Марена Новгородская

Марена Новгородская

Стрибога сестра, Перуна пряха
Даждьбога дочь - моя Мора,
Приди, спряди мою нить, Мора


Знакомство с героиней


В новгородских грамотах 794(1), 798(2), 849(3) и 955(4), датируемых XII веком. упоминается некая Марена.

В грамоте 794 Петр - предполагается, что новгородский боярин Петр Михайлович - просит Марену оказать влияние на князя (!) , когда тот станет наделять купцов (чем и как непонятно, вообще, грамота сохранилась фрагментарно, а прорисовки на "грамоты.ру" куда-то делись:(), причем в этой связи упоминает мор, прошедший зимою.

В грамоте 798 некий Завид требует от неизвестного адресата, чтобы он (она?) велел(а) тому из воих сыновей, у которого есть зерно, отдать дань Марене.

В грамоте 849 Петр (возможно, тот же, что и в первой грамоте) - велит какому-то Демше выдать шесть гривен Микуле Кишке - но только "перед Мареной" и никак иначе, а вот Ярко гривен не давать ни при каких условиях, как бы тот ни упрашивал.

Любопытнее всего четвертая грамота, с которой связан ряд забавных недоразумений(5). Общая же суть в том, что женщина по имени Милуша, обращаясь к Марене, говорит, что Косе Великой (по предположениям ученых, дочери Милуши), "выйти бы за Сновида).

Ниже снова написано имя Марены с ласкательным суффиксом и разукрашенной, будто в летописи заглавной буквой, а потом... вот тут-то и причина недоразумений! - написано "пей пизда и секыль". Журналисты в простоте своей решили, будто Милуша кроет матом адресата письма - стоило ради этого разукрашивать имя Марены столь любовно! Ученые же вносят в вопрос ясность:

"Оказывается, что в русском эротическом фольклоре есть такое же точно восклицание, как в этом письме Милуши : «пей + любое обозначение вульвы». Это глубоко архаичный образ, восходящий к фундаментальному индоевропейскому мифу об оплодотворении Земли, Матери-Сырой-Земли, Деметры — активным началом: Деушем, Зевсом, Юпитером и др. Земля пьёт дождь, проливающийся с неба, и плодоносит.

Современное — «дождь напоил землю» — восходит к такому же образу. Не случайно Зевс оплодотворяет Данаю в золотом дожде. Есть работа Никиты Ильича Толстого о белорусском фольклоре, где есть выражения: «пьян, как мать» и «пьян, как земля» (имеется в виду напоённость Матери-Сырой-Земли). Он же связывает вульгарное бухой ‘пьяный’ с набухать.

Таким образом, восклицание: “пей, мать”, “пей, земля” и даже “пей, п....” — надо понимать как сакральное заклинание с древним, глубоко поэтическим смыслом: «да наполнится, да будет напоено оплодотворяющим началом рождающее лоно!» В устах Милуши почти наверняка это цитата из «срамной песни», которая будет звучать на свадьбе, и она хочет сказать: «Маренка, да пусть же свадьба состоится!»
(6)


Мнения и сомнения


Общее мнение ученых, в частности, исследовавшего этот вопрос А.А. Гиппиуса(7) - что Марена грамот - это Марья, жена того самого боярина Петра Михайловича. Однако при внимательном рассмотрении становится ясно, что вывод этот, как минимум, вызывает сомнения. Нигде и ни в каких источниках Марью, жену Петра, Мареной не называют.

Более того, если историю про передачу шести гривен еще как-то можно увязать с версией о боярыне - хотя совершенно непонятно, отчего ж тогда муж-боярин отсылает распоряжение о вручении денег не самой жене, а какому-то Демше - то остальные не вписываются в нее никаким боком.

Почему боярин просит свою жену повлиять на князя? Боярин, добавлю, новгородский - то есть один из тех, кто, собственно, решает - будет князь и дальше сидеть на престоле Господина Великого, или поедет... куда-нибудь. До абсолютной монархии, когда "августейшие рогоносцы" подкладывали свои половинки монарху в надежде, что "ночная кукушка дневных перекукует" Новгороду XII столетия дальше, чем до Марса!

Почему Марене дают дань? В грамоте употреблено именно это слово. Не подарок, не взятку, не долг возвращают, не оброк, наконец, платят - а дань? Дань платили городам или князьям - это, скажем так, как минимум.

И совсем непонятна грамота 955. Что за торжественность, что за разукрашенные буквы и ритуальные формулы? И почему у Марены просят о том, чтоб состоялась свадьба? Сама Милуша с дочерью зависит от Марены? Но почему тогда не попросить устно? Как-то с трудом представляю холопку, вступающую с хозяйкой в переписку. Да и мало тянет Милуша на холопку - вон, буквы разукрашивает, явно книги читывала...

Сновид зависит от Марены? Это могло быть в двух случаях - или Сновид Марене сын, или холоп. Но партию с холопом трудно счесть завидной, и непонятно, с чего б тогда Милуше так просить об этом браке. А сына по имени Сновид у боярина Петра и боярыни Марьи источники тоже не знают.

Давайте-ка подытожим то, что мы знаем о Марене.

Про Марену упоминается в четырех грамотах.

При этом она сама не написала ни одной.

Марена может повлиять на князя, когда не может повлиять новгородский боярин.

Марена является надежной свидетельницей денежных сделок - гарантом, так сказать.

Марене платят дань зерном.

От Марены зависит - состоится или не состоится свадьба двух свободных новгородцев.

Похоже это на боярыню - жену того самого боярина, который просит ее вразумить князя и требует от слуг давать деньги третьим лицам только перед нею?

Мне кажется, что не очень.


Боярыня или Богиня?


Сам Гиппиус пишет, что имя "Марена - языческое, имеющее глубокие мифологические и фольклорные корни". Однако тут же и садится в лужу, заявляя, что "так называлась деревянная кукла, чучело, которое сжигали или топили в воде в ходе купальских игрищ как символ умирания и воскресения природы".

С тем же успехом я могу написать, что "Иисус Христос - это деревянная доска, перед которой становятся на колени христиане". "Куклу" назвали Мареной потому что она изображала Марену - Маржену, Морену, Морану, Мару - Богиню славян(8).

Известно, что позиции древней веры русов в Новгороде были очень сильны(9). В 1071 году весь в противостоянии христианского епископа и языческого волхва весь Новгород принял сторону последнего.

"Слово о посте", написанное где-то между концом XI и началом XIII века упоминает новгородцев-"словен" в ряду нехристианских народов - вместе с чудью, вятичами, булгарами и половцами. В 1166 году еписком Новгородский Илья утверждал, что земля Новгородская "недавно крещена", и поминал, как очевидец, "первых попов". Археологи обнаружили в Новгороде XII столетия великое множество следов языческих обрядов(10) - идолов, следов жертвенных пиров и заклания животных, а то и людей, ритуальных масок, гуслей и сосудов.

В 1227 году в Новгороде вновь объявились волхвы(11), впрочем, прежней всеобще поддержки уже не получившие, и в конце концов сожженые на костре. Однако еще и в XIV веке(12) берестяные грамоты обращаются с гневным обличением к язычникам.

Вполне естественно, что в городе с такими сильными позициями язычества сохранялся культ древней Богини.


Владычица Жизни и Смерти


Современный неоязычник, как правило, знает о Марене только одно - это "Богиня смерти". Ну и, соответсвенно, верит в легенды о Ее "борьбе" со "светлыми Богами" - благо авторы разной степени талантливости от М. Семеновой до А. Асова, насочиняли уже достаточно много по этому поводу - в зависимости от характера принимая сторону той или иной стороны. Такие, возможно, и поймут упоминание в грамоте с именем Марены зимы и мора, но тема свадьбы поставит их в тупик.

Но наряду с упоминанием Ее Абрахамом Френцелем, среневековым автором, как «De Marzana, Dea Morte, Dea Mortis", т.е. Богини смерти, имеются и другие сопоставления, сильно отдаляющие нас от славянского аналога "старухи с косой".Чешский автор глосс к "Матери слов" споставляет Марену с Прозерпиной - не только владычицей подземного мира, но и подательницей плодов. Ян Длугош сравнил ее с Церерой - Богиней плодородия, и это проясняет для нас вопрос, почему к Марене могли обратиться за помощью в усстрении свадьбы.

Балтский аналог Марене, Мара или Маря(13), сливается в один образ с Богиней Судьбы и родов Лауме - в славянской мифологии ей соответсвует Мокошь. Современные латышские язычники-диевтурибы почитают Мару, как Великую Мать(14).

Возможно, то же превращение Мары-Марены в основной лик Великой Матери, Пряхи Судеб (см. севренорусские мифы о прядущей море или кикиморе), произошло и в Новгороде, благо, население одного из трех древнейших концов Новгорода, Людина, составляли кривичи(15).

Кривичи же наиболее близки к балтам из всех славянских народов, даже само их название сопоставляют с названием языческих жрецов балтов - криве или креве - что косвенное подтверждают такие слова иноземной хроники:

"28 июля 1414 года в деревне Анкаим умер Креве-Кревайть (Krewe-Krewayto) по имени Гинтовт, 74-й первосвященник; с ним пал сан некогда очень важный в делах святых и судебных во всей земле Литовской, Пруссии, Литве, Жемайтии, Куронии, Земгалии, Ливонии, Латгалии и даже в землях кривичских руссов (Creviczensivim Russorum)"(16)

А поскольку для "кривичских руссов" Криве был авторитетом в "делах святых", то мы вправе распространить на них и почитание Марены, как Богини не только, и, может быть, не столько зимы и смерти, сколько судьбы и плодородия(17). Тем более, что грамоты с ее именем найдены как раз в Людином конце, кривичской части Новгорода.

Кстати - обратим внимание на дату, к которой относится свидетельство. Явно ошибаются те, кто полагает слова "русский, русин, рус" уже в XIV веке конфессиональны обозначением православных. Да, "русин или христианин" времен Вещего Олега ушло на много веков в прошлое - но и до толстоевского "руский значит православный" оставалось едва ли меньше.

Кстати, к проявлениям язычества в крещеной Руси относят и обычай насыпать покойнику в гроб зерен(17) - это к слову о "дани Марене", которую предполагалось платить зерном в грамоте 798. Обычай это, как отмечают археологи, был особенно распространен в Новгороде. Здесь как бы объединяются темы плодородия и смерти.

Да, молодоженов на свадьбе ведь тоже осыпали зерном...


Письма Бессмертным


Остается объяснить сам странный, казалось бы, факт написания писем - Богине. Если ясно, зачем писать о передаче денег перед Ее лицом - чтоб Она была свидетельницей договора - если понятно, почему человек, по всей видимости, лишенный возможности совершить подношение Ей, просил об этом других, то зачем людям писать Бессмертной?

Между тем обычай оставлять у святых мест молитвы-записочки сохранился на Русском севере едва ли не до наших дней. Отражением его является и коми обычай "кабала"(18) - когда колдун обращается к лесному духу в записке на бересте, которую выкладывает на урочное место вместе с подношениями - обычай явно заимствованый "заволочской чудью" у более культурных новгородцев.

На Руси же существовал чуть ли не до петровских времен обычай класть в гроб с покойником письма(19) привратгнику иного мира, которым почитали на Руси Николу - заместителя в этой должности языческого Волоса. причем первым известным последователем этого обычая стал никто иной, как очередной выходец с балтийско-славянского севера варяг Шимон-Рюрик, учредитель и спонсор Киево-Печерского монастыря. И я полагаю, что сын Варяжского моря взял с собой на тот свет не византийский пергамент - а бересту, бересту, на которой "людии новгородские от рода варяжска" писали письма - друг другу, и, как теперь выясняется, своим Богам...

Попытаемся теперь перечитать эти письма - не по букве, а по смыслу...

...Марена, вразуми князя нашего, который дары купцам раздавать собрался. Зимний гнев Свой напомни...

...Демша, ты шесть гривен Микуле только перед кумиром Матушки давай. Может, хоть Ее побоится, шильник! А Ярьке не давай, у этого ничего святого нету!..

...скажи сыновьям, кто сможет, пусть зерно за меня принесет Марене-Государыне в дань!..

...Дочке бы моей, Великой Косе, за Сновида бы выйти... Маренушка-матушка, пусть сбудется!..


Петр, конечно, явный двоеверец. А вот Милуша с дочкой и желанным зятем и Завид - могут и "чистыми" язычниками оказаться.

А грамоты с упоминанием Марены становятся из заурядных бытовых писем беценным памятником духовной жизни великого русского города эпохи двоеверия.

Лев Прозоров


Категория: Озар Ворон

<
  • 166 комментариев
  • 0 публикаций
10 июня 2010 05:49 | #1
0
  • Регистрация: 20.02.2010
 
Слава Бо
Можно подробнее о матушке СВА? Откуда тождество с Мареной? Прошу не опираться на домыслы "доцентов с кандидатами"; поскольку Вы художник, мне интересно Ваше вИдение, творческое.

<
  • 26 комментариев
  • 47 публикаций
11 июня 2010 02:29 | #2
-1
  • Регистрация: 9.10.2009
 
начну с более общего, с основ.
Сварга или птица Руах=РУХ - это сила, та што привлекла небесного змеедракона Велеса - космический ветер или Вихрь,
который есть сжатие и расширение(процесс),
одновременный Вдох и Выдох.
Вместе они породили Яйцо Рода.
Велес - это само Время, змей кусающий сам себя за хвост.
Он согревал Яйцо Рода внутри себя.
Сказка про курочку Рябу=Птицу Руах и Деда=Велеса,
они хотели, штобы золотое яичко проявилось, били его, били.
Но оно само треснуло и самопородилось с помощью знания,
в сказке - это мышь(символ знания).
Дед с Бабой стали плакать, спорить между собой,
кто главней. Баба выбила глаз Деду=Велесу=змеедракону
и заточила его в подземелье, иносказательно - лишила света.
Поэтому Велес одноглазый изображается.
у Велеса - четыре Хари - четыре состояния Природы:
Яр=Ярило
Марс=Мороз
Яра=Заря=Жара=Жар Птица
Морось=Мара=Марена
Сжатие - зима и расширение - лето.

СВА - это небеса, МАМА Сварга.
раньше было почитание Матушки Природы,
а старое название планеты нашей - СИМА,
буква "З"появилась позднее в слове ЗИМА,
поэтому я пишу не Земля, а Семля.
Морось - это конденсат, одно из состояний воды.
дождик моросит.
Семля - Мать Сыроти или Мать Сыра Семля.
Усиление получилось Сырая Сырость=Морось.
Теперь про связь СВА и Марена.
Мы живем в небесах на самом деле,
в Окияне небесных Водъ=Ведъ,
т.е. в Мати Сыроти.
Тут образно надо представлять,
што идёт процесс дыхания, одновременный Вдох и Выдох,
а дыхание - это и есть процесс горения.
Небеса, Светоносная сила СВА содержит в себе
все процессы, т.е. постоянное соитие с Велесом.
постоянное единство всех и вся.
Поэтому и говорится, всё Едино.

Ещё один момент, тоже про цельное восприятие.
Говорят, Небо - Бати, Семля - Мати.
БАТИ - это из двух слов сокращение:
БАБА(отец) и МАТИ = БАТИ.
соединение Неба и Семли.
Татьары, казаки шли за Татой,Бати,Батькой,Батыем,
сочетающим в себе небесные и земные знания, Веды=Воды.

<
  • 166 комментариев
  • 0 публикаций
11 июня 2010 06:59 | #3
0
  • Регистрация: 20.02.2010
 
Благодарю Вас, Слава Бо, что поделились своим видением мироустройства. Поделюсь своим. Сва - движение, понятие , которое и определяет сам процесс жизни, т.е сжатие и расширение. Влес (Влас) - сила, усиление. Моро (Меро,) - вселенная. Дед Моро - Тот, который сотворил нас (предок), держащий вечное мировое древо с 9-ю мирами на одной оси. Мара (Морёна) - упокоение, сон, ночь. СВА и Морена - полярные понятия. Это не к оспариванию истины: просто разные взгляды. Источники - сказки,былины, заговоры. Они так мудры, эти древние шифры!

<
  • 26 комментариев
  • 47 публикаций
11 июня 2010 16:54 | #4
0
  • Регистрация: 9.10.2009
 
Это для разыгравшихся детишек сказали,
што придёт МАМА и накажет,
поэтому для непонятливых разделили на добро и зло,
так люди деградировали, што не могли мыслить
целостными категориями.
Щас детишки вообще разыгрались,
и машинкама, и самолетиками, и добрались до Семли,
играют и не понимают.
Непонимание - это и есть морок, заморочки всякие.

Велес - тот, кто передаёт Весть Всевышнего
Волос(Волк,Семаргл) - Волю.
Волхв сочетает Волю и Хварну в себе.
Хварна - это почёт,уважение,накопленный опыт,
отсюда, Хвала.
Чем больше человек при жизни получит Хвалы, Хварны
от людей, тем выше он поднимется к Предкам-звёздам,
(это как топливо для ракеты в иномирье - Хварна людей).
Flis, называй меня на "ты"
у меня хоть и борода, но пока, - не седа :)

<
  • 166 комментариев
  • 0 публикаций
11 июня 2010 19:23 | #5
0
  • Регистрация: 20.02.2010
 
Слава Бо, хорошо, называть буду на "Ты": не в курсе твоего восприятия Вия. Не кидай в меня рваными тапками, считая што(специально избегаю "Ч") на мне сидит морок. Спора тоже не приму: каждому Всевышний даёт свой путь. Если У тебя нет интереса к диалогу на предлагаемую тему -вольному - воля. Не удержусь: отойди от штампов, рассмотри версию о пахтании молока Земун, и Мать СЫра Земля примет не" мокрое"понятие.

<
  • 166 комментариев
  • 0 публикаций
11 июня 2010 23:26 | #6
0
  • Регистрация: 20.02.2010
 
В сети много можно найти, времени нет, вот кратко: № 2 Алатырь -
http://www.knlife.ru/antient-culture/slaviane/svastiki-i-ix-znacheniya.html

<
  • 19 комментариев
  • 0 публикаций
1 декабря 2010 11:23 | #7
0
  • Регистрация: 18.05.2010
 
В принципе правдоподобно, благодарю kolo Автор явно знаком с "Книгой Мары" kolo

--------------------

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
7 августа 2011 17:28 | #8
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Имя какое славное: Великая Коса, а в былинах М. Крюковой ещё есть богатырь Росша-Росша-Росшиби Колпак! Что то я не встречала такие имена в современных книжках типа "Славян родные имена"!

--------------------

<
  • 1 067 комментариев
  • 88 публикаций
7 августа 2011 18:02 | #9
0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Здорово написано! Очень интересно. Выходит правы те, кто утверждает, что мат - сакральный язык наших предков. А не бранные слова, перенятые русскими у "монголов".


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Не зная броду, не суйся в ..."
Ответ:*