволяло ему на первых порах экспериментировать и изготавливать все детали самостоятельно. Патриотически настроенный предприниматель решил “поставить дело так, чтобы русское производство не было только названием”. Его второй задачей было “выработать тип специально русского автомобиля, отвечающего требованиям передвижения в России и применительно к особенностям наших путей сообщения”. Идеи и замыслы Пузырева были грандиозными и смелыми. Даже такое крупное предприятие, как Русско-Балтийский завод, не могло поначалу избавиться от импорта сложных деталей и механизмов, а на производство в России полностью отечественного автомобиля вообще никто не замахивался.

Сначала на основанном Пузыревым заводе работали всего 3 человека, но в 1911 году их стало уже 80. Были у первого русского автомобилестроителя и инженеры, самостоятельно разрабатывавшие узлы машин. За основу они взяли прочный и солидный американский автомобиль “Кейс”, поэтому иногда эти машины называли “Кейс-Пузырев”. В начале производства обойтись без закупки импортных карбюраторов и магнето не удавалось. Однако все остальное на заводе изготавливалось своими силами. О таком не могли мечтать даже самые крупные производители машин на Западе.

Автомобили Пузырева

В 1911 году из ворот завода вышел первый автомобиль “Пузырев 28/35” с 5-местным кузовом. На нем был установлен 4-цилиндровый двигатель объемом 5130 кубических сантиметров и мощностью в 35 лошадиных сил, а также разработанная самим Иваном Петровичем коробка передач. Это была оригинальная, ни на что не похожая конструкция, на которую автор получил патент. Шестеренки в этой коробке находились в постоянном сцеплении друг с другом, тогда как в других моделях они перемещались вдоль валов и могли при соединении поломать себе зубья; к тому же, они производили сильный шум. Еще одной новинкой машин “Пузырев” было то, что рычаги переключения передач и тормоза в них располагались внутри кузова, а не снаружи, как тогда было принято. Автомобиль “Пузырев 28/35” имел колесную базу 3000 мм и раму из никелированной стали. Это обеспечивало большой дорожный просвет (320 мм) и повышенную проходимость.

Автомобили Пузырева
Автомобиль “Пузырев 28/35"

На следующих моделях “Пузырева” объем двигателя был увеличен до 5130 и 5716 кубических сантиметров, а в 1912 году появился автомобиль “Пузырев А-28/40” с объемом двигателя в 6325 “кубиков” и мощностью 40 лошадиных сил. На этой машине автоконструктор совершил автопробег до Парижа и обратно, и никаких поломок в пути не случилось. Пробег стал одним из многочисленных рекламных предприятий И. Пузырева, всеми силами старавшегося добиться признания своего чисто русского автомобиля. На IV Международной автомобильной выставке 1913 года в Петербурге он продемонстрировал свою модель А-28/40 с кузовом “лимузин”. Одновременно с этим была выставлена и гоночная модель “Пузырева” с верхнеклапанным мотором объемом 3929 кубических сантиметров. По свидетельству очевидцев, это было шасси без кузова.

Автомобили Пузырева
Помещение конторы завода

Ко всему прочему следует добавить, что все автомобили Пузырева имели кузова с алюминиевыми панелями, а крылья штамповались из стали толщиной в 2 мм. Масса автомобилей достигала 2 тонн, а стоили они, по тем временам, неимоверно дорого - до 8 тысяч рублей. Одно шасси без кузова продавалось за 5200 рублей, потому что себестоимость производства была очень высока. Продать такие дорогие машины конструктору было очень тяжело.

Автомобили Пузырева
Сборочный цех

Конечно же, жизнь энтузиаста отечественного автомобилестроения была нелегкой. У него было мало сторонников. В газетах Ивана Пузырева чаще ругали, чем хвалили, называя его производство кустарщиной. Якобы его автомобили не могли сравниться даже с самыми плохими иностранными моделями. Финансовое положение Ивана Петровича постепенно становилось критическим. Вложенные в производство деньги не давали отдачи. Автомобили никто не покупал, солидные заказы тоже не поступали. Пользуясь связями отца-генерала, он смог получить заказ от Военного ведомства на... 2 автомобиля. С большим трудом сделав их и сдав заказчику, Пузырев попадал в должники к государству. За машины ему так и не заплатили. Но изобретатель не унывал и даже подумывал о расширении производства.

Автомобили Пузырева
Литейная мастерская

Последний удар по детищу Пузырева нанесла стихия - 8 января 1914 года его завод сгорел, похоронив под своими обломками 15 новых шасси. Некоторое время Иван Петрович Пузырев пытался наладить на пожарище производство двигателей, но в сентябре того же года скоропостижно скончался.

Так угасла идея создания полностью отечественного автомобиля в России в начале ХХ века.

http://dedushkin1.livejournal.com/83675.html#cutid1

http://www.perunica.ru/nauka/6035-avtomobili-puzyreva.html  





Автомобили Пузырева

Категория: Наука и Техника   Теги: Автопром

<
  • 7 комментариев
  • 1 публикация
17 марта 2012 13:00 | #1

ignatiev

0
  • Регистрация: 16.03.2012
 
Я эту статью взял У Алексея с сайта: http://dedushkin1.livejournal.com.
Некоторые мои дополнения. В советское время в 80-х годах была выпущена серия открыток посвященных русскому автомобилестроению. В них была информация и об Иване Петровиче Пузыреве. В 1912 году был не просто автопробег Ст. Петербург - Париж, а ралли, которое Иван Петрович не только выиграл, но его автомобиль был единственным, прошедший дистанцию без единой поломки. И еще в России в начале ХХ века было не 2 автозавода, было еще и предприятие Петра Александровича Фрезе (руского изобретателя, предпринимателя) которое тоже не собирало, а выпускала автомобили. В мае 1896 года Е. А. Яковлев и П.А. Фрезе создали Первый русский автомобиль. Все детали были изготовлены в России на заводе Яковлева и на экипажной фабрике Фрезе.
Это Фрезе и составлял конкуренцию И.П. Пузыреву. Госзаказы были у него.
Это на заводе П.А. Фрезе выпускались электромобили, развозившие почту по Москве, электроавтобусы Романова, первые троллейбусы, правда они были грузовые.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера