Перуница

» » Осеннее равноденствие. Радогощь

Новости » 

Осеннее равноденствие. Радогощь

Осеннее равноденствие. Радогощь

Осеннее Равноденствие - один из четырёх священных праздников, которые почитались и торжественно отмечались с древнейших времён. Кроме Осеннего Равноденствия это Зимнее Солнцестояние, Весеннее Равноденствие и Летнее Солнцестояние. Вечный круговорот. И так каждый год во всех культурах мира во все века и времена.

22 сентября 2012 года в 18час:49минут по Московскому времени Солнце в очередной раз пересечет небесный экватор и перейдет из северного полушария небесной сферы в южное и наступит день осеннего равноденствия, т.е. астрономическая осень в северном полушарии, и весна – в южном. В этот день продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам.


РЯБИНКИНЫ ИМЕНИНЫ


Осеннее равноденствие. Радогощь

На Руси день осеннего равноденствия считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляниями. В этот день рябиновые кисти вместе с листьями вставляли вечером между оконными рамами, считая, что с этого дня, когда солнце начнет слабеть, рябина будет охранять дом от сил тьмы. "Когда солнце слабнет - самое время рябинкой впрок запастись. На повети убрать, место нечистой силе заступить. Ведь чисты и ветка рябины, и ягода. Держит это дерево крепко силу осеннего равноденствия. А уж коли тебя нечисть мучит, сна не дает, к груди подступает, душит, - возьми ветку рябины, очерти ею вкруг себя - и сгинет нечисть."


ФЁКЛА-ЗАРЕВНИЦА

В день Осеннего Равноденствия наступает время Великого Праздника Заревницы. Такое название день получил из-за зарева от степных палов — сжигали в полях сухую траву. С Заревницы дни быстро убегают, ночи темнеют, а зори становятся багряными. «День убегает не куриными, а лошадиными шагами». Осень начинает быстрее двигаться навстречу зиме.

В этот день ходили в лес за грибами. Последний день сбора царя грибов — боровика.

Осеннее равноденствие. Радогощь

Замолотки — начинают по утрам молотить с огнем. В натопленных овинах молотят хлеб. «Сложа руки снопа не обмолотишь», «Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб».

Чтился в этот день именной сноп. Первый сноп, что сжат был, обмолачивали. Зернышко к зернышку от него собирали. И муку от первого снопа несли большухе. Пекла добрый хлеб большуха, потом ломали хлеб на здоровье. А молотили уже на Феклу - утром ранним, зажигая огонь, оберегая тот огонь от вихря. Залетит вихрь в овин, рассыплет огненные искры, вспыхнут снопы. Останется без хлеба семья.

Осеннее равноденствие. Радогощь

"На Заревницу - хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам - каши горшок". Бытовало: накормить молотильщиков по древнему русскому обычаю - забота хозяйки. И первым кушаньем, которое подавалось работникам, была каша. Обычно крупяная, на масле, сдобренная молоком. И первая мера, которую вручал хозяин молотильщикам, был ворох, груда невеяного зерна. Молотильщики подходили с хозяином к "невейке", к неовеянному зерну, и поздравляли с добрым урожаем, желали здоровья.

Осеннее равноденствие. Радогощь

Особенностью Заревницы является не только празднование с гуляниями и весельем, а собрание связанных общим делом людей, на деловой совет - Раду.

Есть такое поверье. Ходит в этот день Фекла-заревница, подоткнув подал красного сарафана. Волосы у Феклы - соломенные лохмы. Что огненные пряди волосы. Не плетет их Фекла в косу, не завязывает в бабий узел.

Еще есть поверье, что в этот день все, что завяжешь, - не развязать, т. е. крепким счастьем будет, а свадьба - доброй.

Считалось, что на Феклу Заревницу сердце сердцу открывается, поэтому девушки гадали, спрашивали у домового о суженом.

Зари берут в этот день. Зари - это желания о любви. От подруг докучливых, от доглядев матушкиных тайно бежала девица к овину. Поутру мог овинный домовой сказать девице о суженом, о милом. И часто парни подшучивали, а то и старики, зная о девичьих думках, решались скрытно забраться в овин. А девица с оглядкой - не уследил ли кто? - руку в овинное окно просовывала. Спрашивала с надеждой: "Овинный домовой, батюшка заревной, не смейся, не лукавь, возьми оржаной калач и назначь: мне житье-бытье собирать ли? Суженого ждать ли?"

Коли кто-либо не трогал руки девичьей, не брал принесенный девицей калач, девица решала: сидеть ей в девках, мыкаться у печи, у квашни не хозяйкой быть. Коли холодная зыбь руки касалась, было поверье, что идти девице за бедного. А теплым, лохматым покажется прикосновение - богатый возьмет в жены.


ОСЕНИНЫ, ТАУСЕНЬ, РАДОГОЩЬ

Древний славянский праздник урожая, День Световита, Закрытие Сварги. Таусень — это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и день осеннего равноденствия. Это был старый праздник Нового Года (новолетье), время заслуженных наград славянина за его труды.

с наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник — Таусень (Радогощь). Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световит (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт “старику”. Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь.

Собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец или старейшина и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!», то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!», и подаёт знак к началу праздничного «пира горой»…




Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави… В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий.

В этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают небольшой Огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям.

К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета.

***

МАБОН - КЕЛЬТСКИЙ ПРАЗДНИК ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ

На осеннее равноденствие древние кельты отмечали Мабон (Mabon) - фестиваль второго урожая и созревания яблок. Традиции Мабона с языческих времен живы во многих европейских странах, где в конце сентября традиционно проводятся праздники урожая. Часто Фестиваль урожая (День благодарности за урожай) проводят в воскресенье за полнолунием, ближайшим ко дню осеннего равноденствия. Это полнолуние называют Урожайной луной. Обычно праздник урожая проходит в конце сентября, но иногда он попадает на начало октября. В этот день прихожане украшают церкви корзинами с фруктами и овощами их своих садов, продукцией с ферм и свежими цветами. После службы эту еду раздают тем, кто в ней нуждается. Обязательно делают благотворительные сборы для местной общины.

Среди фермеров была известна традиция проведения специального ужина, на который приглашались все, кто работал на ферме в течение года, чтобы фермер мог выразить благодарность своим помощникам. Иногда эти ужины называли ужином последнего снопа: сбор урожая закончен и начинается пир. Фермеры соревновались между собой, кто соберет урожай быстрее всех.

В средневековье Римская церковь заменила древние сентябрьские фестивали благодарности на Михайлов день (день Архангела Михаила, 29 сентября), празднование которого унаследовало многие традиции старинных фестивалей осеннего равноденствия.


ЗОРОАСТРИЗМ, ПРАЗДНИК СЕДЕ

Зороастрийский праздник Седе приходится на 23 сентября. Прошло лето, все, что должно дало свои плоды и теперь отмирает, теряет былую форму. Жизненная сила передается плодам и семенам. Седе воплощает закон, по которому одни формы разрушаются, заменяясь другими естественным, гармоничным способом. Этот закон очень важен и для людей. Зороастрийцы считают, что он также гармонично должен работать во внутреннем и во внешнем мире человека. Как символ отделения зерен от плевел, крупиц ценного опыта от отработанного материала – в этот праздник едят семечки.

Считается, что когда Солнце входит в первый градус Весов, то силы Зла на Земле – самые сильные и максимально проявленные. В этот праздник воины и жрецы, и вообще все праведные зороастрийцы собираются у Огней. Либо это восемь огней в доме, но чаще делали на природе, собирали костер в виде восьмиконечной звезды. Собирались у этого костра и читали мантры для того, чтобы остановить распространение Зла.

Празднества продолжаются с полудня до заката. Читают молитвы Ахура – Мазде и Митре – покровителю законности и порядка.


ЯПОНИЯ, ШУБУН-НО-ХИ

В Японии День осеннего равноденствия Шубун-но-хи считается официальный праздником и отмечается с 1878 г. У праздника существует ещё одно название – Тюнити, что означает «средний день». Это наименование связано с тем, что день осеннего равноденствия приходится на середину недели, называемой хиган.

В день осеннего равноденствия Япония исполняет уходящие в глубины истории обряды буддийского праздника Хиган. Согласно «Закону о национальных праздниках» в день осеннего равноденствия вложен и соответствующий смысл: «Уважать предков, чтить память ушедших в мир иной».

Буддийское понятие «хиган» можно перевести как «тот берег», то есть тот мир, куда ушли наши предки, и где поселились их души. Дни осеннего Хигана – это неделя, включающая по три дня до и после дня осеннего равноденствия и сам день осеннего равноденствия. До начала Хигана японцы проводят тщательную уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы, выставляют ритуальные кушанья и подношения. В дни Хигана японцы семьями идут поклониться могилам своих предков, заказывают молитвы и оказывают необходимые ритуальные почести.

Законодательно день для празднования был установлен в 1948 году, и приходится он, как говорят японские источники, «примерно на 23 сентября». Точную дату дня осеннего равноденствия для следующего года определяет Национальная обсерватория 1 февраля текущего года, производя соответствующие небесные измерения и расчеты. Неделя, следующая за этим днем, называется Аки-но Хиган.

К 23 сентября проходит пик летней изнуряющей жары и дневного зноя («жара – до дней Хигана»), и наступает благодатный солнечный сезон «бабьего лета». В Японии есть и такая поговорка: «Осенний Хиган похож на весенний Хиган».

«И жара, и холод – до дней Хигана». Так говорят в Японии в период как осеннего, так и весеннего дней равноденствия.

В дни Хигана зацветает Хиган-бана, "цветок осеннего равноденствия". Еще одно название цветка - "мандзюсагэ", что означает "небесный цветок". В буддийских сутрах было упоминание о том, что с неба падают ярко алые цветы, предвещая счастливые события.

http://www.perunica.ru/novosti/6581-den-osennego-ravnodenstviya-radogosch.html  





Осеннее равноденствие. Радогощь

Категория: Новости   Теги: Праздники

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
22 сентября 2012 09:58 | #1

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Ну а тех, кто в этот день отмечает Новолетие еще и с этим праздником.

Р.S. А чего это у нас "подвал" давно не убирался?
Там: Перуница. Русский языческий сайт. Лето 7517 - 7519 (2009 - 2011)

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
22 сентября 2012 11:46 | #2

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Всем удачи в дни равноденствия! Равновесия и согласия.

--------------------

<
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
22 сентября 2012 23:07 | #3

ВЕЛИМУДР

+1
  • Регистрация: 30.04.2012
 
С ПРАЗДНИКОМ СЛАВЯНЕ!
СЛАВА РОДУ!
СЛАВА БОГАМЪ И ПРЕДКАМЪ НАША!!!
yarilo ziga kolo

--------------------

<
  • 107 комментариев
  • 0 публикаций
23 сентября 2012 14:00 | #4

14Ржев88

0
  • Регистрация: 27.06.2011
 
Цитата: Лесная
РАДОГОЩЬ,ТАУСЕНЬ

это выдуманное название неоязычникми.

--------------------

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
23 сентября 2012 14:09 | #5

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: 14Ржев88
это выдуманное название неоязычникми.

Гы! А названия "Коляда", "Радуница" и прочие - это тоже ВЫДУМКА "староязычниками". А чем новые хуже старых? Народное творчество, в том числе и сакральных областях явление нормальное в определённых рамках. Тут главное не зарываться, как инг.

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
23 сентября 2012 14:15 | #6

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: 14Ржев88
это выдуманное название неоязычникми.

ОВСЕНЬ (варианты: Авсень, Таусень, Баусень) – традиционный припев-возглас в святочных колядках ("Ай во боре, боре Стояла там сосна Зелена, кудрява. Ой овсень, ой овсень!"; "Бай авсень, бай авсень! Мы ходили, мы будили По святым вечерам"). Песни с припевом О. были распространены преим. в среднерус. полосе и в Поволжье, будучи связаны с характерными для этих регионов обрядами. Относительно знач. слова О. существует неск. толкований. Согласно одному из них (И. Снегирев, А. Веселовский), О. связан с понятиями посева, ритуального обсыпания зерном, или обсевания. По В. Далю, Авсень — первый день весны. Согласно более распрост. мнению, опирающемуся на сравнит. лингв. анализ, О. тождествен понятиям света, утра весны как светлого времени года (А. Потебня), и наличие этого припева выражает одну из идей святочных песен — поворот в природе, приход нового года.
Радогощь у Даля отсутствует.
Нельзя обять необъятное/К.Прутков
ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ, РОДОГОЩ) — один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. Самый крупный осенний праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина «прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!» — то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!» — то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не узрели!» — и подаёт знак к началу праздничного «пира горой». Согласно славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави. В пору двоеверия на Руси 24 вересеня/сентября отмечали Фёклу Заревницу, прозванную так в народе из-за палов сухой травы на полях. С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб («замолотки»), зажигали огонь в овинах (так называемые Именины Овина, во время которых прославлялся Огонь Сварожич). Накануне Фёклы Заревницы в деревнях праздновали Печные Именины. Большуха (старшая женщина в семье) кланялась печи и Печной Хозяйке, рекла слова: «Печенька-матушка, ты, Печная Хозяюшка! Пособи мне, внучке Даждьбожьей [имярек], с бабьей долей поровни! Уголь, золу и печинку на поде сохрани!»
Вот такой у нас народ "неоязыческий"

<
  • 17 комментариев
  • 0 публикаций
24 сентября 2012 11:48 | #7

Татьяна

0
  • Регистрация: 10.09.2012
 
Поздравляю всех с Новолетием.
И все-таки думаю, что название праздника не выдумка. Не могут же быть недавно выдуманы кем-то существующие давно названия населенных пунктов, например в Брянской области. Есть там к примеру Радогощ и Навля.
Есть у меня вопрос. В календаре 7521 года доступного в интернете для распечатывания указан праздник Родогощь 10 января 2013 г. (29 Бейлета(?) 7251 г). Это разные праздники? Или ошибка какая?

<
  • 112 комментариев
  • 6 публикаций
25 сентября 2012 17:53 | #8

Арк

+1
  • Регистрация: 2.12.2010
 
Думаю, что космическим законам, по которым каждый год наступает день осеннего равноденствия, как-то фиолетово, было ли выдумано название этого праздника нео- или палео-язычниками. Суть в том, что для всего живого на планете день осеннего равноденствия (и прочие солярные вехи года) имеют куда большее значение, чем прочие надуманные праздники, вроде дней конституций, рождений фюреров, всяких дней независимостей и зависимостей. Надо отдать должное нашим предкам: они, будучи людьми серьезными, отмечали празднествами только серьезные события. Мельчает человек, мельчают и его празднества. А посему, поздравляю всех с настоящим, естественным Праздником!

<
  • 107 комментариев
  • 0 публикаций
26 сентября 2012 01:41 | #9

14Ржев88

0
  • Регистрация: 27.06.2011
 
Цитата: волхва Пятница
А чем новые хуже старых?

гы!конечно не чем!нахер аутентичность!сами выдумали-сами и справили lol
вот и х*евич по данному принципу действует)
Цитата: Квака
По В. Далю, Авсень — первый день весны.

веснаа;)
Цитата: Квака
АУСЕНЬ (РАДОГОЩ, РОДОГОЩ) — один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию.

спс за цитирование велесова круга,кэп lol
врочем их деятели в начале 90тых и прелипили эти названия к данному дню.

Цитата: Арк
имеют куда большее значение, чем прочие надуманные праздники

само собой.
но в россии безвозвратно утяряно название данного праздника.
а в Беларуси к примеру сохранено название -Багач\Богач.
и зачем придумывать..когда можно позаимствовать у соседей аутентичное название?

Цитата: Татьяна
выдуманы кем-то существующие давно названия населенных пунктов, например в Брянской области. Есть там к примеру Радогощ

слово "Радогощь" вообще очень архаичное.
выводится из санскрита.
Цитата: Татьяна
Родогощь 10 января 2013 г. (29 Бейлета(?) 7251 г). Это разные праздники? Или ошибка какая?

это праздник у сектантов ингилингов.

--------------------

<
  • 221 комментарий
  • 4 публикации
26 сентября 2012 13:33 | #10

викмарс

0
  • Регистрация: 20.02.2011
 
Цитата: 14Ржев88
это праздник у сектантов ингилингов.

А кто по-твоему не сектанты- РПЦ или может быть Раввинат?

<
  • 112 комментариев
  • 6 публикаций
26 сентября 2012 17:38 | #11

Арк

0
  • Регистрация: 2.12.2010
 
Цитата: 14Ржев88
и зачем придумывать..когда можно позаимствовать у соседей аутентичное название?

Возникло у людей желание отметить этот день под своим именем. Вам что жалко? В конце концов, название "Багач" тоже когда-то было придумано. Мне, например, слово "Радогощь" очень по душе. Я не стану сейчас докапываться до глубинного смысла этого слова и его санскритских корней - мне в нем слышится два значения "радость" + "угощение": угощение радостью. Так что у меня лично только приятные ассоциации с этим словом. И, на мой взгляд, оно подходит для светлого праздника.

<
  • 65 комментариев
  • 2 публикации
27 сентября 2012 03:32 | #12

Яровитязь

0
  • Регистрация: 25.07.2010
 
Трудно найти название так как праздник назывался раньше по разному
Вересень (Таусень, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Радогощь — названия праздника в зависимости от говора местности)

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
27 сентября 2012 22:15 | #13

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: 14Ржев88
слово "Радогощь" вообще очень архаичное.
выводится из санскрита.

А Санскрит откуда выводится? На Перунице целый раздел есть... Слева... Блок "Навигация" - "Через века"-Жарникова.
Просто, научно и популярно там все расскажут

<
  • 107 комментариев
  • 0 публикаций
27 сентября 2012 23:22 | #14

14Ржев88

0
  • Регистрация: 27.06.2011
 
Квака,
наверное тебе хорошо живётся,когда каша в голове)))
когда там перун прилетитает?
Цитата: Яровитязь
(Таусень, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Радогощь — названия праздника в зависимости от говора местности)

эти названия прикрепили к данному празднику современные неоязычники.

--------------------

<
  • 65 комментариев
  • 2 публикации
29 сентября 2012 01:40 | #15

Яровитязь

0
  • Регистрация: 25.07.2010
 
Цитата: 14Ржев88
эти названия прикрепили к данному празднику современные неоязычники
Современный неоязычник ты сам.) Праздник рода и урожая архаичнее санскрита. Как И Бог Радогощь, он же Радогост, он же ДаждьБог (Бог дождей (осень, и дающий Бог бог урожая), Он же по некоторым данным Хорс. Не надо всё упрощать особенно в вере.

<
  • 107 комментариев
  • 0 публикаций
30 сентября 2012 00:57 | #16

14Ржев88

0
  • Регистрация: 27.06.2011
 
Цитата: Яровитязь
Праздник урожая

нет вопросов.
а вот на счёт его названия есть.
твои радогощи,овсени к нему не относятся.

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
30 сентября 2012 11:01 | #17

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: 14Ржев88
когда там перун прилетитает?

А кто тебе сказал, что он прилетать собирается? Может кто другой наведается. Покровитель Чертога Волка Велес у нас.

Цитата: 14Ржев88
наверное тебе хорошо живётся,когда каша в голове

"Щи да каша пища наша"...
Хорошо, что в голове хоть что то есть, а не пустота.

<
  • 226 комментариев
  • 275 публикаций
30 сентября 2012 21:54 | #18

ЛеснаЯ

0
  • Регистрация: 10.09.2011
 
Ржев, могу посоветовать способ, который разрешит противоречие в дискуссии. Зайди в любую взрослую библиотеку, попроси любой сборник народной поэзии советского периода (много изданий приходилось на 60-80-е гг.), полистай и ты воочую сможешь убедиться в обилии тех самых слов, которые тебя так напрягают... Впрочем... погоди... ты можешь оказаться правым ziga при таком раскладе дел: современные неоязычники на Машине Времени совершили информационнную контрдиверсию во все типографии Советского Союза и провернули мегамахинацию, дабы направить по ложному следу грядущие поколения (Ы)

--------------------

<
  • 65 комментариев
  • 2 публикации
1 октября 2012 03:24 | #19

Яровитязь

0
  • Регистрация: 25.07.2010
 
Цитата: 14Ржев88
а вот на счёт его названия есть.твои радогощи,овсени к нему не относятся.

Без основательно утверждение, без фактов.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера