Черная легенда: «Хазарский Киев»

Черная легенда: «Хазарский Киев»


А вот не куйя!


С недавних пор приобретает все большую популярность (в том числе и в ру-нете) миф о том, что, мол, Киев, мать городов русских, был не русским, и не славянским даже — а хазарским! И не было никакого князя Кия, и имени-то такого не было, а был, мол, полководц Хазарского каганата Куйя или бен Куйя, который и основал город на Днепре. Называют его и иудеем, и хазарином, и даже кричат, что нашли-де «документ» про этого самого Куйю и сподвижника его, тюрка Чекана, из которого де и возник летописный брат Кия Щек.

Если вам встретится где на форумах или в ЖЖ такое утверждение, смело называйте брякнувшего пиздоболом или мудозвоном, безмозглым попугаем или бессовестным лжецом. Все это в отношении него никак не оскорбления, а прямая констатация факта.
Вот единственный документ, в котором упомянут полюбившийся некоторым Куйя.

Большую часть населения в царстве хазар составляют мусульмане, так как из них составлено войско царя; они называются Ларисия и родом приблизительно из Хуварезма. (...) это люди храбрые и на смелость их царь хазар возлагает всю надежду при своих войнах. Они остались в его государстве под условием, что религия их будет объявлена свободной, они могут строить мечети, громко призывать к молитве и визирь должен выбираться из их числа. В настоящее время визирь из их числа, и это Ахмед-ибн-Куваи. Когда царь ведет войну с мусульманами, то они держатся в его лагере отдельно и не сражаются со своими единоверцами, но сражаются вместе с царем против прочих кяфирских народов.

(...)

один только царь хазарский может иметь у себя на жалование войска. Все мусульмане этого государства известны под именем народа Ларисия(1)

А где же «бен Куйя»? А вон он. В «бен Куйю» превратили иные «исследователи», по чистой случайности еврейской национальности, Ахмеда ИБН КУВАИ. Имя обычно скромно опускается — а то сразу ясно, что наш «хазарский полководец» такой же «хазарин» и «иудей», как его тезка, нынешний президент Ирана.

Итак, не было никакого «иудея» Куйи, а был Ахмед ибн Куваи, глава служащего хазарам мусульманского войска из Хорезма, состоящего «на жаловании». Проще говоря — атаман наемников. Его звали Ахмедом, а Кувайей или, если уж так нравится именно это произношение имени, Куйей, звали его батюшку. Наемничество редко бывает наследственным ремеслом — специфика чуть-чуть не та — и батюшка наемника скорее всего сидел себе в родном Хорезме, кем бы он ни был (впрочем, опять же, судя по занятию сына, смело можем предположить, что ни знатностью, ни богатством добрый мусульманин Куйя не блистал), и про Днепр хорошо если слыхал хотя бы.

Самому же Ахмеду город на Днепре было бы затруднительно основать — жил он где-то в середине Х века, когда «Киоава» у греков и «Куявия» у арабов уже давно числилась главным городом «россов» и «ар-рус». О «хазарском» ее происхождении ни те, ни другие странным образом не слыхали.

Теперь несколько слов о Кие. Разумеется, о нем мы можем судить только со слов летописи — как и о Рюрике, Аскольде, Олеге (Дира упоминает тот же Масуди). Нестор сам указывает на свой источник «якоже сказают»(2), то есть эпические сказания (были б просто «разговоры» — написал бы «якоже глаголють»). Предание о Куаре, Мелтее и Хореане у Глака, совпадающее с летописной легендой о Кие вплоть до структуры повествования, сейчас оставляю в стороне. Но вот что такого имени «Кий» у славян не было, это уж, простите, брехня. Сейчас держу в руках «Словарь древнерусских личных собственных имен» Тупикова (Москва, «Русский путь», 2004), и на стр.181 вижу, что производные от него — Кийка, Кияшко — бытовали вплоть до XVII века.

Знакомо это имя и белорусам, и полякам, как указывает болгарский исследователь Ковачев(3). Он же приводит множество примеров городов, сел, урочищ, гор и рощ, получивших название от этого имени и его производных в Болгарии, Югославии, Польше, Чехии, Восточной Германии. Их что, тоже основал бравый папаша Хорезмийского наемника?

А если нет — то какое основание полагать, что он имел какое-то отношение к городу на Днепре?

Я считаю — никакого.

Не было «бен Куйи». А был ибн Куваи, мусульманский наемник из Хорезма, никакого отношения к Киеву не имевший.

А вот легенда о Кие с братьями определенно была, задолго до рождения вожака наемников и его батюшки.

На иллюстрации: мозаика «Кий» на станции «Золотые ворота Киевского метро. На всякий пожарный — а то ведь сторонники хазарской «куйни» обладают примерно тем же своеобычным складом ума, что и оселедцеборцы(4), иногда это вообще одни и те же люди — поясняю: я не считаю, что эта мозаика что-то доказывает. Это просто картинка. И все.


Письмо любезным соседушкам


Но, если Киев не был основан хазарами, то, может быть, он им когда-то принадлежал?

Сторонники этой чудной версии ссылаются на так называемые еврейско-хазарские документы — Кембриджский документ и Киевское письмо.

Ну, «Кембриджского документа» мы уже касались(5). Степень его достоверности, скажем так, невелика, но сейчас это даже не важно. Важнее то, что, повествуя о подвигах отважного Песаха и покорении им русов, «документ» таки молчит, как рыба об лед, про Киев. Вообще ни словом не упоминает его или его окрестности — ничего, что позволило бы думать, что речь о киевских русах. Если Гумилеву и Кожинову нравилось складывать сказки про захват хазарами Киева, про то, что Игорь собирал дань в древлянских лесах не для себя, а для хазарских каганов — кто ж им доктор, и кто доктор тем, кто им поверил?

С Киевским письмом все еще замечательней.

Да, упоминается еврейская община Киева — что знаменательно, назван он именно Киевом, а то уж опубликовавшие и распиарившие «письмо» вкупе с «документом» Голб и Прицак, выцепив в описании Киева Константином Рожденным в пурпуре знакомо звучащее словечко Самбатас, обявили его чуть ли не хазарским названием Киева. Ан нет, и евреи его звали просто Киевом — что уж ту поделать!

Но вот с какими словами община обращается к своим дальним, очень дальним (письмо нашли аж в Каире!) соседям:

мы, община Киева (этим) сообщаем вам о трудном деле этого (человека) Мар Яакова бен Р. Ханукки, сына [добрых людей]. Он был тем, кто дает, а не тем, кто берет, до того времени, пока ему не была предрешена жестокая судьба, и брат его пошел и взял деньги у иноверцев: этот (человек) Яаков стал поручителем. Его брат шел по дороге, и тут пришли разбойники, которые убили его и взяли его деньги. Тогда пришли кредиторы (и в)зяли этого (человека) Яакова, они наложили железные цепи на его шею и кандалы на его ноги. Он находился в таком положении целый год [... и после...] этого мы поручились за него. Мы заплатили 60 [монет] и теперь еще осталось 40 монет; поэтому мы послали его по святым общинам, чтобы они могли оказать милость ему. (6)

Как вам эта история? Вот на этом материале, на истории о том, как еврею пришлось брать в долг у иноверцев, а когда он не смог вернуть долга, суровые местные предприниматели посадили его на цепь (блин! воистину, когда полянин родился, хазарин удавился!), и общине пришлось его выкупать? Голб и Прицак основывают идеи о хазарском Киеве......

Это что — события, какие могли бы происходить на землях иудейской Хазарии?! В городе, контролируемом ею?! Да Киевское письмо — это самый яркий документ, говорящий, что власть в Киеве была у кого угодно, но не у хазар. Характерно, что в Хазарию бедолага Яаков , судя по всему, не пошел — зачем было таскаться в Каир, если денег можно было б набрать в Итиле? В общем, нетрудно догадаться почему — при той «дружбе», какая царила между молодой Русью и каганатом, общину единоверцев хазар развешали бы художественной икебаной вдоль Днепра пр первом намеке на контакты с врагом!

Там еще нацарапаны с краю некие закорючки, которые Голб с Прицаком в азарте приняли за тюркскую руническую надпись «я прочел», но лингвисты для таких выводов оснований не видят(7). Да и не так уж это важно


Хазарские причуды


Какие еще доказательства хазарского присутствия в Киеве находят Голб с Прицаком?

Это киевская средневековая топонимика. Тот же Самбатас — но увы, то же письмо злодейски их подставляет, наглядно показывая, что Киев евреи называли именно Киевом, и истоки загадочного Самбатаса надо икать где-нибудь в другом месте.

Сильно вдохновляет их название Козаре, засвидетельствованное в Киеве середины Х века летописью. Но — нельзя же выставлять , скажем, Прусскую улицу в Новгороде, как доказательство господства в вольном городе пруссов! Даже если бы и имело название Козаре отношение к хазарам — а оно, похоже, не имеет. Названия Козар, Козари, Козаре, Козарвар рассыпаны в Польше, Трансильвании, Венгрии, вплоть до знаменитой боснийской Козары — там, куда каганы Итиля не заглядывали и в самых смелых своих мечтах. Ученые производят эти названия от слова «козарь» — козопас, козий пастух.

Дальше уже начинается форменная порнография и публичное изнасилование, совершенное по сговору группой Голба и Прицака, в особо циничной форме, в отношении киевских топонимов. То у них Копырев конец начинает происходить от «кабар» — мятежников из Хазарии, взбунтовавшихся против иудейской веры и новой власти (и опять же , кроме явной притянутости за уши этой этимологии, остается открытым вопрос — а что бы таким диссидентам делать в подконтрольном хазарам городе), то совершенно очевидно славянскую Пасынчу беседу в какую-то «резиденцию баскака» переделывают...

Опустим, как говорил Марк Твен, завесу милосердия над этой сценой. Если бы какой ученый пытался так «обосновать» присутствие славян в неславянском городе — его давно перестали бы числить в ученых. Такое дозволяется только евреям — и только в отношении евреев.

В общем, Голба и Прицака как-то понять можно.

А вот тех, кто всерьез повторяет этот бред — гораздо трудней.

Ну и под занавес — где археологические доказательства присутствия хазар в Киеве? Скажу честно — я не верю в хазарское господство в Киеве по той же самой причине, что и в теорию Е.С. Галкиной о происхождении русов от «донских алан» салтовской культуры. Будь это так — уж в Киеве-то непременно стояла бы белокаменная салтовская крепость, визитная карточка владык степей. А на практике мы видим, что каменные укрепления в Киеве появляются через полвека с лишним после падения каганата, при Ярославе Мудром.

Итак, позвольте заключить — никакого отношения ни к основанию Киева, ни к власти в нем хазары никогда не имели — насколько можно судить об этом по всей совокупности источников. Еврейская община в Киеве была — вот только место ее там было возле па... эээ... кхе-кхе... нет, не Пасынчей беседы... ну, в общем, далеко от всякого престижа и влияния.

Ну а уж кем считать каждого встретившегося сторонника «черной легенды» о хазарском Киеве, простодырым дурнем или наглым лжецом, решать, читатели, вам самим.

Лев Прозоров


Категория: Озар Ворон

<
23 февраля 2010 12:34 | #1
Ведаслав
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Это они начитавшись Дока на сайте зарубежом ком, начали все и все в евреи красить, они доказывают что и русы это просто древние евреи. Это конечно никак не отменят тот факт, что мы сейчас живем в жыдовском рабстве.

<
23 февраля 2010 23:38 | #2
ruyanin
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Друже Озар! Ты на высоте!!!

<
  • 253 комментария
  • 115 публикаций
24 февраля 2010 15:35 | #3
-1
  • Регистрация: 25.07.2009
 
Чё-то статья не в стиле Озара...Много воды ни о чем...

<
  • 215 комментариев
  • 7 публикаций
25 февраля 2010 10:00 | #4
0
  • Регистрация: 24.12.2009
 
Про чёрную легенду не слышал, но бред ещё тот.

--------------------

<
4 марта 2010 01:30 | #5
medvedev.sereda
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Благодарю Озар, замечательно!

<
  • 919 комментариев
  • 3 597 публикаций
5 марта 2010 15:28 | #6
0
  • Регистрация: 3.07.2009
 
Цитата: scalp
Нас точно делят с очень давних времен, религиями, верованиями, традициями, и языками

Делит себя сам народ, на своих и чужих, и его как раз пытаются смешать в серую однородную массу,превратить в общечеловека. На самом реле религии как раз для объединения в это единое стадо, ибо разливаются из одной бочки лишь с небольшими поправками для каждой народности, или вы не в состоянии отличить негра от китайца, кавказца от европейца?


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "На ... надейся, а сам не плошай"
Ответ:*