Перуница

» » НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЖЕНЩИНАХ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Озар Ворон » 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЖЕНЩИНАХ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЖЕНЩИНАХ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Затурканным бабовластием позднего Совсоюза и стремительно идущим ему на смену феминизмом западного образца современникам нашим старая Русь кажется эдаким раем мужского шовинизма - люди, никогда не открывавшие "Домострой"(*), обычно называют это "домостроевщиной". Женщина тех времен представляется эдакой теремной затворницей, сидящей за прялкой, вопитывающей детей и во всем покорной владыке-мужу.

На первый взгляд, такое мнение может потверждаться тем, что даже в имени женщина Руси зависела от мужа. Конечно, время, когда исследовательница именослова новгородских берестяных грамот поражалась, что во всем их наборе имен нет "ни одного нехристианского женского имени", прошли. Сейчас известно по берестяным грамотам немало женских имен новгородок и их современниц из других городов - Милуша, Великая Коса, Передслава, Сторонька, Нежка, Втора, Неделька, Гостята (удивительный и очень редкий для Руси пример полного звукового совпадения с мужским именем) и пр.

Но таких имен все же много, много меньше, чем обозначений женщин по имени мужа.
Тешковая, Полюжая, Путковая, Надейковая, Нежаткина, Давыжая, Павловая, Иваняя - мы никогда (по крайности, до изобретения машины времени) не узнаем, как звали этих новгородок, жен Тешко, Полюда, Путко, Надейко, Нежатко, Давыда, Павла, Ивана, в девичестве.

Вот уж, казалось бы, кошмар феминисток. Даже в шариатском обществе Джамиля и Гюльчатай сохраняют право на собственное имя - а не на "Абдулловая" какая-нибудь.

Однако...
Однако в каком качестве появляются в грамотах все эти несчастные и обездоленные жертвы "домостроевщины"?
Как ни странно, в качестве равноправных финансовых и торговых партнеров, вполне себе юридических лиц. Они берут или дают в долг, продают и покупают. А мужья? Сейчас уже не скажешь. В деловой поездке, может быть. Или, скажем - вполне может быть - муж не очень надежен, пьет, скажем, а жене доверяют. Или просто жена ведет свои собственные торговые дела, паралелльно мужним.

Для сравнения - в римском праве женщина не является юридическим лицом в принципе. Она - живая собственность "патер фамилия", никаких прав у нее нет. Даже в случае изнасилования - закон ведет речь об ущербе чести и собственности отца или мужа жертвы, но не о ущербе, нанесенном ей.

Женщины Рима не могли также быть стороной в финансовых вопросах.
Интересно, что то же самое положение женщины отмечается путешественниками и в славянских городах южного берега Балтики. Она ведет хозяйство, принимает гостей, воспитывает детей, вдовой по смерти мужа управляет всем домом, имением и челядью, вообще супруга балтийского славянина была не раба, а равноправная мужу госпожа в доме (*).

Как на Руси (где высокое положение вдов отмечено в былинах), так и у балтийских славян вдова была вполне уважаемым лицом, и в качестве домоправительницы и в общественной жизни (в житии Оттона Бамбергского упоминается почитаемая всеми соседями вдова-поморянка, заклятая язычница).

Интересный случай, кстати, у балтийских славян вышел в Константинополе - с ним, собственно, связано первое упоминание о варягах в греческих источниках. Один из варягов попытался изнасиловать женщину. Та, не будь дура, схватила его же меч и заколола горе-насильника. Вся семья, наверняка, тряслась в ужасе - императорского гвардейца!!! Из диких варваров!!!
Что сделали варяги?

Варяги принесли римлянке все имущество убитого - как откуп, за моральный ущерб. А труп сквернавца выкинули на улицу.
Обратим еще раз внимание - имущество было вручено не "патер фамилия", а лично пострадавшей. Дикие варвары, не знавшие римского права, сочли именно ее стороной в конфликте.

А особенно странным нашим современникам - и подавно современницам - покажется, что при этом, довольно независимом положении женщины и в языческой (или недавно крещеной) Руси, и у язычников с "поморья Варяжского" преспокойно существовало многоженство, а женщины сами вызывались идти за мужем на погребальный костер, зачастую споря между собою за эту честь. И, да, бестрепетно оставляли девичье имя, превращаясь в безымянных Ярошковых или там Гюргевых.

Задачка не для средних умов, ага...

http://smelding.livejournal.com/349953.html

http://www.perunica.ru/ozar/2855-neskolko-slov-o-zhenshhinax-srednevekovoj-rusi.html  





НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЖЕНЩИНАХ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Категория: Озар Ворон

<
  • 517 комментариев
  • 12 публикаций
20 августа 2010 17:21 | #1

Babayker

0
  • Регистрация: 25.03.2010
 
Кстати интересный факт прослеживается: у северных народов (уж точно не знаю насчет народов крайнего севера) крайнее уважение было к женщине. В Исландии, к примеру, женщина могла владеть землей; наравне с друидами у кельтов были жрицы и т.д. В противовес - довольно собственническое отношение к женщине в южных широтах.. К чему бы это?
По теме хочется сказать о наболевшем. Сегодня стало модно не брать фамилию мужа, как проявление самостоятельности женщин. Как уж эта дибильная мысль распространилась по малоумным головкам я не понимаю, однако в скором будущем это может носить повальный характер. Еще один гвоздь в гроб семьи br

<
  • 589 комментариев
  • 5 публикаций
20 августа 2010 22:59 | #2

Varulv 2

0
  • Регистрация: 19.05.2010
 
Речь идёт о некоторой имущественной свободе, которая действительно имела место, поскольку хранить домашний очаг иначе и невозможно. Но не следует забывать об остальных правах, в которых женщина (есть несущественная сословная дифференциация) заметно уступала мужу.
По поводу Рима - согласен полностью, но не забывайте о Спарте, где женщина имела беспредельную свободу, по сравнению со остальным Миром.
Домострой - это памятник в основном религиозно-бытового уклада, и не более того.

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
22 августа 2010 00:52 | #3

Dimarik

0
  • Регистрация: --
 
Babayker "В противовес - довольно собственническое отношение к женщине в южных широтах.. К чему бы это?"

Как мне кажется, это связано с условиями жизни в северных широтах, а именно с более суровыми условиями бытия.И как следствие женщина нашими предками рассматривалась не как часть интерьера и тупо самка, а как друг, соратник и первый помощник по жизни..

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
22 августа 2010 01:18 | #4

VEN

0
  • Регистрация: --
 
Согласен. Друг, соратник и помощник. Я даже больше скажу - Подруга, соратница и помощница, мать детей.

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
10 сентября 2010 17:45 | #5

kustik.86

0
  • Регистрация: --
 
"Но таких имен все же много, много меньше, чем обозначений женщин по имени мужа."
Может быть не по имени мужа, а по имени отца? oppa

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
21 сентября 2010 21:05 | #6

HazarinHan

0
  • Регистрация: --
 
Babayker "В противовес - довольно собственническое отношение к женщине в южных широтах.. К чему бы это?"

Последствие многоженства, высокой смертности мужского населения в молодом возрасте, а следовательно переизбытка женского. "Вещь", которую можно легко поменять ценить никто не будет.

<
  • 260 комментариев
  • 4 публикации
8 октября 2010 12:49 | #7

Яр

0
  • Регистрация: 11.12.2009
 
Как картина называется?

<
  • 129 комментариев
  • 3 публикации
9 октября 2010 03:18 | #8

Облако

0
  • Регистрация: 27.03.2010
 
Картина Андрея Ремнёва "Рогатая кичка"

http://www.liveinternet.ru/users/3560015/post128113399/

<
  • 34 комментария
  • 2 публикации
18 декабря 2010 16:17 | #9

Светославна

0
  • Регистрация: 12.12.2010
 
Хочу также напомнить, что возрождая традиции предков, не следует забывать, мы люди 21 века. И как не возможно войти в одну воду дважды (старая вода утекла), так и невозможно соблюдать старые традиции. Благо и традиций то не искаженных христианской хворью у нас почти нет. Да и если бы традиции на протижении веков ни как не менялись, мы бы и сейчас, по традиции каменными топорами бы пользовались. Но каменный век сменился на бронзовый, и если мы хотим не просто тупо существовать, а процветать и развиватся, то мы должны как можно быстрее создать новые традиции русского народа. Ибо евреи обложили нас христианскими и не только христианскими традициями, как охотники обкладывают стаю волков красными флашками, а потом всю стаю гонят на бойню. И только тот спасется из волков кто не испугавшись флажков трепещущих на ветру, через них перепрыгнет. Так и мы должны выйти за пределы общепринятых традиций, в этом залог нашего выживания и процветания. Евреи хотят разрушить семью, как ечейку общества, а мы укрепим семью многоженством с привеликим количеством детей. Я же буду первой в очереди, позволяющей стать второй женой в семье. По ряду причин я не могу быть первой женой, и единственой, но второй женой быть смогу, и смогу пренести семье не малую пользу.

<
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
2 августа 2011 19:05 | #10

А-Я

0
  • Регистрация: 3.08.2011
 
Однако в каком качестве появляются в грамотах все эти несчастные и обездоленные жертвы "домостроевщины"?
Как ни странно, в качестве равноправных финансовых и торговых партнеров, вполне себе юридических лиц. Они берут или дают в долг, продают и покупают. А мужья? Сейчас уже не скажешь. В деловой поездке, может быть. Или, скажем - вполне может быть - муж не очень надежен, пьет, скажем, а жене доверяют. Или просто жена ведет свои собственные торговые дела, паралелльно мужним.

Да, ну... просто "не царское это дело"! Дом вести и хранить очаг - это женское дело. А мужчина - это стратегия сохранения Рода, это воспитание детей, это охрана Рода и семьи.
Поэтому жена - "за мужем". Поэтому она -
Тешковая, Полюжая, Путковая, Надейковая,
... Сегодня ещё осталось: Петринички, Тельчучки, Коржучки... в светской жизни - фамилия по мужу. Но муж к жене обращается не "Машка, поди"... или "Петриничка, сделай"..., а Мария Васильевна, Ольга Петровна... потому что жена уважения заслуживает. И если муж к ней так запросто будет обращаться, то он самого себя не уважает, раз живёт с Машкой.
Уважения заслуживает не только жена, но и её Род, взрастивший её. Потому имя отца-родителя произносится с именем жены.
Испокон так было на Руси.

<
  • 1 073 комментария
  • 91 публикация
2 августа 2011 23:42 | #11

kirrush

0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Цитата: А-Я
Уважения заслуживает не только жена, но и её Род, взрастивший её. Потому имя отца-родителя произносится с именем жены.
Мужик, не уважающий СВОЕЙ ЖЕНЫ - не мужик. Увага - на первом месте. Несмотря ни на что... Скандалы ... Ссоры... Это мелочи. Главное - сТояние духа. ОНО должно быть ОБЩИМ...Совместным... Как иначе?
А как можно жить и не уважать себя (ЖЕНУ)???

<
  • 232 комментария
  • 40 публикаций
3 августа 2011 00:15 | #12

skif71

0
  • Регистрация: 30.04.2011
 
Цитата: kirrush
Главное - сТояние духа

Думаю и не только духа...:) Согласитесь, мужики bm

--------------------

<
  • 1 073 комментария
  • 91 публикация
5 августа 2011 00:31 | #13

kirrush

0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Цитата: skif71
Думаю и не только духа...:) Согласитесь, мужики

Здравия Скиф...
Согласен... bm

<
  • 58 комментариев
  • 0 публикаций
7 ноября 2011 14:00 | #14

BagirochkaL

0
  • Регистрация: 24.06.2010
 
Честно говоря, лица на картине мне совсем славянскими не представляются...какие-то полумонголоидные на мой взгляд.

Думаю и не только духа...:) Согласитесь, мужики

А почему только мужики? Женщины тоже с этой мыслью согласны, я думаю! air_kiss

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
20 января 2016 19:20 | #15

Ластик

+1
  • Регистрация: --
 
По поводу Рима - согласен полностью, но не забывайте о Спарте, где женщина имела беспредельную свободу, по сравнению со остальным Миром. ,Varulv 2 , при всем уважении к вам, Спарта - не Рим. Это Греция. Враг и антипод Рима. Русь и Север вообще - это другая культура. Вдовство почётно. Стать женой младшего по роду - почётно младшему по роду. Его честь - заботится осемье старших по роду. И он имеет право взять другую жену, реальную, не почётную. А это - многожёнство. По христианским правилам. Но не по правилам Руси. На Руси своих не бросали. А это " не по- христианским".

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера