ДУША САМУРАЯ

ДУША САМУРАЯ

С продуваемой северными ветрами петербургской набережной я попадаю в гигантский полукруг, окружённый стенами из красного кирпича. Он напоминает мне арену после гладиаторского побоища. Только роль Кесаря отведена некому технократическому богу русской военно-инженерной мысли. А трупы гладиаторов, разбросанные по всей арене – пушки, гаубицы, мортиры, самоходки, танки, ракетные установки – порождённые его волей создания.
Это музей артиллерии в Санкт-Петербурге.

Но на этот раз привело меня сюда не желание созерцать гигантов, воплощённых русским военным гением в металле. А нечто другое. Хотя нет, должен сказать что я немножко лукавлю, и мой восхищённый взгляд не может не задержаться на молчаливой тёмно-зелёной многоосной машине, способной за пару минут превратить 672000 квадратных метра в огненный ад. Но я должен двигаться дальше – в здание, и вновь к своему неудовольствию я должен пропустить несколько этажей, набитых под завязку огнестрельным, холодным и артиллеристским вооружением и попасть в конкретный коридор, соединяющий всего три небольших помещения. Что же находится в них?


Когда-то я прочёл толстую книгу, написанную английским моряком, проведшим несколько лет в японском плену. Книга называется «Сёгун». После этого искра интереса к японской этнопсихологии и культуре, хранящаяся в моём сознании, стала разгораться сильнее и требовать больше интеллектуальных дров.

В музее артиллерии и инженерных войск была выставка японских доспехов и мечей. Как старый милитарист-мизантроп и просто интересующийся человек – я не мог пропустить такое количество боевой гармонии, сосредоточенной в одном месте и предлагаю вашему вниманию небольшой репортаж. За качество фотографий заранее прошу не взыскивать строго, поскольку фоткал я «мыльницей», без штатива, и как нормальный русский – тайком, не покупая никаких разрешений на фотосъёмку для глупых иностранцев. Де ещё и света было очень мало.

Пробираясь сквозь плотные гардины, отделяющие комнату с кассой от экспозиции, и про себя проклиная рыночную экономику (а ведь раньше я в музей попадал практически бесплатно), я очутился в тёмном помещение. Видимо организаторы пытались создать атмосферу таинственности и подчеркнуть важность каждого предмета выставки, отчего те немногие источники освещения, которые имеются, направлены только на них.

Тут же, в первом зале, меня встречают безмолвные фигуры манекенов в доспехах знатных японских воинов. Должен сразу сказать, что многие обыватели думают, что основное вооружение самурая составлял меч. Это не так. Основное оружие самурая – это лук. Посему владение им – неотъемлемое умение самурая, а так же конструкция доспехов главным образом должна была предохранять владельца именно от стрел.















Знатоки холодного оружия согласятся со мной в том, что для острия танто, являющегося по сути узкой стамеской, пробить эти хлипкие по европейским меркам доспехи не составит труда на колющем ударе. А для сомневающихся практиков – рекомендую взять recon tanto cold steel и потренироваться на капоте автомобиля (теперешнего мужа бывшей супруги, например; или владельца фруктовой лавки во дворе). Хотя у меня есть фотки и пробитого этим «режиком» борта военного ГАЗ-а (вот бомж, ночевавший в нём, наверное удивился когда в паре сантиметров от его головы вышло блестящее лезвие (кто ж знал, что он там ночует?)). Впрочем, я отвлёкся.

Доспехи находятся в традиционной позе ожидания воина – сидя, руки на коленях. С первого взгляда поражает большое количество деталей и тонкостей украшения на элементах доспеха. Японцы – всегда отличались вниманием к деталям. Причём каждая деталь символизирует что-либо, или же свидетельствует о статусе самурая, количестве убитых врагов, принадлежности к определённому клану, звание в отряде…

Сразу обратил внимание на сложность конструкций шлемов. Должен сказать, что некоторые элементы шлема несут функциональную нагрузку: круглый отражатель, видимо, ослеплял противника когда воин поворачивался к солнцу. Самураи огромное внимание уделяли устрашению противника, иногда даже в ущерб собственной подвижности, на это указывают такие элементы как огромные рога, в различных вариациях встречающиеся на большинстве шлемов. Массивные маски с демоническими оскалами – другой неотъемлемый атрибут дорого доспеха – существует ещё и для защиты лица. В целом же, несмотря на сложность конструкции, создаётся впечатление что воин мог довольно свободно двигаться в доспехе. О лёгкости так же свидетельствует небольшое количество стальных элементов. Однако примерить для пробной пробежки, к сожалению, не давали.

Доспехи защищают практически всё тело воина, особое внимание уделено голени, грудной клетке, локтю. Он радует своей мрачной красотой, чешуи и пластины идеально скреплены, свет как бы тонет в покрывающем их чёрном лаке. На суставах и в промежутках между пластинами виднеются кольчужные покрытия.

Как человек широких взглядов я не мог не обратить внимание на символ, присутствующий, в той или иной форме, практически на всех представленных доспехах. Речь идёт о свастике. Все представленные боевые костюмы датируются не раньше тысяча восьмисотого года. Учитывая жёсткий традиционализм японцев, можно сделать вывод о том, что свастика – являлась неотъемлемым символом и этой солярной культуры с незапамятных времён.















Двигаемся дальше и входим в царство душ самураев.




Этот огромный меч - церемониальный и служит для отправления культа.


Должен заметить, хоть света явно и не хватает, но имеющиеся источники освещения выставлены с большим умением, подчёркивающим красоту каждого клинка и ножен. Все представленные мечи – уникальны. Не только в силу исторической ценности – но и по причине известности мастеров, изготовивших их. Каждый клинок находится под защитой «международного фонда охраны холодного оружия Японии» - как-то так. В общем, этот фонд следит за правильном хранением клинков, находящихся даже в зарубежных коллекциях и выделяет на это средства. Японцы очень бережно относятся к своей культуре, даже если объекты находятся в собственности «варваров». В настоящее время в Японии живут только два мастера-оружейника, чьи работы попали в реестр этого фонда.

На выставке очень мало людей. Поэтому одна группа привлекает моё внимание, пока я в нерешительности пытаюсь разобраться – с чего начать осмотр: человек семь, среди которых я выделяю трёх японцев (один – пожилой, один – молодой, и женщина-переводчица), остальные – русские. Все одеты официально, дорого. Судя по манере держаться – пожилой главная фигура, для которой организована прогулка. Кроме него, остальные с плохо скрываемой скукой осматривают экспозицию. Даже японцы. И тут начинает происходить что-то интересное. Пожилой возле одного из клинков вдруг встаёт на колени и начинает кланяться. Японцы опускают головы, русские тупо хлопают глазами, не понимая – в чём дело. Несколько секунд тишины, я наблюдаю, японец медленно поднимается: на лице слабая улыбка, но под массивными очками блестит влага. Фоткать их – неловко. После того как они удалились, подхожу к клинку: оказывается, это меч, подаренный японским консулом – нашему Императору. Ситуация остаётся для меня до конца не проясненной.

Наконец, возвращаюсь к своему занятию. Первый же клинок вызывает восхищение, глазки загораются и я рад что рядом нет никого, кто может глупыми высказываниями или самим фактом своего присутствия рядом нарушить моё созерцание (даже смотрительницы не сидят воле дверей). Именно так – созерцание, ведь человек восточный отличается от человека западного тем, что он созерцает, в то время как второй – всматривается. И я не могу больше просто созерцать – начинаю всматриваться. Десница сжимается в неосознанном желании взяться за рукоять шедевра, слух хочет узнать звук шелеста извлекаемого из ножен лезвия, глаза хотят видеть блеск линии хомон (линия закалки) не через стекло, пальцы хотят почувствовать кромку подушечками… Я бы много дал, чтобы ощутить тяжесть этого клинка в бою. На лезвии – дракон, изрыгающий пламя. Должен признаться, я давно интересуюсь оружием вообще и холодным – в частности, и изящная эстетика японского меча мне нравится больше грубой функциональности оружия скандинавов или цветущей красоты шпаг аристократов Европы. Даже больше добротно и просто сделанной булатной шашки. Хотя не могу не отметить, что вообще оформление оружия в ключе японской традиции мне мене дорого, чем в славянской или германской. Вот такой, казалось бы, парадокс.















Художественная составляющая заслуживает отдельного упоминания. Ножны и клинки оформлены с потрясающей красотой и тщательностью. Цветовые сочетания шнуров, ножен, рукоятей, орнаментов – выбраны не просто подходяще, а идеально. Каждый меч – неповторим, индивидуализирует владельца безупречно.







В следующем зале представлены предметы средневекового быта японцев. Всё просто и красиво, функционально. Здесь можно как бы «отойти» от завораживающей магии клинков из предыдущего зала. Выполненные мастерами на рисовой бумаге эскизы оружия вполне гармонично «вписались» бы в интерьер любого помещения – так они уместны для декора в своей простоте.




Обратите внимание на наконечники стрел: посередине стрела, наконечник которой призван наносить максимальное рассекающее действие. Это характерная для востока форма такого наконечника, у многих кочевников была серповидная форма наконечников стрел. Умелый стрелок мог отрубить незащищённую кисть такой стрелой.




Раньше столица называлась Эдо, а не Токио.




Обратите внимание на орнамент нижней части кимоно, тренирующегося самурая.


Атакующий под градом стрел.


А карта центра старого Эдо запросто, по-варварски украсила бы мою кухню: я бы пил качественный зелёный чай и изучал бы иероглифы, именующие улицы. Со временем, я узнал бы - где там, тшорт побьери, скучающему без битвы самураю можно выпить тёплого сакэ и навестить девушек Мира Ив, или где обесчещенный ронин может подыскать кровавую работёнку.

Кстати сказать, сейчас в этом музее проходит выставка «оружие востока». Где представлены уникальные образцы оружейного мастерства востока. Если бы дирекция музея знала, сколько коллекционеры из ОАЭ готовы выложить за булатную саблю с «лестницей Магомета», то поставили там охрану в виде спецназа, а не в виде камер наблюдения.

VARULV


Категория: Оружие   Теги: Музей, Свастика, Япония   Автор: VARULV

<
  • 118 комментариев
  • 0 публикаций
21 марта 2012 21:41 | #1
0
  • Регистрация: 30.08.2010
 
Статья нормальная, но призыв тыкать хорошим клинком в автомобили глуповат ,замучаешся лезвие править.Для консервных банок- консервные ножи! drova

--------------------

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
22 марта 2012 08:15 | #2
0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Лезвие и даже остриё - не пострадали совершенно, разве что нарушилось красочное покрытие. Для толстого танто из AUS 8 - это не проблема:
http://www.coldsteel.com/recontanto.html


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "На ... надейся, а сам не плошай"
Ответ:*