ЖИТЕЙСКОЕ. Или почему старикам надо жить с молодыми

ЖИТЕЙСКОЕ. Или почему старикам надо жить с молодыми

Когда опускали СССР, ругали до кучи и положение пенсионеров, стариков. Фильм даже такой был: «Вы чьё, старичьё?», кажется, назывался. Там в духе времени изображалась безотрадность и беспросветность стариковой жизни с совке: скудные пенсии, ветхие богадельни, чёрствые дети-внуки. Тогда было принято кивать на изобильный и велемудрый Запад: вот там старикам – лафа. Большие пенсии, богадельни – что тебе гранд-отель, в семьях они не живут, внуки им не докучают. От такой жизни – помереть забудешь, до того хороша буржуазная жизнь. Подразумевалось: построим капитализм - и заживём. Все заживут, старики в том числе.

И что интересно – кое-кто зажил на западный лад и образец. Мы привыкли причитать о горестной пенсионерской доле, и она впрямь в большинстве случаев – не ахти. Но вместе с тем появились и вполне достаточные пенсионеры. Для статистики-то они, наверное, все бедняки, но по факту есть немало тех, кому помогают дети, которым в свою очередь повезло в жизни; есть старушки, сдающие вторую жилплощадь, есть такие, у которых имеются сбережения с прошлых, изобильных, лет. Они лечатся в дорогих клиниках, ездят на курорты, если есть силы – отправляются туристами за границу. В общем, ведут образ жизни близко сходный с западными стариками.

Я лично знаю нескольких вполне обеспеченных старушек, которым нет нужды считать копейки, которые не помогают из пенсии безработным детям (душераздирающий сюжет социально ориентированных публикаций), которые не имеют обязанностей, а одни только права. Вроде жить бы да жить, да вот беда: деградируют ухоженно-обихоженные, леченые старушки часто быстрее, чем «совковые»: те, что считают старушачьи копейки, чтоб выгадать внуку на подарок, ищут сметану подешевле и охотятся за талончиком к невропатологу. На небольшом временном промежутке я столкнулась с историями драматически быстрого угасания таких благополучных старушек.

Разумеется, у всех свои обстоятельства, своё состояние здоровья, но есть и общее. Мои знакомые благополучные старушки стремительно разлагаются по одной причине: им не для чего и не для кого жить. У них есть дети и внуки, но у тех своя жизнь. Навестят – и опять нырнут в эту жизнь.

Художник Павел Попов.  "Бабушкины пирожки"
Художник Павел Попов.
"Бабушкины пирожки"

Человек жив до тех пор, пока у него есть… трудности. Задания есть. Что-то такое, что требует усилия, и при этом совершенно необходимое. Не просто хобби: хочу делаю, хочу нет. Не просто общение: хочу общаюсь, недоело – ушла. Человека держит на плаву - необходимость. Например, обиходить внуков или правнуков: встретить из школы, накормить, уроки проверить. Это на тебе, это твоя работа. Среди моих продавщиц есть трудящиеся старушки: вроде божий одуванчик, а она работает, продаёт, обзванивает клиентуру, денежки зарабатывает, потому что пенсии не хватает. Вроде плохо, что не хватает, а с другой стороны – хорошо. Если б не эта работа – стала бы она осваивать компьютер? Разумеется нет. А тут она осваивает, напрягается, чтобы входить в личный кабинет, смотреть, как идут её продажи.

Не гулять размеренным шагом и мерять давление, а торопиться, добиваться, даже переживать и расстраиваться – вот что есть жизнь. В любом возрасте. Отсутствие всего этого – есть смерть. В первую очередь – смерть мозга. Без благотворного стресса, который даёт преследование цели и решение задач, хотя бы пустяковых, человек умирает. При современных успехах медицины – часто умирает заживо, продолжая овощное состояние. Болезнь Альцгеймера, о чём в прежнее время широкая публика и не слыхала – сегодня рядовое дело.

Чем можно помочь? Мне кажется, хорошо бы вернуться к традиционному, веками апробированному способу жизни стариков, вернее, не одних стариков, а людей вообще. На протяжении многих поколений было принято жить трём поколениям семьи вместе. Бабки-дедки были включены в жизнь семьи, они были не просто полезны, а необходимы: родители ходили на работу, а старые да малые – при доме. Большинство людей средних и пожилых лет были воспитаны бабушками. У меня было две бабушки, одна жила с нами, другая приезжала к нам в каникулы или меня к ней отправляли (она была учительницей и преподавала до самой смерти). Бабушка имела массу обязанностей: готовила еду, занималась со мной, находила время и на чтение. Я не ходила в детский сад, родители могли спокойно работать, не заморачиваясь домашними мелочами, а бабушка чувствовала себя нужной, необходимой. Хобби? Ну, разве что чтение книг и газет, которые она всегда читала с атласом, находя в нём те места, о которых шла речь. Она не получала пенсии: не выработала; она просто жила как важный и уважаемый член семьи. Она сохранила до последнего дня бодрость и ясность ума, умерла в одночасье – «от сердца».

Сейчас жить со «стариками» - не модно, не престижно, это совок, азиатчина, уродство, убожество. Да и не умеют современные люди уживаться со стариками. В результате плохо всем: старики дичают в одиночестве, при этом дети – торчат на продлёнках, а сил родителей хватает только на раздачу нахлобучек. А ведь бабушкино воспитание – это совсем не то, что родительское: более неторопливое, вдумчивое, вникновенное. Уверена: можно было бы избежать массы проблем, если бы вместе жили несколько поколений. Лучше всего это делать в условиях коттеджа с садиком. Квартира, вообще городской образ жизни – это вообще гримаса современной цивилизации. Мне думается, если человечеству суждено сохраниться, оно рано или поздно опять «сядет» на землю. Ну а пока - расширяется сеть пансионатов для стариков, куда их «сдают» как ненужную рухлядь. И то сказать, свалок ведь тоже становится всё больше.

См. также:
Всегда ли старость — не радость? (Ф. Углов)


Категория: Ответы на вопросы / Что делать?   Автор: domestic-lynx

<
  • 340 комментариев
  • 3 публикации
20 декабря 2016 19:34 | #1
0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Как бы такие плохие все (и старики и дети):
Сейчас жить со «стариками» - не модно, не престижно, это совок, азиатчина, уродство, убожество. Да и не умеют современные люди уживаться со стариками.


Да условий нет! И, если по-старинке, в деревнях, - бабушки с дедушками оставались в своем доме, а дети строили себе новые дома. Но, это доступно, возможное общение и помощь взаимная.
Сейчас, говорить о совместном проживании для массовых условий, это что утопия, в лучшем случае? Или издевательство - возврат к тому, когда в одной комнате жили кроме родителей и семьи детей (за перегородками, ширмами) и в коммуналке.
Хотя, так понимаю , автор с позиции своего класса пишет: когда свои "работники", счастья своего не понимают. Ну, опять не понятливые: работать за копейки на хозяина не хотят и стариков к себе в однушку (ну, в двушку) не хотят перевозить!

<
  • 919 комментариев
  • 3 597 публикаций
13 мая 2017 20:18 | #2
0
  • Регистрация: 3.07.2009
 

Бабушкины сказки. Серия "Русские типы" Почтовая открытка, 1910-е гг.


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*